Урок - исследование по окружающему миру «Условия процесса выращивания фасоли»
Урок - исследование по окружающему миру «Условия процесса выращивания фасоли»
Тема урока: «Условия процесса выращивания фасоли»
Оборудование: компьютер, мультимедийная система (проектор и экран), цветочный горшок с пророщенным растением фасоли, контейнер с проросшими семенами, микроскопы, мобильный класс.
Раздаточный материал:
- сухие семена фасоли, набухшие семена фасоли, пипетки, контейнер с водой (один комплект на парту);
- семена в стаканчиках-контейнерах, проращенные в разных условиях (для каждой парты по одному контейнеру с замерзшим семенем и с испорченным, погибшим из-за отсутствия воздуха семенем);
- для каждого учащегося контейнер для проращивания семени с семенем, марлей;
- для каждого учащегося календарь наблюдений;
- набор для рефлексии
Цели:
- систематизация и обобщение знаний и умений по теме урока;
- активизация мыслительной и познавательной деятельности;
-выявить необходимые условия для прорастания семян и нормального развития растений;
-повышение интереса учащихся к приобретаемым знаниям;
Описание хода урока:
1. Организационный момент
– Урок я хочу начать словами французского философа Ж..Ж. Руссо:
«Вы – талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...»
Скоро мы убедимся в справедливости этих слов, ведь вас ждёт открытие новых знаний.
Сегодня у нас на уроке дежурным библиографом будет Митькова Злата. Она будет нам уточнять значения понятий.
II. Основная часть урока.
Я начну со стихотворения. Льва Квитко «Чудо»
Зернышко-крошку
Всю зиму хранил,
В рыхлую землю
Весной посадил.
Чудо случилось,
Наверное, с ним.
Зернышко стало
Живым и большим.
Зернышко-крошка
Лежало в земле,
Лежало, согрелось,
Разбухло в тепле.
Сначала разбухло,
Потом проросло.
Тонким росточком
К небу взошло.
Сегодня мы будем изучать растения. Точнее, одно растение. А какое, вы это должны сами узнать. Разгадайте ребус.
( 2 слайд) Ребус (ответ – фасоль)
Верно. Сегодня мы будем изучать фасоль
Работа с набором для рефлексии
- Поставьте перед собой цели на урок.
- Чего бы вы хотели сегодня на уроке для себя?
- А что вы знаете о фасоли?
Фасоль является одной из древнейших культурных растений планеты.
Фасоль это однолетнее растение с ветвящимся травянистым стеблем.
Известно около 150 видов фасоли. Разводится из-за плодов и семян – а некоторые виды также из-за цветов – под названием турецких бобов.
Из разводимых видов первое место занимает фасоль обыкновенная
Листья растений фасоли крупные, опушенные, цветки обоеполые мотылькового типа, собранные в соцветия. Плоды – бобы-лопатки с 5–10 семенами.
2.1 Тема урока
Посмотрите, я держу в руках настоящее чудо!
Почему я назвала растение чудом? (потому что оно живое, потому что появилось из маленького семечка)
Однажды я задумалась: Как узнать точно, при каких условиях начинается прорастание? Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение? Для этого их нужно спросить. И растения нам обязательно скажут. Только не словами, а своим внешним видом. Я поняла, что бережное отношение, забота и соблюдение условий, помогут добиться хорошего результата.
Сегодня мы станем с вами настоящими исследователями и узнаем, какие же условия нужны, чтобы растение проросло, выросло и дало свои семена.
- А что такое исследование?
Библиограф: Толковый словарь Ожегова
ИССЛЕДОВАНИЕ научное, процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
( 3 слайд) (написана тема)
Тема нашего урока: «Условия процесса выращивания фасоли»
Цель нашего урока:
Узнать новое и интересное из жизни растений
Проследить стадии развития фасоли, и узнать какие факторы влияют на полноценное развитие растения.
Оформить календарь наблюдения.
Создать постер.
Узнать значение новых слов.
На партах, у каждого из вас лежат календари наблюдений. Как вы думаете, для чего они нужны? (в них мы будем записывать наши наблюдения и результаты) Возьмите их, ручку. Под словами календарь наблюдений запишите свое имя и фамилию.
И так, начнем наши исследования.
2.2 Практическая часть
Сравнение сухого семени и набухшего. Первое условие, необходимое для прорастания.
Посмотрите на парты, у вас на блюдце лежат семена. Это семена фасоли. Возьмите сухие семена в руки. Посмотрите на них. Они спят, т.е. находятся в состоянии покоя.
Попробуйте снять верхнюю кожуру.
Получается? (нет) Вывод: с сухого семени кожура не снимается.
Попробуйте слегка поцарапать кожуру. Целостность кожуры не нарушается.
- Зачем же нужна такая кожура семени? Какую роль она играет? (защищает от повреждения и высыхания)
Любое растение начинает свою жизнь с того, что его семья попадает в почву. Но, если почва будет сухая и твердая как камень, прорастет ли растение?
Берем в руки семя №2 и сравниваем его с семенем №1. (семя увеличилось в размерах, сырое).
Что помогло семени стать таким? (вода)
Вывод: в семя через кожуру проникает вода и оно набухает, увеличиваясь в размерах. Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.
Вода-это первое условие, которое необходимо для прорастания семени.
Запишем в календари наблюдений это условие.
(4 слайд) Запись в календари наблюдений первого условия
-вода
Продолжаем….
2.3 Второе и третье условие, необходимые для прорастания
Работа с мобильным классом. Программа «Мир природы»
10 – 1 щелчок
2 щелчок
3 щелчок
11 – 1 щелчок тепло
2 щелчок вода
3 щелчок воздух
Делаем вывод, что растению нужен воздух и тепло.
(4 слайд) Запись в календари наблюдений второго и третьего условия
Запишем в дневники
- воздух
как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает.
-тепло
в тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть.
Продолжаем…
Снова возьмите в руки второе семя.
Осторожно снимаете с набухшего семени кожуру. Результат: кожура легко снимается с набухшего семени.
- Что находится под кожурой? (две половинки, две дольки семени)
Отсюда и их название семядоли (доли семени)
Библиограф: Семядоля Толковый словарь Ожегова`
Внутренняя часть семени - долька, заключающая в себе зародыш листьев.
Аккуратненько разделите семядоли на половинки.
- Что мы видим на одной из семядолей ?
Работа с микроскопами.
(5 слайд) Строение семени фасоли
Это зародыш будущего растения. Маленькое дитя растения. Он еще очень мал, и в нем трудно рассмотреть части будущего растения. Однако семя проснулось, об этом свидетельствует наличие зародыша.
- Откуда же берутся питательные вещества?
Библиограф:
Питательный - Содержащий необходимые для питания вещества, полезный. Толковый словарь Ожегова
Обратите внимание на две эти половинки, семядоли. Они крупные, мясистые. В них и находятся питательные вещества, которые питают зародыш семени, и он начинает расти.
(6 слайд) Рисунок
Давайте мы зарисуем строение семени фасоли. Зарисуем семядоли и подпишем
Найдите в календарях наблюдений слово «рисунок». Под этим словом вы сделаете свой рисунок.
2.4 Четвёртое условие
Растение растёт, семядоли все стареют, засыхают и совсем отпадают.
Кто теперь будет исполнять роль «кормильца»? (корень) и листья
Корень служит якорем для стебля, укрепляя его, и всасывает из почвы воду и растворенные в ней вещества .
- Иногда мы видим растения – одни темно – зелёные, а другие бледные. Чтобы это млгло означать?
Почему так произошло? Что случилось? Чего не хватало этому растению?
Вывод: нужен свет
Листья – это «живые заводы» по производству еды. В листьях растений содержится хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу.
(7 слайд) Запись в календари наблюдений четвёртого условия
- свет
2.5 Пятое условие, необходимое для прорастания семени и роста растения
Проходит время…растение растёт… заметно увеличиваются в размере листья, приобретают ветвистую корневую систему. Корни становятся большими. Посмотрите на корневую систему в прозрачном контейнере. Вроде всё хорошо.
Но растение остается слабым. Почему? Сравните с растение в горшке и растение в контейнере.
Вывод: растению нужна почва, в которой содержаться минеральные вещества.
Библиограф: минеральные вещества -
(7 слайд) Запись в календари наблюдений пятого условия
Запишем в календарь наблюдений следующее условие, необходимое для жизни растения.
- почва
Все 5 необходимых условий для полноценной жизни растений мы нашли.
3.Физминутка (под музыку)
Представьте, что вы зернышки.
Игра "Зернышко"
Все встаньте возле своих мест, присядьте и закройте глаза. Представьте, что вы - зернышки, вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. (Медленно встаем и вытягиваем руки кверху.)
Теплые лучи коснулись стебелька, ветерок качнул вас в одну и в другую сторону. (Стоим, покачиваясь из стороны в сторону.)
Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. (Руки разводим в стороны, пальцы раздвигаем в стороны).
Солнышко нежно подхватило за верхушки своими лучами и потянуло вверх. (Руки поднимаем вверх, но пальцы остаются в стороны.)
Вы стали расти все выше и выше. (Вытягиваемся вверх, встаем на носочки.)
И вдруг брызнул дождик, вы стали пить дождевую воду, стали сильными и большими. (Открываем и закрываем рот как рыбы.)
Ваш бутон раскрылся, и вы превратились в прекрасные цветы. (Изображаем пальцами раскрытие бутона.)
И вы счастливы, что живете на этой земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах золотого солнца...
4. Закрепление
(8 слайд) Условия необходимые для прорастания
Повторим, какие условия нужны для прорастания семени (вода, свет, воздух, тепло)
И условие, необходимое для прорастания и дальнейшего роста растения?(почва)
(9 слайд) Стадии развития растения
И вспомним стадии развития растения
( семя-зародыш-зелёный расточек с листочками - взрослое растение с цветами- взрослое растение с плодами и семенами)
Создание постера
Библиограф: Постер - художественно оформленный плакат, используемый для декоративных целей
Большой словарь иностранных слов
5. Замачивание семян
Ребята, теперь, когда вы знаете все условия проращивания, у вас будет сегодня возможность, каждому из вас замочить семя фасоли, для того, чтобы в будущем у каждого выросла свое растение. Вы будете записывать «каждый шаг» прорастания в календарь наблюдений. Сами увидите, как появляются корешки, семядоли, листья.
Пришло время самим замочить семя фасоли. У каждого из вас на столах стоят закрытые контейнеры с сухими семенами фасоли, марлей.
6. Итог урока
(слайд 10) Анимационная заставка растущего растения
Я хочу вам пожелать вырастить крепкое здоровое растение. А если вы будете соблюдать все условия, да ещё и подарите ему свою заботу и нежность, то у вас обязательно вырастет настоящее чудо!
(слайд 11)
Мне понравилось работать с вами! Вы молодцы! Хочу сказать - спасибо за урок!
В начале урока вы перед собой поставили цели. Давайте посмотрим, что же у вас получилось. (Работа с набором для рефлексии)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование по окружающему миру «Условия процесса выращивания фасоли» »
Урок – исследование по окружающему миру во 2 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Автор: Кружилина Наталия Михайловна I категория
Учитель начальных классов
МБОУ «Базковская СОШ»
ст. Базковская
Тема урока:«Условия процесса выращивания фасоли»
Оборудование: компьютер, мультимедийная система (проектор и экран), цветочный горшок с пророщенным растением фасоли, контейнер с проросшими семенами, микроскопы, мобильный класс.
Раздаточный материал:
- сухие семена фасоли, набухшие семена фасоли, пипетки, контейнер с водой (один комплект на парту);
- семена в стаканчиках-контейнерах, проращенные в разных условиях (для каждой парты по одному контейнеру с замерзшим семенем и с испорченным, погибшим из-за отсутствия воздуха семенем);
- для каждого учащегося контейнер для проращивания семени с семенем, марлей;
- для каждого учащегося календарь наблюдений;
- набор для рефлексии
Цели:
- систематизация и обобщение знаний и умений по теме урока;
- активизация мыслительной и познавательной деятельности;
-выявить необходимые условия для прорастания семян и нормального развития растений;
-повышение интереса учащихся к приобретаемым знаниям;
Описание хода урока:
1. Организационный момент
– Урок я хочу начать словами французского философа Ж..Ж. Руссо:
«Вы – талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...»
Скоро мы убедимся в справедливости этих слов, ведь вас ждёт открытие новых знаний.
Сегодня у нас на уроке дежурным библиографом будет Митькова Злата. Она будет нам уточнять значения понятий.
II. Основная часть урока.
Я начну со стихотворения. Льва Квитко «Чудо»
Зернышко-крошку Всю зиму хранил, В рыхлую землю Весной посадил.
Чудо случилось, Наверное, с ним. Зернышко стало Живым и большим.
Зернышко-крошка Лежало в земле, Лежало, согрелось, Разбухло в тепле.
Сначала разбухло, Потом проросло. Тонким росточком К небу взошло.
Сегодня мы будем изучать растения. Точнее, одно растение. А какое, вы это должны сами узнать. Разгадайте ребус.
( 2 слайд) Ребус (ответ – фасоль)
Верно. Сегодня мы будем изучать фасоль
Работа с набором для рефлексии
- Поставьте перед собой цели на урок.
- Чего бы вы хотели сегодня на уроке для себя?
- А что вы знаете о фасоли?
Фасоль является одной из древнейших культурных растений планеты.
Фасоль это однолетнее растение с ветвящимся травянистым стеблем.
Известно около 150 видов фасоли. Разводится из-за плодов и семян – а некоторые виды также из-за цветов – под названием турецких бобов.
Из разводимых видов первое место занимаетфасоль обыкновенная
Листья растений фасоли крупные, опушенные, цветки обоеполые мотылькового типа, собранные в соцветия. Плоды – бобы-лопатки с 5–10 семенами.
2.1 Тема урока
Посмотрите, я держу в руках настоящее чудо!
Почему я назвала растение чудом? (потому что оно живое, потому что появилось из маленького семечка)
Однажды я задумалась: Как узнать точно, при каких условиях начинается прорастание? Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение? Для этого их нужно спросить. И растения нам обязательно скажут. Только не словами, а своим внешним видом. Я поняла, что бережное отношение, забота и соблюдение условий, помогут добиться хорошего результата.
Сегодня мы станем с вами настоящими исследователями и узнаем, какие же условия нужны, чтобы растение проросло, выросло и дало свои семена.
- А что такое исследование?
Библиограф: Толковый словарь Ожегова
ИССЛЕДОВАНИЕ научное, процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
( 3 слайд) (написана тема)
Тема нашего урока:«Условия процесса выращивания фасоли»
Цель нашего урока:
Узнать новое и интересное из жизни растений
Проследить стадии развития фасоли, и узнать какие факторы влияют на полноценное развитие растения.
Оформить календарь наблюдения.
Создать постер.
Узнать значение новых слов.
На партах, у каждого из вас лежат календари наблюдений. Как вы думаете, для чего они нужны? (в них мы будем записывать наши наблюдения и результаты) Возьмите их, ручку. Под словами календарь наблюдений запишите свое имя и фамилию.
И так, начнем наши исследования.
2.2 Практическая часть
Сравнение сухого семени и набухшего. Первое условие, необходимое для прорастания.
Посмотрите на парты, у вас на блюдце лежат семена. Это семена фасоли. Возьмите сухие семена в руки. Посмотрите на них. Они спят, т.е. находятся в состоянии покоя.
Попробуйте снять верхнюю кожуру.
Получается? (нет) Вывод: с сухого семени кожура не снимается.
Попробуйте слегка поцарапать кожуру. Целостность кожуры не нарушается.
- Зачем же нужна такая кожура семени? Какую роль она играет? (защищает от повреждения и высыхания)
Любое растение начинает свою жизнь с того, что его семья попадает в почву. Но, если почва будет сухая и твердая как камень, прорастет ли растение?
Берем в руки семя №2и сравниваем его с семенем №1. (семя увеличилось в размерах, сырое).
Что помогло семени стать таким? (вода)
Вывод: в семя через кожуру проникает вода и оно набухает, увеличиваясь в размерах. Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.
Вода-это первое условие, которое необходимо для прорастания семени.
Запишем в календари наблюдений это условие.
(4 слайд) Запись в календари наблюдений первого условия
-вода
Продолжаем….
2.3 Второе и третье условие, необходимые для прорастания
Работа с мобильным классом. Программа «Мир природы»
10 – 1 щелчок
2 щелчок
3 щелчок
11 – 1 щелчок тепло
2 щелчок вода
3 щелчок воздух
Делаем вывод, что растению нужен воздух и тепло.
(4 слайд) Запись в календари наблюдений второго и третьего условия
Запишем в дневники
- воздух
как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает.
-тепло
в тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть.
Продолжаем…
Снова возьмите в руки второе семя.
Осторожно снимаете с набухшего семени кожуру. Результат: кожура легко снимается с набухшего семени.
- Что находится под кожурой? (две половинки, две дольки семени)
Отсюда и их название семядоли (доли семени)
Библиограф: Семядоля Толковый словарь Ожегова`
Внутренняя часть семени - долька, заключающая в себе зародыш листьев.
Аккуратненько разделите семядоли на половинки.
- Что мы видим на одной из семядолей ?
Работа с микроскопами.
(5 слайд) Строение семени фасоли
Это зародыш будущего растения. Маленькое дитя растения. Он еще очень мал, и в нем трудно рассмотреть части будущего растения. Однако семя проснулось, об этом свидетельствует наличие зародыша.
- Откуда же берутся питательные вещества?
Библиограф:
Питательный - Содержащий необходимые для питания вещества, полезный. Толковый словарь Ожегова
Обратите внимание на две эти половинки, семядоли. Они крупные, мясистые. В них и находятся питательные вещества, которые питают зародыш семени, и он начинает расти.
(6 слайд) Рисунок
Давайте мы зарисуем строение семени фасоли. Зарисуем семядоли и подпишем
Найдите в календарях наблюдений слово «рисунок». Под этим словом вы сделаете свой рисунок.
2.4 Четвёртое условие
Растение растёт, семядоли все стареют, засыхают и совсем отпадают.
Кто теперь будет исполнять роль «кормильца»? (корень) и листья
Корень служит якорем для стебля, укрепляя его, и всасывает из почвы воду и растворенные в ней вещества .
- Иногда мы видим растения – одни темно – зелёные, а другие бледные. Чтобы это млгло означать?
Почему так произошло? Что случилось? Чего не хватало этому растению?
Вывод: нужен свет
Листья – это «живые заводы» по производству еды. В листьях растений содержится хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу.
(7 слайд) Запись в календари наблюдений четвёртого условия
- свет
2.5 Пятое условие, необходимое для прорастания семени и роста растения
Проходит время…растение растёт… заметно увеличиваются в размере листья, приобретают ветвистую корневую систему. Корни становятся большими. Посмотрите на корневую систему в прозрачном контейнере. Вроде всё хорошо.
Но растение остается слабым. Почему? Сравните с растение в горшке и растение в контейнере.
Вывод: растению нужна почва, в которой содержаться минеральные вещества.
Библиограф: минеральные вещества -
(7 слайд) Запись в календари наблюдений пятого условия
Запишем в календарь наблюдений следующее условие, необходимое для жизни растения.
- почва
Все 5 необходимых условий для полноценной жизни растений мы нашли.
3.Физминутка (под музыку)
Представьте, что вы зернышки.
Игра "Зернышко"
Все встаньте возле своих мест, присядьте и закройте глаза. Представьте, что вы - зернышки, вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. (Медленно встаем и вытягиваем руки кверху.)
Теплые лучи коснулись стебелька, ветерок качнул вас в одну и в другую сторону. (Стоим, покачиваясь из стороны в сторону.)
Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. (Руки разводим в стороны, пальцы раздвигаем в стороны).
Солнышко нежно подхватило за верхушки своими лучами и потянуло вверх. (Руки поднимаем вверх, но пальцы остаются в стороны.)
Вы стали расти все выше и выше. (Вытягиваемся вверх, встаем на носочки.)
И вдруг брызнул дождик, вы стали пить дождевую воду, стали сильными и большими. (Открываем и закрываем рот как рыбы.)
Ваш бутон раскрылся, и вы превратились в прекрасные цветы. (Изображаем пальцами раскрытие бутона.)
И вы счастливы, что живете на этой земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах золотого солнца...
4. Закрепление
(8 слайд) Условия необходимые для прорастания
Повторим, какие условия нужны для прорастания семени (вода, свет, воздух, тепло)
И условие, необходимое для прорастания и дальнейшего роста растения?(почва)
(9 слайд) Стадии развития растения
И вспомним стадии развития растения
( семя-зародыш-зелёный расточек с листочками - взрослое растение с цветами- взрослое растение с плодами и семенами)
Создание постера
Библиограф: Постер - художественно оформленный плакат, используемый для декоративных целей
Большой словарь иностранных слов
5. Замачивание семян
Ребята, теперь, когда вы знаете все условия проращивания, у вас будет сегодня возможность, каждому из вас замочить семя фасоли, для того, чтобы в будущем у каждого выросла свое растение. Вы будете записывать «каждый шаг» прорастания в календарь наблюдений. Сами увидите, как появляются корешки, семядоли, листья.
Пришло время самим замочить семя фасоли. У каждого из вас на столах стоят закрытые контейнеры с сухими семенами фасоли, марлей.
6. Итог урока
(слайд 10) Анимационная заставка растущего растения
Я хочу вам пожелать вырастить крепкое здоровое растение. А если вы будете соблюдать все условия, да ещё и подарите ему свою заботу и нежность, то у вас обязательно вырастет настоящее чудо!
(слайд 11)
Мне понравилось работать с вами! Вы молодцы! Хочу сказать - спасибо за урок!
В начале урока вы перед собой поставили цели. Давайте посмотрим, что же у вас получилось. (Работа с набором для рефлексии)
Список использованной литературы
Стихотворение Льва Квитко «Чудо»
Толковый словарь Ожегова
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Познавательный материал об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников «МИР ПРИРОДЫ» CD- диск.
Ресурсы ИНТЕРНЕТ (картинки фасоли) http://yandex.ru/images/search?text=картинки%20фасоль&stype=image&lr=39&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1263-wh-916-pd-1-wp-5x4_1280x1024