Программа курса «Дорожная азбука» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников «Правилам дорожного движения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дорожная азбука -внеурочная деятельность. »
Пояснительная записка
Программа курса «Дорожная азбука» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников «Правилам дорожного движения»
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность, элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Данная программа подготовлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации:
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373, Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Письмом Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4. 1251-03», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года.
Актуальность Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно- транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения
Целью курса является: формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Сроки реализации программы
Программа внеурочной деятельности «Дорожная азбука» рассчитана на 1 год (1–4 класс), из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подходапредполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”.Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности.У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности.Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
тематические занятия
игровые тренинги
разбор дорожных ситуаций на настольных играх
экскурсии
конкурсы, соревнования, КВН, викторины
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
выпуск стенгазет
разработка проектов по ПДД
встреча с работниками ГИБДД
просмотр видеофильмов
Объём нагрузки
- участники 1-4 классы;
-срок реализации программы 1 год;
-программа рассчитана на 35 часов в 1-4 классах
-время занятий- 1-2 кл-25мин; 3-4 кл.-35мин.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
устный опрос
конкурс рисунков
викторины
загадки
тесты
конкурс знатока дорожных знаков
экскурсии
мини-сочинения
эссе на выбранную тему
акция «письмо водителю»
плакаты
мини-схема дороги
Содержание программы
1-2 классы (35 ч.)
Ориентировка в окружающем мире
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).
Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.
Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты — пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты — пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Содержание программы 3-4 класс (35 ч.)
Ориентировка в окружающем мире
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.
Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Ты — пешеход
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).
Ты — пассажир
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.
Условия реализации программы: Условия реализации образовательной программы Разработанная программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни. Программа «Дорожная азбука» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1 год – курс обучения детей в начальной школе. Каждое занятие по программе помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю. С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами. Проведение КВНов и мероприятий позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди учащихся
Методическая литература и средства обучения
1. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс,2007. – 160 с. : ил. – (Библиотека учителя).ISBN 978-5-222-11309-7. 37. Методические рекомендации по организации работы школ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Курган
2. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов, учреждений дополнительного образования. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 32 с
3. Мультимедийный проектор
4. Ноутбук
5. Плакаты по ПДД
Календарно-тематический план 1-2 кл.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
Примечания
1
Введение
1
01.09.
Ориентировка в окружающем мире
2
Форма предметов окружающего мира
1
08.09.
3
Цвет предметов окружающего мира
1
15.09.
4
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира
1
22.09
5
Форма и цвет знаков дорожного движения
1
29.09.
6
Цвет и форма запрещающих знаков
2
06.10.
7
«Мы идем по улице» экскурсия
2
13.10.
8
Адрес местожительства.
Дорога от дома до школы
2
20.10.
9
«Моя безопасная дорога от дома до школы» практикум
1
27.10.
10
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.
1
11
Транспортное средство. Участники дорожного движения.
2
12
Игра «Дорожный калейдоскоп»
1
Ты – пешеход
13
Дорога. Тротуар. Виды движения. Составление памятки.
2
14
«Места, предназначенные для движения пешеходов» прогулка
1
15
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги
1
16
Проектная работа «День дорожного знака»
1
17
Правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода
1
18
Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
1
19
Творческая работа. Изготовление макета светофора
1
20
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»
1
Ты – пассажир
21
Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров.
1
22
Игра «Какой ты пассажир?»
2
23
Экскурсия по селу
2
24
Тест «Знаешь ли ты правила ДД»
3
25
Обобщающее занятие
1
26
Викторина «Знаток ПДД»
1
Всего
35
Календарно-тематический план 3-4 кл.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
Примечания
1
Повторение правил ДД по материалам 2 класса
1
02.09.
Ориентировка в окружающем мире
2
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа
2
09.09.
3
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость
2
16.09.
4
Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит
2
23.09.
5
Сигналы транспортного средства. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала.
2
30.09.
6
Встреча с инспектором ГИБДД
1
07.10.
7
Игра «Аукцион знаний»
1
14.10.
Ты – пешеход
8
Особенности дорог в городе и в сельской местности
2
21.10
9
Части дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги
1
10
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила.
2
11
Перекресток и его виды
1
12
Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки»
1
13
Проектная работа «Виды перекрёстков»
1
14
Регулируемый перекресток.
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров.
2
15
Викторина«В гостях у Светофорчика»
1
16
Регулировщик, значение сигналов регулировщика. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика.
2
17
Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям».
1
18
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги
1
19
Правила движения в темное время суток
1
20
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения
1
21
Запрещающие и предписывающие знаки
2
22
Праздник «Дорожный переполох»
1
Ты – пассажир
23
Способы выхода из транспортного средства на проезжую часть