Дополнительная образовательная программа по воспитанию нравственности
Дополнительная образовательная программа по воспитанию нравственности
Данная программа "Азбука добрых наук". Она разработана для применения в дополнительном образовании или внеурочной деятельности. Возраст обучающихся: 7-11 лет. Цель программы - воспитание нравственных качеств и этического сознания младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа по воспитанию нравственности»
Департамент образования администрации Кемеровской области
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом творчества Яшкинского муниципального района»
Дополнительная образовательная программа
«Азбука добрых наук»
Возраст обучающихся: 7-11
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель:
Левонтьева Валентина Анатольевна,
педагог дополнительного образования.
Яшкино, 2017
Содержание программы:
1. Пояснительная записка……………………………………………………...3
2. Учебно-тематический план. 1-й год обучения…………………………….7
3. Содержание. 1-й год обучения……………………………………………...8
4. Учебно-тематический план. 2-й год обучения……………………………10
5. Содержание. 2-й год обучения……………………………………………..11
6. Календарно-тематический план. 1-й год обучения……………………….13
7. Календарно-тематический план. 2-й год обучения……………………….16
8. Методическое обеспечение программы…………………………………...19
9. Список литературы………………………………………………………….24
Пояснительная записка
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации среди направлений, на которые должно быть сориентировано содержание дополнительных образовательных программ – это обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся.
По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Приобщение детей к духовному богатству человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться с раннего детства, в младшем школьном возрасте детей необходимо знакомить с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Целесообразно начинать занятия по программе в первом, втором классе. Дети этого возраста отличаются своими психологическими особенностями: эмоциональностью, преобладанием наглядно-образного мышления, его конкретностью. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие у ребёнка нравственных представлений является основой осмысленного поведения, построения отношений как со сверстниками, так и с взрослыми.
Исходя из вышесказанного составлена программа «Азбука добрых наук», социально-педагогической направленности.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренним побуждением, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений на пути самовоспитания, саморазвития.
Новизнапрограммы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого гражданина России.
Программа «Азбука добрых наук» модифицированная составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности». Она может быть реализована как педагогом дополнительного образования, так и учителем начальных классов. В процессе реализации программы возможно привлечение обучающихся старшего возраста и родителей.
Цельпрограммы: воспитание нравственных качеств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения и вежливости, об этических нормах взаимоотношений в семье и в детском коллективе.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Научить приемам и правилам при общении со сверстниками и старшими, высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим: (доброжелательность, терпимость, отзывчивость, сострадание).
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7 – 10 лет (обучающиеся начальных классов). Программа рассчитана на 2 года обучения, 144 часа в год. Число занятий в неделю – 2. Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации в соответствии со «стартовым уровнем» сложности.
Форма организации детей на занятии: групповая. Используются различные формы занятий: игра, аукцион, диспут, конкурс, выставка, акция, беседа, рассказ, чтение и обсуждение литературных произведений небольшого объёма (сказок, рассказов, басен, притч, стихотворений), инсценировки, просмотр сюжетов киножурнала «Ералаш», мультфильмов, отрывков из кинофильмов, изготовление открыток, выпуск стенгазеты.
А также в том, что при проведении занятий используется чтение и обсуждение литературных произведений (соответствующих возрасту обучающихся), постановка сценок-ситуаций, игровые формы. Дети самостоятельно приходят к выводу с помощью литературного или сказочного героя. При проведении занятий используются ИКТ (проектная технология; презентации; просмотр мультфильмов, кинофильмов и видеороликов). Через эти формы программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Используются следующие формы подведения итогов: устный опрос, наблюдение, конкурс, викторина, игра.
В завершении первого года обучения обучающиеся:
узнают
- правила поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах.
- слова вежливости;
- важность добрых поступков;
- культуру внешнего вида;
- правила соблюдения режима дня и закаливания;
- простые правила этикета;
- основные приёмы при общении со сверстниками;
научатся
- правильно вести себя на уроке, на перемене, в общественных местах, на дороге;
- соблюдать этикет за столом;
- соблюдать правила личной гигиены;
- быть опрятными;
- различать добрые и злые поступки;
- правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки;
- находить главное в пословице;
- высказывать своё мнение, не перебивать других;
В завершении второго года обучения обучающиеся:
узнают
- отличия понятий «этика» и «эстетика»;
- правила вежливости;
- требования этикета к разговору, в том числе, телефонному;
- требования этикета к устному и письменному приглашению, поведению в гостях;
- о нравственных качествах человека, отражённых в сказках и детских рассказах;
- значения известных пословиц о добре, дружбе, труде, благодарности, терпении;
- краткое содержание прочитанных на занятиях рассказов, притч, сказок, стихотворение;
научатся
- составлять в устной форме текст небольшого объёма;
- употреблять в своей речи слова вежливости и приветствия;
- проявлять доброжелательность в общении со старшими по возрасту;
- уважительно относиться к родителям, бабушкам, дедушкам, сверстникам;
- различать добро и зло, давать правильную оценку поступкам литературных героев;
- проявлять положительные моральные качества в различных ситуациях.
.
Учебно-тематический план
первый год обучения
№
п/п
Название разделов и тем
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Введение
4
2
2
2.
Правила поведения в школе
18
6
12
3.
Доброта спасает мир
26
4
22
4.
Опрятность и аккуратность
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
14
3
11
5.
Этикет
16
3
13
6.
Культура общения
12
2
10
7.
Общечеловеческие нормы нравственности
14
3
11
8.
Дружеские отношения
24
5
19
9.
Взаимопонимание
12
1
11
10.
Итоговое занятие
4
-
4
Всего
144
29
115
Содержание. Первый год обучения
Раздел 1. Введение
Теория. Порядок и содержание работы по программе, почему она так называется. Что такое «азбука»? Знакомство с детьми. Правила Техники безопасности. Правилам безопасного пути в школу и домой.
Практика. Игра «Давайте познакомимся». Игра «Нарисуй, как тебя зовут». Игра по безопасности «Да – нет».
Раздел 2. Правила поведения в школе и на улице
Теория.Правила поведения на уроке и на перемене. Отличие понятий «урок», «перемена». Слова вежливости во время урока. Безопасное поведение на перемене. Правила поведения в гардеробе.Законы о вежливости и уважении. Внешний вид в школе. Правила поведения в столовой.Чистые руки – залог здоровья. Культура поведения за столом. Правила поведения в библиотеке. Что такое «библиотека»? Книга – главное сокровище библиотеки. Правила поведения в школьном дворе.Как нужно себя вести на улице? Дороги, транспорт, пеший путь.
Практика. Составление правил поведения во дворе, на прогулке, дома.Знакомство с таблицей «Правила поведения за столом». Сценки-миниатюры. Чтение и обсуждений стихотворения С. Маршака «Школьнику на память», «Угомон», «Разговор с первым классом», Б. Заходера «Перемена». Конкурс загадок. Игра «Рассеянный с улицы Бассеяной». Подвижные игры. Игра «Весёлый светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте. Тест «Ведём себя ПРАвильно».
Раздел 3. Доброта спасает мир
Теория.Добро и зло. Победа добра над злом. Что такое «добро», какие слова похожие на него? Борьба со злом. Добрые мысли и добрые поступки. Волшебные слова. Что такое «пословица»? Победа добра над злом.Борьба добра со злом в русских народных сказках. Ты и твои друзья. Почему важно иметь друзей? Кого можно назвать настоящим другом? Добрые дела.
Практика. Беседа «Почему маленькое доброе дело дорогого стоит?». Обсуждение борьбы добра со злом в русских народных сказках.Обсуждение сказки Э. Успенского «Чебурашка и крокодил Гена». Познавательная игра «Потерялось словечко».Творческая работа«Сочини сказку» (устно). Игра «Волшебный цветик –семицветик». Беседа «Почему важно совершать добрые дела?». Обсуждение рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост». «Аукцион Добрых дел». Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину. Игра с карточками.
Раздел 4. Опрятность и аккуратность
Теория. Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Личная гигиена. Закаливание. Умение ценить своё и чужое время.
Практика. Постановка сценки из школьной жизни. Игра «В сказочной стране будильника». Конкурс загадок о предметах личной гигиены. Конкурс рисунков «Да здравствует мыло душистое». Выразительное чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр», обсуждение сказки. Беседа о личной гигиене (рассказы Р. Робертсона, Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу.»). Беседа о пользе закаливания на основе книги С. Прокофьева и С. Сапгир «Румяные щёки».
Раздел 5. Этикет
Теория. Что такое «этикет»?Простые правила этикета.Хорошие манеры в школе. Вежливость и воспитанность.
Практика. Игра «В гостях у дядюшки Этикета». Игра «Вежливо – невежливо». Выразительное чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы», рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», М. Бертенева «Самый вежливый», стихотворений А. Барто «Медвежонок – невежа», Б. Заходера «Буква Я» Сценки – загадки. Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценка-миниатюра «Школа Мальвины». Чтение и обсуждение мексиканской сказки «Вежливый кролик» и сказки Л. Толстого «Белка и волк», С. Михалкова «Почему телефон занят». Путешествие по лабиринту этикетных правил. Игра – экзамен.
Раздел 6. Культура общения
Теория. Что такое «общение»? Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Русские пословицы про праздник, подарки.
Практика. Ролевая игра «День рождение». Просмотр выпуска «Ералаш». Изготовление открыток. Игра «Собери пословицу». Беседа «Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток».
Раздел 7. Общечеловеческие нормы нравственности
Теория: Заповеди. Жизнь по заповедям. Сострадание и милосердие. Почему нельзя лгать. Важно – не брать чужое. Почему надо делиться. Спешите делать добро. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках.
Практика: Путешествие в волшебную сказку.Игра с доброй феей. Чтение и обсуждение сказок «Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена.
Раздел 8. Дружеские отношения
Теория: «Дружба каждому нужна». «Дружба верностью сильна». Пословицы и поговорки и дружбе. Преданный друг.Дружба мальчиков и девочек. Доброта и жалость. Уважительное отношение к старшим. Зависть и скромности. В мире мудрых мыслей. Самолюб никому не люб.
Практика: Путешествие в мир мудрых мыслей. Игра «Что в имени твоём».Игра «Собери пословицу». Дискуссия «Один или много друзей». Игра на сплочение «Паутина». Сценка «Встреча». Игра «Светофор». Чтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «Долг», Е.Пермяка «Надёжный человек», В. А. Сухомлинского «Как белочка дятла спасала». Песни о дружбе.
Раздел 9. Взаимопонимание
Теория: Как понять другого человека. Секреты взаимопонимания. Тактичное и бестактное поведение. Умение находить хорошее в каждом человеке. Цитаты о взаимопонимании. «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Секреты взаимопонимания.
Практика: Беседа «Секреты взаимопонимания.». Игра «Колдун». Тренинг «Ты мне нравишься». Сценка «Школьная картинка». Обсуждение цитат. Примеры из художественной литературы, притч о понимании и прощении. Чтение и обсуждение рассказов детских писателей (рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?»).
Раздел 10. Итоговое занятие
Практика: Конкурсно - игровая программа «Знаток Добрых наук».
Учебно-тематический план
второй год обучения
№
п/п
Название разделов и тем
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Повторение
4
2
2
2.
Внешкольный этикет
20
4
16
3.
Культура общения в семье
28
5
23
4.
Этика отношений с окружающими
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
34
4
30
5.
Этикет разговора
12
3
9
6.
Терпение и труд
20
4
16
7.
Культура внешнего вида
12
4
8
8.
Главные нормы нравственности
12
4
8
9.
Итоговое занятие
2
-
2
Всего
144
30
114
Содержание. Второй год обучения
Раздел 1. Повторение
Теория: Правила техники безопасности. Правила перехода через проезжую часть. Правила поведения на дороге в тёмное время суток. Повторение изученного за прошлый учебный год.
Практика: «Добрая викторина». Игра «Весёлый светофор».
Раздел 2. Внешкольный этикет
Теория: Понятия: этикет и этика. Правила поведения в гостях. Стиль общения. Формы приглашения в гости. Приглашение и угощение. Этикет в гостях.
Практика: Беседа «Приглашение и угощение на примере литературных произведений» (Дж. Харрис «Лис и кролик», А. Савчук «Шоколадный торт»). Сценка на основе фрагмента сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха». Просмотр выпуска «Ералаш» на тему «День рождения». Просмотр мультфильма «Винни Пух и все-все-все» (отрывок «Пух в гостях у кролика»). Игра с пословицами «Гость». Составление «Правила поведения в гостях». Чтение и обсуждение стихотворения А. Усачёва «Собачий этикет». Ролевая игра «В гостях».
Раздел 3. Культура общения в семье
Теория: Традиции общения в русской семье. «Домострой». Культура общения в современной семье. Помощь. Вежливость. Вежливый отказ. Уважение к старшим. Помощь и взаимопомощь. Семейные традиции. Гостеприимство.
Практика: Игра «Замени слово». Сценки – ситуации. Обсуждение проблемных ситуаций. Заполнение таблицы «Родственники». Игра «Волшебные слова». Чтение и обсуждение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки». Чтение и обсуждение русских народных сказок «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка». Творческая работа «Поздравление маме».
Раздел 4. Этика отношений с окружающими
Теория: Что такое «этика», «этичное поведение». Слова приветствия и что они обозначают. Сострадание и милосердие. Помощь ближнему. Терпимость по отношению к окружающим. Общение со сверстниками. Ценность времени.
Практика: Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Разыгрывание сценок «Я и кто рядом». Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я радуюсь, когда …». Составление «Правил дружбы». Где один за всех и все за одного – надёжно, радостно, легко. Чтение и обсуждение сказки Ч. Янчарской «Простая мысль», рассказов Н. Чабаевского «Одинаковые», А. Барто «Не за это и не за то». Сценка (В. Сухомлинского «Жаворонок солнышку помогает»). Беседа «Дружба до первого дождя» (на основе рассказа В. Осеевой). Игра «Раз-два, дождик!». Составление «Правил детских игр». Разучивание песни кота Леопольда. Творческая работа «Сочини сказку о дружбе».
Раздел 5. Этикет разговора
Теория: Важность устной речи. Вежливость при разговоре. Умение слушать и слышать. Значение телефона. Телефонный разговор. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки.
Практика: Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». Выразительное чтение басни И. Крылова «Чиж и голубь». Ролевая игра «Разговор по телефону». Разыгрывание сценок «Телефонный разговор с другом», «Звонок родителям на работу», «Звонок бабушке/дедушке». Чтение и обсуждение отрывков из литературных произведений (К. Чуковский «Телефон», Н. Носов «Телефон», А. Барто «Почему телефон занят?»).
Раздел 6. Терпение и труд
Теория: Значение труда для человека. Смысл пословиц о труде. Труд человека кормит, а лень портит. Домашний труд. Важность помощи родителям. Обязанности по дому. Правильный отдых. Почему терпение важно в жизни.
Практика: Беседа по сказке «Морозко» (трудолюбие и вежливость). Игра с пословицами «Платочек – летуночек». Чтение и обсуждение стихотворений С. Баруздина «Хозяин», Г. Мамлина «Серёжа ищет карандаш». Составление правил «Помогаю взрослым». Составление правил «Помогаю взрослым». Работа с таблицей «Воспитываем трудолюбие». Работа с карточками. Акция «Неделя трудолюбия» (итоги в карточке с табличкой). Игра на основе рассказа Л. Пантелеева «Карусели».
Раздел 7. Культура внешнего вида
Теория: Будничная и праздничная одежда. Внешний вид. Чистота – это красота и здоровье. Мой гардероб и уход за ним. Бережливость и порядок.
Практика: Беседа «Современная мода». Чтение и обсуждение стихотворений С. Михалкова «Джинсы», «Модное платье» (тема зависти, моды, рисунок). Беседа по рассказу Э. Киселёвой «Две неряхи», по сказке К. Чуковского «Федорино горе» (чистота и стыд). Игра «Собери пословицу». Кукольный показ моды. Викторина.
Раздел 8.Главные нормы нравственности
Теория: Совесть – основа нравственности. Заповеди: как мы их исполняем. Малая Родина. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. Значение маленьких радостей. Самовоспитание. Разница «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – основа человеческой щедрости.
Практика: Обсуждение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение главных заповедей. Разучивание песен о Родине (А. Пахмутова «С чего начинается Родина?»). Выставка рисунков на тема «Моя Родина». Оформление «Свитка советов».
Раздел 9. Итоговое занятие.
Практика: Игровая программа «В гостях у феи Доброты».
Календарно-тематический план
первый год обучения
№
п/п
Название разделов и тем
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Введение
4
2
2
1.1.
Вводное занятие
2
1
1
1.2.
Правила Техники безопасности
2
1
1
2.
Правила поведения в школе
18
6
12
2.1.
Правила поведения на уроке и на перемене
2
1
1
2.2.
Правила поведения в гардеробе
2
1
1
2.3.
Правила поведения в столовой
2
1
1
2.4.
Правила поведения в библиотеке
2
1
1
2.5.
Правила поведения в школьном дворе
2
1
1
2.6.
Игра «Рассеянный с улицы Бассеяной»
2
-
2
2.7.
Дороги, транспорт. Пеший путь
2
1
1
2.8.
Игра-конкурс «Весёлый светофор»
-
-
2
2.9.
Тест «Ведём себя ПРАвильно»
2
-
2
3.
Доброта спасает мир
26
4
22
3.1.
Правила поведения на уроке
2
1
1
3.2
Правила поведения на перемене
2
1
1
3.3.
Маленькое доброе дело дорого стоит
2
1
1
3.4.
Пословицы о добре и зле
2
1
1
3.5.
Победа добра над злом
2
-
2
3.6.
Сочини сказку!
2
-
2
3.7.
Ты и твои друзья
2
-
2
3.8.
Ты не один на свете
2
-
2
3.9.
Добрые дела
2
-
2
3.10.
Игра - путешествие в сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
2
-
2
3.11.
Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину
2
2
3.12.
«Аукцион добрых дел»
2
-
2
3.13.
Задание по карточкам «О добром отношении к людям»
2
-
2
4.
Опрятность и аккуратность
14
3
11
4.1.
Культура внешнего вида.
2
1
1
4.2.
Личная гигиена
2
1
1
4.3.
Игра «В сказочной стране будильника».
2
-
2
4.4.
Конкурс рисунков «Да здравствует мыло душистое!»
2
-
2
4.5.
Если хочешь быть здоров, закаляйся!
2
1
1
4.6.
Конкурс загадок о предметах личной гигиены
2
-
2
4.7.
Игра «В гостях у Мойдодыра»
2
-
2
5.
Этикет
16
3
13
5.1.
Что такое «Этикет»?
2
1
1
5.2.
Игра «В гостях у дядюшки Этикета»
2
-
2
5.3.
Вежливость и воспитанность
2
1
1
5.4.
Хорошие манеры в рисунках и примерах
2
-
2
5.5.
Сказочный этикет
2
-
2
5.6.
Путешествие по лабиринту этикетных правил
2
-
2
5.7.
Почему телефон занят?
2
1
1
5.8.
Игра – экзамен «Вежливо – невежливо?»
2
-
2
6.
Культура общения
12
2
10
6.1.
Что такое «общение»?
2
1
1
6.2.
Праздник – День рождения
2
1
1
6.3.
Игра «День рождения»
2
-
2
6.4.
Просмотр выпуска «Ералаш»
2
-
2
6.5.
В мире мудрости
2
-
2
6.6.
Конкурс «Лучшая открытка»
2
-
2
7.
Общечеловеческие нормы нравственности
14
3
11
7.1.
Заповеди
2
1
1
7.2.
Сострадание и милосердие
2
1
1
7.3.
Путешествие в волшебную сказку
2
-
2
7.4.
Игра с доброй феей
2
-
2
7.5.
77
Игра «Фантазёры»
2
-
2
7.6.
Почему нельзя брать чужое
2
1
1
7.7.
Конкурс «В гостях у сказки»
2
-
2
8.
Дружеские отношения
24
5
19
8.1.
«Дружба каждому нужна»
2
1
1
8.2.
«Дружба верностью сильна»
2
1
1
8.3.
8.4.
Путешествие в мир мудрых мыслей
2
-
2
8.4.
О дружбе мальчиков и девочек
2
-
2
8.5.
Сценка « Встреча»
2
-
2
8.6.
Игра «Что в имени твоём?»
2
-
2
8.7.
Дискуссия «Один или много друзей?»
2
-
2
8.8.
Доброта и жалость
2
1
1
8.9.
Уважительное отношение к старшим
2
1
1
8.10.
Просмотр выпуска «Ералаш»
2
-
2
8.11.
Надёжный человек
2
1
1
8.12.
Игра « Добрый Светофор»
2
-
2
9.
Взаимопонимание
12
1
11
9.1.
Секреты взаимопонимания
2
1
1
9.2.
Сценка «Школьная картинка»
2
-
2
9.3.
Игра «Колдун»
2
-
2
9.4.
Тренинг «Ты мне нравишься»
2
-
2
9.5.
Рассказы, притчи о понимании и прощении
2
-
2
9.6.
Игровая программа «В гостях у Мудрецов»
2
-
2
10.
Итоговые занятия
4
-
4
10.1.
Повторение изученного за год
2
-
2
10.2.
Конкурсно-игровая программа «Знаток Добрых наук»
2
-
2
Всего
144
29
115
Календарно-тематический план
второй год обучения
№
п/п
Название разделов и тем
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Повторение
4
2
2
1.1.
Правила поведения на дороге
2
1
1
1.2.
Повторение изученного за прошлый учебный год
2
1
1
2.
Внешкольный этикет
20
4
16
2.1.
Этикет и этика. Что это?
2
1
1
2.2.
Правила поведения в гостях
2
1
1
2.3.
«Винни Пух в гостях у кролика»
2
-
2
2.4.
Приглашение и угощение
2
1
1
2.5.
Сценка «В гостях у Мухи Цокотухи»
2
-
2
2.6.
Этикет в гостях
2
1
1
2.7.
Просмотр выпуска «Ералаш»
2
-
2
2.8.
«Собачий этикет»
2
-
2
2.9.
Игра с пословицами
2
-
2
2.10.
Ролевая игра «В гостях»
2
-
2
3.
Культура общения в семье
28
5
23
3.1.
Традиции общения в русской семье
2
1
1
3.2.
«Домострой». Его основы
2
1
1
3.3.
Общение в современной семье
2
1
1
3.4.
Сценки - ситуации
2
-
2
3.5.
Игра «Замени слово»
2
-
2
3.6.
Наши родственники
2
1
1
3.7.
Обсуждение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки».
2
-
2
3.8.
Вежливость
2
1
1
3.9.
Игра «Волшебные слова»
2
-
2
3.10.
Традиции моей семьи
2
-
2
3.11.
Гостеприимство в русских народных сказках
2
-
2
3.12.
Игра с пословицами «Гость»
2
-
2
3.13.
Святое слово – мама
2
-
2
3.14.
Творческая работа «Поздравление маме»
2
-
2
4.
Этика отношений с окружающими
34
4
30
4.1.
Этика и этичное поведение
2
1
1
4.2.
Рисование сказочного героя
2
-
2
4.3.
Слова приветствия
2
-
2
4.4.
Разыгрывание сценок «Я и кто рядом»
2
-
2
4.5.
Сострадание, милосердие, помощь
2
1
1
4.6.
Терпимость
2
1
1
4.7.
Обсуждение ситуаций «Радости-огорчения»
2
-
2
4.8.
Мои друзья
2
-
2
4.9.
Составление «Правил дружбы»
2
-
2
4.10.
Ценность времени
2
1
1
4.11.
Просмотр отрывка их к/ф «Сказка о потерянном времени»
2
-
2
4.12.
Простые мысли (на основе детских рассказов)
2
-
2
4.13.
Дружба «до первого дождя»
2
-
2
4.14.
Разыгрывание сценки «Жаворонок солнышку помогает»
2
-
2
4.15.
Составление «Правил детских игр»
2
-
2
4.16.
Разучивание песни кота Леопольда
2
-
2
4.17.
Творческая работа «Сочини сказку о дружбе»
2
-
2
5.
Этикет разговора
12
3
9
5.1.
Важность устной речи
2
1
1
5.2.
Умение слушать и слышать
2
1
1
5.3.
Телефонный разговор
2
1
1
5.4.
Ролевая игра «Разговор по телефону
2
-
2
5.5.
Обсуждение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи»
2
-
2
5.6.
Инсценирование и обсуждение отрывков из литературных произведений
2
-
2
6.
Терпение и труд
20
4
16
6.1.
Значение труда для человека
2
1
1
6.2.
Беседа по сказке «Морозко»
2
-
2
6.3.
Домашний труд
2
1
1
6.4.
Обсуждение стихотворений С.Баруздина, Г. Мамлина
2
-
2
6.5.
Правильный отдых
2
1
1
6.6.
Составление правил «Помогаю взрослым»
2
-
2
6.7.
Терпение и труд
2
1
1
6.8.
Работа с таблицей «Воспитываем трудолюбие»
2
-
2
6.9.
Игра «Волшебное зеркальце»
2
-
2
6.10.
Акция «Неделя трудолюбия»
2
-
2
7.
Культура внешнего вида
12
4
8
7.1.
Будничная и праздничная одежда
2
1
1
7.2.
Современная мода
2
1
1
7.3.
Разыгрывание сценок на основе литературных произведений
2
-
2
7.4.
Чистота – это красота и здоровье
2
1
1
7.5.
Мой гардероб и уход за ним
2
1
1
7.6.
Кукольный показ моды
2
-
2
8.
Главные нормы нравственности
12
4
8
8.1.
Совесть – основа нравственности
2
1
1
8.2.
Заповеди: как мы их исполняем
2
1
1
8.3.
Сценка «Что такое хорошо и что такое плохо»
2
-
2
8.4.
Малая Родина
2
1
1
8.5.
Выставка рисунков «Моя Родина»
2
-
2
8.6.
Самовоспитание
2
1
1
9.
Итоговое занятие
2
-
2
ВСЕГО
144
30
114
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Азбука добрых наук»
Первый год обучения
№
п/п
Раздел
программы
Методический и дидактический материал
Формы проведения
Методы обучения
(по дидакт. задачам)
Формы контроля
1.
Введение
Инструктаж по ТБ
Беседа,
игра,
викторина, наблюдение
Комбинированное
Наблюдение
2.
Правила поведения в школе
Таблица «Правила поведения за столом».- Стих-я С. Маршака «Школьнику на память»,«Угомон» «Разговор с первым классом», «Рассеянный с улицы Бассеяной». -Б. Заходер «Перемена». Раздаточный материал «Весёлый светофор».
-Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.
-Тест
Беседа, ролевая игра, обсуждение проблемных ситуаций, выразительное чтение стихотворений, обсуждение литературного пр-ния, просмотр кинофильма
Приобретение знаний.
Формирование умений и навыков.
Проверки знаний, умений и навыков.
Комбинированное,
Закрепление.
3.
Доброта спасает мир
Сб-к «Русские народные сказки». Сказка Э. Успенского «Чебурашка и крокодил Гена». Раздаточный материал «Цветик –семицветик». Рассказ Е. Пермяка «Пичугин мост». А Волков «Волшебник Изумрудного города».
Карточки
Рассказ, беседа,
занятие-диалог,
ролевая игра,
обсуждение проблемных ситуаций,
работа с таблицей, выразительное чтение стихотворение, обсуждение литературного пр-ния
Формирование умений и навыков.
Применение знаний.
Проверки знаний, умений и навыков.
Закрепление.
Творческая работа
4.
Опрятность и аккуратность
-Раздаточный материал«В сказочной стране будильника».
Сказка К. Чуковского «Мойдодыр» Рассказы Р. Робертсона, Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу.»
Книги С. Прокофьева и С. Сапгир «Румяные щёки».
Беседа, ролевая игра, конкурс, работа с книгой, выразительное чтение и обсуждение литер. произведения, занятие-конкурс
Игра,выразит.чтение,обсуждение литер.произведения,работа с книгой, ролевая игра,инсценирование, конкурс,путешествие
Приобретение знаний.
Формирование умений и навыков.
Проверки знаний, умений и навыков.
Закрепление.
Игра-экзамен
6.
Культура общения
-Таблица, карточки,
-Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.
Беседа,ролевая игра,
Наблюдение, работа с книгой, работа с таблицей,занятие-фантазия, занятие –творчество.
Формирование умений и навыков.
Проверки знаний, умений и навыков.
Закрепление.
Викторина
7.
Общечеловеческие нормы
Васильева-Гингнус, Л.П. Азбука вежливости
- «Преданный друг» О. Уайльда,
-«Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена.
Беседа, рассказ, диалог, работа с книгой,игра, занятие-выставка,викторина.
Приобретение новых знаний. Формирование умений и навыков. Комбинированное. Применение знаний. Проверки знаний, умений и навыков. Закрепление.
Викторина
8.
Дружеские отношения
-В.И. Даль.Пословицы и поговорки.
- Раздаточный материал.
- Стихи и рассказы нашего детства./ Песни о дружбе.
Работа с книгой, беседа, наблюдение, диспут, занятие-репетиция, занятие-выставка.
Применение знаний. Проверки знаний, умений и навыков. Закрепление.
Творческая работа
9.
Взаимопонима-ние
-Карточки «цитаты»
- Книга «Православные притчи»
-Спешите делать добрые дела: рассказы М.: Детская литература, 2012.
Беседа, наблюдение, игра на сплочение, ролевая игра, работа с книгой
Приобретение новых знаний. Проверки знаний, умений и навыков. Закрепление.
Наблюдение
Итоговое занятие
Раздаточный материал
Языканова, Е.В.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс [Текст]: сост. Е.В. Языканова – М.: Экзамен, 2011.- 109 с.
Наблюдение, игра. Конкурс.
Проверки знаний, умений, навыков.
Конкурс
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Азбука добрых наук»
Второй год обучения
№
п/п
Раздел
программы
Методический и дидактический материал
Формы проведения
Методы обучения
(по дидакт. задачам)
Формы контроля
1.
Повторение
Инструктаж по ТБ
Беседа,
игра,
викторина, наблюдение
Комбинированное
Наблюдение
2.
Внешкольный этикет
-Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г. -Дж. Харрис «Лис и кролик», А. Савчук «Шоколадный торт»
Беседа, ролевая игра, обсуждение проблемных ситуаций, выразительное чтение стихотворений, обсуждение литературного пр-ния, просмотр кинофильма
Приобретение знаний.
Формирование умений и навыков.
Проверки знаний, умений и навыков.
Комбинированное,
Закрепление.
3.
Культура общения в семье
- таблица «Родственники».
-карточки
-ст-е Л. Квитко «Бабушкины руки».
-Русские сказки о мудрости и храбрости.
Карточки «Поздравление»
Рассказ, беседа,
занятие-диалог,
ролевая игра,
обсуждение проблемных ситуаций,
работа с таблицей, выразительное чтение стихотворение, обсуждение литературного пр-ния
Формирование умений и навыков.
Применение знаний.
Проверки знаний, умений и навыков.
Закрепление.
Творческая работа
4.
Этика отношений с окружающими
-Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
-Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006.
Беседа, ролевая игра, конкурс, работа с книгой, выразительное чтение и обсуждение литер. произведения, занятие-конкурс
Приобретение знаний.
Формирование умений и навыков.
Проверки знаний, умений и навыков.
Комбинированное.
Закрепление.
5.
Этикет разговора
-Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках».
стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». Выразительное чтение басни И. Крылова «Чиж и голубь». Ролевая игра «Разговор по телефону». Разыгрывание сценок «Телефонный разговор с другом», «Звонок родителям на работу», «Звонок бабушке/дедушке». Чтение и обсуждение отрывков из литературных произведений (К. Чуковский «Телефон», Н. Носов «Телефон», А. Барто «Почему телефон занят?»).
Игра,выразит.чтение,обсуждение литер.произведения,работа с книгой, ролевая игра,инсценирование, конкурс,путешествие
Приобретение знаний.
Формирование умений и навыков.
Проверки знаний, умений и навыков.
Закрепление.
Игра-экзамен
6.
Терпение и труд
В.И. Даль.Пословицы и поговорки.
Таблица, карточки,
Беседа,ролевая игра,
Наблюдение, работа с книгой, работа с таблицей,занятие-фантазия, занятие –творчество.
Формирование умений и навыков.
Проверки знаний, умений и навыков.
Закрепление.
Викторина
7.
Культура внешнего вида
Стих-е С. Михалкова «Джинсы», «Модное платье» Рассказ Э. Киселёвой «Две неряхи»
-В.И. Даль.Пословицы и поговорки.
Беседа, рассказ, диалог, работа с книгой,игра, занятие-выставка,викторина.
Приобретение новых знаний. Формирование умений и навыков. Комбинированное. Применение знаний. Проверки знаний, умений и навыков. Закрепление.
Викторина
8.
Главные нормы нравственности
- Стих-е В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Сборник «Притчи православия»
-Сборник песен «С чего начинается Родина?». Рисунки на тему «Моя Родина».
-Сборник рассказов «Спешите делать добрые дела»
Хрестоматия для начальной школы [Текст]: Т.: Астрель, 2008
Работа с книгой, беседа, наблюдение, диспут, занятие-репетиция, занятие-выставка.
Применение знаний. Проверки знаний, умений и навыков. Закрепление.
Творческая работа
Наблюдение
9.
Итоговое занятие
-Тесты
-Раздаточный материал
Наблюдение, игра. Конкурс.
Проверки знаний, умений, навыков.
Конкурс
Список литературы
для педагога:
Васильева-Гингнус, Л.П. Азбука вежливости [Текст]: 4-е изд. – М.: