kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фасоль. Проращивание фасоли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные этапы роста и развития растений.
    Человек дружен с растениями с незапамятных времен, с самого  момента зарождения человечества на Земле. Растения – важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненно важного элемента – кислорода, без которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью.
            Для успешного выращивания растений, необходимо знать основы их биологии: фазы роста, особенности развития, изменение потребностей по мере роста, а также учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. Растение постоянно растет и развивается, то есть увеличивается в размере, формирует органы размножения, цветет, плодоносит. В процессе роста растения участвуют сложные органические соединения – ростовые вещества.
              Рост – возрастание  массы и объема индивида или его органов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена веществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.
                Развитие – необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.
                 Индивидуальное развитие иначе называется  онтогенез   - развитие организма от зарождения до конца жизни особи.
                 Индивид – (лат, индивидуум –неделимое) – элементарная единица жизни, имеющая все признаки, свойственные виду к которому организма принадлежит, но вместе с тем отличающаяся специфическими особенностями.
                  Семя является органом размножения растения. Семена бывают крупные или мелкие, твердые или хрупкие. Каждое семя имеет свое строение, которое включает в себя зародыш, семенную кожуру и ткани, содержащие питательные вещества. Существуют и другие способы размножения растений: они могут размножаться спорами, видоизмененными стеблями (луковицы, клубни, клубнелуковицы), черенками,  делением, усами,  прививками и т.д.
                       Выделяют следующие этапы развития  растений:
 1.Сухое семя.
 2.Набухание семени.
 3.Образование корня.
 4.Образование стебля.
 5.Проросток.
 6.Образование взрослых листьев.
 7.Появление бутонов.
 8.Цветение.
 9.Образование плодов.
 10.Созревание плодов
 11.Рассеивание семян.
            Таким образом, рост и развитие – неотъемлемые свойства любого живого организма. Это интегральные процессы. Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, аккумулирует энергию, в нем происходят многочисленные реакции обмена веществ, в результате чего он растет и развивается. Процессы роста и развития тесно взаимосвязаны, так как обычно организм и растет, и развивается. Длительность каждого этапа роста и развития у всех растений различна и зависит от условий внешней среды, особенно температуры и влажности. Чтобы начать расти, растению необходимы свет, тепло и вода.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фасоль. Проращивание фасоли. »

Содержание


  1. Введение……………………………………………………………………. 2-3

  • Актуальность темы

  • Цель

  • Задачи

  • Объект исследования

  • Предмет исследования

  • Гипотеза

  • Основополагающий вопрос

  • Методы исследования

  1. Теоретическая часть……………………………………………………. 4-10

  • Основные этапы роста и развития растений.

  • Факторы роста и развития растений.

  • История фасоли и ее распространение.

  • Ботаническая характеристика фасоли.

  • Условия выращивания фасоли.

  • Проращивание фасоли в домашних условиях.

  1. Практическая часть………………………………………………............ 11

  2. Заключение……………………………………………………….….……... 12

  3. Список литературы……………………………………………………...… 13

  4. Приложения……………………………………………………………... 14-24








Введение

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. На уроках «Познание мира» мы знакомимся с развитием растений из семени. Мы выбрали эту тему проекта, потому, что нам захотелось выяснить, что надо сделать, чтобы свершилось это чудо природы – превращение маленького семечка во взрослое растение.

Растение начинает свою жизнь с семени. Крошечное семечко попадает в землю, оно начинает расти, появляются корень и росток, затем листья, цветы и плоды.

Это и послужило основой для создания нашего проекта. Среди большого разнообразия растений есть такие, которые не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях. Поэтому, мы предположили, что семена фасоли можно прорастить в домашних условиях.

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и увлекательное рядом.

Цель: Формирование представление о роли семени в индивидуальном развитии растений на примере проращивания фасоли.

Задачи:

  1. Найти и проанализировать литературу по вопросу выращивания растений.

  2. Узнать, какие условия необходимы для прорастания семян.

  3. Провести опыты по проращиванию фасоли.

  4. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Объект исследования: развитие растений.

Предмет исследования: проращивание фасоли.

Гипотеза: В комнатных условиях можно вырастить фасоль и получить урожай.

Основополагающий вопрос: Можно ли в домашних условиях вырастить фасоль?

Методы исследования:

  1. Изучение литературы по теме;

  2. Использование компьютера для получения информации;

  3. Проведение опыта;

  4. Наблюдение.


























Теоретическая часть.

Основные этапы роста и развития растений.

Человек дружен с растениями с незапамятных времен, с самого момента зарождения человечества на Земле. Растения – важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненно важного элемента – кислорода, без которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью.

Для успешного выращивания растений, необходимо знать основы их биологии: фазы роста, особенности развития, изменение потребностей по мере роста, а также учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. Растение постоянно растет и развивается, то есть увеличивается в размере, формирует органы размножения, цветет, плодоносит. В процессе роста растения участвуют сложные органические соединения – ростовые вещества.

Рост – возрастание массы и объема индивида или его органов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена веществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.

Развитие – необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.

Индивидуальное развитие иначе называется онтогенез - развитие организма от зарождения до конца жизни особи.

Индивид – (лат, индивидуум –неделимое) – элементарная единица жизни, имеющая все признаки, свойственные виду к которому организма принадлежит, но вместе с тем отличающаяся специфическими особенностями.

Семя является органом размножения растения. Семена бывают крупные или мелкие, твердые или хрупкие. Каждое семя имеет свое строение, которое включает в себя зародыш, семенную кожуру и ткани, содержащие питательные вещества. Существуют и другие способы размножения растений: они могут размножаться спорами, видоизмененными стеблями (луковицы, клубни, клубнелуковицы), черенками, делением, усами, прививками и т.д.

Выделяют следующие этапы развития растений:

1.Сухое семя.

2.Набухание семени.

3.Образование корня.

4.Образование стебля.

5.Проросток.

6.Образование взрослых листьев.

7.Появление бутонов.

8.Цветение.

9.Образование плодов.

10.Созревание плодов

11.Рассеивание семян.

Таким образом, рост и развитие – неотъемлемые свойства любого живого организма. Это интегральные процессы. Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, аккумулирует энергию, в нем происходят многочисленные реакции обмена веществ, в результате чего он растет и развивается. Процессы роста и развития тесно взаимосвязаны, так как обычно организм и растет, и развивается. Длительность каждого этапа роста и развития у всех растений различна и зависит от условий внешней среды, особенно температуры и влажности. Чтобы начать расти, растению необходимы свет, тепло и вода.

Факторы роста и развития растений.

Свет и тень. Свет дает растению тепло и энергию, стимулирует активность, ускоряет созревание плодов, определяет длительность цветения. Благодаря освещению, хлорофилл, содержащийся в растении, преобразовывает неорганические вещества в органические. Однако чрезмерное освещение может навредить некоторым видам растений, рассаде, молодым саженцам. Поэтому следует их притенять подручными материалами.

2.Тепло. Температура окружающей среды влияет на рост и развитие растения. То или иное растение произрастает в разных климатических зонах,

А значит и в разных температурных пределах. От показателей температуры зависят дыхание и количество поглощаемой влаги. При низких температурах рост и активность растений замедляются и наступает период покоя. Слишком высокие температуры воздуха, как и слишком низкие, могут навредить растению.

3.Влажность и воздух. Воду, необходимую для поддержания жизнедеятельности, растения получают из почвы (полив) или из влажного воздуха.

Таким образом, в каждом семени есть запас питательных веществ, небольшая «кладовая». Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста. Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает. Для прорастания семян нужно тепло. В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть. Значит, растениям необходимы для жизни определенные условия :свет, вода, воздух и тепло.

История фасоли и ее распространение.

Фасоль является наиболее ценной продовольственной культурой из зернобобовых. Значение ее в народном хозяйстве определяется высокими вкусовыми и пищевыми качествами. Продукты из фасоли позволяют не только полнее удовлетворить потребности человека в растительном белке, но разнообразят рацион питания и пользуются большим спросом у населения. Фасоль – одно из древнейших культурных растений Южной Америки. Это подтверждают археологические находки, записи первых путешественников и завоевателей отдельных провинций Америки, а также данные по изучению культурных видов фасоли и ее диких сородичей. Так, в Перуанских и Анконских гробницах в XVIII веке археологи нашли семена фасоли, которые еще не утратили своей окраски. Во рту мумии лежали шарики из хлопка с завернутыми в него семенами фасоли и кукурузы. Академик В.Л. Комаров (1938) пишет, что наибольшего разнообразия и богатства достигает культура фасоли в Южной Мексике и Гватемале, которые и следует считать ее родиной. Здесь фасоль была введена в культуру за 3000 – метровой высоты в горах. Согласно показаниям первых путешественников, индейские племена в доколумбовой Америке возделывали большое количество разновидностей фасоли. Фасоль, кукуруза, тыква являлись наиболее важными культурами американских индейцев. В фольклоре коренного народа Америке бытует легенда о трех девах неземного происхождения, олицетворяющих фасоль, кукурузу и тыкву. Фасоль и кукуруза являлись основными продуктами питания индейцев и всегда высевались вместе, так как кукуруза служила опорным растением для фасоли.

Обыкновенная фасоль в России известна с середины XVI века. При Петре I, фасоль выращивали исключительно как декоративное растение в садах и на клумбах. И только по прошествии полутораста лет фасоль, наконец, приобрела хозяйственное значение. В середине XVIII века в южных губерниях фасоль начали выращивать в полевых условиях, но все еще на незначительных площадях. И появлялась на столах в качестве деликатеса только у привилегированных сословий. К концу XVIII века фасоль перестает быть декоративным и овощным растением и, наконец, выходит в юго-западные районы на поля как зерновая культура, и ареал ее распространения расширяется на восток до Волги. В конце XVII века фасоль выращивали в Ярославской губернии, откуда ее вывозили на московский рынок. В южные области Европейской России и на Украину фасоль была завезена из Румынии и Болгарии, в Грузию и на Северный Кавказ – из Турции. Высокие вкусовые качества фасоли способствовали тому, что в Грузии она с XVII века стала национальной культурой. В республики Средней Азии и Сибирь фасоль завезли украинские и русские переселенцы. На Дальний Восток культура фасоли проникла через общение русских переселенцев с Китаем и Японией.

Таким образом, повышение спроса населения на фасоль за сравнительно короткий срок поставило ее в группу ценных продовольственных культур. (Приложение 1)

Ботанические характеристики фасоли.

Овощная фасоль- однолетнее кустовое, полувьющееся и вьющееся растение. У кустовых форм длина стебля составляет 24-40 см, у полувьющихся - до 1,5 м, у вьющихся – от 2 до 5 м. В отличие от гороха и многоцветковой фасоли, семядольные листья которых остаются в почве, у овощной фасоли они выносятся на поверхность. Цветки- белые, розовые, красные, фиолетовые, по 2-8 шт. собраны в соцветия- кисти, расположенные в пазухах листьев. У некоторых сортов с длинными цветоносами цветки образуются над листьями. Цветки- обоеполые. Пыльники растрескиваются до их раскрытия, и происходит самоопыление.

Корень фасоли стержневой, сильно разветвленный с длинными боковыми ответвлениями. Боковые корни распространяются преимущественно в горизонтальном направлении. Большая часть их сосредоточена в поверхностном слое ( 20-25 см), а стержневой корень может проникать в почву на глубину до метра. Боковые корни, к моменту созревания фасоли, пронизывают почву в радиусе до 60 сантиметров и на такую же глубину, но основная масса их находится в пахотном слое. (Приложение 2)

Семена фасоли обыкновенной состоят из двух семядолей, которые при прорастании она выносит на поверхность почвы. Окраска их варьируется от зеленой до зелено-желтой и желтой. Встречаются сорта с темно-фиолетовыми семядолями. Форма их от округлой до узко-удлиненной. (Приложение 3)

Условия выращивания фасоли.

Фасоль разделяют на сахарную, полусахарную и лущильную. У растений сахарных сортов лопатки нежные, на створках бобов отсутствуют волокнистый слой. В плодах полусахарной фасоли этот слой развивается поздно и в фазе лопатки они вполне съедобны. У лущильной фасоли на плодах развивается грубый пергаментный слой, образующий по краям волокна (нити).

Изо всех бобовых культур фасоль – наиболее теплолюбива: семена прорастают при температуре 10-12°С. Оптимальная температура для ее роста и развития – 18-25°С.

Эта культура любит влагу, особенно во время прорастания семян и цветения.. При недостатке воды в воздухе цветки и молодые завязи опадают. Оптимальная влажность почвы должна составлять 75-80%.

Фасоль требовательна и к свету, особенно в начале вегетации, но при выращивании на лопатку хорошо развивается и при слабом затенении. Это растение короткого дня.

Почвы предпочтительны хорошо прогреваемые, легкие. Крайне неблагоприятны для возделывания фасоли тяжелые, вязкие, холодные, кислые или засоленные земли. Непригодны участки с близким залеганием грунтовых вод и затапливаемые.

В Нечерноземной зоне фасоль целесообразно высевать на грядках, то способствует лучшему прогреванию почвы и удалению лишней влаги. Для ускорения процесса грядку покрывают пленкой.

Кустовую фасоль высевают во II - III декаде мая. Семена предварительно дизинфицируют крепким раствором маргонцовокислого калия. На ровной поверхности их размещают трехстрочным ленточным (расстояние между лентами – 40-50 см., между строчками – 20-30 см., между семенами 8-10 см.) или однострочным широкорядным (ширина междурядий – 45-60 см) способом. В последнем случае через 4-6 рядов основной культуры высевают 1 ряд подсолнечника, стебли которого служат опорой для фасоли. (Приложение 4)

Посев фасоли проводят в начале июня. Семена заделывают на глубину примерно 3-4 см. Под пленкой всходы фасоли дружно появляются и развиваются гораздо быстрее, поскольку под ней сохраняется достаточное количество влаги и почва быстрее прогревается. К тому времени, как у растений начнут ответвляться боковые побеги (плети), пленку можно совсем убрать. После посева почву прикапывают.

Сразу после появления всходов фасоли начинают уход за растениями, включающий всебя: регулярное рыхление междурядий после дождя или полива; разбивание образовавшейся на почве корочки; окучивание растений по достижении высоты 15 см.

Рыхлить почву нужно после дождя, когда она подсохнет. За период выращивания, почву рыхлят 5-6 раз. Уход за фасолью состоит также в подкормке, регулярной прополке сорняков, борьбе с вредителями и болезнями.

В начале роста фасоли переувлажненность вызывает сильное разрастание листьев – в ущерб цветению и образованию плодов. Полив всходов можно прекратить до начала цветения ( за исключением засушливых периодов). Влага особенно необходима растениям в период раскрытия цветков и образования бобов.

Зеленые бобы раннеспелых сортов собирают спустя 60-70 суток после появления всходов (через каждые 5-6 суток), стараясь не повредить растения. Перезревшая фасоль становится волокнистой.

Лучшее время суток для сбора бобов – раннее утро.

Энергетическая ценность семян фасоли составляет 333 ккал на 100 граммов продукта.

В состав фасоли входит вода (12%), белки (24%), жиры (1%), углеводы (60%), дисахариды (2%), витамины (В5, В9) и минералы (кальций, железо, магний) – 1%. В Настоящее время из фасоли можно приготовить большое разнообразие блюд. (Приложение 5)


Практическая часть.

Для проведения опыта были взяты пять семян фасоли. Предварительно перед посевом семена фасоли были замочены в теплой воде. Для лучшего прорастания семена были помещены в марлевые мешочки, которые постоянно увлажнялись, но не настолько, чтобы фасолинки плавали в воде. Для быстрого прорастания семян, блюдце с фасолинками были накрыты пленкой и помещены под искусственный дневной свет. На второй день опыта семена набухли, а на третий день семенная кожура лопнула и появились корешки. На третий день у трех бобов из семядоли проросли зародышевые побеги. На шестой день семена были посажены в землю. Так как у одного из семени не пророс стебел, земля была укрыта пленкой. На следующий день (седьмой) у последнего семени показался росток из земли. С этого дня пленка была снята. Первый замер показал, что скорость роста растений различна (высота составила от 1 до 4 см.). Разница в динамике роста наблюдалась в период всего наблюдения. На восьмой день – от 8,5 до 17 см. На двенадцатый день одно из растений достигло наибольшей высоты – 30,5 см. (Дневник наблюдений – Приложение 6).

Как показал опыт процесс прорастания семени фасоли можно разделить на несколько этапов:

  1. этап – поглощение воды;

  2. этап – набухание семян;

  3. этап – увеличение размеров деления клеток;

  4. этап – появление корешка;

  5. этап – появление зародышевого побега.

Несмотря на равность условий ухода за семенами скорость развития и роста была разной, что свидетельствует об индивидуальности каждого семени, а в дальнейшем и растения. (Приложения 7- 13).




Заключение.

Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит полноценное растение.

В домашних условиях мы проследили механизм прорастания семян фасоли и установили, какие факторы влияют на этот процесс. Исследуя влияние внешних условий на проращивание семян, мы провели ряд опытных работ, в результате которых на практике убедились в том, что семенам фасоли необходима вода. Прорастание семян невозможно без света. Тепло влияет на скорость прорастания. Проводя исследование по проращиванию семян, нами были выполнены все поставленные задачи и цель, а именно, на практике была рассмотрена роль семени в индивидуальном развитии растений на примере проращивания семян фасоли.
















Список литературы.

  1. Залетаева, И.А. Книга о растениях. «Колос». 1974, 192 с.

  2. Лобко, В.Д. Ваши «зеленые ежики» [Текст]: книга / В.Д. Лобко – Минск.: «Полымя», 1984. -128с.

  3. Настольная книга овощевода: справочник / Е.С. Каратаев, Б.Г. Русанов, А.В. Бешанов и др., Сост. Е.С. Каратаев. М.: Агропромиздат, 1990.

  4. Плешаков А.А. Ознакомление с окружающим миром. 1-4 класс. «Развитие растений из семени». М.: Просвещение, 2008.

  5. Удалова, Р.А., В мире растений [Текст]: книга / Р.А. Удалова, Н.Г. Вьюгина – Л.: «наука», 1977. – 136 с.

  6. Уход за растениями. 300 вопросов и ответов И. Крупичева, 2004.




















Приложение 1

Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4


Приложение 5


Приложение 6

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ.

2 ноября. На блюдце во влажную марлевую салфетку я положил 6 бобов. Сейчас осень. Бобам сквозняки вредны. Для прорастания им нужны: тепло, влага и свет. Бобы в целлофановом пакете я поставил под настольную лампу.

3 ноября. Бобы вздулись. Пакет запотел.

4 ноября. Бобы лопнули. Показались корешки.

5 ноября. Корешки сильные, растут быстро.

6 ноября. У трех бобов выросли сильные стебли.

7 ноября. В цветочный горшок с землей я посадил проросшие бобы. У пятого и шестого боба не было стебелька, и поэтому я накрыл горшок целлофаном. Земля влажная.

8 ноября. Ура!!! У пятого и шестого бобов ростки показались из земли. Я снял целлофан. У ростков разная высота (от 1 до 4 см).

9 ноября. При хороших условиях бобы растут быстро сильными и крепкими. Высота разная (от 2 до 6,5 см).

10 ноября. Появились листочки. Вот-вот раскроются. Высота бобов разная (от6 до 16,5 см).

11 ноября. У большого боба уже три листа. Высота – 17 см, 13 см, 12 см., 11 см, 8,5 см., 9 см.

14 ноября. Я подвязал бобы. И полил.

15 ноября. Самый высокий боб – 30,5 см.

20 ноября. Я поставил палочки.







Приложение 7


Приложение 8


Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12


Приложение 13

12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Фасоль. Проращивание фасоли.

Автор: Нехорошков Максим и Пуртова А.С.

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 210947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Внеурочное занятие. Создание коллективного исследовательского проекта на тему: "Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли". "
    ["seo_title"] => string(166) "vnieurochnoie-zaniatiie-sozdaniie-kolliektivnogho-issliedovatiel-skogho-proiekta-na-tiemu-vliianiie-uslovii-okruzhaiushchiei-sriedy-na-prorashchivaniie-siemian-fasoli"
    ["file_id"] => string(6) "124310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414680380"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок - исследование по окружающему миру «Условия процесса выращивания фасоли» "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-issliedovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-usloviia-protsiessa-vyrashchivaniia-fasoli"
    ["file_id"] => string(6) "109268"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404294952"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект по исследовательской работе " Проращивание семян сои""
    ["seo_title"] => string(62) "konspekt_po_issledovatelskoi_rabote_prorashchivanie_semian_soi"
    ["file_id"] => string(6) "487423"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543150444"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Условия необходимые для прорастания семян "
    ["seo_title"] => string(51) "usloviia-nieobkhodimyie-dlia-prorastaniia-siemian-1"
    ["file_id"] => string(6) "108088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403546407"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Исследовательский проект   на тему «Значение питательных веществ в развитии проростка» "
    ["seo_title"] => string(96) "issliedovatiel-skii-proiekt-na-tiemu-znachieniie-pitatiel-nykh-vieshchiestv-v-razvitii-prorostka"
    ["file_id"] => string(6) "212123"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431762767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства