kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по изобразительному искусству "Дымковская игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Дымковская игрушка»

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

Вид урока: урок-сказка.

Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы).

Цель:

  • способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;
  • закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

Планируемые достижения:

Предметные:

  • представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
  •  умение видеть форму, цвет, декор игрушки и  передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
  •  умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;
  • Умение выполнять роспись в технике мазкового письма, печаткой-тычком при росписи объёмной формы ;

Метапредметные(УУД):

  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • Моделирование (макетирование объемной формы);

Оборудование:

Для учителя:

  • оригинальные образцы дымковской игрушки выполнен ные мастерами промысла;
  • модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);
  • цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки;
  • таблицы с элементами узоров дымковской росписи                        
  • образцы рисунков-упражнений - “Дорисуй юбку”;  
  • игра «Найди свой узор"                        
  • мультимедийная презентация «Дымка».

Для учащихся:

  • рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек
  • таблицы с элементами узоров дымковской росписи;
  • раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй юбку” с дополнительными карточками;
  • глиняные игрушки на каждого ребёнка;                      
  • печатки-тычки различного диаметра;
  • краски темперные;
  • палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

Музыкальный ряд:

  • вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
  • Песня «Дымковская карусель»;
  • Песня «Чем знаменито Дымково? (слова В. Фафанова)»
  • Использование музыки на уроке проходит в следующей последовательности: песенные мелодии звучат со сменой ритма и громкости как сопровождение слова учителя в драматургической завязке, а бестекстовые мелодии фольклорного характера звучат негромко фоном во время самостоятельной практической работы учащихся.

Литературный ряд:

  • Стихи о дымковской игрушке;
  • Сказка о Дымке;
  • Кроссворд «Народные промыслы» (дополнительно для детей, которые раньше закончат выполнение работы).

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Межпредметные связи: на каждом этапе урока учитель конкретизирует цели и задачи определенного момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и музыкой.

Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "Дымковская игрушка" »

МБОУ «Лицей №17»

«Изобразительное искусство 5 класс 12 урок

Угаренкова Лия Тулегеновна

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема урока: «Дымковская игрушка»



Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

Вид урока: урок-сказка.

Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы).

Цель:

  • способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;

  • закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

Планируемые достижения:

Предметные:

  • представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

  • умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;

  • умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;

  • Умение выполнять роспись в технике мазкового письма, печаткой-тычком при росписи объёмной формы ;

Метапредметные(УУД):

  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

  • Моделирование (макетирование объемной формы);

Оборудование:

Для учителя:

  • оригинальные образцы дымковской игрушки выполнен ные мастерами промысла;

  • модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);

  • цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки;

  • таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

  • образцы рисунков-упражнений - “Дорисуй юбку”;

  • игра «Найди свой узор».

  • мультимедийная презентация «Дымка».

Для учащихся:

  • рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек

  • таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

  • раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй юбку” с дополнительными карточками;





  • глиняные игрушки на каждого ребёнка;

  • печатки-тычки различного диаметра;

  • краски темперные;

  • палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

Музыкальный ряд:

  • вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

  • Песня «Дымковская карусель»;

  • Песня «Чем знаменито Дымково? (слова В. Фафанова)»

  • Использование музыки на уроке проходит в следующей последовательности: песенные мелодии звучат со сменой ритма и громкости как сопровождение слова учителя в драматургической завязке, а бестекстовые мелодии фольклорного характера звучат негромко фоном во время самостоятельной практической работы учащихся.

Литературный ряд:

  • Стихи о дымковской игрушке;

  • Сказка о Дымке;

  • Кроссворд «Народные промыслы» (дополнительно для детей, которые раньше закончат выполнение работы).

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Межпредметные связи: на каждом этапе урока учитель конкретизирует цели и задачи определенного момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и музыкой.

Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.















ПЛАН УРОКА



I Подведение к цели урока.

    1. Прослушивание песни «Дымковская карусель».Драматургическая завязка. .Подведение к цели урока.

II.Освоение нового материала.

    1. Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (мультимедийная презентация).

    2. Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй юбку).

    3. Игра «Найди свой узор».

    4. Физминутка.

    5. Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).

III. Применение освоенного в практической деятельности.

    1. Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по ранее вылепленной глиняной или бумажной модели (барышня, петушок, барашек и т.п.).

IV. Оценка результатов .

    1. Выставка и оценивание работ, прослушивание песни «Чем знаменито Дымково?». Три главных художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретном классе.



1. Подведение к цели урока.

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня «Дымковская карусель».

Драматургическая завязка урока.

  • Цели и задачи:

  • для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;

  • для учащихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивах и символах.



  • Учитель. – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл? (демонстрируется крупно на экран изображение «Дымковской барыни»)

  • Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.



  • Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)

    • С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Я хочу вам сегодня рассказать интересную сказку, которую мне рассказала мастерица из Дымково. Рассаживайтесь поудобней и слушайте.

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

  • Учитель.Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка?

Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).





II. Освоение нового материала.

Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация).

Цели и задачи:

для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;

для учащихся – познакомиться с традиционными видами росписи, материалами, научиться эскизированию и простейшей геометрической композиции, кистевому мазковому письму по плоскости и объемной модели.

  • Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

  • Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

  • Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;

  • Какие цвета брали для росписи игрушек?

  • Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

  • Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:

    • в ряд;

    • в шахматном порядке;

    • в клетке между линиями.

  • Обратите внимание на точки:

  • Между кольцами;

  • на кольцах;

  • по краю колец.

  • Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).


Дети садятся за столы.


2. Упражнение на закрепление изученного материала .


Цели и задачи:

для учителя – научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла;

для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого пприема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.


  • Учитель. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»).


3. Игра «Найди свой узор».


Цели и задачи:

для учителя – организация командной(групповой) игры для мотивации и закрепления образа,

для учащихся – организованное самоуправление и развитие коллективного творчества по конкретной теме.


  • Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).


4. Физминутка. Проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.


5. Постановка художественной задачи.


Цель для учителя и ученика – выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек в материале.


  • Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят дымковские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.



  • Учитель. –

  • Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

  • Какие?

  • Какие элементы росписи будете использовать?


  • Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).


III. Применение освоенного в практической деятельности.


6. Практическое выполнение задания . Самостоятельная творческая работа учащихся.

Цели и задачи:

для учителя – помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;

для учащихся – выполнение творческих композиций по объемной форме с соблюдением традиционных технологий.



Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи:



Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.


Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!


Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!


А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!


Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинке!


Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!



IV . Оценка результатов.


    1. Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».

Цели и задачи:


    1. для учителя – обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, оценка и домашнее задание;


    1. для учащихся – самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Художник и зритель».



Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по изобразительному искусству "Дымковская игрушка"

Автор: Угаренкова Лия Тулегеновна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока изобразительного искусства на тему: "Это загадочно-причудливая дымка" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-eto-zaghadochno-prichudlivaia-dymka"
    ["file_id"] => string(6) "189599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426959045"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по изобразительному искусству  "В мастерской мастера - игрушечника" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-mastierskoi-mastiera-ighrushiechnika"
    ["file_id"] => string(6) "131462"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416155283"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Конспект урока по изобразительному искусству по теме:«Изделия традиционных художественных промыслов ».6 класс" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-izdieliia-traditsionnykh-khudozhiestviennykh-promyslov-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111651"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407744506"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Конспект урока по изобразительному искусству по теме:«Происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве »5 класс" "
    ["seo_title"] => string(155) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-proiskhozhdieniie-i-vidy-ornamienta-osnovnyie-ornamiental-nyie-motivy-v-mirovom-iskusstvie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111784"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407931223"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "конспект урока "Древние образы в современной народной игрушке""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-drievniie-obrazy-v-sovriemiennoi-narodnoi-ighrushkie"
    ["file_id"] => string(6) "255654"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447958562"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства