kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Инклюзивное образование. Из опыта работы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Инклюзивное образвание. Из опыта работы" содержит некоторые вопросы, возникающие при обучении детей с ОГВ и сирот. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Инклюзивное образование. Из опыта работы»»

«Инклюзивное образование. Из опыта работы»

Исходя из своего опыта педагогической работы в качестве преподавателя спецдисциплин в ГОУНПО ПУ № 12 города Воркуты в течении более чем 19 лет с обучающимися, имеющими нарушения в физическом и психическом развитии, я ненавязчиво могу предложить свои рекомендации педагогическим работникам, занимающихся с такими категориями учащихся. Нарушения развития у этих обучающихся связано с различными причинами разного характера. Не все они полностью отвечают диагнозу «олигофрения», определённому медиками. Часть из таких детей –выходцы из неблагополучных семей, лишённые родительской любви и заботы с рождения; часть – дети алкоголиков, с плохой наследственностью; а другие просто запущены с самого детства во многих отношениях.

Большая часть обучающихся в таких группах – явно больны, многие имеют неуравновешенную психику, и любое слово, которое не вызывает у других, нормальных детей, никакой реакции, у этих подростков может стать причиной неуправляемого поведения, взрыва переживаний. Поэтому работа с такими обучающимися имеет свои особенности, и требует от преподавателей, мастеров, воспитателей, социальных педагогов постоянного напряжения и умения «правильной» работы с ними.

В технологиях обучения, используемых преподавателями, основанных на компетенциях, заложена возможность формирования умения учиться и ответственности за собственное обучение, направленной на возможность для обучающегося реально оценить свое обучение и планировать его дельнейшее совершенствование, без излишнего поощрения и тем более- с наименьшими факторами порицания.

При конструировании и организации учебного процесса в группах обучающихся с нарушениями физического и психического характера необходимо вести отбор, анализ и систематизацию учебного материала в соответствии с направленностью на эту конкретную группу детей; постоянно стимулировать и организовывать различные формы деятельности учащихся; определять по внешним проявлениям и поступкам изменения психического состояния учащихся; учитывать взаимоотношения, личные симпатии и антипатии учащихся;

обязательно планировать и выстраивать педагогический процесс, регулировать и корректировать его; утверждать в среде обучающихся отношения дружбы и товарищества; осуществлять постоянный контроль посещения ими занятий, консультаций. Групповых и внеклассных мероприятий.

Мастер производственного обучения и воспитатель также обязательно должны быть способны вести диалог с группой и индивидуально и иметь творческий подход в привитии знаний и в общении. Большая роль мастера заключена в формировании среды обучения, способствующей формированию у обучающихся необходимых компетенций.

Преподаватели и мастера должны с вниманием и уважением относиться к потребностям и пожеланиям обучающегося, к его представлениям о наиболее эффективных путях достижения целей обучения и уметь направлять обучающегося в тех случаях, когда тот ставит себе нереальные цели или выбирает средства их достижения, не соответствующие своим способностям и потенциалу. А такое среди обучающихся с НФПР встречается нередко. Соответственно, для этого преподавателям, мастерам п/о, социальным педагогам и воспитателям нужно уметь оценивать потенциал и психотип обучающегося и владеть умениями вести переговоры и, в случае необходимости, разрешать конфликты.

Поскольку обучение сводится к процессу планирования собственной деятельности в контексте новых вызовов, преподаватель и мастер должен уметь организовать эту деятельность и эффективно руководить ею. В этой связи особое внимание должно уделяться умению преподавателей и мастеров ставить перед обучающимися проблемы, требующие решения.

Таким образом, при реализации обучения, основанного на компетенциях, преподавателю, мастеру п/о, воспитателю отводится центральная роль в содействии профессиональному развитию личности и становлении профессиональной индивидуальности обучающихся с НФПР, поскольку они обеспечивают необходимые организационные, методические и содержательные аспекты формирования композиций.

Поскольку модульные программы, основанные на компетенциях. основаны на потребностях рынка труда и требуют организации максимальною объема обучения на рабочем месте, мастера п/о должны обладать умением установить диалог с работодателями; разрабатывать программы, основанные на компетенциях; обязательно использовать в обучении интерактивные методы.

При организации учебного пространства преподаватель всегда должен обращать внимание на следующие моменты: количество обучающихся; возможность их визуального контакта с преподавателем и другими обучающимися; мобильность; безопасность.

При реализации обучения, основанного на компетенциях, преподавателю и мастеру п/о отводится центральная роль в содействии профессиональному и социальному развитию обучающихся с НФПР и становлении их профессиональной индивидуальности.

При проведении занятий в УПМ мастером п/О должна максимально использоваться имитация трудовой ситуации/рабочего места. При этом имитация условий реальной трудовой деятельности должна включать в себя среду, оборудование и материалы, используемые в реальных условиях трудовой деятельности на рабочем месте.

Учебный процесс должен быть организован таким образом, что обучающиеся понимали, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение. Основные принципы методики обучения учащихся с НФПР могут быть сформулированы следующим образом :

- Обучающиеся должны сознательно взять на себя определённую часть ответственности за собственное обучение, что достигается не общими заявлениями или инструкциями, но созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность;

-Для этого обучающиеся должны иметь возможность активно взаимодействовать во время обучения, помогая друг другу и поддерживая друг друга, учиться находить выход из конфликтных ситуаций, чему должны способствовать используемые методы обучения, а именно - работа в малых группах, проекты, решение проблем.

-Обучающимся должна быть представлена возможность учиться под «водительством» педагогов и библиотекаря поиску, обработке и использованию информации.

Большая роль в работе с обучающимися, имеющими НФПР, принадлежит библиотекарю учебного заведения, который всегда определит цель посещения подростком библиотеки; тему искомой литературы, которую тот выразил желание получить; подскажет подходящие индивидуально по интересам издания.

При проведении уроков спецтехнологии я (и наверно не я одна) взяла за правило к каждому уроку делать опорный конспект для каждого обучающегося в печатном варианте. В опорном конспекте кратко и понятно изложен основной материал, без «воды» и лишних нагромождений, что, конечно же, является большой помощью в обучении. Большую роль играет дизайн учебного материала, он должен удовлетворять основному требованию - быть опорой для обучающегося в процессе освоения им знаний и умений.

Функции учебных материалов для обучающихся с НФПР должны представлять факты в организованном и структурированном виде; стимулировать и мотивировать работу обучающегося; объяснять теоретическое знание; должны помогать представить абстрактное на конкретных примерах; имитировать реальность; стимулировать к поиску дополнительной информации и использованию других источников.

Важнейшую роль в обучении данной категории обучающихся играет среда обучения. Это физическая среда (аудитории, оборудование, материалы), эмоциональное и психологическое окружение. Именно поэтому преподаватель должен сделать всё возможное, чтобы обучающийся чувствовал себя комфортно, не боялся выражать свои идеи и мнения, относящиеся к обсуждаемым проблемам, и не стыдился собственного незнания или неумения.

В этой связи учебная деятельность должна быть максимально неформальной по характеру, и преподаватели и мастера должны использовать максимально большое разнообразие методов обучения, одновременно они должны быть готовы корректировать содержание и методы обучения в ответ на пожелания обучающихся.

При организации учебного пространства следует обращать внимание на возможность визуального контакта с преподавателем/другими обучающимися; мобильность; безопасность; пространство должно позволять обучающимся общаться и совместно работать, свободно передвигаться но аудитории.

Обучающиеся имеют возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных (и, в крайнем случае - имитационных) контекстов.

Преподаватель предоставляет обучающимся с НФПР возможность развивать компетенцию «учиться тому, как нужно учиться», так как на современном этапе обучающиеся, а особенно –из числа тех, кто имеет нарушения развития, не научены со школы именно УЧИТЬСЯ. Это-их главная задача на период обучения в учебном заведении НПО, а мы –тот двигатель, который их заставляет мыслить, оценивать, осознавать, набираться опыта и знаний, менять стереотипы, и, в итоге, направлять в светлое будущее.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Инклюзивное образование. Из опыта работы»

Автор: Ухова Татьяна Рудольфовна

Дата: 15.01.2020

Номер свидетельства: 535838

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Реализация компетентного подхода в системе инклюзивного образования. "
    ["seo_title"] => string(79) "riealizatsiia-kompietientnogho-podkhoda-v-sistiemie-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "220149"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434532893"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Развитие инклюзивного образования "
    ["seo_title"] => string(37) "razvitiie-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "245699"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446193855"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тьюторское сопровождение инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(53) "tiutorskoiesoprovozhdieniieinkliuzivnoghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "271412"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451490758"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Инклюзивное образование в школе. Из опыта работы классным руководителем."
    ["seo_title"] => string(69) "inkliuzivnoieobrazovaniievshkolieizopytarabotyklassnymrukovoditieliem"
    ["file_id"] => string(6) "290717"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455015366"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "loghopiedichieskoie_soprovozhdieniie_obuchaiushchikhsia_s_ovz_v_usloviiakh_inkli"
    ["file_id"] => string(6) "416689"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495114084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства