Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Экологическое воспитание обучающихся. Формы. Методы. Технологии».»
Тема: «Экологическое воспитание обучающихся.
Формы. Методы. Технологии».
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
1. образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
2. воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
3. развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Содержание экологического воспитания усваивается воспитанниками в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у воспитанников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, воспитатель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции воспитанников, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность воспитанников. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения воспитанников к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы воспитатель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней.
Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности воспитанников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами(рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Как средство психологической подготовки воспитанников к реальным экологическим ситуациям воспитатели часто используют ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Игра как творческая деятельность формирует воображение, развивает фантазию и интеллект учащихся, повышает интерес к изучаемой теме. Эффективность урока повышается при использовании мультимедийных презентаций, которые сопровождают, иллюстрируют объяснение воспитателя или сообщение воспитанников.
В других играх в наибольшей степени воспитанники психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевают приемами общения со сверстниками.
При использовании метода проектов используются групповые формы работы, которые позволяют развивать коммуникативные способности учащихся,умение работать в команде.
Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности школьников являются экскурсии и школьные туристические слёты.
Конкурс «Мой родной край», номинация «Памятники природы», работа «Озеро Соленая подкова», Пискарева Елизавета, 6 «а».
Среди других форм организации работы следует выделить праздничные мероприятия: праздник осени, День Земли, береги природу, масленица и др. Содержание натуралистических праздников направлено на всестороннее развитие воспитанников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы. «Охрана природы - долг каждого» - вот основная идея, которая красной нитью проходит через композицию всякого натуралистического дела.
С помощью форм и методов экологического воспитания возможно решение задач экологического образования воспитанников.
Взаимосвязь задач, форм и методов экологического воспитания.
Задачи работы
Формы и методы
1. Обогащать детей знаниями о природе; упорядочивать и систематизировать знания и представления детей о природе.
Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках.
Решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира.
2. Воспитывать положительное отношение к миру природы.
Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте природы.
3. Побуждать детей к проявлению познавательного интереса к миру природы (в частности, к миру растений).
Проводить:
а) экскурсии в природу;
б) ежедневные наблюдения за природой;
в) дежурства в уголке природы по уходу за разнообразными растениями.
4. Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их (или уходу за ними).
Организация рисования, занятий по ручному труду с природным материалом, чтение стихов, слушание экологических сказок, отражать свое отношение и в словах (нравится, красиво).
5. Создавать мотивацию детей к изучению природных явлений.
Организация проектной деятельности, познавательных игр, экскурсий и др.
Выбор форм и методов воспитательной работы зависит от средствэкологического воспитания учащихся. Например, натуральные объекты природной среды обеспечивают:
- обучение воспитанников правилам ухода (практические методы);
- наблюдения за развитием и ростом (наглядные);
- творческое сочинение с приемами «антропоморфизма» («очеловечивания»), чтение художественной литературы (словесные) и др.
В зависимости от средств обучения могут осуществляться и разные формы экологического воспитания:
- по количеству детей: индивидуальные и групповые;
- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
- по организации актуализации знаний: викторины. КВН, экологические игры и др.;
- по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе и др.
Ухаживая за растениями в учебном классе, воспитанники запоминают порядок полива и ухода. Листья у растения завяли – не хватает воды или света.
Например, одним из широко используемых методов наблюдение. С помощью наблюдений можно выявить перемены в росте и развитии растений либо при внесении нового растения. Для этого воспитателю необходимо подробно рассматривать с детьми строение стебля, форму и окраску листьев, цветов, рассказывать о специфических особенностях ухода за ним, что не всегда можно осуществить в процессе урока.
Многолетняя практика убеждает в эффективности проведения во внеурочное время цикла наблюдений для формирования познавательного интереса к природе.
Преобладание визуального источника знаний над словесным.Воспитанники должны получать информацию при непосредственном рассматривании ими объекта. Вопросы и очень короткие пояснения побуждают их называть увиденное. Отсюда вытекает следующее требование: в каждом конкретном наблюдении должно одновременно участвовать столько детей, сколько может расположиться вокруг объекта, чтобы беспрепятственно его рассматривать. В отдельных случаях, когда наблюдение проводится на прогулке, в нем может участвовать весь класс.
Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с художественной литературой (природоведческой сказкой, поэзией), которая включает чтение сказок, беседы, просмотр кукольной театрализации. Как отмечала Л.П. Молодова, «Сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление о ней, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном, формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы».
Воспитанников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды, - значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.
На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной, так и с отрицательной сторон. И на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.
Экскурсии в природу бывают: вводными (по изучаемой теме); текущими (в системе занятий по экологии); обобщающими (систематизирующими).
Разновидностью экскурсий в природу являются целевые прогулки в природу. Такие прогулки могут проводиться как на территории школы-интернат, так и с выездом в природу.
Экскурсионные поездки по Красноармейскому району,
в Крымский и Славянский районы.
Например, при знакомстве с дорогами и транспортом есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов - влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.
Факты загрязнения и оскудения вод, чистого воздуха вызывают у детей тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека.
Таким образом, работа по экологическому воспитанию школьников позволяет актуализировать учебные знания по следующим направлениям:
- человек - природное существо и член общества;
- многообразие природного и социо-культурного окружения человека;
- экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
- труд и поведение человека в окружающей среде.
Успех внеклассной работы по экологическому воспитанию зависит от того, как воспитатель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или населенного пункта.
Таким образом, внеклассная работа по экологии позволяет использовать большое многообразие форм, методов и средств работы.