«Экскурсия, как одна из форм внеурочной деятельности школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения"
«Экскурсия, как одна из форм внеурочной деятельности школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения"
Статья, посвящена внеурочной работе по истории.Там рассказывается о форме внеурочной деятельностии такой как экскурсия. Речь пойдет о универсальных учебных действиях, которые формирует вид внеурочной деятельности такой как экскурсия. на примере нашей школы мы сможем увидеть практическую значимость экскурсии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Экскурсия, как одна из форм внеурочной деятельности школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения" »
«Экскурсия, как одна из форм внеурочной деятельности школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения"
Сегодня, когда нам предстоит сложный этап перехода к новым образовательным стандартам основного общего образования, очень важно привить школьникам навыки самостоятельной работы, что является одним из обязательных условий успешного обучения.
Организация внеурочной деятельности и поможет нам в этом сложном деле, способствуя развитию у школьников навыков самостоятельной работы.
Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими универсальных учебных действий, направленная на достижение учащимися метапредметных, коммуникативных ,познавательные, образовательных результатов в процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций.
Можно выделить следующие формы внеурочной работы: массовые (исторические вечера, лекции , беседы , исторические экскурсии , викторины и конкурсы , олимпиады , конференции),
Групповые ( исторический кружок , исторические общества и клубы ,походы и экспедиции , выпуск исторических газет и журналов , факультативы)
Индивидуальные (чтение исторической литературы , посещение архива , работа в музее, написание рефератов и докладов , выполнение творческих заданий)
Одна из форм внеурочной деятельности, развивающая познавательные универсальные учебные действия – экскурсионная работа.
Экскурсия — это форма внеурочной работы школьников, которая включает в себя посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), направленных на приобретение знаний.
Наш город, Казань, является городом с богатой историей, все архитектурные сооружения имеют богатое прошлое. Следовательно, экскурсионное посещение и дальнейшая работа по этому направлению в ФГОС имеет следующие плюсы:
Развитие творческих способностей личности ученика
Внедрение в практику обучения познавательной, исследовательской деятельности
Развитие интереса к истории родного края через посещение памятников культуры
Стимулирование мыслительной деятельности
Развитие умения составлять экскурсионный дневник
Огромные возможности для организации разного рода экскурсионной деятельности предоставляет исторический курс школьной программы.
Одна из целей образования - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люди, окончив школу, часто не умеют видеть действие тех законов, которые изучали в школе, не всегда умеют применить знания. Одной из причин данной проблемы является пассивная позиция ученика в процессе обучения.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся не только помогает решить данную проблему, но и способствует формированию наиболее высокого уровня образованности, достижимого в средней школе, - методологической компетентности.
Это :
- умение извлекать пользу из опыта;
-умение опрашивать окружение;
-умение критически относиться к тому или иному аспекту общественного развития;
- умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать своё собственное мнение;
- умение видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
-умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а так же с окружающей средой;
- умение сотрудничать и работать в группе;
- умение принимать решения - улаживать разногласия и конфликты;
- умение разрабатывать и выполнять контракты;
- умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение нести ответственность.
Внеурочная деятельность по работе над исследовательскими проектами по обществознанию дает прекрасную возможность отрабатывать интеллектуальные и коммуникативные навыки. Способствуют формированию основ информационной грамотности. И конечно, именно на таких занятиях происходит освоение основ методики и техники социологического исследования, которые необходимы в первую очередь для исследования обществоведческих тем.
В процессе внеурочной деятельности старшеклассники отрабатывая навыки исследовательской деятельности используют следующие методы: наблюдение, анкетный опрос, методы статистической обработки данных, полученных в ходе анкетного опроса, анализ полученной информации, сравнение исследуемых объектов.
Научно – исследовательская деятельность школьников по обществознанию в условиях внедрения ФГОС второго поколения будет более эффективной и плодотворной, если в процессе исследовательской работы учитель и ученик проникнувшись общей темой становятся как бы «рука об руку» и превращаются в своего рода коллег. Учащийся чувствует в учителе соратника, помощника, наставника.
Исследовательская работа школьников по обществознанию в школе осуществляется во внеурочной деятельности в рамках работы мини – группы «Азы науки».
В процессе работы группы мы не ставим цель получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Главной нашей целью является развитие личности учащегося. Для нас – это в первую очередь приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе .
Такого рода работа вызывает определенный интерес у старшеклассников. Среди результативных работ наших детей можно выделить следующие, которые стали дипломантами и победителями научно – практических конференций разного уровня.
Это работа ученицы 10 класса Бархаевой Зарины «Самые вредные изобретения человечества»
Работа ученицы 11 класса Мусафиной Энже «Паранаука, как явление социальной жизни»
Работа ученика 10 класса Кукушкина Ивана «Боевой и трудовой подвиг моего прадеда»
Работа ученицы 10 класса Петрушиной Юлии «Роль СМИ в социализации старшеклассника».
Ученик, овладевающий навыками научно-исследовательской деятельности, должен знать методологию исследовательской деятельности, ее этапы, технологию; уметь использовать различные методы исследования и приемы творческой деятельности на практике; быть готовым к исследовательскому взаимодействию с действительностью.
Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учёбы в ВУЗе и научной карьеры. Опыт такой работы пригодится всем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера (резюме, отчётов, обзоров и т.п.), что сегодня востребовано на любом интеллектуальном поприще. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик не только получает и осваивает новую информацию, но и имеет возможность применить свои знания и способности за рамками учебного процесса. Таким образом, ещё будучи учениками, ребята имеют возможность убедиться, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность. Сформированные навыки помогут учащимся при подготовке к урокам обществоведческого цикла, при работе над рефератами и докладами по другим предметам.