Работа секции педагогов дополнительного образования
Интеграция – это процесс объединения усилий различных педагогов в единое целое для достижения поставленной цели.
Цель: в рамках системы образования – создание целостного образовательного пространства как условия развития личности.
Основанием для интеграции общего и дополнительного образования является предстоящий переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), которое предполагает взаимодействие в рамках учебного процесса во внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеграция общего и дополнительного образования »
Интеграция – это процесс объединения усилий различных педагогов в единое целое для достижения поставленной цели.
Цель: в рамках системы образования – создание целостного образовательного пространства как условия развития личности.
Основанием для интеграции общего и дополнительного образования является предстоящий переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), которое предполагает взаимодействие в рамках учебного процесса во внеурочной деятельности.
Уровни интеграции дополнительного и других сфер образования
1. По субъектам - личностям:
Уровень
Характеристика уровня
уровень
личности ребенка
Формирование целостной личности ребенка, индивидуального образовательного пространства в соответствии с заказом ребенка
на дополнительное образование; при этом цели, содержание, масштаб
и формы интеграции должны определяться самим ребенком
уровень
педагога
формирование образовательного пространства руководимого образовательного объединения, дидактического, методического, педагогического, коммуникативного и других аспектов интеграции
уровень
органа управления
формирование образовательного пространства УДО через реализацию вариантом интеграции целей, уровней, функций и технологий управления
Уровни интеграции дополнительного и других сфер образования
2. По образовательным пространствам
Уровень
Характеристика уровня
уровень
предмета
формирование внутрипредметных связей в соответствии с целью целостного представления предмета; цели, содержание, масштаб, формы интеграции определяются педагогом и оформляются в виде однопредметной дополнительной образовательной программы
уровень
комплексной
образовательной программы
формирование межпредметных связей; оформляются в виде комплексной или интегрированной программы одним или несколькими педагогами
уровень
учреждения
образования
формирование образовательного пространства учреждения; программы учреждения оформляется в виде программы учреждения
Уровни интеграции дополнительного и других сфер образования
3. По внутреннему и внешнему управляющему воздействию
Уровень
Характеристика уровня
Внутренняя интеграция
Создание вариантов интеграциив рамках интегрированных программ, образовательных объединений, структурных подразделений, учреждения в целом
Внешняя интеграция
Создание вариантов интеграции на уровне социума, региональной (муниципальной образовательной системы )
Внешняя интеграция ОУ:
1. С учреждениями образовательной сферы в целях:
организации культурно-массовых мероприятий; проведения и помощи в проведении конкурсов, фестивалей детского творчества; создания
совместных концертных, досуговых программ; создания
совместных творческих проектов.
2. С учреждениями социальной сферы - (больницы, поликлиники, дома-интернаты) в целях проведения
благотворительных акций, концертов и т.д.
3. С учреждениями культуры и спорта в целях: участия в соревнованиях, турнирах, фестивалях, концертных программах; проведения детских праздничных программ; проведения и помощи в проведении конкурсов, фестивалей детского
творчества и т.д.
4. С административными учреждениями, организациями (отделом молодежи) в целях:
поддержки молодежных инициатив; предоставления концертных программ к календарным датам; проведения районных праздников.
Характеристика уровней внутренней интеграции в образовательных учреждениях
Уровень ситуативной (формальной) интеграции:
интеграция осуществляется ситуативно, у субъектов отсутствуют осознанные цели необходимости осуществления интеграции;
отсутствуют оформленные в документах цели, план и программа интеграции;
не определены должностные обязанности по воплощению интеграции;
нет системы мониторинга внутренней интеграции;
преемственность учебных и воспитательных планов и программ осуществляется на уровне отдельных педагогов;
низкая мотивация педагогов на участие в процессах интеграции, не сформированы отношения взаимопомощи и сотрудничества;
процесс обогащения субъектов интеграции знаниями и опытом совместной практической деятельности системно не управляем;
слабое проявление интеграции не приводит к формированию целостного восприятия педагогами образа воспитательного пространства учреждения дополнительного образования.
Характеристика уровней внутренней интеграции в образовательных учреждениях
Высокий уровень «внутренней интеграции» в ОУ:
цели интеграции приняты, сориентированы и осознаны всеми субъектами взаимодействия;
определена программа, план внутренней интеграции, направленные на организацию преемственности учебных и воспитательных планов и программ ОУ, организацию общих дел;
разработана система информации о деятельности субъектов интеграции;
субъекты деятельности осознают необходимость и мотивированы на участие в процессах внутренней интеграции;
системно проводятся совместные дела между педагогическим и детскими коллективами, происходит взаиморазвитие субъектов и учреждения в целом, формируются отношения сотрудничества и сотворчества;
осуществляется мониторинг результатов внутренней интеграции;
система деятельности и информационного обмена способствует созданию индивидуальных образовательных маршрутов детей;
разработана система управления процессами «внутренней интеграции» в ОУ;
сформировано целостное восприятие педагогами образа воспитательного пространства ОУ.
Уровни отношений между образовательными учреждениями:
добрососедский (школа знает о существовании УДО и благожелательно относится к занятиям в нем своих воспитанников; происходит обмен основной информацией);
партнерский (оба учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с отдельными общерайонными или общегородскими мероприятиями; привлекают материальные и кадровые возможности друг друга для решения отдельных проблем; то и другое учреждение может рассчитывать на определенную помощь своего партнера).
интеграционный (учреждениям удается создать единое образовательное пространство, в котором два автономных учреждения решают общие проблемы и согласовывают действия друг с другом).
Формы сотрудничества УДО и школы
создание в стенах общеобразовательных учреждений отдельных творческих объединений детей ;
проведение уроков по некоторым общеобразовательным предметам на базе УДО;
создание в учреждениях дополнительного образования детей условий для проведения различных воспитательных мероприятий для учащихся;
проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов силами школ и учреждений дополнительного образования детей;
организация учебно-исследовательской деятельности школьников в стенах УДО и др.
Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:
обогатить содержание и формы учебной деятельности;
сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
предоставить выбор индивидуального маршрута;
создать условия для достижения обучающимися успеха;
решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.
Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение в развитии
детской одаренности.
Формы работы:
участие в творческих конкурсах, олимпиадах;
обучение исследовательской деятельности;
формирование навыков самостоятельной работы;
развитие творческих способностей.
Результаты интеграции для обучающихся:
Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности;
Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения;
Расширяет тематику изучаемого материала;
Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием;
Увеличивает спектр учебных предметов;
Повышает роль самостоятельной работы;
Реализует лучшие личностные качества.
Результаты интеграции
для образовательного учреждения:
Адекватность современным требованиям образования и воспитания;
Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;
Интеграция общего и дополнительного образования расширяет спектр образовательных услуг, придает системе работы с детьми новый качественный уровень, позволяет детям выбирать свой индивидуальный маршрут обучения, воспитания и творческого развития.