вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
Песня «Дымковская карусель»;
Песня «Чем знаменито Дымково? (слова В. Фафанова)»
Использование музыки на уроке проходит в следующей последовательности: песенные мелодии звучат со сменой ритма и громкости как сопровождение слова учителя в драматургической завязке, а бестекстовые мелодии фольклорного характера звучат негромко фоном во время самостоятельной практической работы учащихся.
Литературный ряд:
Стихи о дымковской игрушке;
Сказка о Дымке;
Кроссворд «Народные промыслы» (дополнительно для детей, которые раньше закончат выполнение работы).
Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.
Межпредметные связи: на каждом этапе урока учитель конкретизирует цели и задачи определенного момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и музыкой.
Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.
Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
Песня «Дымковская карусель»;
Песня «Чем знаменито Дымково? (слова В. Фафанова)»
Использование музыки на уроке проходит в следующей последовательности: песенные мелодии звучат со сменой ритма и громкости как сопровождение слова учителя в драматургической завязке, а бестекстовые мелодии фольклорного характера звучат негромко фоном во время самостоятельной практической работы учащихся.
Литературный ряд:
Стихи о дымковской игрушке;
Сказка о Дымке;
Кроссворд «Народные промыслы» (дополнительно для детей, которые раньше закончат выполнение работы).
Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.
Межпредметные связи: на каждом этапе урока учитель конкретизирует цели и задачи определенного момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и музыкой.
Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по объемной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.
Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.
ПЛАН УРОКА
I Подведение к цели урока.
Прослушивание песни «Дымковская карусель».Драматургическая завязка. .Подведение к цели урока.
II.Освоение нового материала.
Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (мультимедийная презентация).
Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй юбку).
Игра «Найди свой узор».
Физминутка.
Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).
III. Применение освоенного в практической деятельности.
Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по ранее вылепленной глиняной или бумажной модели (барышня, петушок, барашек и т.п.).
IV. Оценка результатов .
Выставка и оценивание работ, прослушивание песни «Чем знаменито Дымково?». Три главных художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретном классе.
1. Подведение к цели урока.
В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня «Дымковская карусель».
Драматургическая завязка урока.
Цели и задачи:
для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;
для учащихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивах и символах.
Учитель. – Ребята! Посмотрите, кто кнам пришёл? (демонстрируется крупно на экран изображение «Дымковской барыни»)
Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.
Почему эти игрушки называют Дымковские?(По месту их рождения - они из слободы Дымково)
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.
Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?
Я хочу вам сегодня рассказать интересную сказку, которую мне рассказала мастерица из Дымково. Рассаживайтесь поудобней и слушайте.
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.
Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.
Учитель. – Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка?
Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).
II. Освоение нового материала.
Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация).
Цели и задачи:
для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;
для учащихся – познакомиться с традиционными видами росписи, материалами, научиться эскизированию и простейшей геометрической композиции, кистевому мазковому письму по плоскости и объемной модели.
Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
Обратите внимание на точки:
Между кольцами;
на кольцах;
по краю колец.
Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
Дети садятся за столы.
2. Упражнение на закрепление изученного материала .
Цели и задачи:
для учителя – научить учащихся основным приемам кистевого письма в традициях промысла;
для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого пприема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.
Учитель. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»).
3. Игра «Найди свой узор».
Цели и задачи:
для учителя – организация командной(групповой) игры для мотивации и закрепления образа,
для учащихся – организованное самоуправление и развитие коллективного творчества по конкретной теме.
Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).
4. Физминутка. Проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.
5. Постановка художественной задачи.
Цель для учителя и ученика – выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек в материале.
Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят дымковские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
Учитель. –
Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
Какие?
Какие элементы росписи будете использовать?
Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).
III. Применение освоенного в практической деятельности.
6. Практическое выполнение задания . Самостоятельная творческая работа учащихся.
Цели и задачи:
для учителя – помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;
для учащихся – выполнение творческих композиций по объемной форме с соблюдением традиционных технологий.
Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи:
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.
Красна девица в венце
У неё румянец на лице
Собой хороша,
Стоит не дыша!
Посмотрите, что за конь
Ручкой только его тронь
Он с тобою вместе
Ускачет вёрст за двести.
И с хвостом и с гривой
Вот какой красивый!
А вот стоит козёл
На стройных ногах
Вся краса у козла в рогах!
Он качает головой
Посмотрите я какой!
Яша-дружок
Дует в рожок,
Сидит на спинке
У красивой свинке!
Индя-индя-индючок!
Ты похож на сундучок,
Сундучок то не простой,
Красный, жёлтый, голубой!
IV . Оценка результатов.
Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».
Цели и задачи:
для учителя – обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, оценка и домашнее задание;
для учащихся – самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Художник и зритель».
Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!
А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.