Цель: обобщить и актуализировать приобретенные теоретические знания о содержании международных документов по правам человека.
Ключевые понятия: Конвенция, права, ответственность.
Форма работы: групповая.
Методы работы: работа с периодической печатью, коллаж, «общий галдеж».
дидактический материал: Конвенция о правах ребёнка, дидактические карточки, на которых записаны выдержки из текста Конвенции о правах ребёнка. Количество карточек совпадает с количеством учеников в классе.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя, в котором он подводит итоги предыдущих уроков и дает установку на новую тему.
2. Дидактическая игра.
Рекомендации для учителя. Раздайте карточки учащимся, попросите их внимательно прочитать содержание текста на карточке.
Задание для учащихся:
Используя прием «общий галдеж», обменяйтесь мнениями о тексте со своими товарищами.
Объединитесь в группы на основе общности прав. В основе общих признаков могут быть основные права (право на жизнь, имя, равенство, защиту от насилия...); гражданские права (право на гражданство, свободу передвижения...) или социальные права (право на образование, достойный уровень жизни...) и т. п.
Рекомендации для учителя. Приём «общий галдёж» даёт возможность ученикам поговорить в группах по 2-3 человека. Как использовать этот приём?
Скажите ученикам, что у них есть 5 минут для высказывания мнения по поводу того, что они прочитали. Они могут высказать, что чувствуют, думают по данному тексту, и задать друг другу уточняющие вопросы. После этого они могут объединиться в группы по принципу, определенному в задании 2.
Как только будут созданы группы, уточните, почему учащиеся решили объединиться именно в эту группу? Представители от каждой группы должны будут высказать мнения своих товарищей по поводу образования данной группы. Если объединение было неправильным, не разбивайте эту группу. При дальнейшем обсуждении выход будет найден.
• После завершения образования групп проведите дискуссию.
3. Дискуссия.
Вопросы для дискуссии:
Какие группы прав было выделить труднее? Почему?
Какие права детей вам кажутся основными? Почему?
-Считаете ли вы, что им в Конвенции уделено большое внимание? Почему?
Какие права, на ваш взгляд, не были включены? Нужно ли их включать? Почему?
Какие права ребёнка вы хотели бы более подробно обсудить? Почему?
-Можете ли вы назвать права ребёнка, которые в нашей стране соблюдаются? Или, наоборот, часто нарушаются?
Рекомендации для учите л я. Чтобы более точно ответить на последний вопрос, используйте приём «работа с периодической печатью». Этот приём помогает подросткам развивать навыки критического мышления, а также навыки работы с периодической печатью.
Работа в группах.
Задания группам. Каждая группа должна нарисовать большой круг на весь лист бумаги. По окружности написать три положения так, чтобы они были как можно дальше друг от друга. Каждый сектор будет использоваться для наклейки газетных вырезок.
Три положения:
Права, которых лишают.
Права, которые защищают.
Права, которые реализуются.
Каждый ученик должен просмотреть газеты и журналы и найти в них материалы, которые иллюстрируют каждое из вышеперечисленных положений (материал в журнале или газете просматривается весь, включая рекламу).
Время выполнения - 10 мин.
Весь отобранный материал ученики наклеивают на листе бумаги в соответствующих секторах. Обязательное условие: ученики должны объяснить свой выбор и указать, какую конкретную статью Конвенции данная заметка иллюстрирует.
Рекомендации для учителя. В некоторых отобранных статьях могут описываться ситуации, где одно и то же право или права одновременно отрицаются, защищаются и реализуются. Для рассмотрения таких ситуаций задайте подросткам следующие вопросы:
Легко ли было найти примеры, иллюстрирующие ситуации, в которых права отрицаются, защищаются или реализуются?
Было ли на какое-либо положение найти примеры труднее? Почему?
-Встретились ли материалы, которые иллюстрировали бы все три положения? Какие? Почему?
- Встретились ли примеры ситуаций, когда защита прав одного человека или одной группы людей вела к отрицанию прав других? Может ли к такой ситуации быть применено понятие «мои права кончаются там, где начинаются твои, и наоборот»? Поможет ли применение этого понятия найти лучшее решение для всех, кто имеет отношение к такой ситуации? Почему? Если «да» - почему? Если «нет» - почему?
4. Подведение итогов урока.
При подведении итогов учитель должен обратить внимание учащихся на то, что Конвенция о правах ребёнка - очень серьёзный документ. В этом документе нет различий между более важными или менее важными правами детей. Все права ребёнка одинаково важны.