kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате долгих дебатов,связанных с поиском решения проектной задачи школы о создании здоровьесберегающей среды, мы вышли на понимание интегрированного образования. Это не только процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах,но более широкий процесс, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей ( инклюзивное образование).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) »

Формы организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Учитель начальных классов МБОУ Старокулаткинская сош№1 Атауллина Суфия Максутовна.

Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.

Д. Дьюи

В результате долгих дебатов, связанных с поиском решения проектной задачи школы о создании здоровьесберегающей среды, мы вышли на понимание интегрированного образования. Это не только процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, но более широкий процесс, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей (инклюзивное образование),

Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ограниченными возможностями здоровья теми знаниями, умениями навыками и в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающиеся дети, в соответствии с государственным стандартом.

В классы интегрированного обучения принимаются дети с ограниченными возможностями здоровья, такими как: проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфальтилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка.

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с ограниченными возможностями в коллектив здоровых сверстников. Эти дети могут обучаться в “Группе развития” в течение 1-2 или 3-4 лет, т.е. до достижения ими среднего школьного возраста. Это зависит от сложности дефекта, скорости продвижения ребенка в процессе обучения и от желания родителей.

Основными задачами “Группы развития” являются:

  • систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;

  • создание социально – педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;

  • обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.

Интеграция привлекла прежде всего родителей проблемных детей. Именно они инициировали первые опыты обучения своих детей в массовой школе. Поиск эффективных форм организации психолого-педагогического сопровождения родителей связан с проведением целенаправленной работы по повышению их психологической компетентности через “Родительскую школу”.

Сама ситуация “Родительской школы” - это ситуация взаимного обмена. Здесь обращается внимание на некоторые возрастные особенности детей, что позволяет им по-новому взглянуть на развитие ребенка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия в более конструктивную сторону. Кроме того, опираясь на данные диагностики, наблюдения, на опыт своего общения с учащимися, психолог может поделиться с родителями своими профессиональными выводами о тенденциях, имеющихся в классе, об особенностях развития детей на данном этапе их жизни, а также выделить наиболее актуальные для родителей конкретного класса аспекты обсуждаемой темы.

Встречи с родителями проходят в форме родительских чтений, рингов. В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали занимать родительские тренинги. Это активная форма работы. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя, а в некоторых случаях можно предложить поучаствовать и детям.

Приведем пример заданий (упражнений) игрового тренинга для учащихся и родителей 3-го класса.

Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность родителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.

Задание 1. Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему.

Задание 2. Участники группы на большом листе ватмана рисуют коллективный портрет своей группы.

Задание 3. Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда участников поет “взрослые” песни, а команда родителей поет “детские” песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения.

Вариант ритуала прощания: члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и все пишут какое-то очень значимое и важное для каждого человека слово, например, “Держись! Не робей! Будь добрее! И др.”

Большое значение подобная тренинговая работа имеет и для классного руководителя. Он близко узнает учащихся, имеет возможность познакомиться с семейной ситуацией, видит родителей и детей в неформальной обстановке.

Модель инклюзивного образования позволяет создать уникальную возможность для ранней интеграции значительного числа детей с отклонениями в развитии, сохраняя за ними ежедневную адекватную психолого-педагогическую помощь, а также для специальной педагогической поддержки детей, не имеющих нарушений в развитии, но испытывающих значительные трудности в обучении в силу других причин (например, слышащие дети неслышащих родителей, дети из семей вынужденных переселенцев и др.). Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, выиграют и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Совместное воспитание в условиях массовой школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся – относительно новое явление в образовании. Чтобы интегрированное обучение проблемных детей вошло в широкую практику образования, необходимо помимо законодательного определения статуса интегрированного ребенка и образовательного учреждения, принимающего его, проведение целенаправленной работы с общественностью по его подготовке к принятию человека с ограниченными возможностями.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Атауллина Суфия Максутовна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184871

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными   возможностями здоровья в общеобразовательной организации."
    ["seo_title"] => string(133) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieriebionkasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavobshchieobrazovatielnoiorghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456822523"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Педагогические технологии,применяемые при работе с детьми с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(78) "piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-primieniaiemyie-pri-rabotie-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "227366"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440693827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства