Водная часть | - Здравствуйте ребята , присаживайтесь. - Меня зовут Ирина Дмитриевна, и я сегодня проведу занятие по внеурочной деятельности. А теперь повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте удачи на сегодняшнем занятии. Ребята на доске представлена пословица…Ой, слова перепутались, давайте вернем их на свои места. Как вы понимаете данную пословицу.
Издавна, люди, чтобы прокормить себя занимались различными ремеслами. Как вы думаете , что значит слово ремесло. Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда. Когда целое село или даже город занимались одним и тем же ремеслом, торговали им, говорили, что они им промышляли. Как вы думаете какой это промысел, когда им занимается много человек, как еще говорят «много народу» Ребята отгадайте следующую загадку:
Буду мастером таким, Как наш дядя Евдоким: Делать стулья и столы, Красить двери и полы. А пока сестре Танюшке Сам я делаю …
Скажите, а зачем нам нужны в жизни игрушки. Сегодня мы с вами, познакомимся с игрушкой, которая прославилась на весь мир, а что же это за игрушка , вы узнаете, если решите ребус: (Дымка) Верно, сегодня речь пойдет о дымковской игрушке. | Приветствуют учителя. Приветствуют соседей Составляют пословицу «Ремесло пить, есть не просит, а само кормит». -Человек, который занимается каким-то делом не будет в чем-то нуждаться. - дело, труд. - Народный промысел. Игрушки - Чтобы играть, развивать мыслительные операции, моторику. | |
Основная часть | (на доске открывается зимний пейзаж, звучит музыка) Ели спят у большака, в инее седом, Спят деревья, спит река, скованная льдом, Мягко падает снежок, вьется голубой дымок, Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом, Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали. Там любили песни, пляски В селе рождались чудо-сказки, Вечера зимою длинны, И лепили там из глины И пошла о «дымке» слава, Заслужив на это право. Говорят о ней повсюду, Удивительному чуду, мы поклонимся не раз О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ. Предлагаю вашему вниманию посмотреть видео. (на доске открывается выставка дымковской игрушки) Ребята , что же вы узнали из просмотренного видео. Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки. Ой, ребята, вы тоже слышите это? Музыка, пласки , видимо празднуют…
Вот как весело и задорно проходил в Дымкове праздник «Свистопляска» - Как вы уже слышали, мастерицы лепят игрушки из глины. Потом их обжигают в печи, разводят на молоке мел и белят. И тут наступает пора расписывать их. Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, синие. И самый последний штрих: посадка «золота». И вот игрушки засветились. На них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично. (на слайдах выводятся элементы дымковской игрушки) Какие элементы используются при составлении узора дымковской игрушки? Нам необходимо помнить, что цвет кофты – это главный цвет и он обязательно повторяется в узоре на юбке. - Представьте себе, что вы дымковские мастера. Вы должны создать свою неповторимую игрушку. Каждый мастер уникален по-своему. У каждого из вас есть заготовка игрушки и шаблоны-помощники. Во время выполнения практической работы звучит тематическая музыка. работы выставляются на доску. Учащиеся рассматривают работы и высказывают свое мнение. Все ваши игрушки вызывают прекрасное настроение, радость, что хочется петь.
Проводится выставка готовых работ | Мы узнали об истории дымковской игрушку. Появилась в 15 веке, Игрушке посвящен праздник «свистопляска». - Девочки исполняют частушки. Здесь игрушки знатные, Складные, да ладные! Всегда, повсюду славятся, Они и вам понравятся!
За студеною водицей Водоноска-молодица Как лебедушка плывет, Ведра красные несет.
Зонтик грибком, Руки крендельком- Ходит барыня-красавица По улице пешком.
Вот индюк нарядный Весь такой он ладный, У большого индюка Все расписаны бока.
У меня есть дружок- Златогривый конюшок, Свистну, гикну, прокачусь И обратно ворочусь.
Дымковские барышни Всех на свете краше А гусары-баловни Кавалеры наши. - гуашь, кисти, бумага - Узоров Перечисляют элементы -Девочки рисуют бабу, мальчики – коня. | |