Данная разработка является исследовательской работой окружающему миру. Учащаяся 4 класса собрала материал о своем прадедушке Иване Григорьевиче Гаврилове. В ходе своего исследования она выяснила, что ее прадедушка был участником Великой Отечественной войны и даже участвовал в войне с Японией в 1945 году. Заинтересовавшись историей своего прадеда, она выяснила, что знают одноклассники о событиях тех лет. Провела анкетирование в двух четвертых классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Я помню! Я Горжусь!" »
Новоалександровская районная открытая
научная конференция школьников
Секция: „Юниор "
Название работы: «Я помню и горжусь!»
Автор работы: Гаврилова Екатерина Александровна
Место выполнения работы:
ст.Григорополисская МОУСОШ №18,
4 «а» класс
Руководитель: Букалова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №18
Станица Григорополисская, 2013 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Жизнь в оккупации
Глава 2. Война против Японии
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
В преддверии праздника Дня победы, мы с классом посетили наш станичный музей. К своему удивлению на одном из стендов я увидела своего прадедушку Ивана Григорьевича Гаврилова. Придя домой, я расспросила своих родителей, оказалось, что мой прадедушка был участником Великой Отечественной войны и даже участвовал в войне с Японией в 1945 году. Сам он не любил рассказывать о тех событиях, очень тяжело было вспоминать военные годы.
Заинтересовавшись историей моего прадеда, я решила выяснить, а что знают мои одноклассники о событиях тех лет. Вместе с учителем я провела анкетирование в двух четвертых классах, которое состояло из пяти вопросов, и вот что я выяснила.
Для анкетирования мы взяли пять вопросов. Всего в опросе участвовало 34 человека. Вот так распределились ответы на заданные вопросы.
1. Знаете ли вы о Великой Отечественной войне?
Ответили правильно 34 человека 100%
Ответы учащихся можно было предугадать. Ведь начиная с первого класса, мы очень много говорили о войне. К нам приходили на уроки мужества ветераны войны. В книге по литературному чтению мы прочитали рассказы о событиях Великой Отечественной войны.
2.Знаете ли вы, когда началась Великая Отечественная война (укажите год) и когда она закончилась (укажите год)?
Ответили правильно 31 человек 91%
Ответы меня немного удивили. Я думала, с работой справятся мои одноклассники без ошибок. Но 3 человека запутались в датах.
3. Из каких источников вы узнали о войне.
1.Книги, фильмы 28человек 82%
2. Воспоминания родных и близких 6 человек 18%
4. Есть ли среди вашей родни участники Великой Отечественной войны?
Ответы:
1). Да – 20 человек 59%
2). Не знаю – 14 человек 41%
5. Как вы считаете, надо ли нашему поколению рассказывать о Великой Отечественной войне?
На этот вопрос все дети ответили «да» (100%)
Данные анкетирования показали, что основная масса учащихся имеют общее представление о войне известное по учебникам, фильмам, а сведениями о родных которые воевали в ВОВ, располагают только 18% одноклассников. И, к сожалению, эти данные не полные, так как многих уже нет в живых и об их военной судьбе известно лишь по воспоминаниям родных. Поэтому я считаю, что моя работа будет актуальна.
Не секрет, что с каждым годом эхо войны все глуше, свидетелей того страшного времени все меньше. Да и то, что известно, – это фактическая информация: расположение фронтов, провалы-победы, переломные моменты, «важные» даты... А вот как все происходило в быту, в повседневности, какими были эти люди – герои той войны,с простыми человеческими чувствами, настоящими и искренними – об этой стороне известно не так уж и много. В своем исследовании я постаралась, с помощью книг, писем и документов, «познакомиться» со своим прадедушкой, узнать, каким он был человеком, о чем он думал, о чем мечтал, как преодолевал испытания, выпавшие на его долю.
Целью моего исследования является изучение военного периода жизни моего прадеда Гаврилова Ивана Григорьевича
Постановка целиработы поставила передо мной решение следующих задач:
-выявить круг источников, необходимых для работы;
-опираясь на подлинные документы и устные источники, изучить страницы жизни моего предка;
-проанализировать и систематизировать полученную информацию.
Методами, которыми я пользовалась в ходе своей работы стали:
1.Анкетирование, которое я провела среди одноклассников
2. Беседа с прадедушкой
3. Опрос родственников, знакомых, которые были знакомы с прадедушкой
4. Анализ и систематизация материалов станичного музея и библиотеки.
Теоретическая значимость исследования. В ходе исследования были обобщены и систематизированы мои представления о ходе Великой Отечественной Войны, войны с Японией об оккупации и боевых действиях на Ставрополье, в которых участвовал мой прадедушка.
Практическая значимость. Данные, полученные в результате исследования, могут послужить основой для дальнейшего, более полного изучения этой темы, а также на уроках и классных часах посвященных ВОВ.
Глава 1. Жизнь в оккупации.
Мой прадедушка Иван Григорьевич Гаврилов родился 15 февраля 1927г в Ставропольском крае в-Александровском районе пос. Садовом в семье крестьянина. Был по счету пятым ребенком, всего детей было шесть. В восемь лет пошел в школу, но проучился недолго, спустя какое-то время заболел пневмонией. Положили его в больницу, пролежал он там, около полугода, но лучше не становилось. Через некоторое время врачи выписали прадедушку в очень плохом состоянии, потому что медицина оказалась бессильна. Родителям отдали ребенка практически при смерти. С каждым днем становилось все хуже, отец дедушки начал готовить гробик, мать шила новый костюм. Но видимо судьба распорядилась иначе. Сосед, водитель скорой помощи, видя горе семьи, посоветовал старый уже забытый рецепт: определенный сорт керосина разводится в определенной пропорции и принимается внутрь+растирание. Все равно было уже нечего терять, решили попробовать. И прадедушка пошел на поправку. С каждым днем ему становилось лучше. Когда началась война, прадедушке было 14 лет, он успел окончить 4 класса.
Об оккупации края я познакомилась из книг, которые прочла в сельской библиотеке.
Разрушительный пожар мировой войны, с 1939 года превративший в руины Западную Европу, 22 июня 1941 года перекинулся на территорию Советского Союза. Адская машина Третьего рейха с пугающей быстротой стала осуществлять безумные планы немецкого фашизма.
Не знали жители Ставрополья, что где-то далеко в Германии Гитлер одобрил план по захвату Северного Кавказа. Война, гремевшая в сердце страны, казалось, никогда не проникнет в благодатное Ставрополье. Когда в августе 1942 года посыпались бомбы, жители не сразу смогли поверить и осознать, что фашисты смогли прорваться на Северный Кавказ.
С августа 1942 года по январь 1943 года длилась оккупация Ставрополья. Долгие пять с половиной месяцев, страха, бесчинств немецких карательных отрядов, уничтожение памятников культуры и борьбы за освобождение от ненавистных захватчиков. Жестоко расправлялись оккупанты с непокорными. Тысячи людей были расстреляны, задушены отравляющим газом, замучены в лагерях. Однако фашисты не ограничивались казнями. Составными нового порядка были грабежи населения, конфискация имущества, всяческие поборы, нарушения элементарных человеческих прав, насильственная отправка в Германию. Одновременно с разграблением колхозов, совхозов, предприятий, мирного населения они ввели принудительный труд и систему круговой поруки, повсеместно практиковали массовое истязание советских граждан, избиение «за невыход или опоздание на работу».
В своих воспоминаниях прадедушка рассказывал, как трудно было в военное время детям: работали как взрослые мужчины, ответственность и спрос был такой же, как с взрослого человека. Фашисты практически сразу оккупировали близлежащую территорию, устанавливали свои порядки, отбирали еду. Немцы строго следили за тем, чтобы детям не выдавали больше хлеба. Ребятам, которые работали в мастерской или степи, разрешали выдаче 300 граммов хлеба, затем норму уменьшили до 200 граммов. Зерно, чтобы посеять хоть какой-нибудь урожай, закапывали в землю тайком.
Глубокий след в душе прадедушки оставил расстрел евреев. Шестнадцатилетнего подростка заставили везти на тележке евреев на расстрел. Людей поставили перед яром в линейку и начали расстреливать. Фашистам было все равно кто там: старики, женщины, дети. Крики, мольбы о пощаде невыносимо страшно было наблюдать за этим. Люди падали в яр, в котором уже до этого была гора расстрелянных ранее. Прадедушка с неохотой рассказывал эти моменты, желая сократить все подробности, тяжело было снова переживать эту трагедию. Во всей этой суете на прадедушку мало кто обращал внимание. В телеге в соломе евреи, пока ехали на место смерти своей, смогли зарыть мальчика. Прадедушка, не раздумывая ударил коня плеткой, постоянно оглядывался, нет ли погони, было очень страшно, потому что из-за этого прадедушку расстреляли бы, не раздумывая. Где-то в поле с кукурузой прадедушка остановил коня, мальчишка-ровесник вынырнул из соломы, спрыгнул с телеги, поблагодарил прадедушку и помчался в кукурузу. С тех пор прадедушка о нем ничего не слышал.
Когда прадедушке исполнилось 18 лет, его сразу же забрали на фронт.
Глава 2. Война против Японии
После окончания войны в Европе последним противником стран антифашистской коалиции осталась Япония. К тому времени войну Японии объявили около 60 стран. Однако, несмотря на сложившуюся обстановку, японцы не собирались капитулировать и объявили о ведении войны до победного конца. По итогам Ялтинской конференции, которая состоялась в феврале 1945 года, СССР обязался в течение 3 месяцев перебросить войска из Европы на Дальний Восток и начать масштабное наступление к 8 августа 1945 года, взамен получая Курилы и Южный Сахалин.
Для моего прадедушки война не закончилась в мае 1945 года, вместе с другими советскими солдатами он был переброшен на восточный фронт для борьбы против Японии.
Один из ярких эпизодов тех событий мне рассказал Соловьев М.Г. председатель совета ветеранов колхоза «Россия».
«Хорошо помню рассказ Ивана Григорьевича о том, как ему пришлось воевать на Дальнем Востоке с солдатами Квантунской Армии Милитаристической Японии.
Был он в то время стрелком-снайпером. Было лето. В одном из сражений местного значения командованием было замечено, что снайпер вражеской стороны методически убивает наших солдат и офицеров. Иван Григорьевич был вызван в штаб подразделения, где служил и получил задание ликвидировать вражеского снайпера. Так началась дуэль двух снайперов. В самом конце Великой Отечественной войны кровопролитная дуэль продолжалась несколько дней и бессонных ночей. Опытный Иван Григорьевич нашёл укрытие и вместе с напарницей стали следить за действием врага. На четвертый день ранним утром, когда рассеялся туман, притаившись в своем укрытии, Иван Григорьевич заметил в кроне высокого дерева снайпера-врага. В течение часа Иван Григорьевич ожидал, чтобы убедиться, что именно оттуда стреляют. Прицелившись, короткий щелчок. Из высокого дерева сначала упала снайперская винтовка, а потом и рухнул на землю враг коварный. Напарница сразу выскочила из укрытия взять винтовку, а Иван Григорьевич придержал её, не зная может там ещё есть кто. Когда обстановка успокоилась и не стало больше выстрелов с обеих сторон, тогда Иван Григорьевич и его напарница с группой однополчан подошли к тому дереву. Оказывается, снайпер был не японцем, а русским из белогвардейцев. Трофейную снайперскую винтовку Иван Григорьевич подарил напарнице.
Эпизод может, кому показаться не большой, но он показателен тем, что война жестокое действо, где человеческая жизнь ничего не стоит, что война для солдата тяжёлый труд, где каждый миг можешь пулю получить.
Терпение, умение, находчивость всегда выручало стрелка-снайпера Ивана-Григорьевича Гаврилова. Иван Григорьевич награжден медалью за победу над Японией».
Победу прадедушка встретил в Марийской ССР, станция Суслонгир. Но военная жизнь для него на этом не закончилась. Еще 9 лет прадедушка охранял покой советских граждан в составе Красной Армии и демобилизовался только в 1954 году.
После демобилизации дедушка приехал учиться в ст. Григорополисскую, поступил в техникум, женился на бабушке.
По воспоминаниям Соловьева Михаила Гавриловича (он работал главным агрономом в колхозе «Россия») прадедушка был человек скромный, незаметный, небольшого роста, но большой обаятельной души, горячо любящий свою семью, детей, внуков. Свою беззаветную любовь к семье, к родной земле Иван Григорьевич доказал не только на войне, но и в мирное время, трудясь на полях колхоза «Россия» механизатором, добывая трудом упорным хлеб себе и людям, которого не было на войне. Поэтому Иван Григорьевич всегда говорил: «Берегите дети хлеб и мир на земле»!!!»
Умер 13 апреля 2012г. Но я помню прадедушку очень добрым, скромным, и любящим человеком.
Заключение
История моего рода это небольшая страничка в истории нашей страны и малой Родины, повествующей о величии человеческого духа, о беспредельной любви к родной земле. Для меня мой прадедушка – это достойный пример мужества, стойкости, трудолюбия и бескорыстного служения своей Родине. Я постараюсь с достоинством и честью носить фамилию Гаврилова, и хранить в своей памяти светлый образ своего прадедушки Гаврилова Ивана Григорьевича.
К сожалению, еще остались не известными многие периоды жизни моего предка. Но я постараюсь продолжить свою работу и не останавливаться на достигнутом.
Библиография.
1.Воспоминания Гаврилова И.Г. о годах, проведенных в оккупации.
2.Воспоминания Соловьева М.Г. о Гаврилове И.Г.
3.Фотографии из альбома семьи Гавриловых (фотоархив)
4.Кузьменко Е.С. Сопротивление населения Ставрополья оккупационному режиму в годы Великой Отечественной Войны//Молодежь и образование XXI века: проблемы формирования гражданственности. - Ставрополь,2005.-С. 229-232.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}