Воспитание как компонент образования и процесс целенаправленного формирования гармонично развитой личности
Воспитание как компонент образования и процесс целенаправленного формирования гармонично развитой личности
На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание как компонент образования и процесс целенаправленного формирования гармонично развитой личности»
Воспитание как компонент образования ипроцесс целенаправленного
формирования гармонично развитой личности
Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Приемами управления он считал надзор за детьми, приказания. Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.
Образование исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика. Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности в системе образования и культурных ценностей.
Соответственно концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к числу основных функций стандарта следует отнести обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования». А так же обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, что требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране.
Воспитание как компонент образования – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные.
В период социальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих основ и обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и ненасилия. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости… Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива… Уверенность в себе, как в личности, уважение к другим людям, несмотря на их отличия, дает человеку огромное преимущество перед другими. Не нужно никому доказывать, что ты лучше других, так как сознание своей уникальности и уникальности каждого человека в отдельности, освобождает от этих ненужных переживаний и соревнований и позволяет сосредоточиться на своей работе, на творчестве, на семье.
Но как же воспитывать в ребенке эти, так необходимые ему, качества?
Важно научить каждого ребенка относится к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к нему. Обязательно нужно обращаться к человеку по имени, занимать позицию «глаза в глаза» при разговоре, обязательно улыбаться, рассказывать детям об обычаях, праздниках других народов, читаем и поём тексты народов разных национальностей истории о дружбе на классных часах. Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Уверенность в себе, как в личности, уважение к другим людям, несмотря на их отличия, дает ребёнку в будущем огромное преимущество перед другими. Не нужно будет никому доказывать, что ты лучше других, так как сознание своей уникальности и уникальности каждого человека в отдельности, освобождает от этих ненужных переживаний и соревнований и позволяет сосредоточиться на своей работе, на творчестве, на семье.
Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно: страшно потерять сознание на улице, опасно идти вечером домой, открывать дверь незнакомцу и лететь на самолете. Но еще тяжелее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. В последние двадцать лет актуальной является надежда на толерантный мир, то есть мир без насилия и жестокости; мир, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Толерантность нужно воспитывать. Благодаря усилиям ЮНЕСКО слово «толерантность» стало международным термином. 16 ноября 1995 г. Государства – члены комитета ООН по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28-ю сессию Генеральной конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности, где в статья 1, раскрывалось понятие толерантности: «…Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… Толерантность – гармония в многообразии… Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…»
Воспитывая ребенка в духе толерантности, мы даем ему уверенность в себе и, тем самым, обрекаем его на успешную жизнь. Уверенность в себе, как в личности, уважение к другим людям, несмотря на их отличия, дает человеку огромное преимущество перед другими. Не нужно никому доказывать, что ты лучше других, так как сознание своей уникальности и уникальности каждого человека в отдельности, освобождает от этих ненужных переживаний и соревнований и позволяет сосредоточиться на своей работе, на творчестве, на семье.
Необходимость воспитания культуры толерантности возникает с самых первых дней обучения. Учитывая возрастные особенности младшего школьника, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей. Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, необходимо опираться на те, доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса.
Много лет моей руководящей идеей является воспитание детей в духе толерантности. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Но как же воспитывать в ребенке эти, так необходимые ему, качества?
Изначально в ходе родительских собраний и индивидуальных бесед предлагаю именно родителям самим стараться осознать себя уникальными личностями и признать такой же личностью своего малыша. Не заставлять силой делать то, что ему не хочется, уважать его желания, договариваться и идти на компромиссы, если это нужно. Показывать личным примером и объяснять хорошие и плохие стороны жизни, правила поведения и отношений между людьми. Убеждаю выслушивать ребенка, даже, если времени совсем нет. Тем самым мы показываем малышу: «то, что ты говоришь, очень важно для меня». Априори самое важное в общение с ребенком – улыбка, доброжелательное отношение. Ведь даже когда малыш делает что-то плохое, он это делает не от того, что хочет навредить, а из каких-то других соображений: познавательных, протестующих, доказывающих что-то. Конечно, подавить волю ребенка проще, приказать, или грозно отчитать намного легче. Пока он маленький – будет подчиняться, но, дружеские отношения, партнерство, хоть и тяжелее даются родителям, принесут гораздо больше пользы в будущем.
В ходе мероприятий: «С любовью в сердце», «Рука в руке», «Крылья души», «Фестиваль песен», «Перекресток души» и других обучать детей, относится к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к нему. Обращаться к человеку по имени, занимать позицию «глаза в глаза» при разговоре, почаще улыбаться. Рассказываю детям в ходе бесед: «Шаг навстречу», «Общение без границ», «Путь к согласию», «Уважение + терпение = взаимопонимакние» об обычаях, праздниках других народов, читаю национальные сказки, рассказываю истории о дружбе, о различных верованиях и религиях.
Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем ввиду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.