Рефлективный отчет об использовании модуля обучение критическому мышлению в планировании серии последовательных уроков
Рефлективный отчет об использовании модуля обучение критическому мышлению в планировании серии последовательных уроков
Данный отчет подготовлен по использованию модуля обучения критическому мышлению в серии последовательных уроков по литературе 10 класса. Цель работы - показать эффективность применения стратегий технологий критического мышления на уроках литературы, что дает учителю и ученикам обучение по этим технологиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчет об использовании модуля обучение критическому мышлению в планировании серии последовательных уроков »
Кудабаева Айшолпан Нурановна Портфолио учителя Отчет А
Группа№ 1 3-го уровня
город Актау 15.11.2013
Рефлективный отчет об использовании модуля обучение критическому мышлению в планировании серии последовательных уроков
Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам
максимум знаний, а в том, чтобы привить им
интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер
Прохождение курсов, можно сказать, изменило мое представление о своей работе.Ознакомившись с программой,осмыслив и оценив ее, мы стали сами критически размышлять о целях своего преподавания, об эффективности методов и приемов обучения, которыми мы пользовались ранее, т.е. обучение на этих курсах заставило меня задуматься о том, как мы учим детей, каких целей мы хотим достичь. Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания,основанной на трансляции готовых знаний, недостаточно могут развить глубокое понимание предмета учеником, использование их вне класса,в различных жизненных ситуациях.Вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для жизни в 21 веке и в последующих веках, является важной и стимулирующей целью для нас, учителей. Мы должны сформировать у учащихся навыки обучения тому, как обучаться, помочь детям стать независимыми, увлеченными, уверенными, ответственными личностями, с развитым критическим мышлением. Внедрение модуля критического мышления учит размышлять, рассуждать, расширять кругозор, воображение, развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Благодаря критическому мышлению работа в классе превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению поставленных задач. На курсах мы познакомились с семи модулями программы, на которые мы будем опираться при разработке наших уроков. Все модули программы взаимосвязаны между собой, их можно интегрировать на уроках. Я сделала акцент на модуле обучение критическому мышлению, так как этот модуль наиболее эффективен при достижении целей обучения современного мира, и он тесно связан с другими модулями. Какой же современный урок без использования ИКТ? Ученики должны самостоятельно добывать информацию для последующего ее анализа и осмысления. Используя методы и приемы критического мышления через чтение и письмо, разрабатывая задания разного уровня, мы проводим работу с талантливыми и одаренными учениками, учитываем возрастные особенности учащихся. И, конечно же, где и в какой форме работы ученики учатся размышлять, слушать мнения друг друга, строить собственные суждения, учатся взаимодействовать друг с другом? Конечно, при использовании модуля новые подходы в преподавании и обучении, когда через диалог, через работу в группе, обучаясь тому, как обучаться, учащиеся развивают критическое мышление, самостоятельность. Внедряя в свою практику идеи программы и вовлекая в этот нужный процесс своих коллег, совершенствуя свою практику, основанную на исследованиях и инновациях, мы вносим вклад в создание и распространение профессиональных знаний. Таким образом, работает седьмой модуль программы – управление и лидерство в обучении. Во время практики я выбрала для своего исследования 10 «А» класс. Этот класс с 12-летним обучением образования. Обучаясь на курсах, я поняла, что идеи программы соотносятся с целями и ожидаемыми результатами внедрения 12-летнего образования в Казахстане. Главной целью 12-летнего среднего образования является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих интересах, так и в интересах общества. Технология критического мышления помогает готовить детей нового поколения (в соответствии с новыми стандартами образования), умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Также уроки, основанные на обучении критическому мышлению, способствуют развитию литературного языка, обогащению словарного запаса и грамотного строя речи учащихся. Все свои серии последовательных уроков я построила на трех этапах технологии критического мышления. Конечно, на четырех уроках невозможно сразу научить учеников критически мыслить. Главное, что этот процесс начался. Целью моих уроков было развитие умения критического мышления, умение взаимодействовать в группе, умение самостоятельно добывать информацию и ее осмысливать. На первом этапе вызова я старалась побудить у учащихся интерес и мотивировать к уроку, к изучаемой теме, определить знания, которые они уже имеют по этой теме. Например, на первом уроке по теме «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта» сначала создала эмоциональный настрой на урок, используя метод ассоциации к слову «комфорт». Ученики сначала раскрыли значение этого слова, затем подбирали к каждой букве этого слова такие существительные, которые ассоциируются с этим словом. Например, ученики подбирали такие слова, как красота, компьютер, отдых, общение, объединение, мнение, мечта, мысль, фантазия, факты, работа, радость, труд, творчество, тепло и т.д. При опросе домашнего задания ученики обобщили тему «А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума»» составлением кластеров, очень эффективным приемом критического мышления на любом этапе урока. Чтобы вызвать интерес к изучаемой теме и мотивировать их к последующему этапу работы, использовала прием верных и неверных утверждений. Ученикам давались утверждения по жизни и творчеству А.С.Пушкина, на которые они должны были ответить «да» или «нет» и аргументировать свои ответы. Например:
-Девичья фамилия матери Пушкина, Надежды Осиповны, Ганнибал. Так ли это?
Ученики обдумывают ответ на вопрос, отвечают «да» и приводят в доказательство, что она была внучкой Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Пушкина, от которого он унаследовал свою необычную внешность. Я задаю вопрос:
-А кто такой Абрам Петрович Ганнибал? Какое произведение Пушкин посвятил своему прадеду? У детей появляются разные мнения насчет этого вопроса, и я говорю учащимся, что об этом мы узнаем на следующем этапе урока, самостоятельно добывая информацию. На этапе осмысления, чтобы раскрыть тему, организовала работу с иллюстрациями. Группам раздала иллюстрации, по которым они должны были составить рассказ о каком–нибудь периоде жизни поэта. При этом я сказала, что они могут работать в паре внутри группы. При выполнении этого задания ученики самостоятельно в группе обсуждали тему, искали информацию, обрабатывали его и готовились к выступлению. Такие задания помогают развивать речь учащихся, учат выступать. На этапе рефлексии я предложила ребятам составить синквейн, тоже часто использующийся учителями прием на стадии подведения итогов урока. При составлении синквейнов ученики творчески мыслят, описывают свои текущие впечатления, ощущения и ассоциации. Этот вид приема критического мышления помогает ученикам обогащать словарный запас, подготавливает их к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. И еще одна особенность, этот вид работы получается почти у всех ребят, конечно, у некоторых с ошибками в построении и в грамматике. Но они активно вовлекаются в работу. И от учеников можно услышать разные, порою очень необычные, интересные мысли. Например, одна ученица составление синквейна о Пушкине закончила словом «вечность», говоря, что Пушкин живет вечно в наших сердцах.
-Пушкин!
Великий, гениальный.
Сочинял, восхищал, страдал.
Пушкин-солнце русской поэзии.
Вечность!
Еще одна эффективная сторона этого приема при таком виде работы раскрываются ученики «тихие». Одна девочка у меня, Мадина, она всегда была слабой, «тихой» ученицей. Вот этот вид работы она так хорошо усвоила, придумывала такие слова, что я сама удивлялась. Я всячески поощряла ее, и она с каждым разом стала активно включаться в работу.
При рефлексии деятельности учеников по данной теме я использовала прием «плюс, минус, интересно». Плюс – это то, что им понравилось на уроке, минус – то, что не понравилось, было непонятным на уроке, интересно –это то, что им было любопытно, хотелось бы больше узнать. Ученики устно отвечали по этой таблице. Одни ученики сказали, что им понравилось составление синквейна, другим понравилась работа с иллюстрациями. Одна из учениц сказала, что интересна судьба Натальи Гончаровой, которая вторично вышла замуж. Ей хотелось бы узнать, как сложилась ее дальнейшая судьба. Другая сказала, что она хотела бы подробнее узнать о дуэли Пушкина. Таким образом, я видела, как менялись дети, как менялось их мышление. Следующие три урока я провела по роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин».Ученикам предстояла очень большая работа над текстом и над его анализом. Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления. На этом уроке при делении учеников на группы я уже вызвала интерес к уроку. Я разделила детей на 3группы по жанрам произведений Пушкина, дав каждому стикер с названием произведения Пушкина. Все узнали, что это произведения Пушкина, поняли, что у кого –то стихи, у кого-то прозаические произведения, у третьих –драматические произведения, предназначенные для сцены. Провела небольшую беседу о родах и жанрах литературы и сказала, что им сегодня предстоит разобраться в жанровом своеобразии и композиции произведения Пушкина, о котором он писал своему другу Вяземскому: « Я теперь пишу не роман, а роман в стихах –дьявольская разница». Также на стадии вызова показала ученикам видеофрагмент из фильма «Онегин»(1999), где прозвучало знаменитое «Письмо Татьяны к Онегину». Ученики сразу поняли и определили тему и цели первого вводного урока по роману Пушкина. На протяжении урока ученики по ходу заполняли таблицу «ЗУХ». Прежде чем начать основной этап, ученики заполнили первую графу таблицы. Они записали то, что они знали по этой теме раньше. Например, они уже знали главных героев, что это роман о любви, о письме Татьяны. На стадии осмысления я использовала метод джигсо. Плюсы этого метода:
Ученики работают вместе и лучше усваивают весь материал за короткое время.
Это упражнение может заменить объяснение нового материала.
Метод поощряет участников помогать друг другу в получении нужной информации.
Школьники сами участвуют в процессе преподавания.
3 группам были даны разные задания. Группы состояли из 4-х учеников. 1 группа исследует тему «Жанровое своеобразие романа. История создания», 2 группа защищает тему «Композиция романа, сюжетная линия», 3 группа–
«Критика о романе. Онегинская строфа». На исследование тем я дала 10 минут. Ученики самостоятельно в группе ищут материалы, записывают, обсуждают в группе. Затем 1 из членов группы остается в группе как наблюдатель, эксперт (эту роль в основном взяли на себя сильные ученики),еще 1ученик для работы в группе, а остальные члены групп распределяются по другим группам и делятся с ними своей информацией, слушают их информации. На это я дала 5 минут. После этого действия ученики возвращаются в свои места. Чтобы проверить понимание, осмысление учениками тем, провела беседу в форме вопросов и ответов. После проведения урока я поняла, что этот прием требует много времени на уроке, но эффективность большая. Ученики при такой форме работы обучаются тому, как обучаться. У них развивается самостоятельность, они учатся друг у друга, взаимодействуют друг с другом, оценивают друг друга, повышается интерес к уроку, к изучаемой теме. Также на этом уроке у нас была еще одна задача – познакомиться с 1 главой романа. Для эффективной и рациональной работы над текстом я использовала прием критического мышления «чтение с остановками». Этот прием направлен на формирование у учащихся навыков вдумчивого чтения. Прием работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух. Для этой работы я выделила в 1 главе наиболее важные части (а остальные части дала на самостоятельное чтение дома) и дала установку, что после этой работы они должны составить кластер о главном герое Онегине, используя выражения и слова из текста. После каждой остановки, они себе записывают нужные моменты. И на этапе осмысления уже по этим записям они составили кластер, обобщив, что они узнали о герое из описания одного дня его жизни. При составлении кластера они использовали выражения из текста «добрый приятель автора», «родился на брегах Невы», «молодой повеса», «проказник», « ученый малый, но педант», « как dandy лондонский одет»,
« рано в нем чувства остыли» и т.д. Конечно, при проведении урока с моей стороны были недочеты. Их я обязательно буду учитывать при дальнейшей своей работе и отрабатывать. Но главное я видела, я чувствовала, что дети заинтересовались. Ученики стали активно вовлекаться в работу, никто из учеников не сидел пассивным на моих уроках, у них появилось желание. На следующих уроках мы продолжили работу над изучением романа «Евгений Онегин». Третий урок мы посвятили продолжению анализа образа главного героя Онегина в сравнении с Ленским. На стадии вызова я дала на размышление строки из 2 главы романа, которую они должны были самостоятельно изучить дома:
«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…»
О чем хотел сказать автор? Почему он использует такой прием контраста (антитезы)? Какой из этих ассоциаций подходит к образу Онегина, а какой – Ленскому? На стадии осмысления я даю группам одинаковое задание –работая над текстом, заполнить сравнительные таблицы Онегина и Ленского, используя выражения из текста. Также в третью графу таблицы вписать, какие общие признаки есть у героев. Следующий прием на уроке, который я использовала прием «тонких» и «толстых» вопросов. Они могут быть использованы на любой стадии урока. На стадии осмысления- это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания. Группы должны были составить по 3 тонких и толстых вопроса по изучаемой теме и задать их другой группе. Например, ученики составили такие вопросы:
Тонкие
Толстые
Кто был секундантом Ленского на дуэли?
Что такое дуэль?
Из-за чего Ленский вызвал Онегина на дуэль?
Где получил образование Ленский?
Кого из героев можно назвать романтиком, а кого –реалистом, практиком?
Почему состоялся дуэль? Можно было ее избежать?
Как вы думаете, о чем предвещал сон Татьяны?
Можно ли назвать отношения между Онегиным и Ленским дружбой?
Какие черты характера Ленского близки автору?
Можно ли оправдать Онегина?
При этом методе развивается у учеников умение формулировать вопросы по прочитанному тексту, уметь составлять вопросы более высокого порядка, которые заставляют задуматься, работать мышлению. На стадии рефлексии содержании учебного материала предложила группам составить схему «фишбоун».1 группа – на причины становления Онегина «лишним человеком» своего времени. 2 группа – на причины трагического финала жизни Ленского. Этот метод активного обучения помогает учащимся обобщить, осмыслить тему, сделать выводы, предложить пути решения проблем. С этим приемом я познакомилась во время 1 этапа курсов и решила его попробовать внедрить в свою практику. Конечно, не сразу ученики научились составлять такую схему, но, я думаю, постепенно я их этому научу. И на четвертом уроке по теме «Татьяна, милая Татьяна! Татьяна Ларина — пушкинский идеал женщины. Онегин и Татьяна» я опять использовала на стадии вызова прием верные и неверные утверждения, на стадии осмысления групповую работу, на котором ученики изучили и сравнили самые ключевые моменты романа - письма Татьяны и Онегина, два свидания героев. Через эти сравнения они выявили основные черты Татьяны, еще более углубились в анализе образа главного героя Онегина. На стадии рефлексии я предложила ребятам составить синквейны о Татьяне или об Онегине. Также одаренным детям дала задание написать эссе о героях. Таким образом, применение модуля обучения критическому мышлению, я считаю, самый эффективный метод в достижении цели новой программы, по которому мы проучились на этих курсах. Проанализировав свою практику, я убедилась, что работать по новой программе, используя модуль обучения критическому мышлению, умело и эффективно интегрируя ее на уроках с другими не менее важными модулями, можно достичь хороших результатов в процессе обучения. Умелое сочетание технологий критического мышления с другими важными частями программы дает ученику:
повышения интереса к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
умение критически мыслить;
умение ответственно относиться к собственному образованию;
умение работать в сотрудничестве с другими;
повышение качества образования учеников;
желание и умение стать человеком, учиться в течение всей жизни;
учителю:
умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления самостоятельности в процессе обучения;
стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
стать источником ценной профессиональной информации для других учителей