Строить песочные замки – не только очень увлекательное занятие, но и прекрасная психотерапия! Термин «психотерапия» переводится как «забота о душе». Поэтому стоит подойти к милому детскому занятию- играм с песком со всей серьёзностью и научиться использовать его как способ развития творческих способностей ребёнка, и может быть даже как способ коррекции поведения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Солнечное лето – самая любимая пора детишек всех возрастов. С огромным удовольствием малыши проводят время на улице. Практически во всех дворах есть песочницы, в дошкольных учреждениях на игровых участках организованы песочные уголки и ли песочницы. Несмотря на появление новомодных игрушек, и развлечений для наших крох, песок никогда не выйдет из моды. В песочнице играют дети любого возраста. Занятия в песочнице очень полезны. Они расширяют кругозор малышей. Песок развивает творческие способности ребёнка, фантазию, образное и логическое мышление, пробуждает его воображение. Трогая песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Строя песочные замки, малыш создаёт собственный мир, выдумывает и фантазирует, учится работать и добиваться поставленной цели. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную энергию, а взаимодействие с ним стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Строить песочные замки – не только очень увлекательное занятие, но и прекрасная психотерапия! Термин «психотерапия» переводится как «забота о душе». Поэтому стоит подойти к милому детскому занятию со всей серьёзностью и научиться использовать его как способ развития творческих способностей ребёнка, и может быть даже как способ коррекции поведения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Свои игры в песочнице маленький кроха начинает с того, что учится ковырять песок лопаткой, с удовольствием возится в нём руками, высыпает и насыпает его в ведёрко. К 2 годам малыш начинает пробовать самостоятельно лепить куличи, лопаткой утрамбовывает песок, роет туннели, делает насыпи, пересыпает песок из одной тары в другую. Малыши любят играть не только готовыми формочками, баночками, но и палочками, камушками. Становясь старше, дети «выпекают» из песка булочки, торты, пирожные, украшают их листочками, шишками, травинками, прутиками. Детям старшего дошкольного возраста вполне под силу построить замок из песка. При этом дорожки к замку они выкладывают камушками, стены замка украшают цветными бусинами, ракушками. Вокруг замка можно посадить деревья, воткнув в песок травинки и веточки. Игры с песком очень увлекательны и интересны.
При организации игр в песке необходимо научить детей строго соблюдать правила:
Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя бросать песок в других или брать в рот.
По окончании игры нужно убрать все игрушки на свои места.
Играть в песке нужно дружно, не нарушать пространства другого.
После игры в песок нужно помыть руки.
«Знакомство со свойствами песка и воды»:
Песок может быть сухой и мокрый. Что можно делать с сухим песком? (копать, пересыпать) Что можно делать с мокрым песком? (копать, лепить) Чем можно полить песок? (водой)
На этом занятии дети раскрепощаются довольно быстро, так как вид песочницы его очень радует.
«Отпечатки наших рук»:
На влажном песке ребёнок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т.п.
«Отпечатки наших ног»:
На влажном песке ребёнок делает отпечатки своей ноги в обуви. Затем дети рассматривают свои отпечатки, сравнивают их с отпечатками обуви других детей (рассматривают рисунок, сравнивают по длине и т.д.)
«Волшебные секреты»:
Приготовить разноцветные камушки, кусочки пластика, искусственные листья, фантики от конфет, цветочки и т.д. Если ребёнок не решается или затрудняется начать игру, взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывать» их в песок и отыскивать, комментируя свои действия: «Вот какой красивый блестящий камушек. Нравится? Положу его в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же мой секретик? Помоги мне его найти!»
«Домики для животных»:
Ребёнку предлагается построить домики для любимых животных, фигурки которых он сам выбирает из коробки или с полки. Можно использовать пластиковые геометрические фигурки, половинки пластиковых бутылок для построек, а можно строить пещерки из песка. Во время игры взрослый перечисляет животных, называет их детёнышей в единственном и множественном числе и т.п.
«Транспорт»:
Любимое занятие для мальчиков, хотя и многие девочки с большим интересом играют с машинками. Можно построить дорогу, мостики, гаражи. Машины следует подбирать по цвету, размеру и форме, находить для них подходящих пассажиров. Количество игрушек постепенно можно увеличивать. Дети должны хорошо знать, что в конце игры нужно убирать игрушки на место.
«Пирожные»:
Становясь старше, дети, «выпекают» из песка булочки, торты, пирожные. Для того, чтобы формы из песка получались легко, необходимо, чтобы песок был достаточно мокрым. Детям младшего возраста предлагают небольшие формочки, ведёрки. Дети постарше могут играть с более крупными формами и ведёрками. Они могут украшать готовые формы из песка листочками, шишками, травинками, прутиками.
«Замки»:
Детям старшего дошкольного возраста вполне под силу построить замок из песка. При этом дорожки к замку они выкладывают камушками, стены замка украшают цветными бусинами, ракушками. Вокруг замка можно посадить деревья, воткнув в песок травинки и веточки. Игры с песком очень увлекательны и интересны.
«Картины на песке»:
Для создания песочных мозаичных панно используется любой природный материал: камни, ветки, шишки, листья, перья, ракушки т.д. Часть материала дети могут собрать самостоятельно на прогулке, часть можно вынести в качестве выносного материала. При этом нужно соблюдать правило – использовать только упавшие листья, шишки, ветки. Песочное панно выполняется на ровной поверхности песка. Песок сбрызгивается водой, обрамляется рамкой (рамка выкладывается их камушков, веток, листьев и т.д.), которая и задаёт тон всей композиции. На сыром песке можно выкладывать силуэты животных, птиц, людей, а можно создавать и объёмные композиции: насыпать холмики, втыкая в них прутики, шишки, выкладывать узоры ракушками, камушками, шишками ит.д. Очень важно, чтобы дети затем сами разобрали свои работы, ведь все детали нужно будет очистить от песка, разложить по коробочкам и корзинкам, а это хорошо развивает мелкую моторику.