kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе. 

Обзор научной литературы по данной проблеме дает основания утверждать, что содержание морального воспитания ученика определены нуждами и требованиями общества, уровнем его нравственности.

В данной работе показаны все доступные формы исследования,всех аспектов воспитания личности младших школьников в школьных учебных заведениях. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе. »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра начального образования




ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА




Тема: «Формы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе»


Выполнила:

Наталичева Надежда Николаевна

Подпись: _______________________

Научный руководитель:

Кульчицкая Ирина Юрьевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального образования

Подпись: ________________________





Ставрополь, 2014



Содержание



Введение 3

Глава I Теоретическое обоснование сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе 7

1.1 Семья как институт воспитания ребенка 7

1.2 Школа как воспитательная организация 11

1.3 Формы сотрудничества семьи и школы как условие успешного воспитательного процесса 12

Глава II Опытно-экспериментальная деятельность по изучению форм сотрудничества семьи и школы на этапе эксперимента 20

1.1 Методическая авторская программа воспитательной работы школьного учебного заведения с родителями младших классов: «Навстречу детям» 20

2.2 Проведение констатирующего эксперимента 26

2.3 Опытно-экспериментальная проверка 29

2.4 Выводы к исследованию 34

Заключение 35

Список использованной литературы 38




Введение


Воспитание есть процесс социальный

в самом широком смысле. Воспитывает

всё: люди, вещи, явления, но прежде

всего и больше всего – люди. Из них

на первом месте – родители и педагоги.

А.С. Макаренко

Актуальность исследования. С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский отвечает: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания». В наше время тем более нельзя воспитывать детей «как бог на душу положит». Продолжим мысль К.Д. Ушинского соображениями советского педагога А. С. Макаренко: «...вы родили и воспитываете сына или дочь не только для родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране».

Актуальность данного исследования заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию обучающихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. Так как семья и школа - два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимоприемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива ‑ единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.

Для развития ребенка необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи. Взаимодействие этих двух институтов социализации в воспитательном процессе ‑ главная задача развития ребенка сегодня. Н.К. Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующая идею тесного взаимодействия школы с семьей, а С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой является семья школьника.

Формы взаимодействия школы и семьи, учителей и родителей раскрыты в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а на современном этапе исследуются Л.В. Байбородовой, В.С. Васильевым, Г.К. Веденеевой, В.А. Караковским, И.С. Клемантович, Н.С. Лейтес, Е.Н.Степановым, Г.Ф. Суворовой, Л.М. Фридманом и др. Психологические аспекты проблем форм взаимодействия семейного и школьного социумов нашли своё отражение в работах как отечественных (С.К.Вершловский, Л.С.Выготский, И.С. Кон, М.Л. Махлин, Л.А. Петровская, А.С.Спиваковская, Д.И. Фельдштейн), так и зарубежных (А. Маслоу, Е. Мелибруда) психологов.[12, 6, 3] Сущности и специфике взаимодействия школы и семьи, посвящены фундаментальные труды В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Л.К.Гребенкиной, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, Н.В. Жокиной, Л.И.Маленковой, В.А. Сластенина.

Проблема: Проблемой нашего исследования является вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.

Тема исследования: для того чтобы решить проблему, которая сложилась в обществе мы выбрали следующую тему «Формы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе».

Цель исследования: изучить роль сотрудничество семьи и школы через различные формы в формировании воспитанности младших школьников определить наиболее эффективные формы.

Объектом исследования данной работы является процесс воспитания ребенка.

Предмет выпускной работы – формы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить теоретические основы данной проблемы;

2) составить и реализовать программу педагогу для успешного сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе;

3) изучить эффективность взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе.

В исследовании были использованы следующие методы:

теоретические: анализ научной литературы, синтез, классификация;

эмпирические: диагностика количественных и качественных данных.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании психолого-педагогических принципов личностно-ориентированных методик воспитания младших школьников; в разработке и исследовании авторской программы воспитательной работы по взаимодействию школьного учебного заведения с родителями: «Навстречу детям».

База исследования: Ставропольский край, с. Обильное МКОУ СОШ №21, учащиеся 3-4 классов и их родители.

Структура выпускной аттестационной работы включает: введение, 2 главы (теоретическая и экспериментальная), 8 параграфов, заключение, список использованной литературы. Общий объем исследования составляет 40 страниц.





Глава I Теоретическое обоснование сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе


1.1 Семья как институт воспитания ребенка

В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное. Современная наука убеждена, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы даже с квалифицированным общественным воспитанием. Современные психолого-педагогические исследования (Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.А. Бодалев, Л.В. Загик, Т.А.Маркова и др.) позволяют утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов семья является важным, необходимым, глубоко специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей [15, 19].

Именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт, овладевает социальными ролями. Через семейные ценности, семейные традиции ребенок приобщается к культурно-историческому опыту предшествующих поколений.

Семья как социально-культурный институт оказывает активнейшее воздействие на развитие духовной культуры ребенка, на мотивы его поведения, на социальную направленность личности. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных ценностей.

Исследователи (Г.М. Коджаспиров, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий) семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими институтами [3, 7]:

- глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания;

- постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей;

- наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи.

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. В современном обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность.

В современных психолого-педагогических исследованиях (А.В.Запорожец, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, А.В.Петровский и др.) [14, 18], выявлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается со становления такой социально-нравственной ценности, как постижение образа семьи, развитие «понимания чувств близких и родных» (Н.Н. Поддъяков). В свою очередь, постижение образа семьи облегчается тем, что в ней дети «не учатся жить, а живут» (Е.А. Аркин). Между тем в последние годы, как убеждают научные данные, урбанизация жизни, нуклеаризация семьи приводят к разобщенности межличностных отношений ее членов, что пагубно сказывается на воспитании детей (Т.В. Антонова, Г.Н. Волков, И.В. Гребенников, Л.В. Загик и др. [6, 7, 8]. Семья подвергается «жесточайшей деформации» (Н.Н.Поддъяков): изменяются не только ее отдельные функции, но и социальные роли членов семьи. Непрочность семейных уз создает искаженный образ семьи у ребенка, отмечает И.В. Бестужев-Лада. Аналогичные выводы у зарубежных ученых: уравновешенным человеком и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому относились в семье благожелательно, уважительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у тех, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.

Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Условия общественного развития в стране XX в., социально-экономические преобразования, начавшиеся в 90-х гг., способствовали ослаблению внутрисемейных связей, низкой сплоченности семейной группы, разрушению семейных ценностей, основанных на идеях гуманизма, и снижению ответственности родителей за создание и сохранение семьи, за воспитание своего ребенка. Система связей, взаимодействий и отношений ребенка и членов семьи регулируется на основе определенных ценностей и норм, традиций, обычаев, обрядов (Т.В.Антонова, Г.Н. Волков, И.В. Гребенников, Л.В. Загик и др.) [6, 7, 10].

Семейную традицию можно рассматривать как духовный феномен, присущий сознанию членов семьи (рода), включающий в себя нормы и ценности, нерегламентированные юридическими установлениями и принимающий статус семейного закона, регулирующий его, и интегрирующего и организующего жизнь семьи (Н.А .Каратаева) [8, 29]. Исследователи Н.Н. Поддъяков, Л.В. Загик подчеркивают, что воспитательная значимость семейных традиций состоит в том, что благодаря своей постоянной повторяемости они постепенно перенимаются всеми членами семьи как обязательные нормы дня совместной жизни. Дети, включенные в систему традиций, воспитываются незаметно для самих себя. Именно в этом их воспитательное воздействие [2, 14].

В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественного окружения ребенка, а народной семейно-бытовой культуры как основы воспитания (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптеров и др.)[ 11,19]. Знание особенностей семьи, национального характера, основных элементов семейной культуры позволяет представить направления и содержание традиционного воспитания, сохранить преемственность поколений (П.П. Блонский) [4]. Историко-педагогические подходы к рассмотрению семьи как сферы жизнедеятельности ребенка сохранились в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко [1, 2].

Семейная народная культура, как в фокусе, собирает истори­чески сложившийся опыт семейно-домашнего воспитания детей, отражая материальную, духовную культуру общества, творчество народных масс (Г.Н. Волков, И.С. Кон и др.) [18].

Очень важным положением является выделение связи между младшим и старшим поколением. В.А. Сухомлинский замечательно сформировал это положение, возведя почитание старших поколений младшими в закон жизни. В становлении нравственности ребенка большое значение имеет духовная связь самого младшего и старшего поколения. Уважение, почитание старших поколений – закон нашей жизни [6, 26].

Именно социальные ценности, идеалы, нормы конкретной семьи обеспечивают эффективность семьи как социально-культурного института, который осуществляет ряд важных функций по отношению к ребенку (Т.Н.Заславская) [8]:

  • воспитательную (социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества);

  • первичного социального контроля (моральная регламентация поведе­ния членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламента­ция ответственности и обязательств в их отношениях);

  • духовного общения (развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение).

Выполнение данных функций семьи во многом определяется значимостью семьи для ребенка, познавательным интересом к семье.

Семья – уникальный общественный организм. В ней наиболее ярко проявляются все стороны общественного бытия, его пороки и достоинства. Если подорваны основы, на которых держится семья, то распадается связь времен. Однако нити родства, духовной общности воспитания детей могут стать надежной связкой, способной выдержать испытание на разрыв. Преемственность между детьми и отцами – необходимое условие (Т.Н.Мальковская) [23]. Таким образом, осознание чувства родства, своей принадлежности к истории своего рода является, на наш взгляд, тем стержнем, который должен помочь сохранить нравственность в обществе и воспитать гражданина своей страны.


1.2 Школа как воспитательная организация

Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений к социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования и социализации детей в возрасте от 6-7 до 18 лет. Специфика деятельности школы обусловлена следующими факторами В.А. Сухомлинского, А.А. Захаренко [26, 28]:

  1. знанием объективных закономерностей педагогического процесса;

  2. четким представлением социальных функций школы в современных условиях;

  3. пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи;

  4. практической подготовленностью учителя к работе с родителями, по воспитанию подрастающего поколения.

Мастерство педагога-воспитателя, по мнению А.С. Макаренко, не является «каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». Нет такой специальности, которой нельзя было бы выучить человека: специальность учителя - быть воспитателем, педагогом. Более того: быть воспитателем - это «очень легкое дело». Решающим условием при этом выступает тот бесспорный факт, что педагог должен быть личностью: личность воспитывается лич­ностью, и потому личность педагога сама должна быть воспитана. В этой же новаторской логике решались и вопросы методики воспитательного процесса. Педагог-воспитатель, по его мнению, «имеет в своем распоряжении единственный метод» - быть всегда рядом со своими воспитанниками, вместе с ними решать жизненно важные проблемы (коллективные и индивидуальные), думать об их будущем. Ведущим и основополагающим условием успешной работы педагога является авторитетность его личности для детей: «Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем», - подчеркивал А.С. Макаренко [25].



1.3 Формы сотрудничества семьи и школы как условие успешного воспитательного процесса

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития [5, 13].

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Именно семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

При активном взаимодействии семьи с другими социальными институтами достигаются необходимые воспитательные результаты. Вот почему школа берет на себя смелость и ответственность обеспечить родителей знаниями по педагогике, психологии, культуре общения.

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. В основе такого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременное и педагогически обоснованные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи. В создании союза педагогов и родителей важнейшая роль принадлежит педагогам [9, 13].

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий  авторитаризм и дидактизм.

Для успешного и эффективного взаимодействия семьи и школы, классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Цели и педагогические условия взаимодействия школы с семьей являются главными структурными элементами в организации взаимодействия. А средством достижения поставленных целей является выбор форм и методов взаимодействия.

Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.

Многие ученые (А.Т. Журбина, Ю.А. Генварева и др.) классифицируют формы взаимодействия на индивидуальные и групповые, другие же исследователи (И.В. Гребенников, И.А. Хоменко и др.) [10] рассматривают формы взаимодействия школы и семьи с точки зрения их использования в рамках информирования, просвещения, обучения, консультирования родителей.

Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.

Они делятся на традиционные и нетрадиционные формы.

Таблица 1.1 Традиционные и нетрадиционные формы воспитательного процесса школьного учебного заведения и семьи

Традиционные

Нетрадиционные

Родительское собрание

Самоуправление

День открытых дверей

Семинары для родителей

Совместные дела семьи и учреждения

Групповые тренинги

Опосредованное взаимодействие

Семейный клуб

Родительские конференции, сходы, съезды

Родительский клуб


Консультации (тематические и индивидуальные)


Круглый стол,

педагогический треугольник, родительский ринг

Семейные праздники


Социально-психологические тренинги

Посещение на дому

Диспут-размышление

Анкетирования родителей

Творческие встречи педагогов и родителей


Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения [22, 28].

День открытых дверей. В этот день приглашаются родители всех воспитанников данного учреждения, родители будущих воспитанников, представители общественности. В рамках этого дня дается полная информация о деятельности учреждения. Родители могут получить ответы на интересующие вопросы.

Совместные дела семьи и учреждения это огромное личное богатство всех детей, родителей и педагогов. Этот опыт неповторим, его необходимо копить ежедневно. Данная форма включает в себя совместное проведение мероприятий, поездки, походы, совместные акции, конкурсов детского творчества и т.д.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление. Родители воспитанников юридически не входят в коллективы учреждения и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешности работы учреждения.

Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Инициативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.

Совершенно очевидно, что приход педагога в семью может быть только по приглашению. Известны классные руководители, которых все родители приглашают и с удовольствием ждут этой встречи. Почему? Потому что эти педагоги приносят радость в дом, находят добрые слова о ребенке, рассказывают о его успехах и достижениях, обращаются за советом к родителям, выясняют их мнение по той или иной проблеме, которая возникает в обучении и воспитании   ребенка, в работе с коллективом класса.

Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.

Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.

Семейный клуб. Такая форма работы может помочь не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок – необходимый элемент работы клуба.

Родительский клуб – это форма работы, которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Это является своеобразной школой обучения родителей, где они могут получить теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.

Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:

  • тренинги (например, «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений») [1, 28];

  • семинары (например, «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);

  • практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);

  • проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;

  • познавательные экскурсии в музей, цирк и зоопарк;

  • традиционные праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «Бал осени», «Здравствуй, лето!», «Выпускной бал»;

  • организация и посещение выставок (районная, городская, областная декоративно-прикладная выставка, выставки художников);

  • благотворительные акции («Рождественский подарок – каждому ребенку» и др.);

  • мастер-класс («Как организовать праздник в семье»).

Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута, возможно, подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники [5, 12].

Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Опосредованное взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток для родителей, приглашений, поздравлений, благодарностей.

Родительские конференции, сходы, съезды. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. Успех конференции зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценить воспитательный процесс. К ним готовятся выставки работ воспитанников, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Хорошие родители. Кто они?» и т. п [8, 11, 19].

Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждение дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и учреждениями ДО, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности родителей и педагогов.

Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.

Анкетирования родителей проводится с целью сбора социологических данных о семье, на основании которых составляется социальный портрет обучающихся

Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, соответствующая стилю и духу дополнительного образования, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.

На сегодняшний день решения вопроса взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников должен решаться комплексно и системно, необходимо искать новые пути сотрудничества. К этой работе необходимо привлекать педагогов-психологов, специалистов разного профиля. Используемые активные формы организации деятельности с родителями, такие как праздники, практикумы, семинары, мастер-классы для родителей, конкурс «Семейный проект» объединяют и позволяют реально влиять на качество семейного воспитания.

Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.

Система сотрудничества педагогов, родителей и воспитанников как элемент целостной системы, обеспечивает организацию целенаправленного технологического процесса овладения социальными нормами жизнедеятельности человека в социокультурном пространстве. Неоценима роль родителей в развитии социальных и коммуникативных качеств, в раскрытии индивидуальных способностей. Кроме того, процесс взаимодействия позволяет не только усилить адаптационное воздействие процесса подготовки ребят к будущей социальной, профессиональной и семейной жизни и влиять на их дальнейшую самореализацию, но также снять напряжение в общении с родителями при решении проблем, формировать объективную потребность социального партнерства.




Глава II Опытно-экспериментальная деятельность по изучению форм сотрудничества семьи и школы на этапе эксперимента


«Семья ‑ источник, водами которого питается полноводная река нашего государства»

В. Сухомлинский


1.1 Методическая авторская программа воспитательной работы школьного учебного заведения с родителями младших классов: «Навстречу детям»

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к авторской программе воспитательной работы школьного учебного заведения с родителями: «Навстречу детям»

Семья ‑ это та основа, в которой происходит формирование личности ребенка. Влияние семьи на ребенка доминантное, уникальное, а во многом и незаменимое.

Мудрый педагог это хорошо понимает и успешно использует в организации воспитательного процесса. Знание законов развития и поведения учащихся, скрытых от воспитателя мотивов их поведения позволит педагогу выполнять свое дело без помощи родителей. Но при этом семью нужно рассматривать как главного заказчика и союзника в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества.

Важным условием эффективной формы учебно-воспитательной работы является сотрудничество учебного заведения и семьи, которое предусматривает надлежащий уровень педагогической культуры родителей. Уровень педагогической образованности родителей зависит от традиций в семьях, в которых выросли они, приобретенных знаний, жизненного опыта, способности к саморазвитию. Важными являются утверждения новых общественных, этических ценностей, глобализации. Однако педагогическая образованность родителей инертная и нередко отстает от реальной педагогической ситуации, общественных нужд, ожиданий ребенка. Поэтому школа должна заботиться о постоянном развитии их педагогических знаний, прибегая к разным формам работы.

Тесная взаимосвязь учебного заведения и семьи может развиваться только благодаря педагогическому образованию родителей и привлечению их к воспитательной работе.

Но в последнее время по тем или иным причинам школа и семья находятся на стадии перманентной конфронтации. Во многих семьях не считают необходимым обращаться к педагогам по поводу проблем, которые возникают в воспитании детей. К педагогам родители обращаются по обыкновению тогда, когда уже слишком поздно.

Контакт с родителями как взаимодействие может быть установлен лишь при условии, которое оба субъекты осознают: только общими усилиями можно создать условия для развития и воспитания ребенка, помочь ему в обретении необходимого социального опыта.

Определяющее условие взаимодействия этих двух субъектов ‑ родителей и педагога ‑ исчерпывающее представление о содержании воспитательной деятельности друг друга, возможности согласия относительно задач и средств воспитательного влияния ради благополучия ребенка, адекватность воспитательных действий к запланированному конечному результату.

Назревшая необходимость и целесообразность разработать программу для работы с родителями «Навстречу детям», которая основывается на принципах личностно-ориентированного, комплексного подхода к организации работы с родителями, в соответствии с законом РФ «Об образовании» и рассчитанная на один год. Программа включает привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, решение конкретных проблем, которые возникают в ходе общей деятельности педагога и родителей.

Цель программы: предоставить родителям глубокие знания в педагогике и психологии воспитания, пропагандировать лучший опыт воспитания детей в семье, формирование здоровой, творчески мыслящей, духовно богатой личности воспитанников на основе партнерства, сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. Ведь без заботы о педагогической культуре родителей невозможно решить никакой проблемы, которая касается обучения и воспитанию.

Главные задачи:

  • налаживание тесной связи классного руководителя с родителями;

  • оздоровление детско-родительских отношений;

  • максимальное сближение семьи и школьного учебного заведения на основе партнерства, сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи;

  • пропагандирование педагогических знаний, которые обусловят повышение педагогической грамотности родителей;

  • помощь родителям в овладении системы умений, необходимых для организации воспитательной деятельности в семье;

  • изучение и распространение опыта семейного воспитания;

  • обеспечение родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями по вопросам воспитания;

  • содействие формированию доверительных отношений и демократического стиля общения родителей с детьми в семье.

Ожидаемые результаты:

  • установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

  • обеспечение активного участия родителей в учебно-воспитательном процессе;

  • создание доверительной формы общения между родителями и педагогами, которое содействует конструктивному взаимодействию;

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей и эффективности семейного воспитания;

  • общее воспитание гармонично развитой творческой личности учащихся младших классов;

  • создание единого образовательного пространства с целью обеспечения гармонического развития воспитанников.

Содержанием программы предусмотрены использование таких форм работы школы с семьёй:

  • наблюдение;

  • родительское собрание;

  • индивидуальные беседы;

  • диагностирование;

  • «круглые столы»;

  • лекции;

  • тренинги;

  • консультации;

  • праздники;

  • походи на природу;

  • посещение семьи учащихся дома (при необходимости).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Просвещение родителей

Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и эффективность семейного воспитания.

Задачи:

  • обеспечить родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями по вопросам воспитания;

  • содействовать формированию доверительных отношений и демократического стиля общения взрослых с детьми в семье.

Ориентировочная тематика и формы проведения мероприятий в сотрудничестве школы с семьёй:

  • общешкольные родительские собрания;

  • заседание родительского комитета класса;

  • круглый стол «Возрастные проблемы учащихся младших классов». Ознакомление родителей с психологическими возрастными особенностями младших школьников; обсуждение основных проблем, с которыми сталкиваются дети в младшем школьном возрасте; помощь родителям в определении правильных методов воспитания;

  • тренинговое занятие «Культура отношений ‑ важный фактор успешного семейного воспитания». Психолого-педагогическое просвещение родителей для коррекции стиля воспитания. Помощь родителям в выявлении проблем в воспитании своих детей, осознание и принятие необходимости изменения их семейных отношений; сформировать понимание необходимости осуществления сложной и кропотливой деятельности, направленной на самовоспитание, преодоление собственных нежелательных стереотипов поведения;

  • осуществление профилактики и коррекции в семейных отношениях; формирование у родителей конструктивного отношения к детям в процессе воспитания.

Раздел II. Организация сотрудничества с семьями

Цель: привлечь родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  • активизировать работу родительского комитета в группе путем привлечения родителей к общему планированию и организации его деятельности;

  • создать условия для партнерской деятельности родителей с детьми;

  • привлечь родителей к благоустройству школьного учебного заведения;

  • поддерживать интерес и желание родителей обмениваться опытом семейного воспитания.

Ориентировочная тематика и форма проведения мероприятий в сотрудничестве школы с семьёй:

  • семейный праздник «Тропинка к родительскому дому». Воспитание у младших школьников чувства любви и уважения к своей семье через ощущение комфорта и радости от семейного окружения и общения. Содействие пониманию необходимости крепких семейных связей, важности родственного единения;

  • поход в лес;

  • привлечение родителей к помощи в организации и проведении общешкольных мероприятий и праздников;

  • привлечение родителей к помощи в организации праздника «День именинника» в классе.

Раздел III. Диагностирование

Цель: определить потребности семей учащихся и особенности воспитания детей в семье; осуществить мониторинг мнения родителей о качестве образовательного процесса в школьном учебном заведении.

Задачи:

  • выяснить реальные нужды семей в образовательных и воспитательных услугах;

  • определить уровень осведомленности родителей относительно особенностей развития, воспитания и обучения детей;

  • выявить ожидания родителей относительно качества воспитательного процесса в школьном учебном заведении.

Ориентировочная тематика и формы проведения мероприятий в сотрудничестве школы с семьёй:

  • анкета «Что Вы знаете о своем ребенке?»;

  • анкета «Достаточно ли Вы интересуетесь своими детьми?»;

  • анкета для опроса родителей относительно достаточности организации воспитательного процесса в школьном учебном заведении;

  • тестирование «Уровень нравственного воспитания учащихся младших классов».

Курсовая работа посвящена проблеме взаимодействия школы и семьи в различных формах воспитательного процесса по нравственному воспитанию учащихся младших классов посредством внедрения авторской программы воспитательной работы школьного учебного заведения с родителями: «Навстречу детям».

Нравственное воспитание – это процесс и результат целенаправленной воспитательной деятельности педагога, которая предусматривает формирование адекватного морального поведения и действий школьников в разнообразных жизненных ситуациях.

Нравственная воспитанность – это особенность личности, которая характеризуется наличием и степенью сформированности комплекса нравственных качеств, которые отображают развитие личностных характеристик, а также отношение младшего ученика к окружающей среде.

Воспитательный процесс предусматривает осознание сензитивности младших школьников относительно формирования нравственного поведения, нравственных чувств, обогащение нравственных знаний, которые усваиваются через осознание нравственных норм, ценностей и формирования убеждений.


2.2 Проведение констатирующего эксперимента

Нами осуществлены исследование показателей, которые отображают залог воспитательной работы в школьных учебных заведениях, было выяснено, что одним из них есть уровень моральной воспитанности младших школьников. Учитывая проведенный анализ психолого-педагогической литературы и наблюдений, под моральной воспитанностью понимается свойство личности, которая определяется наличием и степенью сформированности комплекса моральных качеств, которые отображают развитие личностных характеристик, отношение младшего школьника к окружающей социальной среде, а также морального поведения.

В процессе констатирующего эксперимента был изучен исходный уровень моральной воспитанности учеников начальных классов. С этой целью на основе анализа соответствующих психолого-педагогических исследований (И. Беха, Т. Грибоедовой, Г. Ивановой, Г. Иванчук, О.Скрипченко) нами определены такие компоненты моральной воспитанности: когнитивный (первичные представления младших школьников о моральных понятиях, нормы и правила поведения и культура общения); мотивационно-ценностный (наличие мотивационной основы для осуществления положительных моральных поступков, эмпатии, желания помочь, ценностное отношение к себе и окружающим); процессуально-деятельностный (готовность к реализации моральных знаний в конкретных поступках, проявление культуры морального действия). Применение этих компонентов в опытно-экспериментальной работе стало предпосылкой для определения четырёх групп младших школьников, каждая из которых отображала уровень сформированности моральной воспитанности: высокий, достаточный, средний и низкий.

К высокому уровню (5,7%) отнесены младшие школьники, которые имели четкие знания морально-этических понятий, характеризовались сформированностью стойкой системы мотиваций; в отношении к окружающим проявляли сочувствие, правдивость; без нерешительности выполняли предложенные общественные поручения, помогали родителям. Им присуща культура морального действия, постоянство морального поведения. Они активно принимали участие в пропаганде национальной культуры, общественных норм поведения.

Достаточный уровень (7,9%) характеризовал учеников начальных классов, которым присущи адекватные, но недостаточно полные морально-этические представления; в своих действиях чаще всего руководствовались односторонними мотивами. Ученики младшего школьного возраста характеризовались заботливостью по отношению к окружающим людям и природе; были недостаточно активными в выполнении общественных поручений. Им присуще постоянство поведения, культура морального действия, которое зависело от внешнего контроля; не проявляли активность в пропаганде достижений национальной культуры.

Средний уровень (30,7%) присущ тем младшим школьникам, которые имели нечеткие морально-этические представления; не полностью понимали общественные нормы и правила поведения; руководствовались социально малоценными мотивами. Они не всегда были правдивыми, вежливыми в отношении к окружающим; не настойчивыми в процессе выполнения учебных задач. Для них не характерно постоянство поведения и культура морального действия; они не занимались пропагандой общественных норм поведения.

К низкому уровню (55,7%) отнесены ученики начальных классов, у которых не сформированы морально-этические представления и мотивационные основы. Они не понимали правил поведения, были равнодушными к окружающим. Младшие школьники этой группы не проявляли желания выполнять учебные задачи; такие черты, как трудолюбие, ответственность отсутствуют. Им была присуща асоциальная направленность поведения.

Результаты исследования представлены на рис. 2.1

Рис. 2.1 – Результаты констатирующего эксперимента по диагностике уровня сформированности воспитанности у младших школьников

Полученные результаты определили актуальность дальнейшего проведения опытно-экспериментальной работы, важным направлением которой стало моделирование воспитательной технологии, которая бы обеспечила системность в получении моральных знаний, а также учитывала современное состояние проблемы в педагогической теории и воспитательной практике классного руководителя школьных учебных заведений.


2.3 Опытно-экспериментальная проверка

В процессе формирующего эксперимента экспериментально проверен комплекс педагогических условий обеспечения эффективности воспитательного процесса учеников начальных классов в школьных учебных заведениях: внедрение инновационной авторской программы «Навстречу детям», которая учитывает специфику школьных учебных заведений и обусловлена современным состоянием воспитательной системы в этих заведениях; диалогичность процессов педагогического взаимодействия классных руководителей и родителей младших школьников; учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников начальных классов; повышение компетентности педагогов школьных учебных заведений по вопросам морального воспитания младших школьников; обеспечение адекватности воспитательного воздействия школьных учебных заведений и семьи на личность ученика младшего школьного возраста.

Реализации формирующего эксперимента предшествовало определение экспериментальных и контрольных групп, ознакомление педагогов и родителей младших школьников с экспериментальной авторской программой воспитательной работы учеников начальных классов в школьных учебных заведениях.

Организация процесса воспитания в экспериментальных группах школьных учебных заведений предусматривала проведение одновременной работы с учениками начальных классов, их родителями и педагогами на четырёх этапах: информационно-аналитический, организационный, практический и обобщающий.

Важной характеристикой разработанной и экспериментально проверенной авторской программы воспитания учеников начальных классов в школе оказалась система организационных форм воспитательной работы: тренинговые воспитательные занятия (походы, соревнование, «часы общения», «часы откровенного разговора», благотворительные акции и рейды, «встречи в кругу семьи», уроки взаимо воспитания), морально-этические беседы, диспуты, творческо-поисковые моральные диалоги, ролевые игры, морально-этические информационные минутки, презентации, конкурсы, выставки, экскурсии. Применение указанных выше форм морального воспитания дало возможность активизировать процесс усвоения учениками начальных классов моральных знаний, формирование моральных убеждений, обогащение опыта морального поведения в процессе их участия в решении морально-этических ситуаций, которое предусматривало диалогическое взаимодействие в системах: «педагог – младший школьник», «ученик – ученик», «педагог ‑ родители».

В работе нами учтено то, что воспитательный процесс в школьных учебных заведениях будет эффективным лишь при условии обеспечения адекватности воспитательных влияний родителей и педагогов. В этих условиях необходимым оказалось осуществление работы по педагогическому просвещению родителей с целью повышения уровня их педагогической компетентности, для чего применено такие формы работы: проведение консультаций, бесед (индивидуальных, групповых), лекционных занятий, семинаров, тренингов, ролевых игр, «уроков взаимо воспитания» и т.п.

Как показывают экспериментальные данные, проведенная работа по подготовке педагогов школьных учебных заведений и родителей к осуществлению воспитательной работы по формированию нравственности младших школьников обусловила рост показателей высокого уровня педагогической компетентности родителей на 6,9%, педагогов на 7,1%, и среднего уровня (соответственно на 10,3%, и 6,3%). Вместе с тем наблюдалось уменьшение показателей низкого уровня педагогической компетентности родителей на 17,2% и педагогов на 13,4%.

После завершения формирующего эксперимента были проведены контрольные исследования, которые по методике были аналогичные тем, что применялись в процессе констатирующего эксперимента. Анализ уровней сформированности воспитанности младших школьников дает основания утверждать о положительных тенденциях в экспериментальных группах по всем определяющим компонентами, которые состоялись в процессе внедрения авторской программы воспитательной работы школьного учебного заведения с родителями: «Навстречу детям» (рис. 2.2).

Рис. 2.2 ‑ Графическое сравнение показателей воспитанности младших школьников по определенным компонентам

Анализ графических профилей проявления показателей сформированности воспитанности младших школьников под конец эксперимента, как свидетельствует рис.2.2, указывает на их рост в экспериментальной группе. Так, например, увеличение количественных показателей высокого и достаточного уровней (в среднем на 18,6%) зафиксировано во время определения сформированности представлений младших школьников о моральных понятиях, норм, правил поведения и общения. Вместо того, уменьшилось количество младших школьников, уровень воспитанности которых определен как средний и низкий (в среднем на 18,6%). Количественное отображение показателей мотивационно-ценностного компонента характеризуется их увеличением на высоком и достаточном уровнях (в среднем на 18,0%) и уменьшением по средним и низким на 13,4%. Меньше всего рост количественного отображения, по сравнению с рассмотренными, в высоком и достаточном уровнях зафиксировано за показателями процессуально-деятельностного компонента (в среднем на 16,2%) в то время как количество учеников начальных классов низкого и среднего уровней воспитанности уменьшилось на 16,3%.

Динамика процесса изменения уровней воспитанности учеников начальных классов представлена на основе усредненных показателей гистограммы (рис. 2.3).

Как свидетельствуют данные рис. 2.3, показатели высокого уровня моральной воспитанности младших школьников возросли на 17,4%, достаточного – на 18,6%. Однако, уменьшилось количество учеников, уровень воспитанности которых определено как средний (на 16,1%) и низкий (на 19,9%). Вместо этого, в контрольных группах количественные и качественные показатели моральной воспитанности испытали такие изменения: выросшее количество младших школьников, уровень воспитанности которых нами определен как высокий (на 0,6%), достаточный (на 1,7%) и средний (на 5,0%). В свою очередь, показатели низкого уровня моральной воспитанности учеников начальных классов контрольных групп возрос на 2,6%.

Рис. 2.3 ‑ Динамика уровня воспитанности младших школьников контрольных и экспериментальных групп


Таким образом, результаты формирующего эксперимента дают основания утверждать, что моральное воспитание младших школьников в школьных учебных заведениях эффективно будет осуществляться при условии практического применения разработанной нами функциональной модели, обоснованной и экспериментально проверенной авторской программы воспитательной работы школьного учебного заведения с родителями: «Навстречу детям».

2.4 Выводы к исследованию

Компонентный подход по изучению нравственной воспитанности учащихся младших классов позволил осуществить целенаправленное и содержательное изучение этого феномена. В частности, были определены следующие компоненты нравственной воспитанности: когнитивный, мотивационно-ценностный, процессуально-деятельностный.

Разработана функциональная модель авторской программы воспитательной работы школьного учебного заведения с родителями: «Навстречу детям», которая включает цель, содержание, принципы, методы, формы, средства, субъекты учебно-воспитательного процесса, педагогические условия и результаты нравственного воспитания.

В процессе экспериментальной работы определены и апробированы педагогические условия, которые обеспечивают формирование значимости воспитанности и нравственного поведения. К таким педагогическим условиям относятся: внедрение авторской программы воспитательной работы школьного учебного заведения с родителями: «Навстречу детям», которая учитывает специфику школьных учебных заведений; диалогичность процессов педагогического взаимодействия классных руководителей и учеников начальных классов; учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; повышение компетентности родителей по вопросам нравственного воспитания учеников начальных классов; обеспечение адекватности форм сотрудничества школьных учебных заведений и семьи в воспитании личности младшего школьника.

Анализ результатов констатирующего и формирующего эксперимента дали возможность проследить динамику в изменении уровней нравственной воспитанности младших школьников контрольных и экспериментальных групп, что позволило сделать вывод об эффективности предлагаемой авторской программы воспитательной работы школьного учебного заведения с родителями: «Навстречу детям» для учащихся младших классов.


Заключение


Учитывая главные принципы построения учебно-воспитательного процесса в школьных учебных заведениях (доступность, добровольность, вариативность, научность, светский характер), они должны создать благоприятные условия для удовлетворения интересов и нужд личности в формировании моральных качеств, убеждений, мировоззрения, положительной моральной деятельности и высокого уровня моральной воспитанности в воспитательном процессе.

Таким образом, воспитанность учащихся сегодня является важной составляющей содержания работы школьных учебных заведений, главным заданием которых является формирования морального поведения, активной жизненной позиции, правил сожительства, единства слова и дела у подрастающей личности.

Обзор научной литературы по проблеме дает основания утверждать, что содержание морального воспитания ученики определены нуждами и требованиями общества, уровнем его нравственности и построено на основе принципов общечеловеческой морали: добра, правды, справедливости и т.п. Учет современных общественных условий требует сосредоточения особого внимания на осуществлении организованного воспитательного процесса в школьных учебных заведениях.

Построение учебно-воспитательного процесса в школьных учебных заведениях предусматривает осознание психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста, которые рассмотрены нами сквозь призму взаимосвязанных компонентов моральной воспитанности. Определяющей составляющей имеется сензитивность учеников начальных классов относительно формирования морального поведения, моральных чувств, обогащение моральных знаний, которые усваиваются через осознание моральных норм, ценностей и формирования убеждений, вместе с тем опыт морального поведения учеников начальных классов является ограниченным, в выделении главных компонентов в поведении окружающих они ощущают трудность.

Установлены и охарактеризованы компоненты воспитанности младших школьников: когнитивный, мотивационно-ценностный, процессуально-деятельностный. Это дало возможность обосновать методически авторскую программу воспитательной работы школьного учебного заведения с родителями младших классов: «Навстречу детям», согласно которой ученики начальных классов должны владеть первичными представлениями о моральных понятиях, нормах и правилах поведения, культуре общения, иметь сформированную мотивационную основу для осуществления положительных моральных поступков, эмпатии, желание помочь, ценностное отношение к себе и окружающих, а также уметь реализовывать моральные знания на практике.

Разработанная нами авторская программа воспитательной работы школьного учебного заведения с родителями младших классов: «Навстречу детям» предусматривает систематическое проведение воспитательной работы с учениками начальных классов с применением тренинговых воспитательных занятий (походы, соревнования, «часы общения», «часы откровенного разговора», благотворительных акции и рейдов, «встреч в кругу семьи», уроков взаимовоспитания), морально-этических бесед, диспутов, творчески-поисковых моральных диалогов, ролевых игр, морально-этических информационных минуток, презентаций, конкурсов, выставок, экскурсий.

На основании учета специфики школьной воспитательной среды в ходе исследования обоснованы педагогические условия воспитанности младших школьников в школьных учебных заведениях: внедрение авторской программы воспитательной работы школьного учебного заведения с родителями младших классов: «Навстречу детям», которая учитывает специфику школьных учебных заведений и обусловлена современным состоянием воспитательной системы в этих заведениях; диалогичность процессов педагогического взаимодействия классных руководителей и родителей учеников начальных классов; учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; повышение компетентности родителей по вопросам морального воспитания учеников начальных классов; обеспечение адекватности воспитательных влияний школьных учебных заведений и семьи на личность младшего школьника.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов воспитания личности младших школьников в школьных учебных заведениях. В частности, его перспективность состоит в разработке проблемы воспитанности подростков и старшеклассников в школьных учебных заведениях; исследование специфики воспитательного процесса в этих заведениях взаимодействием с семьей, школой, общественностью, а также анализ проблемы организации школьного воспитательного пространства по разным направлениям: моральным, экологическим, гражданским, эстетическим и т.п.




Список использованной литературы



  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ; ред. от 21.07.2014 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) [Электронный ресурс] _ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143/

  2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров – М., 2009.

  3. Антонов А.И. Кризис семьи и пути его преодоления. / А.И.Антонов, А.Л. Борисов ‑ М., 2010.

  4. Воронов В.В. Технология воспитания. Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. / В.В. Воронов — М.: Школьная пресса, 2000. – 96 с.

  5. Гранкин А.Ю. О семейном воспитании / А.Ю. Гранкин. Е.А.Аркин // Педагогика. ‑ 2014. ‑ №2. – С. 20-24.

  6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4кл. / Н.И. Дереклева – М., 2011.

  7. Елисеева Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях /Т. П. Елисеева // Классный руководитель. ‑ 2008.‑ №11.

  8. Зацепин В.И. Молодая семья. / В.И. Зацепин – К., 2013.

  9. Игош К.Е. Семья, дети, школа. / К.Е. Игош, Г.М. Минковский ‑ М., 2010.

  10. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. Вып. 1 / под ред. Е.Н. Степанова. ‑ М., 2009.

  11. Корчак Я. Как любить детей. / Я. Корчак ‑ М., 2013.

  12. Кулик Л.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик, Н.И. Берестов – М., 2014.

  13. Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. / В.А. Караковский – М., 2007.

  14. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учеб.-метод. пособие. / С.В.Кулькеневич, Т.П. Лакоцепина ‑ М.; Ростов н/Д, 2000. – 197 с.

  15. Мудрость воспитания: Книга для родителей ‑ М., 1999.

  16. Методика воспитательной работы / од ред. В.А. Сластенина. ‑ М., Издательский центр «Академия», 2004.

  17. Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы/ Н.И.Москвина // Классный руководитель. ‑ 2005. ‑ №5. – С.102-107.

  18. Нефедов В.И. Искусство воспитания в семье. / В.И. Нефедов, Ю.Ю. Щербань ‑ Минск, 2001.

  19. Никитин В.П. Мы, наши дети и внуки. / В.П. Никитин, Л.А.Никитина ‑ М., 2009.

  20. Отец в семье: Книга для родителей. ‑ М., 2000.

  21. Образование родителей и школа: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. С.И. Петреевской. ‑ М., 1999.

  22. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. / И.П. Подласый ‑ М., 2003.

  23. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева ‑ М, 1988.

  24. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. / Е.Н. Степанов — М.: ТЦ Сфера, 2008. ‑ 224 с.

  25. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. / В.А.Сухомлинский – М., 2000.

  26. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. / Л.М. Фридман ‑ М., 2000.

  27. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. ‑ М.. 1993.

  28. Цацибин С.А. Взаимодействие школы и семьи / С.А. Цацибин. – Волгоград: Учитель, 2004.

  29. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. / Н.Е. Щуркова. – М., 2011.

  30. Хуторянская Т.В. некоторые аспекты сотрудничества семьи и школы в современной образовательной системе / Т.В. Хуторянская [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2983-2012-05-30-12-22-53




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе.

Автор: Наталичева Надежда Николаевна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221754

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Доклад на педагогический совет на тему: "Союз семь и школы -одно из условий совершенствования воспитательного процесса". "
    ["seo_title"] => string(132) "doklad-na-piedaghoghichieskii-soviet-na-tiemu-soiuz-siem-i-shkoly-odno-iz-uslovii-soviershienstvovaniia-vospitatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "141864"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418201588"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Сотрудничество семьи и школы "
    ["seo_title"] => string(32) "sotrudnichiestvo-siem-i-i-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "123324"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414469720"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методика и формы сотрудничества классного руководителя с родителями. "
    ["seo_title"] => string(75) "mietodika-i-formy-sotrudnichiestva-klassnogho-rukovoditielia-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "109978"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405335548"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Современные воспитательные технологии в формировании духовно- нравственной культуры воспитанников Дома юношества"
    ["seo_title"] => string(112) "sovriemiennyievospitatielnyietiekhnologhiivformirovaniidukhovnonravstviennoikulturyvospitannikovdomaiunoshiestva"
    ["file_id"] => string(6) "299601"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456563661"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад по  теме:  «Развитие творческого потенциала  обучающихся в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры» "
    ["seo_title"] => string(145) "doklad-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-obuchaiushchikhsia-v-uchiebno-vospitatiel-nom-protsiessie-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "162093"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422300504"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства