"Экологическое воспитание на уроках физики и во внеурочное время"
"Экологическое воспитание на уроках физики и во внеурочное время"
Вопросы экологии вышли на первое место по своей общечеловеческой значимости. У нас, по мнению учёных, существует многолетнее отставание экологического образования от мирового уровня.
Цель экологического воспитания на уроках физике – сформировать у детей ответственное отношение к окружающей среде, воспитать личность, готовую к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды.
Большой вклад в дело экологического образования могут внести и преподаватели физики. На первый взгляд кажется, что, интересы физики экологии антагонистичны: экология - наука о взаимосвязях в природе, физика - наука, лежащая в основе научно-технического прогресса, который внёс нарушения в многочисленные природные взаимодействия. Вспомним, что в переводе греческого слово «физика» означает «природа».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Экологическое воспитание на уроках физики и во внеурочное время" »
Экологическое образование по физике
на уроках и во внеурочной деятельности.
Вопросы экологии вышли на первое место по своей общечеловеческой значимости. У нас, по мнению учёных, существует многолетнее отставание экологического образования от мирового уровня.
Цель экологического воспитания на уроках физике – сформировать у детей ответственное отношение к окружающей среде, воспитать личность, готовую к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды.
Большой вклад в дело экологического образования могут внести и преподаватели
физики. На первый взгляд кажется, что, интересы физики экологии антагонистичны: экология - наука о взаимосвязях в природе, физика - наука, лежащая в основе научно- технического прогресса, который внёс нарушения в многочисленные природные взаимодействия. Вспомним, что в переводе греческого слово «физика» означает «природа».
Может быть теперь, пережив ряд экологических катастроф и ощутив на себе последствия неконтролируемых научных исследований, учёные почувствуют вину за развитие своей науки и вернут физике первоначальный смысл. Пришла пора использовать физику как инструмент сохранения окружающей среды.
Сегодня учебный процесс по физике весьма напряжён. Это обусловлено сложной программой, большим числом дидактических задач каждого урока. Тем не менее, можно выкроить время для ознакомления учащихся с экологическими сведениями при условии:
1) вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием
изучаемого материала;
2) они должны излагаться в информативном плане;
3) их следует использовать для возбуждения интереса учащихся к изучаемому
материалу;
4) при ознакомлении школьников с вопросами экологии необходимо привлекать
их знания, приобретённые на других уроках.
Но есть уроки, которые можно целиком посветить изучению проблем экологии:
- использование энергетических ресурсов;
- применение изотопов в народном хозяйстве;
- тепловые двигатели и охрана окружающей среды;
- воздушная оболочка.
Для построения экологической системы образования нужно определить виды знаний экологического характера, которые должны войти в содержание курса физики.
В монографии «Экологическое образование школьников» (под ред. И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной) содержание экологических знаний в курсе физики предлагается сгруппировать в три раздела:
I. Методы освоения и использования чистых источников энергии и принципы
организации чистых производств.
II. Рациональное использование природных ресурсов или уменьшение затрат
энергии и материалов на каждую единицу полезного эффекта.
III. Принципы действия защитных сооружений.
Одной из наиболее очевидных причин возникновения экологических проблем является технократическое мышление. Древний культ природы заменился культом техники. Самое широкое распространение получила идеология покорения природы, предельно высокой её эксплуатации.
Противоречия между обществом и природой отныне не просто достигли большой остроты, но и перешли в качественно новую фазу. Природные системы Земли подошли к определённому критическому состоянию, при котором дальнейшее нарушение антропогенных нагрузок, не говоря уже о мировой термоядерной войне, может подорвать естественную основу жизни на планете, привести к гибели человека как биологического вида.
Но возможно ли исправить ситуацию? Чтобы ответить на этот вопрос следует, прежде всего, понять причины и особенности проявления глобальных проблем экологии. Для учителей физики средней школы это означает изучение физических явлений с точки зрения гармонических отношений человека и природы. Таких, как:
- истощение природных ресурсов;
- парниковый эффект;
- истощение озонового слоя;
- кислотные дожди;
- проблема чистой пресной воды;
- изменение почвы;
- проблема мусора;
- проблема мирового океана.
Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа (с 7-го по 11-й классы), факультативные знания, решение физических задач с экологическим содержанием, исследовательская работа учащихся по экологии и др.
Наиболее глубоко изучаются вопросы экологии в следующих темах:
1. «Тепловые двигатели ДВС. Паровая турбина».
Загрязнение окружающей среды выбросами в атмосферу и сточными водами.