Просмотр содержимого документа
«"Мои права и обязанности"»
А.С.ПУШКИН«ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»
«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»
«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.Пушкина.
Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
Время создания цикла : с 9 сентября по 20 октября 1830 г.(Болдинская осень).
Цикл состоит из 5 повестей:
«Выстрел»;
«Метель»;
«Гробовщик»;
«Станционный смотритель»;
«Барышня-крестьянка
… .
Литературно-мемориальный музей«Дом станционного смотрителя»Ленинградская область
Первый в России музей литературного героя
Памятник ушедшего в прошлое дорожного быта России.
Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. История станции началась в 1800 году, когда ее для удобства перевели из соседнего села Рождествена. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга. К сороковым годам XIX века Вырская станция представляла собой уже целый комплекс построек.
В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.
Самсон Вырин - слабый и робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие люди.
Два портрета
Самсона Вырина
Через 3 - 4 года
Май 1816 год
«как он постарел !»
«я смотрел на его седину , на глубокие морщины давно небритого лица , на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»
«хозяин, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый »
несчастлив
счастлив,
гордится своей дочерью
«Маленький человек»- это герой литературного произведения, который относится к среднему и низшему социальному слою, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.
Дуня, одетая со всей роскошью моды, сидела на ручке его кресел…
Почему же несчастен Самсон Вырин?
Во-первых, потому что он не верит в прочность случайного союза Дуни, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное её житье.
Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила без прошлого, настоящего и будущего…
Счастлива ли Дуня?
А. В. Венециан. 1949 г. Дуня на могиле отца.
Художественная деталь – выразительная подробность в произведении; одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.
Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословением отца.
Дуня уезжает тайно, случайно, без согласия и благословения отца
Никто не ищет его.
Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации
Ведет разгульный образ жизни
Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…
Радостная встреча сына с отцом
Боится встречи.
Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в содеянном
Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашлана могилу, проезжая мимо
Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.
Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына
В конце повести дочь приезжает на могилу отца в роскошном экипаже, она замужем, у нее дети. Да, но что-то заставляет нас усомниться в том, что Дуня счастлива. Например, то, что она плачет и лежит на могиле отца, выдает какую-то глухую грусть. Внешне жизнь ее блестящая, но под этим блеском тонкий художник намечает чувство вины перед отцом и тоску.
Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы продлились дни твои на земле
Пока мы живы, можно все исправить...Все осознать, раскаяться... Простить.Врагам не мстить, любимым не лукавить,Друзей, что оттолкнули, возвратить...Пока мы живы, можно оглянуться...Увидеть путь, с которого сошли.От страшных снов очнувшись, оттолкнутьсяОт пропасти, к которой подошли.Пока мы живы... Многие ль сумелиОстановить любимых, что ушли?Мы их простить при жизни не успели,А попросить прощенья - не смогли..Когда они уходят в тишину,Туда, откуда точно нет возврата,Порой хватает нескольких минутПонять : о боже, как мы виноваты….Тугая боль – вины последний штрих –Скребет, изводит холодом по коже…За всё, что мы не сделали для них,Они прощают. Мы себя – не можем…
(Э.Асадов)
Написать мини-сочинение на одну из тем:
*Главная мысль в повести «Станционный смотритель».
*Чему учит повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»?