kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Есть ли чувства у растений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научный проект

«Есть ли чувства у растений»

   ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Аннотация……………………………………………….2-3

2.Отзыв …………………………………………………… 4

3.Дневник исследований…………………………………  5

4.Введение………………………………………………… 6

5.Анкетирование…………………………………………  7

6.Главы работы.……………….………………………… 8-11

7.Вывод……………………………………………………  12

8.Список литературы……………………………………  .13

Аннотация

на научный проект по теме:

«Есть ли чувства у растений»

Амброс Дмитрий и Акуленко Александр, ученики 4  класса  ГУ «Новосельская средняя школа»

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный

Цели проекта:

1.     Подготовить и выполнить творческую работу на тему: «Есть ли чувства у растений»

2.     Способствовать развитию интереса к предмету исследовательской деятельности

               3.Выяснить: есть ли чувства у растений, понимает ли растение человека?

Задачи проекта

1. Проанализировать информацию о растениях, полученную из разных источников.
2. Выявить обладают ли растения органами чувств.
3. Провести эксперимент с растениями нашего класса.
4. Узнать обладает ли растение памятью, умеет ли оно читать мысли человека .
5. На основе выявленных знаний о растениях разработать рекомендации по общению растения и человека.

Вопросы проекта:

1.     Есть ли чувства у растений?

2.     Понимают ли они человека?

3.     Как взаимодействовать человеку с растениями?

Гипотеза:

Растения умеют слышать,  видеть, реагировать на голос человека своим ростом и испытывать боль, когда им наносят раны.

Этапы исследования. Работа была начата в сентябре 2013 года. Разработка экспериментальной концепции исследования и её систематизация продолжена в ноябре. С сентября 2013 года происходил целенаправленный подбор материала к разделам. В заключении был произведён комплексный анализ  собранного материала.

Степень самостоятельности: в качестве материала исследования были использованы данные, собранные Амброс Дмитрием и Акуленко Александром, подтверждение актуальности темы проекта.

Результаты работы и выводы.

  1. Гипотеза подтвердилась. Комнатные растения обладают чувствами.
  2. В результате исследования выяснилось, существует много поверий и легенд, раскрывающих чувства  данных растений.
  3. Возрос интерес к изучаемому предмету.

Практическая значимость  заключается  в том, выявленные на основе исследования данные могут быть применены уже в начальной школе.

Руководитель:   Гречко З.В.

Отзыв

на научный проект по теме:

«Есть ли чувства у растений»

Авторы: Амброс Дмитрий, Акуленко Александр, учащиеся 4 класса

Проверка гипотез осуществлялась теоретическим и экспериментальным  способом. Гипотеза нашла своё подтверждение.

В процессе исследования постановка вопроса рассматривается как форма выражения проблемы. Уточняющие и восполняющие вопросы направляли мышление учащийся на поиск ответа, пробуждая потребность в познании.

Цели и задачи исследования способствуют развитию творческого потенциала учащихся: развивается воображение, фантазия, нарабатывается опыт успешной творческой деятельности, способами и подходами, позволяющими такую деятельность осуществлять.

Учитель целенаправленно прививает учащимся идеологию желательности и ценности творческой деятельности, нестандартных решений и подходов, неожиданных идей, самостоятельного поиска и исследования.

Дневник исследований.

В далекие времена уходит история комнатного растениеводства. Многие поэты и писатели, художники и композиторы обращались к теме цветов в своих бессмертных произведениях. И однажды на уроке музыки наш учитель познакомил нас с «Вальсом цветов» П.И.Чайковского и показала отрывок мультфильма «Щелкунчик».Здесь цветы наделены голосом, умением петь и танцевать. А вот что прочитали на уроке литературы из повести К. Булычева «Миллион приключений»:

«Первым, как всегда, пришел Аркаша. Он поспешил на делянку, где выращивал чувствующие цветы. При виде Аркаши цветы закивали головками; они раскрывали лепестки, шевелили листьями и изображали радость».

Все это натолкнуло  нас на мысль:

-А действительно ли растения умеют говорить и двигаться ?  На уроках познания мира мы выяснили, что растение – относятся к живой природе. Они дышат, питаются, развиваются, размножаются и умирают. То же самое происходит и с животными, и с человеком. Неужели растение способно вести себя как разумное существо? А могут ли они слышать и видеть? Мы ведь часто, не задумываясь, растаптываем и рвем цветы, ломаем ветки, забываем полить растение. Но если человеку сломать руку или ногу он испытывает мучительную боль, а растение? Оно тоже чувствует боль? Понимает ли растение человека? Может ли оно показать, что ему больно?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы решили провести исследование.

Результаты анкетирования

Своё  исследования мы начали с опроса учащихся  нашей школы. В опросе участвовало 36 человека. Всем им был задан вопрос: «Считаете ли вы, что растения могут испытывать чувства?»  Данные опроса занесли в таблицу.

ответ

количество

процент

Да

11 человек

30,5%

Нет

22человек

61%

Не знаю

3человек

8,5%

По данным таблицы видно, что мнения учащихся различны.  Среди них есть и те, кто верит в то, что растения могут иметь чувства как у человека. Значит,  мы не одиноки в своих предположениях.

В ходе исследования мы изучили  очень много специальной  литературы, пользовались материалами Интернета, статьями энциклопедии о растениях.

Работами многих ученых установлено, что растения обладают теми же органами чувств, что и человек. Конечно, их устройство, функционирование и чувствительность отличаются от таковых же у человека, но все же….

1.Наличие   зрения

В жизни растений свет играет важнейшую роль. Для того чтобы найти положение, обеспечивающее оптимальное освещение, растение, его листья должны видеть. Все мы многократно наблюдали как цветы, листья и ветви в результате этой способности меняют свое положение, в направлении источника света обеспечивая их максимальную освещенность. Возьмем пример – подсолнух. В течение дня он поворачивает свою шляпу за солнцем.

Но и у других представителей зеленого царства эта способность развита не хуже благодаря расположенным на их теле фоторецепторам.

Группа ученых из Тюбингенского университета сумела найти в кончике кукурузного побега рецептор, аналогичный зрительному белку родопсину в сетчатке человеческого глаза. Этот рецептор есть во всех растениях. Он способен поглощать ("видеть") свет. Благодаря наличию этого белка растение изгибается, поворачивается под оптимальным углом к солнечным лучам. Если накрыть кончик побега колпачком, растение не может ориентироваться на солнце - "слепнет".

Каждый, кто ездит по загородным трассам, начиная с июля, обязательно видит на обочине ярко-голубые цветы, плотно сидящие на длинных крепких стеблях. Это и есть цикорий. Его соцветия, как локаторы, поворачиваются вслед за солнцем, из-за чего это растение именуют еще солнцевой травой.

В отличие от человека растения видят не только в видимой, но и в инфракрасной области спектра.

Опып № 1

В данном опыте участвовало экзотическое растение - орхидея. На  8 марта нашему учителю был подарен   этот комнатный цветок. По неосторожности один цветок был отломан от основной ветки. Мы поставили цветок в стаканчик с водой и поместили его рядом с растением, говоря ему,что смотри,твои братья и сестры рядом с тобой, держись. И вот уже почти месяц цветок цветет и не думает увядать.

2.   Наличие осязания

У некоторых растений, например у вьющихся растений и растений-хищников, это чувство развито очень сильно. Чарльз Дарвин наблюдал, как лист росянки приходил в движение под действием шелковинки весом всего 0,25мг. При этом реакция не заставляет себя ждать долго.

Индийский ученый Дж. Ч. Бос, изучая реакцию на прикосновение тропической мимозы определил, что запаздывание реакции на прикосновение составляет всего около 0,1 секунды. Это растение так и называют Мимоза стыдливая. Стоит к нему прикоснуться, как оно всё задрожит и сразу же сжимает свои листочки.

Опыт№1

Этот опыт был более сложен.  Это растение очень дорого для нашего учителя тем, что его она привезла из Сочинского и оно было для нее памятью о работе там. Мы заметили как нежно Зинаида Васильевна разговаривает с ним, заботится о нем, гладит его листочки. Когда она заболела и неделю была на больничном, мы заметили, что с деревом происходит что-то странное. Кто бы ни поливал его, как бы с ним не разговаривали, оно поникло и стало дрожать, теряя много листьев. Стоило Зинаиде Васильевне выздороветь, пообщаться со своим любимцем, подарить ему тепло заботливых рук и - деревце вновь зазеленело. Разве это не доказательство того,что растения испытывают чувства?

3.Наличие слуха

Многочисленные эксперименты, проведенные во многих лабораториях разных стран с полной достоверностью доказали, что растения определенным образом реагируют на звуки, в том числе на музыку. Много интересных примеров, посвященных этому можно найти в книге А.П. Дуброва «Музыка и растения». Оказалось, что растения любят музыку, причем вкусы у разных растений – разные. Многие растения сентиментальны и предпочитают индийские мелодии – их стебли просто тянутся к динамикам, испускающим такие звуки. Популярностью пользуется классика, особенно Бах и Вивальди.  А вот поклонников рок-музыки среди растений нет: стебли отклоняются от источников звуков, ростки чахнут, листья мельчают.

Опыт № 1

 

В эксперименте участвовала традесканция. В два горшка в один день были посажены отростки традесканции и через месяц мы взяли их на опыт. Одной предлагали слушать тяжелый рок, а другой классическую музыку. Через две недели у первого растения листья пожелтели и стали опадать, а у другого листья оживились и приобрели глянец.

Это интересно!

278 килограммов – столько весила дыня, которую удалось вырастить Норманну Галлагеру из американского города Коллинза. Она побила все рекорды, что были установлены в этой отрасли огородничества. Впрочем, его супруга не удивлена этим успехом. По ее словам Галлагер прямо-таки жил на грядке с дыней, разговаривал с ней и даже целовал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Есть ли чувства у растений»»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ»

«Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области»









Самостоятельная работа

слушателя краткосрочных курсов Гречко Зинаиды Васильевны





Научный проект

«Есть ли чувства у растений»







Сагындыкова Г.М.

старший преподаватель кафедры ППС ПРУ









Атбасар – 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ



1.Аннотация……………………………………………….2-3

2.Отзыв …………………………………………………… 4

3.Дневник исследований………………………………… 5

4.Введение………………………………………………… 6

5.Анкетирование………………………………………… 7

6.Главы работы .……………….………………………… 8-11

7.Вывод…………………………………………………… 12

8.Список литературы…………………………………… .13











Аннотация

на научный проект по теме:

«Есть ли чувства у растений»



Амброс Дмитрий и Акуленко Александр, ученики 4 класса ГУ «Новосельская средняя школа»



Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный

Цели проекта:

  1. Подготовить и выполнить творческую работу на тему: «Есть ли чувства у растений»

  2. Способствовать развитию интереса к предмету исследовательской деятельности

3.Выяснить: есть ли чувства у растений, понимает ли растение человека?



Задачи проекта



1. Проанализировать информацию о растениях, полученную из разных источников.
2. Выявить обладают ли растения органами чувств.
3. Провести эксперимент с растениями нашего класса.
4. Узнать обладает ли растение памятью, умеет ли оно читать мысли человека .
5. На основе выявленных знаний о растениях разработать рекомендации по общению растения и человека.


Вопросы проекта:



  1. Есть ли чувства у растений?

  2. Понимают ли они человека?

  3. Как взаимодействовать человеку с растениями?



Гипотеза:



Растения умеют слышать, видеть, реагировать на голос человека своим ростом и испытывать боль, когда им наносят раны.


Этапы исследования. Работа была начата в сентябре 2013 года. Разработка экспериментальной концепции исследования и её систематизация продолжена в ноябре. С сентября 2013 года происходил целенаправленный подбор материала к разделам. В заключении был произведён комплексный анализ собранного материала.



Степень самостоятельности: в качестве материала исследования были использованы данные, собранные Амброс Дмитрием и Акуленко Александром , подтверждение актуальности темы проекта.

Результаты работы и выводы.

  1. Гипотеза подтвердилась. Комнатные растения обладают чувствами.

  2. В результате исследования выяснилось, существует много поверий и легенд, раскрывающих чувства данных растений.

  3. Возрос интерес к изучаемому предмету.

Практическая значимость заключается в том, выявленные на основе исследования данные могут быть применены уже в начальной школе.



Руководитель: Гречко З.В.







Отзыв

на научный проект по теме:

«Есть ли чувства у растений»



Авторы: Амброс Дмитрий , Акуленко Александр , учащиеся 4 класса



Отзыв подготовила : руководитель Гречко Зинаида Васильевна, учитель начальных классов ГУ «Новосельская средняя школа»



Работа Амброс Дмитрия и Акуленко Александра носит теоретико-аналитический характер. Практическую значимость придают использованные принципы и методы исследования мира растений.

Исследовательская работа включает в себя умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятия, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Проверка гипотез осуществлялась теоретическим и экспериментальным способом. Гипотеза нашла своё подтверждение.

В процессе исследования постановка вопроса рассматривается как форма выражения проблемы. Уточняющие и восполняющие вопросы направляли мышление учащийся на поиск ответа, пробуждая потребность в познании.

Цели и задачи исследования способствуют развитию творческого потенциала учащихся: развивается воображение, фантазия, нарабатывается опыт успешной творческой деятельности, способами и подходами, позволяющими такую деятельность осуществлять.

Учитель целенаправленно прививает учащимся идеологию желательности и ценности творческой деятельности, нестандартных решений и подходов, неожиданных идей, самостоятельного поиска и исследования.



Дневник исследований

учащихсяся 4 класса Амброс Дмитрия и Акуленко Александра

к научному проекту по теме: «Есть ли чувства у растений»



Работа была начата в сентябре 2013 года. В период с сентября по ноябрь изучался курс «Мир растений». Наряду с основным программным материалом по познанию мира подбирался дополнительный материал. Выдвигались гипотезы.



С сентября по ноябрь 2013 года на уроках познания мира прорабатывался материал, анализировались высказывания.



С ноября 2013 года исследования проходили на занятиях во внеурочное время . Проводились опыты с растениями и анализировались их результат. Весь собранный материал обобщен и систематизирован. Начался период её апробирования. Научный проект был представлен на заседании МО начальных классов.



С декабря по январь месяц велась работа по подбору иллюстраций к справочнику юного цветовода.



С января по март 2014 года материал по проекту дополнялся , изменялся и

подошел к завершению.



С 7 по 25 марта проводился последний опыт над комнатным растением.



12 апреля проект прослушан коллективом учителей школы. Произведены последние поправки.



Введение:



В далекие времена уходит история комнатного растениеводства. Многие поэты и писатели, художники и композиторы обращались к теме цветов в своих бессмертных произведениях. И однажды на уроке музыки наш учитель познакомил нас с «Вальсом цветов» П.И.Чайковского и показала отрывок мультфильма «Щелкунчик».Здесь цветы наделены голосом, умением петь и танцевать. А вот что прочитали на уроке литературы из повести К. Булычева «Миллион приключений»:

«Первым , как всегда, пришел Аркаша. Он поспешил на делянку , где выращивал чувствующие цветы. При виде Аркаши цветы закивали головками; они раскрывали лепестки , шевелили листьями и изображали радость».

Все это натолкнуло нас на мысль:

-А действительно ли растения умеют говорить и двигаться ? На уроках познания мира мы выяснили, что растение – относятся к живой природе. Они дышат, питаются, развиваются, размножаются и умирают. То же самое происходит и с животными, и с человеком. Неужели растение способно вести себя как разумное существо? А могут ли они слышать и видеть? Мы ведь часто, не задумываясь, растаптываем и рвем цветы, ломаем ветки, забываем полить растение. Но если человеку сломать руку или ногу он испытывает мучительную боль, а растение? Оно тоже чувствует боль? Понимает ли растение человека? Может ли оно показать, что ему больно?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы решили провести исследование.















Результаты анкетирования


Своё исследования мы начали с опроса учащихся нашей школы. В опросе участвовало 36 человека. Всем им был задан вопрос: «Считаете ли вы, что растения могут испытывать чувства?» Данные опроса занесли в таблицу.



ответ

количество

процент

Да

11 человек

30,5%

Нет

22человек

61%

Не знаю

3человек

8,5%



По данным таблицы видно, что мнения учащихся различны. Среди них есть и те, кто верит в то, что растения могут иметь чувства как у человека. Значит, мы не одиноки в своих предположениях.

В ходе исследования мы изучили очень много специальной литературы, пользовались материалами Интернета, статьями энциклопедии о растениях.

Работами многих ученых установлено, что растения обладают теми же органами чувств, что и человек. Конечно, их устройство, функционирование и чувствительность отличаются от таковых же у человека, но все же….





















1.Наличие зрения

В жизни растений свет играет важнейшую роль. Для того чтобы найти положение, обеспечивающее оптимальное освещение, растение, его листья должны видеть. Все мы многократно наблюдали как цветы, листья и ветви в результате этой способности меняют свое положение, в направлении источника света обеспечивая их максимальную освещенность. Возьмем пример – подсолнух. В течение дня он поворачивает свою шляпу за солнцем.

Но и у других представителей зеленого царства эта способность развита не хуже благодаря расположенным на их теле фоторецепторам.

Группа ученых из Тюбингенского университета сумела найти в кончике кукурузного побега рецептор, аналогичный зрительному белку родопсину в сетчатке человеческого глаза. Этот рецептор есть во всех растениях. Он способен поглощать ("видеть") свет. Благодаря наличию этого белка растение изгибается, поворачивается под оптимальным углом к солнечным лучам. Если накрыть кончик побега колпачком, растение не может ориентироваться на солнце - "слепнет".

Каждый, кто ездит по загородным трассам, начиная с июля, обязательно видит на обочине ярко-голубые цветы, плотно сидящие на длинных крепких стеблях. Это и есть цикорий. Его соцветия, как локаторы, поворачиваются вслед за солнцем, из-за чего это растение именуют еще солнцевой травой.

В отличие от человека растения видят не только в видимой, но и в инфракрасной области спектра.

Опып № 1

В данном опыте участвовало экзотическое растение - орхидея. На 8 марта нашему учителю был подарен этот комнатный цветок. По неосторожности один цветок был отломан от основной ветки. Мы поставили цветок в стаканчик с водой и поместили его рядом с растением, говоря ему ,что смотри ,твои братья и сестры рядом с тобой, держись . И вот уже почти месяц цветок цветет и не думает увядать.









2. Наличие осязания



У некоторых растений, например у вьющихся растений и растений-хищников, это чувство развито очень сильно. Чарльз Дарвин наблюдал, как лист росянки приходил в движение под действием шелковинки весом всего 0,25мг. При этом реакция не заставляет себя ждать долго.

Индийский ученый Дж. Ч. Бос, изучая реакцию на прикосновение тропической мимозы определил, что запаздывание реакции на прикосновение составляет всего около 0,1 секунды. Это растение так и называют Мимоза стыдливая. Стоит к нему прикоснуться, как оно всё задрожит и сразу же сжимает свои листочки.

Опыт№1

Этот опыт был более сложен. Это растение очень дорого для нашего учителя тем, что его она привезла из Сочинского и оно было для нее памятью о работе там. Мы заметили как нежно Зинаида Васильевна разговаривает с ним , заботится о нем , гладит его листочки. Когда она заболела и неделю была на больничном, мы заметили , что с деревом происходит что-то странное. Кто бы ни поливал его , как бы с ним не разговаривали , оно поникло и стало дрожать, теряя много листьев. Стоило Зинаиде Васильевне выздороветь, пообщаться со своим любимцем, подарить ему тепло заботливых рук и - деревце вновь зазеленело . Разве это не доказательство того ,что растения испытывают чувства?



3.Наличие слуха


Многочисленные эксперименты, проведенные во многих лабораториях разных стран с полной достоверностью доказали, что растения определенным образом реагируют на звуки, в том числе на музыку. Много интересных примеров, посвященных этому можно найти в книге А.П. Дуброва «Музыка и растения». Оказалось, что растения любят музыку, причем вкусы у разных растений – разные. Многие растения сентиментальны и предпочитают индийские мелодии – их стебли просто тянутся к динамикам, испускающим такие звуки. Популярностью пользуется классика, особенно Бах и Вивальди. А вот поклонников рок-музыки среди растений нет: стебли отклоняются от источников звуков, ростки чахнут, листья мельчают.

Опыт № 1


В эксперименте участвовала традесканция. В два горшка в один день были посажены отростки традесканции и через месяц мы взяли их на опыт. Одной предлагали слушать тяжелый рок , а другой классическую музыку. Через две недели у первого растения листья пожелтели и стали опадать, а у другого листья оживились и приобрели глянец.

Это интересно!

278 килограммов – столько весила дыня, которую удалось вырастить Норманну Галлагеру из американского города Коллинза. Она побила все рекорды, что были установлены в этой отрасли огородничества. Впрочем, его супруга не удивлена этим успехом. По ее словам Галлагер прямо-таки жил на грядке с дыней, разговаривал с ней и даже целовал.

Музыкальная стимуляция развития растений весьма популярна. Так, например, в США исследователь Д. Мильштейн выпустил пластинку с записями под названием «Музыка для выращивания растений», которую нужно проигрывать ежедневно по полчаса, что позволяет удвоить урожайность растений. Метод, получивший название «Озвученный цветок», проверен во многих странах, в том числе в США и Японии. Когда по этому методу выращивали томаты, то один из них достиг 4,5 метра роста, и на нем было более восьмисот плодов. Вес клубней картофеля достигал 4000 граммов, а кабачок – толщины в полтора метра. При этом качество продуктов не ухудшается.



Опыт №2

Мы взяли растение, которое совсем погибало. Поставили его отдельно и постоянно, проходя мимо него, говорили ему ласковые слова, хвалили, желали, чтобы оно скорее поправилось. Вскоре мы заметили, что оно действительно стало поправляться и выпустило новые листочки.



Опыт № 3

От веточки цветка отщипнули два листка и положили их в разные места. С одним постоянно разговаривали, просили его, чтобы он держался, не увядал. Ведь он такой красивый, сильный, а на другой листок не обращали внимания. Второй лист быстро завял, а первый почти такой же, как прежде. Из проведённых экспериментов следует, что растения не только слышат человека но и в ответ реагируют .



Опыт № 4

Для проведения данного опыта мы взяли королевскую бегонию. Так оно выглядело до начала эксперимента. Затем мы говорили в его адрес неприятные слова и проявляли негатив,говорили что оно всем мешает и поставили в угол.

Через неделю бегония стала терять листья ,и в начале ноября на ней не осталось и листочка. Растению были нанесены словесные раны, но мы знаем , такие раны, нанесенные человеку тоже заживают долго. Сейчас мы говорим ему добрые и ласковые слова, слова любви ,но оно не пока не отвечает взаимностью. Как говорится « время лечит». Вот уже конец марта ,а у растения появился только первый листок. Есть надежда , что бегония простит нас.


4 . Наличие вкуса



Растения не хуже нас могут определить, что вкусно, а что нет. На их корнях найдены вкусовые ферменты, которые помогают найти под землей «деликатесы», например, споры грибов. Свои вкусовые качества растения используют и для защиты при нападении. Например, когда гусеница начинает жевать лист на помидорном кусте, растение чувствует вкус ее слюны и остальные листья тотчас начинают вырабатывать особые вещества, которые связывают у гусениц пищеварительные ферменты.

Опыт № 1

Здесь приняло участие 2 растения комнатного банана. Они посажены в один горшок поливали и подкармливали отдельно. Первое растение поливали и подкармливали как и все цветы , а второму устраивали водные ванны и прикармливали подкормками для цветов и удобрениями. На фото видна разница во внешнем виде растений и их росте.

5. Растения обладают чувством страха.



Опыт№1

Участие в этом опыте выпало восковой традесканции, которую на неделю поместили в шкаф в темной лаборатории. Что же мы увидели ? Листья традесканции покрылись коричневым налетом и стали неживыми, хотя ее поливали регулярно.
















































Вывод:

Таким образом, проведя исследования, мы выяснили:

1. Растения действительно обладают органами чувств и могут понимать человека

2. Растения могут помнить, пугаться, испытывать боль, читать мысли, передавать информацию, защищаться и нападать.

3. Растения могут быть преданными друзьями человека, но для этого их надо любить и беречь, ухаживать, разговаривать с ними.

После всего этого кто еще может усомниться в правоте древних, считавших, что все сущее на Земле - живое? И травы, и деревья, и насекомые, и животные - единый большой и взаимозависимый организм. Подумайте всегда ли вы слышите их зов о помощи , всегда ли благодарите за красоту, которую они вам дарят?































Список литературы



1. Афонькин С.Ю. Самые удивительные растения. СПб.: БКК, 2007г.

2. Быховец С.Л. Энциклопедия комнатных растений. – М.: Харвест 2000 г.

3.Кир Булычев . Повесть «Миллион приключений».

4.А.П. Дубров «Музыка и растения».

5. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От Земли до неба» М.: Просвещение 2008г.

6. Ю.К. Школьник. Полная энциклопедия растений ЭКСМО Москва 2010г

7. Ежемесячный журнал «В мире растений» 2010г.

8. Ежемесячный журнал «Цветочный клуб» 2008 г.

9.Ежемесячная газета «Цветочный дом» 2013г.

10. Интернет ресурсы.



















































4. Ежемесячный журнал «В мире растений» 2010г.

5. Ежемесячный журнал «Цветочный клуб» 2008 г.

6. Ю.К. Школьник. Полная энциклопедия растений ЭКСМО Москва 2010г.

7.Ежемесячная газета «Цветочный дом» 2013г.

8.Кир Булычев . Повесть «Миллион приключений».

9. Интернет ресурсы.

10.А.П. Дубров «Музыка и растения».






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Есть ли чувства у растений»

Автор: Гречко Зинаида Васильевна

Дата: 29.01.2016

Номер свидетельства: 285062

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ"
    ["seo_title"] => string(33) "znakomstvoskomnatnymirastieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "319410"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460822368"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект НОД «Комнатные растения — наши добрые друзья»"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_nod_komnatnyie_rastieniia_nashi_dobryie_druz_ia"
    ["file_id"] => string(6) "416717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1495120771"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Разнообразие растений на Земле"
    ["seo_title"] => string(30) "raznoobrazie_rastenii_na_zemle"
    ["file_id"] => string(6) "522379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1570861740"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "растения, занесенные в Красную Книгу Казахстана "
    ["seo_title"] => string(54) "rastieniia-zaniesiennyie-v-krasnuiu-knighu-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "213400"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432049072"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Зеленая служба Айболита—весенний уход за комнатными растениями» "
    ["seo_title"] => string(71) "zielienaia-sluzhba-aibolita-viesiennii-ukhod-za-komnatnymi-rastieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "191250"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427287342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства