Просмотр содержимого документа
«Использование модуля «Обучение критическому мышлению»»
«Единственное счастье в жизни-
Это постоянное стремление вперед…»
Э.Золя
В этом году в нашей школе были организованы курсы «Рефлексия в практике». Я была одним из слушателей этих курсов.
Я работаю над темой «Обучение критическому мышлению».
Современное общество требует изменения в сфере образования, так как сегодня ученик должен быть востребован временем, умеющий рассуждать критический и принимать решения самостоятельно, поэтому, изучая и осваивая « Программу курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня, убедилась в необходимости внесения изменений в практику моей работы, внедрения в неё идей семи модулей Программы.
Успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способов достижения целей, т. е. методов обучения и использование разных видов вопросов на уроках. По характеру вопросов различают уровень мышления по таксономии Блума: знание понимание, применение, анализ, синтез и оценка и все эти виды вопросов я применяла на своих уроках.
После прохождения курсов я планирую все свои уроки, где заранее описываю тему, цель, задачу урока и ожидаемый результат обучения для каждого уровня, а также действия ученика и учителя в течения урока.
Каждый урок я начинаю с психологического настроя, т.к у меня класс предшкольной подготовки я отношусь к выбору настроя очень внимательно. Потому что с помощью создания благоприятной среды я настраиваю их на веселый и удачный урок.
Далее с хорошим настроением мы повторяем пройденные темы с помощью вопросов или игры « да -нет», « аэробика для мозга»и т.д.Перед основной частью урока я делю учеников на группы.
Основная часть урока состоит из трех заданий.
В первом заданий (знание понимание) повторяя пройденные темы, я поэтапно задаю вопросы, касающиеся новой темы, что позволяет ученикам самостоятельно называть тему урока, иногда цель урока. Затем мы с детьми обсуждаем. выполняем, решаем устно задании я и упражнения и самооцениваем усвоения нового урока с помощью стратегии « Плюс, минус, интересно», «светофор» и кулак и пять пальцев. Учитывая возрастные особенности во время оценивания, я в основном выбираю стратегии, где ребята показывают карточками или жестами.
Во втором задании (применение, анализ) ребята в начале работают индивидуально с учебником, затем парной работой и групповой работой.
С помощью групповых работ ученики класса предшкольной подготовки развивают свои речевые навыки и учатся слушать и не перебивать, не перекрикивать друг друга, соблюдая правила работы в группе которые сами составили. Во время групповой работы ребята охотно делились своими мыслями друг с другом, кто то в процессе данного диалога узнавал, что то новое для себя, кто то не соглашался с мнением своих товарищей.
Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задаёт важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки . Для того чтобы ученики усвоили тему хорошо, использовала метод групповой работы, где дети обсуждали анализ своей работы. В ходе выполнения работы, для того чтобы выяснить степень понимания учеников, подходила к группе , и спрашивала «все ли вам понятно?».
Для того чтобы включить язык мышления в планирование и оценить насколько учащиеся запомнили теорию, мною были заданы вопросы низкого порядка. Во время групповых работ они выполняют основное задание которое показывает степень усвоение нового материала. В этой части урока я использую метод критического мышления и разные методы взаимооценивания.
После групповых работ я всегда организую разные, веселые физминутки которые помогают снять напряжение после вопросов высокого порядка. Учащиеся увлечённо выполняли упражнения.
В третьем задании (синтез и оценка) ученики работают самостоятельно, затем отвечают на вопросы. Самооценивают и взаимооценивают с помощью разных стратегий оценивания, где ученики могут сами оценивать свои знания, а также анализировать свои допущенные ошибки. Для того чтобы решить данную проблему, проанализировав проведенные уроки, мною и учениками были разработаны критерии для оценивания. При помощи разработанных критериев, ученики стали объективно оценивать друг друга, увидев и проанализировав допущенные ошибки.
На этапе заключения, мы с учениками вставали в круг. Ученики по кругу высказывались одним предложением, дополняя начало предложенных фраз: «Сегодня я узнал, , «Было интересно,составлять диаграмму Венна», «Я научился. Такая работа помогла выявить главные моменты урока, поговорить о том, что не получилось, оценить свою работу на уроке.
На этапе рефлексии для выяснения степени понимания учебного материала ученики само оценили себя по стратегии « Кулак и пять пальцев». Учитывая то что все ученики поднимали пять пальцев, я сделала вывод о том, что они все усвоили данную тему.
Рефлексия урока:
На уроке соблюдались принципы научности, наглядности, связь с жизнью, доступности, систематичности и последовательности. Темп урока оптимальный. Перегрузки учащихся как физической, так и психической, на мой взгляд, не было благодаря смене видов деятельности.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепощать» их мышление.
Показателями наличия познавательных интересов и высокой работоспособности учащихся служат:
• эмоциональный отклик,
• увлечённость процессом деятельности;
• активность в течение всего урока.
На данных уроках были реализованы современные подходы к уроку казахского языка, обучения грамоте и письма, английский язык, художественная литература, математики.
В основу построения данного урока положены методы и подходы по внедрению семи модулей, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе в сотрудничестве с различными видами информации.
Познавательные учебные действия формировались на всех стадиях урока, при помощи стратегий и приёмов технологии критического мышления.
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
• прогнозирование темы урока
• целеполагание урока
• осознание качества и уровня усвоения учебного материала
В ходе урока старалась придерживаться демократического стиля общения, поддерживала благоприятную среду. Считаю, что на уроке были созданы благоприятные условия для обучения, обстановка была доброжелательной для учебной работы. Учащиеся были мотивированы выполнять задания не ради получения хорошей оценки на уроке, а исходя, из внутренней потребности выразить свои мысли.
Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и свою.
В результате самоанализа данного урока пришла к выводу, что, несмотря на сложности в организации такого урока, работа на уроке была интересной и продуктивной. Мне предстоит ещё совершенствовать и изменить обучение для полноценного развития учащихся. Размышляя над тем, насколько успешно применила на уроке ключевые идеи Программы, убедилась в необходимости продолжения поиска в данном направлении. Так как именно при такой форме работы на уроке возрастает реальная помощь каждому ученику, как со стороны учителя так и своих одноклассников. Оказывая помощь другому, субъект актуализирует свои знания. В этом состоит залог успеха.
Интегрирование семи модулей Программы в учебный процесс дало мне возможность работать активном классе, способствовало вовлечению всех учащихся в работу.
Я понимаю, что мне ещё предстоит учиться работать по –новому, постоянно оттачивать своё мастерство и самосовершенствоваться. Но ещё я поняла, и это главное, что уже не смогу работать как раньше.
Работая в классе предшкольной подготовки по новым технологиям мы испытали некоторые затруднения в работе. Особенно трудно дается работа детей в группах, т.к учитывая их возраст, темперамент дети не могут найти друг другу подход, где встречаются лидеры и всю работу они берут на себя.
И именно здесь нужно сформировать коллектив, проявить к ним дружелюбие, внимание. При проявлении лидерства очень сложно отметить лучших, т.к они воспринимают это болезненно и хотят все быть лучшими. Здесь помогают смайлики, они подбадривают учащихся, у них есть желание работать. Радует нас парные работы т.к дети активно и с настроением выполняют работу. При самостоятельных работах дети активно работают без помощи учителя. Это нас радует т.к. мы их приучили к самостоятельности.
В дальнейшем буду проводить уроки с внедрением семи уроков Программы. Это поможет сделать уроки интересными, что будет способствовать повышению качества знаний учеников, развитию у них навыков критического мышления, способности обучаться самостоятельно и применять полученные знания в жизни, т.е. адаптации и реализации себя как личности в современном мире.
Учитель сегодня меняет ход размышления о своей практике на основе идей, рассматриваемых в Программе. Следовательно, учитель является стержневой фигурой, который сможет внести в практику новизну и тем самым оказать своевременную помощь ученику.
Необходимость внедрения модуля настолько очевидна, что должна применяться на каждом уроке. Я понимаю, что за три урока не научишь всех учеников в полной мере навыкам критического мышления. Применяемые мною задания и стратегии активизировали моих учеников к поискам ответов, однако пока не побудили их самих задавать вопросы, кроме уточняющих вопросов. Надеюсь, шаг за шагом, руководствуясь основными идеями модуля и применяя в своей практике разнообразные стратегии, повышающие интерес к изучаемому материалу, эффективность восприятия информации, способствующие ответственному отношению учеников к собственному образованию, мы вместе с моими учениками дойдем и до этого уровня познания.
Основные параметры критического мышления, которые наполняют содержанием и определяют цели образования, это восприятие современного мира целостно, познание мира во взаимодействии всех его сторон и себя в этом мире, открытость личности по отношению к новому, умение видеть альтернативные пути решения проблемы, преодоление стереотипов.
Я считаю, что вся система обучения должна строиться на использовании этого модуля. Ведь ученик не просто учится и познает, а делает это в сочетании с анализом, способностью к суждению и доказательству. Целью данного модуля является развитие мыслительных навыков у учащихся.
Внедрение модуля «Обучение критическому мышлению» в свои уроки, на мой взгляд, является важным шагом и наиболее актуальным на сегодняшний день. Благодаря активному внедрению этого модуля в процесс обучения мы достигнем главного – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни. Использование различных приемов, стратегий стимулирует учеников к доказательствам на основе приобретенного опыта.
В целом критически мыслящие учащиеся активны, задавая вопросы и анализируя доказательства, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны, относясь к визуальным, устным и письменным доказательствам со скептицизмом; открыты для новых идей и перспектив. После проведения каждого урока приходилось осмысливать все моменты урока, чтобы проанализировать, что получилось хорошо, а что не очень, а что может совсем пошло не так как ты хотела, затем предпринимать какие-то другие шаги для получения лучшего результата. На следующих уроках ученики уже более требовательнее отнеслись к оформления своих работ. И конечно еще много проблем стоит передо мной, чтобы работа на уроке была доведена до совершенства, над, чем необходимо учиться и применять, на уроке.
А критически мыслящий учитель осознает цели обучения, анализирует соотношение между целями и работой учащихся и их достижением, сравнивает разные уровни понимания и навыков, демонстрируемых учащимися, делает выводы об относительном успехе и провале деятельности учеников, применяет знания, полученные при полученных выводах на следующем занятии.
Подводя итог своих уроков, я с уверенностью могу сказать, что на уроке основной являлась деятельность учащихся, а учитель исполняет функции координатора деятельности обучаемых. В дальнейшем я и мои учащиеся продолжим отрабатывать навык четко формулировать цели и задачи предстоящей работы, принимать совместное решение проблем.
Одно из важных качеств учителя- способность и желание «расти». Чтобы иметь право учить, нужно постоянно совершенствоваться. Я смогу быть интересной и полезной своим ученикам. Конечно, мне не удается быть всегда рядом с ними, поэтому я должна научить их самостоятельно добывать знания, находить правильные решения в тех или иных жизненных ситуациях. В конце я хочу привести совет известного философа Ф.Ницше: