Hабота над экономическим воспитанием школьников с нарушением интеллекта оказывает положительное влияние на развитие стремления зарабатывать деньги своим трудом; помогает в воспитании таких качеств как трудолюбие, упорство, расчетливость, практичность, уважение к труду, бережное отношение к материальным ценностям, самостоятельности. Способствует вливанию в социум и заставляет задуматься о планировании будущей жизни.,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экономическое воспитание в коррекционной школе»
МКОУ « Балезинская школа – интернат»
Доклад:
«Экономическое воспитание
в коррекционной школе»
Выполнила:
Максимова Н.С.
с Балезино 2016 г
Приобщение детей к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним школьникам предстоит жить в 21 веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация у выпускников специальных коррекционных школ 8 вида становится более сложным, но вместе с тем более значимой.
Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями часто выражены иждивенческие настроения.
Ежедневно в теле- и радиопередачах, на страницах газет и журналов мы сталкиваемся со словом «экономика».
С экономикой связана жизнь каждого человека (люди являются производителями благ и услуг, их потребителями, продавцами своей рабочей силы на рынке труда).
Готовить ребенка к жизни следует со школьной скамьи.
В педагогической системе А.С. Макаренко одним из ведущих мест занимали вопросы экономического воспитания. В своей работе «Семейное хозяйство» он пишет, что из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин. Для этого ребенок обязательно должен приобщиться к хозяйственным делам, необходимо воспитывать у детей бережливость, заботливость, ответственность: через знакомство с трудом родителей, формирование знаний о том, откуда берутся деньги, объясняя, что такое работа. Необходимо знакомить ребенка с семейным бюджетом, с нуждами семьи, перспективами их удовлетворения; необходимо, чтобы он приучился разумно пользоваться вещами, не допускать, чтобы вещи руководили им. Некоторые рекомендации А.С. Макаренко вполне приемлемы и сейчас: важность режима в жизни человека, организация семейного быта, вовлечение детей в домашнюю экономику, участие всех членов семьи, в том числе и детей, в распределении семейного бюджета, формировании с детства разумных человеческих потребностей и др.
Перед педагогами стоит трудная, но благородная задача: внушить детям, что через создания материальных и духовных благ формируется человек, гражданин общества и отношение к нему окружающих людей. Познавая мир и самих себя, дети одновременно приобретают чувство ответственности за материальные и духовные ценности, которые создаются старшим поколением.
В олигофренопедагогике вопросы экономического воспитания как таковые не решались, но уделялось внимание таким экономическим понятиям как себестоимость продукции, подоходный налог, реальный доход, заработная плата, планирование расхода заработанных денег.
Весь контингент учащихся специальной школы восьмого типа составляют дети с нарушением интеллекта
Ребятам не только трудно найти себе применение в жизни, построить семью, воспитать собственных детей. Они сталкиваются с огромным количеством мелких проблем, которых не возникает у «домашних» детей: как распорядиться своей зарплатой, подсчитать стоимость коммунальных услуг, заполнить бланки на оплату электроэнергии, правильно сделать покупки, написать доверенность и так далее. Молодой человек, который должен самостоятельно строить свою жизнь и отвечать за свои действия, порой просто тонет под грузом этих бытовых вопросов.
С основами экономических знаний необходимо знакомить детей в более раннем возрасте, например, в начальной школе. И тогда к старшим классам у ребят будут точные ответы на вопросы «Что беречь?», «Что экономить?». Они будут знать, что нужно беречь свои личные вещи, школьное имущество, продукты, книги, природу и так далее. Нужно экономить электроэнергию, воду, тепло, деньги. С самого раннего возраста нужно объяснять детям, что в любой продукт вложен труд многих людей. У самого простого предмета есть своя ценность и своя стоимость.
Большинство школьников встречаются с первоначальными знаниями по экономике в семье. Для наших ребят домом является интернат. Здесь они воспитываются, отдыхают, работают, осваивают жизненный опыт. Эта задача должна решаться с учетом особенностей региона, населенного пункта (для городского жителя, вероятно, не столь актуальной будет информация о заготовке дров на зиму, как для сельского ребенка).
У детей, живущих в сельской местности, наибольший интерес вызывают темы, связанные со значением приусадебного хозяйства для семьи. Ученики коррекционных школ приучены к работе на пришкольном участке уже с младших классов. Дети видят, как нужно заботиться о земле, о будущем урожае. Они понимают, что земля имеет огромную ценность. Располагая собственным хозяйством, они в будущем смогут сэкономить денежные средства в семье, получать экологически чистую продукцию (овощи, молоко, мясо) и даже некоторый доход от продажи излишков.
Социально экономическая подготовка школьников с нарушением интеллекта особенно актуальна в условиях рыночного общества, так как они относятся к тем слоям и группам населения, которым нелегко найти место в реформируемой экономике из-за слабой конкурентоспособности на рынке труда, низких заработков и прочих обстоятельств. Это означает, что им придется сталкиваться и справляться с более жесткими экономическими условиями, чем людям с полноценным интеллектом.
К преодолению экономических трудностей подростков с нарушением интеллекта необходимо готовить в школе. Развитие экономического мышления и экономического сознания в процессе экономического образования и воспитания является главным фактором становления социальной компетентности личности и более эффективного вхождения в социум.
В педагогике обстоятельно и разносторонне обсуждал проблему денег А.С. Макаренко. Он писал о том, что деньги - это средство воспитания. С деньгами следует знакомить детей в дошкольном возрасте, как с явлением нашей повседневной жизни. Он считал, что деньги могут быть прекрасным воспитателем; как можно раньше ребенок должен познакомиться с семейным бюджетом. Он должен знать заработок отца и матери, как можно раньше ребенок должен хорошо понять, что те деньги, которые родители приносят домой, составляют не только удобную вещь, которую можно истратить, но и составляют заработок, на основе которого строится благосостояния семьи. Родители не всегда учитывают личные потребности и интересы своих детей, не присматриваются к тому, что их дети действительно нуждаются в важных для них расходах.
Карманные деньги действительно могут стать хорошим воспитателем. На первых порах, получив карманные деньги, дети их тратят импульсивно,
не задумываясь о том, как и на что их тратить (это наблюдалось за Валей, Сашей. У Алеши бывают случайные деньги и тратит он их без всякого раздумья, к советам воспитателей не прислушивается). Создается впечатление, что они как будто спешат «освободиться» от них и получить еще. Со временем начинают осознавать, что до следующего срока их получения достаточно много времени. Для них неделя - очень долгий срок. Уже на третьей -четвертой неделе ребенок начинает понимать, что если он все истратит сегодня, то новые деньги придется ждать очень долго. Постепенно начинают зарождаться такие жизненно необходимые качества, как расчетливость, рациональность, умение предвидеть жизненные события и ориентироваться на них.
При этом очень важна позиция взрослого: разумный совет, как лучше, с пользой для себя и других потратить деньги.
В этом году деньги хранят сами, тратят более разумно. Это наблюдается за Валей, Алисой, Мишей. Сергей и Юля приезжают с большой суммой денег. Юля тратит более расчетливо, покупает необходимые вещи. Сергей тратит деньги на еду и сладости.
Миша и Алеша сами зарабатывают на жизнь, сами обеспечивают себя, но совсем не могут экономить и беречь ни одежду, ни обувь. Воспитательная функция не должна отрываться от других ее функций, прежде всего, хозяйственно - бытовой. Особенно это важно и необходимо для решения задач нравственного воспитания. Когда взрослые начинают замечать в поведении ребенка элементы жадности, эгоизма, стремление к накопительству, т.е. какие-то отклонения в нравственном поведении, то их своевременное вмешательство (объяснения, сравнения, юмор) будут очень нужным и важным.
Обращение к явлению денег, как правило, вызывает у многих взрослых боязнь искушения, которая может быть воспитана у детей. Многие просто заявляют, что деньги - это зло. По возможности, о них следует говорить меньше. Это, конечно, не верно, хотя деньги действительно искушение; именно поэтому о них следует говорить с детьми.
В наше время, когда дети уже в дошкольном возрасте знают массу разнообразных путей добывания денег, большой ошибкой взрослых будет отстраненное поведение, нежелание обсуждать проблему денег. Социальная ситуация, в которой растут и воспитываются дети, сейчас на российском телевидении вызывает тревогу. Дети являются свидетелями самых изощренных преступлений, причиной которых являются деньги. Очень популярны фильмы, где раскрывается полная программа действий
грабителей банков, офисов, магазинов - от составления плана до его реализации. Причем часто эти ограбления проходят удачно, и грабители приобретают массу денег и перспективы безбедной жизни. Не случайно, учащиеся на вопрос о том, как можно стать богатым, среди прочих путей обязательно называют ограбление банка. Деньги очень рано для детей становятся сверх ценностью, поэтому задача взрослых - быть сдерживающим началом разумной координации формирующего интереса к деньгам. Дети должны знать о том, что деньги бывают «честными» и «нечестными». Это зависит от того, каким путем их приобретают. Нечестные пути - это грабежи, воровство. За это наказывают всех: и детей, и взрослых. Честные деньги - это заработанные деньги. Если уметь правильно и разумно тратить заработанные деньги, можно честно и достойно жить, а главное - спокойно, без чувства страха.
В семье для решения этой задачи условия более благоприятные, т.к. дети являются участниками и свидетелями использования семейного бюджета реальных денег, доходов и расходов.
Таким образом, характеризуя своеобразие психики олигофренов, Т.Е. Сухарева в своей книге отметила, что «ребенок с нарушением интеллекта мало видит, когда смотрит, и мало слышит, когда слушает».
Экономические знания учащихся с нарушением интеллекта позволяют понять многие необходимые процессы, происходящие в обществе в целом и в жизни каждого отдельно взятого индивида, и в дальнейшем поможет безболезненно влиться в социум.
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В дидактических играх«Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Почём?», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал. Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники,ярмарки , включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Широко используется моделирование проблемных ситуаций, решение кроссвордов, шарад, головоломок , различные варианты таких игр как «Да - нет», «Хорошо-плохо» на экономическую тематику наталкивают детей на глубокие размышления, затрагивающие все сферы жизни. Значительное место отводится сказке. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др.
В нашей группе также проводились занятия по экономическому воспитанию с младших классов: дидактические игры, экскурсии в магазин, на почту, на ферму, разбор проблемных ситуаций. При решении проблемных ситуаций, ребята отвечают вдумчиво и осознанно, а в реальной жизни, сталкиваясь с настоящими деньгами распоряжаются нерационально.
Таким образом, работа над экономическим воспитанием школьников с нарушением интеллекта оказывает положительное влияние на развитие стремления зарабатывать деньги своим трудом; помогает в воспитании таких качеств как трудолюбие, упорство, расчетливость, практичность, уважение к труду, бережное отношение к материальным ценностям, самостоятельности. Способствует вливанию в социум и заставляет задуматься о планировании будущей жизни.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}