kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ценностных ориентиров школьников как основное направление деятельности школьной общественной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования человека-гражданина в современной российской действительности является особо актуальной. В связи с этим в детской организации был разработан план мероприятий, ориентированный на общечеловеческие ценности в процессе формирования гармонично развитой личности, цель которой заключается в том, чтобы создать условия для формирования гармонично развитой личности с высоким уровнем духовно-нравственного развития, способной к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию.

Использование в своей работе различных мероприятий, бесед встреч, экскурсий, проводимых с целью повышения нравственного сознания школьников, дало свои положительные результаты.

Диагностика психологической атмосферы в детской организации показала следующее: в коллективе организации преобладают такие положительные качества как дружелюбие, теплота взаимоотношений, согласие, занимательность, удовлетворенность – 70%, процент отрицательных качеств: враждебность, равнодушие, недоброжелательность, неудовлетворенность, скука – составляет 30 %.

Результаты диагностики, цель которой выявление у подростков наличия ценностных ориентиров показали, что

  • идеалом в детской организации является правда – 50%, добро – 45%, безответственность – 3%, несправедливость – 2%;
  • законы организации основаны на таких ценностях как дружба – 60%, забота – 30%, предательство – 0%, долг – 10%;
  • права членов детской организации основаны на таких ценностях как равенство – 40%, свобода – 10%, справедливость – 30%, братство – 20%;
  • среди членов организации приветствуются и ценятся такие поступки как слово – 5%, дело – 60%, пример – 35%, воровство – 0%;
  • ориентирами деятельности детской организации являются демократия – 10%, милосердие – 30%, экология – 30%, миротворчество – 30%;
  • деятельность детской организации основана на следующих принципах: самодеятельность – 15%, самоуправление – 45%, сотрудничество – 30%, содействие – 10%;
  • детская организация заботится о: семье – 20%, обществе – 30%, Отечестве – 25%, личности – 25%.

Результаты изучения мотивов участия подростков в деятельности детской организации показали, что в организации совместной деятельности преобладают коллективистские мотивы, а так же мотивы, направленные на то, чтобы выделиться среди других, возможность руководить другими привлекают ребят слабо или не привлекают совсем.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностных ориентиров школьников как основное направление деятельности школьной общественной организации »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
с. Сергиевское Грачёвский муниципальный район Ставропольский край







Формирование

ценностных ориентиров школьников как основное направление деятельности школьной общественной организации







Из опыта работы вожатой

МКОУ СОШ №5 с.Сергиевское

Зайцевой И.В.


























с.Сергиевское, 2014 год


I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ


I. 1. Условия становления опыта.

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» – образовательное учреждение с многолетним опытом деятельности детского движения. На базе школы в период с 1949 по 1995 годы эффективно действовали пионерская и комсомольская организации, целью работы которых было формирование гражданской активности, развитие детского подросткового движения гуманистической направленности в интересах детей и общества, защита прав и законных интересов членов организации.

В начале 90-х годов традиции детского движения были утрачены. Период политической нестабильности негативно повлиял на уровень гражданской и социальной ответственности школьников: пошатнулись былые традиции, исказились нравственные ориентиры. Утрата подлинных ценностей, духовности, нравственности, внутренней и внешней культуры детей вызывала тревогу.

Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самой главной его части – детях.

Прежние устаревшие стереотипы поведения, ценностные ориентации разрушены. Молодое поколение оказалось под давлением все усиливающегося социального стресса. В этой ситуации формирование человеческих ценностей, морали, нравственных устоев происходит стихийно, а жизненные навыки, которые позволяют выработать здоровый морально-психологический жизненный путь, отсутствуют у большей части молодежи.

Многие затрудняются в выборе жизненно важных ценностей, необходимых для формирования личности. А это очень важно, потому что школьный возраст – это период активного формирования моральных, нравственных идеалов.

В России всегда бережно пестовали великое чувство Родины – патриотизм, который облагораживает людей, придает смысл их существованию, определяет духовную прочность, нравственность, расширяя предел их возможностей. И впредь, гордость за свою Родину – Россию, ответственность за ее благополучие должны помочь нам, особенно молодому поколению, найти дорогу к истинным ценностям, пробудить национальное достоинство.

Российское образование переживает сегодня ответственный этап развития. Проблема формирования общечеловеческих ценностей в современных социокультурных условиях приобрела актуальный характер, ибо ценности являются основой содержания воспитания. Возвратить человеку понимание смысла жизни, веру в свое уникальное предназначение, научить достойно, встречать грядущие радости и трудности, с готовностью самосовершенствоваться – вот задачи, стоящие перед образованием сегодня.

Именно высоко-духовная и интеллектуально развитая личность способна конструктивно участвовать в решении глобальных проблем человечества: надвигающейся экологической катастрофы, расширяющихся политических и экономических кризисов, нравственной деградации общества.

Социально-психологическая служба школы, изучив уровень сформированности гражданской позиции учащихся, которая определяется степенью участия подростков в общественной деятельности школы, в работе общественных объединений, отметила, что показатели неустойчивые по всем позициям (см. таблицу 1).

Таблица 1.


Годы

Выпускники 9 классов, %

Выпускники 11 классов, %

Сформированная
позиция

Эгоисти

ческая позиция

Неустойчивое импульсивное
поведе

ние

Сформированная
позиция

Эгоистическая позиция

Неустойчивое импульсивное поведение

2010

54,2

32,4

13,4

55,2

30,7

14,3

2011

57

30

13

56,4

29,5

14,1

2012

65,1

22,9

12

62,2

24,3

13,5

2013

66,2

22,3

11,5

64,1

22,5

13,4

2014

67,2

21,0

11,2

65,0

21,7

13,0


В процессе изучения состояния воспитательной работы, а также коллективного обсуждения были выявлены следующие противоречия и наметились пути их решения:



Противоречия

Пути решения

Между постоянно растущими требованиями к уровню духовно-нравственного развития школьников и несовершенством воспитательного процесса.

Создать условия для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе воспитания.

Между авторитарной методикой организации деятельности и уникумом личности, стремлением ребенка быть услышанным и понятым.


Создать психологически комфортную атмосферу организации деятельности детской организации, позволяющей выявить творческие способности личности, способствовать их проявлению и развитию.

Между всевозрастающими требованиями к личности выпускника в плане патриотической и гражданской зрелости и невысоким уровнем развития гражданской активности школьников.

Способствовать формированию активной гражданской позиции школьника, через его самосовершенствование и самореализацию.

Таким образом, перед коллективом школы остро встала проблема восстановления утраченных традиций и человеческих ценностей, решение которой видится через создание определенной системы гражданско-патриотического воспитания средствами детской организации.

В результате определилось направление исследовательской педагогической деятельности «Формирование ценностных ориентиров школьников как основное направление деятельности школьной детской организации».

Ведущей педагогической идеей опыта является совершенствование гражданско-патриотического воспитания через создание модели детской общественной организации в условиях базовой сельской школы.



















I.2. Теоретическая база опыта

Методологической основой моделируемой системы являются:

  • идеи приобщения к общечеловеческим ценностям

В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Л.Н. Селивановой;

  • идеи ценностного воспитания в системе детских объединений

В.Т. Кабуш;

  • теория личностно-деятельностного подхода И.С. Якиманской,

Е.Н. Степанова.

Ценностные ориентации – это система устремлений личности, а так же характер этой устремленности, высокий уровень представления об идеалах, смысле жизни и деятельности, которые лежат в основе активности каждого человека.

Кабуш В. Т. утверждает, что ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность – представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.

Современные детские общественные объединения являются добровольными, самостоятельными и независимыми формированиями. В идеале детские организации ориентированы на гуманистические общечеловеческие и национальные ценности, такие как мир, жизнь, здоровье, добро, милосердие, труд, культура, национальные традиции. Большинство детских объединений основной целью своей деятельности признает содействие развитию целостной личности как высшей ценности, личности, способной самостоятельно и творчески мыслить, имеющей чувство собственного достоинства, понимающей свое предназначение, умеющей жить и действовать в реальных условиях окружающего мира. При планировании и организации деятельности любого детского объединения необходимо использовать ценностный личностно-ориентированный подход.

Ценности каждого человека – это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценности существуют как многоуровневая система, в которой есть высшие ценности – ценности-цели и второстепенные – ценности-средства. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.

Система нравственных ценностных ориентаций как идеал воспитания представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через такие категории как достоинство, ответственность, доброта, уважение, сочувствие, содействие, и характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему человека к гражданственной активности.

Новизна опыта заключается в том, что:

  • для достижения реально обозначенных целей и задач создана модель детской организации для их реализации;

  • изучены, апробированы приемы и методы достижения конечной воспитательной цели;

  • кардинально пересмотрены и максимально адаптированы под современную действительность ценностные ориентиры членов детской организации, разработан четкий критериальный аппарат оценки их сформированности и развития.


II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА


Воспитание нравственных ценностей является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Поэтому целостная система должна включать не только обучающий компонент, но и систему нравственного просвещения и воспитания школьников.

В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего страна не только не способна прогрессивно развиваться, но и исторически обречена. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» важнейшим вопросом определяет обеспечение полноценного личностного развития учащихся в условиях идеологического кризиса. В этой социальной ситуации необходима система образования, которая, опираясь на национальные традиции русского народа, обеспечит высокие нравственные качества учащихся.

В современных условиях школа является той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Эта идея принадлежит К.Д. Ушинскому, который сказал, что дело воспитания важное и святое, так как «именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

Российское образование переживает сегодня ответственный этап развития. На этом этапе можно выделить 4 уровня образовательно-воспитательных целей школы:

  • цели государственной образовательной политики;

  • региональные социально-воспитательные цели;

  • цели развития данной школы;

  • цели как планируемые результаты развития личности школьника.

Цели высшего уровня – это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах (Закон РФ «Об образовании», «Федеральная программа развития образования в России на 2010-2017 гг.», проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Концепция структуры и содержания среднего образования (в 12-летней школе)»):

    • формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

    • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

    • формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

    • разносторонне развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребенка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

Третий уровень целей касается средств и способов воспитания их определяет (выбирает) школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:

    • включение учащихся в различного рода творческую деятельность;

    • формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности;

    • развитие субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культурно-творческого процесса;

    • приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам;

    • включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);

    • организация культурно-досуговой деятельности и др.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определенная комбинация вышеперечисленных целей. В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» они сформулированы так:

    • научить учиться;

    • научить жить;

    • научить жить вместе;

    • научить работать и зарабатывать.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» отражены в модели личности выпускника.

Отсюда следует, что социальный заказ школе: социально-ориентированная гармоничная личность с высоким уровнем духовно-нравственного развития, способная к самореализации и совершенствованию.

В соответствии со всем вышесказанным сформулируем цель опыта: создание модели по формированию ценностных представлений через деятельность в детских общественных организациях.

Для достижения намеченной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • провести диагностику с целью определения уровня сформированности ценностных компетенций;

  • разработать программы по формированию ценностных ориентаций через деятельность детской общественной организации;

  • апробировать приемы и методы, позволяющие формировать и совершенствовать ценностные представления в системе детских организаций;

  • провести контрольную диагностику уровней сформированности ценностных представлений по окончании внедрения технологии;

  • организовать рефлексию собственной деятельности.

Рассмотрим более подробно, как решать поставленные задачи в рамках опыта формирования ценностных компетенций подростков в условиях детской общественной организации. Планирую деятельность следующим образом.

Первый этап работы по осуществлению технологии направляю на выявление начального уровня развития ценностных компетенций учащихся с целью определения дальнейших путей их развития и совершенствования.

Диагностика проводится по двум направлениям:

1. Для получения общей картины развития ценностных компетенций членов детской организации, необходимо провести входную диагностику компетенций, используя специальную методику оценивания.

2. С целью выявления значимости общественной организации для учащихся, решения вопроса о приоритетности ценностей организации, необходимо провести анкетирование «Ценностные ориентации подростков, членов детской организации.

Далее перехожу ко II этапу технологической части опыта – разработке программы действий по формированию ценностных ориентаций в системе детской организации.

В МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» работает общественная организация «Дружба», объединяющая учащихся 1-11 классов. Ее девиз: «Все за одного, один за всех – и нам сопутствует успех!».




Мы – добровольный союз ребят от 7 до 17 лет.

Я, ты, он, она

Вместе мы – школьная страна

Вместе мы – дружная семья

Нас сплотила «Дружба» на века.

Все, кто в школу поступает

Счастье «Дружбы» испытает.

Помощи в ученье,

К знаниям влечение,

В праздники веселье.

Смело к нам в ряды вступай

Песни пой, стихи читай,

Солнышко и радугу друзьями называй!

Законы ДО «Дружба»:

Закон Дружбы

«Будь хорошим товарищем старшим и младшим»

Закон Добра

«Будь добр к ближнему и добро вернется к тебе»

Закон Слова

«Никогда и нигде не обещай невозможного. Дал слово – сдержи его»

Закон Чести

«Будь честным, добрым, справедливым. Человек – это звучит гордо»


Правила ДО «Дружба»:

  1. Хорошо учимся;

  2. Уважаем старших;

  3. Почитаем младших;

  4. Любим петь и танцевать;

  5. Весело отдыхать.


Формирование ценностных ориентиров школьников положено в основу разработанной мною программы деятельности школьной общественной организации «Дружба» - «Наследие», главный смысл которой заключен в следующем: помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять специфику его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности.

Цель программы: Возрождение духовных ценностей через гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Направления деятельности школьной общественной организации.

1. Историческое наследие

детское объединение (д\о) «Отчий дом»

Цель: Организация деятельности краеведов по созданию летописи родного края с древних времён до сегодняшнего дня. Изучение культурных традиций, обрядов и обычаев народов, населяющих Северный Кавказ.

2. Природное наследие

д\о «Экос»

Цель: Выявление, описание и изучение объектов природного наследия, разработка предложений и рекомендаций по их охране и рациональному использованию.

3. Гражданско - патриотическое наследие

д\о «Волонтёр»

Цель: Помощь нуждающимся людям, сохранение памятников культуры, благоустройство памятников и обелисков погибших сельчан в годы Вов, пропаганда и привитие здорового образа жизни среди молодёжи.

4. Милосердие

д\о «Доброе сердце»

Цель: Возрождение духовности у детей через оказание прямой и посреднической помощи инвалидам и участникам войн, престарелым людям, детям-инвалидам, а также людям, которые в силу обстоятельств оказались оторванными от своей малой Родины.

5. Трудовое наследие

д/о «Улыбка»

Цель: Поддержание порядка, чистоты и озеленение в классах, коридорах, закреплённых территорий школьного двора.

На следующем этапе – при апробировании приемов и методов, позволяющих формировать и совершенствовать ценностные представления в системе детских организаций основное место отвожу коллективным творческим делам (КТД), предполагающим широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе школьных мероприятий. Каждому предоставляю возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД в нашей школе позволило создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. Результатом такого творчества стали написанные детьми и взрослыми, или совместно, сценарии, стихи, песни, миниатюры. Кроме этого, организуемые мероприятия стараюсь сопровождать выставками творческих работ (рисунков, плакатов, различных поделок).

КТД может быть трудовым, развлекательным, спортивным, познавательным, праздничным. Организацию КТД начинаю с того, что формирую временную инициативную группу, которая на основе решений предыдущих КТД и насущных интересов коллектива школы, предлагает тему, предусматривает цель, задачи нового КТД, распределяет обязанности между членами коллектива.

Каждое КТД планирую по определенному плану.

1. Старт КТД. Провожу во всех возрастных группах в форме игр, линеек, рекламы. Сообщаю тему, цель, задачи, этапы. Стараюсь, чтобы стартовая игра была яркой и запоминающейся, такой, чтобы каждому захотелось принять участие в КТД.

2. Промежуточные этапы. Они показывают, как ребята готовятся к итоговому КТД, находят новую информацию. Главная цель этого этапа - накопление знаний и умений. Здесь каждый может найти дело по душе: изготовить поделку, попробовать себя в качестве поэта, музыканта, оформителя.

3. Итоговое КТД. Итогом любого КТД провожу театрализованное представление, интеллектуальную или развлекательную игру, КВН. Здесь же подвожу итоги КТД. Отмечаю лучших участников дипломами, грамотами.

4. Анализ КТД. Считаю важнейшим этапом работы. Основные вопросы, которые рассматриваю с детьми: Как было организовано дело? Что мы узнали друг о друге? Что делал лично я, чему научился, что узнал нового? Отмечаю успехи и личный вклад каждого участника.

Таким образом, КТД становятся личностно-ориентированными. А их периодичность и повторяемость способствует приобретению положительных привычек, формированию характера, приобретению и развитию способностей.

Важнейшим этапом работы и залогом будущей успешной деятельности детей считаю развитие самостоятельности.

С самого начала предоставляю детям больше возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об обще­ственно полезных делах, о коллективе и товарищах. Создаю детям условия для проявления самостоятельности и постепенно передаю в руки ребят функции самодеятельного управления. В своей работе с детьми придержи­ваюсь принципа: все, что дети могут делать сами, они должны де­лать самостоятельно. Участие ребят в составлении плана воспитатель­ной работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и в контроле за их исполнением имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их само­стоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного де­ла, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция.

Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Хорошая творче­ская игра требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение цели, т.е. на преодоление возникших в ходе игры препятствий. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и свое­временности перед командой или группой, за которую они играют. В доб­ровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть ор­ганизованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисципли­на играющих.

В своем педагогическом опыте я ищу такие формы игры, которые отвечали бы следующим требованиям:

1. Игра должны содействовать сплочению коллектива.

2. Иметь познавательное значение.

3. Активизировать общественную деятельность подростков.

4. Обеспечивать мыслительную активность участников игр.

5. Создавать условия для детского творчества.

6. Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Приступая к разработке мероприятия, ставлю перед собой цель: сде­лать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Одним из главных средств для достижения этой цели служит широкое и продуманное применение наглядности. Сегодня это достаточно большой спектр аудио-, видеопродукции, а также средства компьютерного сопровождения.

Из опыта работы уяснила, что мероприятия имеют большую ценность, если планируются в системе.

Например, в формировании привычек поведения менее всего помо­гут запреты, ограничения, выговоры и наказания. Куда продуктивнее путь стимулирования, поощрения ребенка. Но, пожалуй, самый эффек­тивный и действенный путь - это путь привлечения в игры, серии игр, формирующих желательное поведение, разумеется, с последующим за­креплением усвоенного в повседневной жизни. Например, провожу серию игр-конкурсов, которая назы­вается «Тропа девяти испытаний».

Цель игры - сформировать и закрепить привыч­ки вежливого, доброжелательного поведения. Или закрепление при­вычки организованного дисциплинированного поведения в самых жиз­ненных ситуациях.

• «Кто Несмеяну рассмешит?»

• «Праздник Послушания».

•, • «Три загадки Настасьи Красы».

• «В гости к королеве Вежливости».

• «Путешествие в город Необыкновенск».

• , «Маскарад вредных привычек».

• Утренник «Лесная поляна, поиграй-ка».

• «Умники, знатоки и грамотеи».

• «Рыцарский турнир вежливости».

Само время подсказывает новые идеи, замыслы. Приступая к раз­работке этого сценария, я хотела придумать не только что-то интересное, занимательное, хотелось, чтобы сочетались умения, творчество, совмес­тимость с теми знаниями, которые ребята приобрели за время учебы. Все задания, входившие в подготовку к нему, побуждали учащихся обра­щаться к учебникам, журналам, книгам, словарям, а это в свою очередь расширяло их кругозор, способствовало формированию организаторских способностей. Элемент творчества, фантазии, новизны прослеживался буквально в каждом выполненном задании:

1. Придумать текст объявления о продаже, обмене или сдаче в аренду любого немыслимого предмета.

2. Придумать новые названия 12 месяцам. Например, август – Щедрик (щедр своими дарами).

3. Придумать таблички, которые бы не запрещали, а наоборот, побуждали.

4. Сделать дружеский шарж на певца.

5. Сочинить частушки, которые начинаются со слов «Если бы нам...», «Вот бы нам...», или на тему «Шприц», «Снежки», «Жвачка» и т.д.

6. Конкурс на лучший рассказ, все слова которого начинаются на одну букву.

7. Аукцион - придумайте новое название урокам: музыки, математики, физкультуры, труда, русского языка.

Многое можно рассказать о нашей интересной и увлекательной жизни - о встречах на «Ярмарке чудес» и в игре «Лабиринт», об участии в конкурсах красоты «Мисс весна» и «Красавица-2013», об интеллектуаль­ных играх и развлекательно-познавательных вечерах «Молодецкие заба­вы», «Чудесная власть гармонии и ритма», «Да здравствует Вальс!» о пу­тешествиях в космос, «Сказки Пушкина перебирая», о трудовых делах и операциях, о ежегодных встречах с ветеранами ВОВ и труда.

Конечно, все это далось не сразу и не так легко, как хотелось бы, но зато особенно заметно, как изменились дети, насколько они стали добрее и внимательнее друг к другу и к окружающим их людям, с какой радо­стью бегут они в школу, где у них такая интересная жизнь, как хотят они сделать эту жизнь еще интереснее и полезнее.

Для того чтобы достичь самореализации каждого члена детской организации считаю необходимым расширить сеть взаимодействий как внутри школы, между школами, районами, селами, группами сел, то есть насытить потребности в общении. Для этого стараюсь расширить доступ учащихся к информационным ресурсам, поскольку сравнение себя с другими, проникновение в широкий мир заставляет человека познавать самого себя, повышает интерес человека к своим истокам.

Предлагаю разработки мероприятий, традиционно проводимых для членов детской организации.

Следующим этапом технологии является проведение контрольной диагностики уровней сформированности ценностных представлений по окончании ее внедрения. Данный этап практически полностью идентичен начальному, поэтому может вполне проводиться с использованием тех же самых методик. Однако это не исключает использования каких-либо других, например, довольно эффективна методика изучения мотивов участия подростков в деятельности детской организации.

На этапе рефлексии собственной деятельности руководителю детской организации необходимо знать, что все зависит от педагога, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засохшей корой. Заветная мечта – чтобы сердце воспитанника было чувствительным, чтобы откликалось каждому слову.

Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить и на котором нужно строить наши отношения. .

III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА


Проблема формирования человека-гражданина в современной российской действительности является особо актуальной. В связи с этим в детской организации был разработан план мероприятий, ориентированный на общечеловеческие ценности в процессе формирования гармонично развитой личности, цель которой заключается в том, чтобы создать условия для формирования гармонично развитой личности с высоким уровнем духовно-нравственного развития, способной к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию.

Использование в своей работе различных мероприятий, бесед встреч, экскурсий, проводимых с целью повышения нравственного сознания школьников, дало свои положительные результаты.

Диагностика психологической атмосферы в детской организации показала следующее: в коллективе организации преобладают такие положительные качества как дружелюбие, теплота взаимоотношений, согласие, занимательность, удовлетворенность – 70%, процент отрицательных качеств: враждебность, равнодушие, недоброжелательность, неудовлетворенность, скука – составляет 30 %.

Результаты диагностики, цель которой выявление у подростков наличия ценностных ориентиров показали, что

  • идеалом в детской организации является правда – 50%, добро – 45%, безответственность – 3%, несправедливость – 2%;

  • законы организации основаны на таких ценностях как дружба – 60%, забота – 30%, предательство – 0%, долг – 10%;

  • права членов детской организации основаны на таких ценностях как равенство – 40%, свобода – 10%, справедливость – 30%, братство – 20%;

  • среди членов организации приветствуются и ценятся такие поступки как слово – 5%, дело – 60%, пример – 35%, воровство – 0%;

  • ориентирами деятельности детской организации являются демократия – 10%, милосердие – 30%, экология – 30%, миротворчество – 30%;

  • деятельность детской организации основана на следующих принципах: самодеятельность – 15%, самоуправление – 45%, сотрудничество – 30%, содействие – 10%;

  • детская организация заботится о: семье – 20%, обществе – 30%, Отечестве – 25%, личности – 25%.

Результаты изучения мотивов участия подростков в деятельности детской организации показали, что в организации совместной деятельности преобладают коллективистские мотивы, а так же мотивы, направленные на то, чтобы выделиться среди других, возможность руководить другими привлекают ребят слабо или не привлекают совсем.


Результаты изучения мотивов участия подростков
в деятельности детской организации


Результаты анализа морально-психологического климата
в детской организации

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

Проведение различных мероприятий с целью формирования у учащихся ценностных ориентаций (Добро, Истина, Взаимопомощь, Патриотизм, Правда, Красота и др.) приводят к развитию всесторонне гармонично-развитой личности.

Эффективность влияния нравственных мероприятий на разностороннее развитие ребёнка зависит от индивидуального подхода, с опорой на возрастные особенности детей.

Занятость детей в детской организации «Дружба» оказывает влияние:

  • на развитие нравственного и духовного потенциала личности;

  • на стремление помогать, уважать, ценить мнение и поступки своих товарищей и окружающих;

  • на повышение уровня нравственного и психического здоровья учащихся.

Поддерживая деятельность детской организации, выполняя отдельные поручения, участвуя в коллективно-творческих делах, школьники формируют в себе такие качества личности, которые недостаточно развиваются на уроках: сплоченность, взаимовыручка, единство, чувство коллективизма, активное творческое мышление, нравственно-патриотическо и эстетическое развитие.

























18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Зайцева Ирина Викторовна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.  выступление на семинаре учителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(171) "organizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos-noo-vystuplieniie-na-sieminarie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "254214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447705772"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Гражданское и патриотическое воспитание младших  школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "216285"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432920520"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Организация воспитательной деятельности в рамках введения ФГОС.  Метод проектов.  Проект «Школьное телевидение»"
    ["seo_title"] => string(125) "orghanizatsiia-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-v-ramkakh-vviedieniia-fgos-mietod-proiektov-proiekt-shkol-noie-tielievidieniie"
    ["file_id"] => string(6) "313740"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459529226"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-poznavatiel-nogo-intieriesa-na-urokakh-gieografii-motivatsiia-uchashchikhsia-k-izuchieniiu-gieografii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252762"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447434892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства