Дополнительная образовательная программ по предмету «Специальность в классе аккордеон»
Дополнительная образовательная программ по предмету «Специальность в классе аккордеон»
~~I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Без музыки трудно представить себе
жизнь человека. Без звуков музыки она
была бы не полна, глуха, бедна…»
Д.Д. Шостакович
1.1. Среди различных видов искусства музыке принадлежит одно из ведущих мест наряду с живописью, литературой, театром. Становлению полноценной личности учащегося, его нравственных, эмоциональных эстетических взглядов на жизнь в значительной мере помогает приобщение к мировой культуре. Занятия музыкой с учащимися открывают их творческие возможности, воспитывают умение воспринимать и уважать духовные и культурные ценности. Одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает народное инструментальное исполнительство. Детская музыкальная школа обеспечивает условия для художественного образования и эстетического воспитания учащихся при обучении исполнительству на народных инструментах, в том числе исполнительству на аккордеоне.
1.2. Дополнительная образовательная программа по предмету «Специальность аккордеон» разработана на основе существующих типовых программ Министерства культуры для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. Модифицированных программ по музыкальному инструменту АККОРДЕОН, на основе «Положения о разработке и утверждении рабочих программ педагогическими работниками. Данная программа является составной частью образовательной программы Школы.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программ по предмету «Специальность в классе аккордеон» »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа Воргашор »
Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ
Педагогического совета Директор МБОУ ДОД
Протокол № от «ДМШ Воргашор»
Приказ № от ______Л.Ф.Дунаева
Дополнительная образовательная программа
по предмету
«Специальность в классе аккордеон»
Программа специализированная (профилированная)
Направленность:
художественно-эстетическая
Возраст обучающихся
на начало освоения программы: 8 - 12 лет
Срок реализации – 5 (6) лет
Составитель:
Пташинская Н.Н.
преподаватель по классу аккордеона
МБОУ ДОД «ДМШ Воргашор»
г. Воркута 2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Без музыки трудно представить себе
жизнь человека. Без звуков музыки она
была бы не полна, глуха, бедна…»
Д.Д. Шостакович
1.1. Среди различных видов искусства музыке принадлежит одно из ведущих мест наряду с живописью, литературой, театром. Становлению полноценной личности учащегося, его нравственных, эмоциональных эстетических взглядов на жизнь в значительной мере помогает приобщение к мировой культуре. Занятия музыкой с учащимися открывают их творческие возможности, воспитывают умение воспринимать и уважать духовные и культурные ценности. Одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает народное инструментальное исполнительство. Детская музыкальная школа обеспечивает условия для художественного образования и эстетического воспитания учащихся при обучении исполнительству на народных инструментах, в том числе исполнительству на аккордеоне.
1.2. Дополнительная образовательная программа по предмету «Специальность аккордеон»разработана на основе существующих типовых программ Министерства культуры для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. Модифицированных программ по музыкальному инструменту АККОРДЕОН, на основе «Положения о разработке и утверждении рабочих программ педагогическими работниками. Данная программа является составной частью образовательной программы Школы. 1.3.Срокреализации программы по предмету «Специальность АККОРДЕОН» - 5(6) лет. Реализация данной программы способствует целостному развитию комплекса общих художественно – эстетических и специальных музыкальных способностей. 1.4. Актуальность курса обучения игре на аккордеоне заключается в стимулировании творческой активности детей, их музыкально – эстетическом воспитании. 1.5. Отличие от ранее созданных программ:
Углубляется педагогическая направленность музыкального образования, построенного на применении личностно-ориентированного, развивающего обучения и воспитания.
Разработан учебно-тематический план на каждый год обучения в часах.
Содержание учебного курса на каждый год обучения разработано с учётом индивидуальных особенностей и способностей учащихся, количество изучаемых произведений подразделено на нормативный и интенсивный курс обучения.
Применение на занятиях специальных знаний, умений, навыков, полученных учащимися на других предметах, изучаемых в ДМШ (сольфеджио, хор, ансамбль, музыкальная литература).
Формирование ориентации на успех, творческого подхода к обучению.
Создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний.
1.6. По окончании обучения оценка по специальности АККОРДЕОН выносится в документ об окончании ДМШ, который даёт право на продолжение музыкального образования в музыкальных колледжах, средне-специальных, а также высших профильных учебных заведениях.
1.7. Цель программы
Создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, проявления их индивидуальности, развитие специальных, исполнительских навыков игры на аккордеоне, приобщить к музыкальной культуре, сформировать художественный вкус на лучших образцах народного и музыкального творчества классиков русской и зарубежной музыки, а также современных композиторов.
1.8.Задачи программы Образовательные.
1.Овладение и совершенствование учащимися навыков игры на аккордеоне;
2.Освоение музыкальной грамоты, ознакомление с музыкальными терминами, их значениями;
3.Формирование знаний и умений для творческой самореализации и самовыражения;
4. Приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре и современному исполнительству;
Воспитательные.
1.Воспитание сценической выдержки, воли, характера, чувства личной ответственности.
2.Воспитание творческого отношения к музыкальной деятельности.
3. Воспитание уважения к культуре родного края, национальным ценностям республики и страны.
4.Воспитание эстетического вкуса.
Развивающие
1.Развитие музыкальных способностей (мелодического и гармонического слуха, ритма, памяти).
2.Формирование и развитие навыков подбора по слуху, транспонирования, чтения с листа.
3. Развитие эмоционально-образного, творческого мышления, артистизма, внимания.
Здоровьесберегающие.
1.Способствовать психологическому комфорту на занятиях с учащимися.
2. Способствовать сохранению физического и психического здоровья.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Тип – дополнительная образовательная программа.
Вид – модифицированная.
Направленность – художественно-эстетическая.
Классификация:
по признаку «общее профессиональное» - специализированная;
по характеру деятельности - программа, развивающая художественную одарённость
по возрастному принципу – разновозрастная;
по масштабу деятельности – учрежденческая;
по срокам реализации – 5-6 лет.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
1.9. Режим занятий
Обучение игре на аккордеоне проводится в рамках предмета «специальность», 2 раза в неделю в форме индивидуальных занятий. Продолжительность занятия – 40 минут.
Приём в 1 класс проводится по заявлению родителей /законных представителей/. Возраст детей, поступающих в 1-й класс от 9 до13 лет. Желающие, по окончанию 5-го класса, продолжить своё музыкальное образование в средних специальных учебных заведениях, могут обучаться в 6-ом классе профессиональной ориентации. Занятия по специальности проводятся 2 раза в неделю.
По окончании обучения выдаётся свидетельство об окончании ДМШ государственного образца.
Продолжительность обучения
Предмет
Класс
Недельная нагрузка
Всего (35 недель)
Специальность
1
2
70 часов
2
2
70 часов
3
2
70 часов
4
2
70 часов
5
2
70 часов
Итого
350 часов
1.10.Формы организации образовательного процесса (виды образовательной деятельности)
Обучение, развитие и воспитание юного музыканта происходит благодаря основным и дополнительным видам деятельности.
К основным видам деятельности относятся:
Индивидуальное занятие.
Технический зачёт.
Контрольный урок.
Академический концерт.
Дополнительными видами являются:
Концертное выступление.
Участие в конкурсах.
Участие в творческих встречах.
Классный час.
Выступление на родительском собрании.
1.11. Формы подведения итогов.
Основной формой подведения итогов является оценка, которая выставляется в конце каждой четверти. Оценка выставляется по результатам успеваемости в течение четверти (текущих оценок), сдача зачётов, участие в различных концертах и конкурсах, выступления на академическом концерте. В конце года выставляется годовая – итоговая оценка по результатам четвертных оценок и переводного академического концерта. В выпускном (5-ом) классе проводится итоговая аттестация в форме выпускного экзамена.
При выставлении оценки в Свидетельство об окончании ДМШ учитываются оценки за выпускной экзамен и успеваемость за 4 и 5 классы. Учащиеся, продолжающие обучение в 6-ом классе профессиональной ориентации, также сдают экзамен, им выдаётся сертификат об окончании класса профессиональной ориентации, в котором выставляются итоговые оценки.
1.12. Формы и методы контроля. Система оценок.
Оценка качества реализации программы «Специальность в классе АККОРДЕОН» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: концертах, контрольных уроках, технических зачётах, академических концертах, конкурсах.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится во время учебных занятий.
1.12.1.Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачётов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачётов, академических концертов, исполнения концертных программ.
При выставлении оценки (по пятибалльной системе) в конце каждого полугодия следует учитывать факторы, влияющие как на повышение оценки, так и на её снижение. Следует использовать оценку как стимул для улучшения работы ученика – например, повышать оценку старательному, но не яркому ученику и наоборот, снижать одарённому, но плохо работающему или малоответственному.
1.12.2. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка (по пятибалльной системе).
1.12.3.Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Специальность в классе аккордеон», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков таких как:
наличие у ученика интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
знание в соответствии с программными требованиями репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
наличие начальных навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫСТАВЛЯЕМУЮ ОЦЕНКУ
1.12.4.Текущая и промежуточная аттестация
1 класс
работоспособность на уроке
освоение нотной грамоты
овладение навыками звукоизвлечения
посещаемость занятий
степень домашней подготовки
степень развития музыкальной памяти, слуха, ритма
выступление на академическом концерте
2 класс
посещаемость занятий
работоспособность на уроке
степень домашней подготовки
овладение навыками звукоизвлечения
усвоение нотной грамоты
степень развития музыкальной памяти, слуха и ритма
технический зачет
контрольный урок
выступление на академическом концерте
участие в концертной деятельности школы
3 класс
посещаемость занятий
работоспособность на уроке
степень домашней подготовки
развитие технических навыков
степень эмоционально – слухового восприятия
степень развития музыкальной памяти
навыки самостоятельной работы с нотным текстом
технический зачет
контрольный урок
выступления на академических концертах
участие в концертной деятельности школы
4 класс
посещаемость занятий
работоспособность на уроке
степень домашней подготовки
развитие технических навыков
степень эмоционально – слухового восприятия
способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению музыкального материала
навыки самостоятельной работы с нотным текстом
технический зачет
контрольный урок
выступления на академических концертах
участие в концертной деятельности
5 класс
посещаемость занятий
работоспособность на уроке
степень домашней подготовки
самостоятельная работа с нотным текстом
степень самостоятельности музыкального мышления
участие в концертной деятельности
прослушивание выпускников
выпускной экзамен
6 класс
посещаемость занятий
работоспособность на уроке
степень домашней подготовки
самостоятельная работа с нотным текстом
степень самостоятельности музыкального мышления
участие в концертной деятельности
прослушивание выпускников
выпускной экзамен
Технический зачет
Проверка технических навыков учащихся проверяется на техническом зачете – два раза в год (I и III четверти), в классном порядке, при наличии комиссии. В I четверти учащиеся исполняют мажорную гамму со всеми техническими формулами, изучаемыми в соответствующем классе (см. «Содержание учебного предмета» классы 2,3,4). В III четверти учащиеся исполняют минорную гамму со всеми техническими формулами. На зачете в 1-ой четверти исполняется обязательный этюд (этюды выбираются методическим отделом для каждого класса -2,3,4). Учащиеся, которые принимают участие в конкурсе на лучшее исполнение этюда, на зачете этюд не исполняют.
Требования к гаммам – играть плавно, непрерывно, без толчков, ровно по звучанию и временным соотношениям. В средних классах допустим медленный и средний темп, в старших классах требования к темпу возрастают. Сдача зачета фиксируется в журнале протоколов методического отдела: «зачет» или «незачет». По желанию, преподаватель выставляет учащемуся оценку в дневник и журнал.
Контрольный урок
На контрольном уроке проводится учет успеваемости по всем другим видам его работы. Проходит в классном порядке с комиссией из двух преподавателей. Обучающийся должен выполнить следующие задания:
Чтение с листа пьес детского репертуара на два – три класса ниже.
Транспонирование (см. «Содержание учебного предмета» по классам)
Знание терминологии в объеме изучаемых в классе произведений.
За успешный контрольный урок ставится «зачет» или оценка, по желанию преподавателя. В случае «незачета» по тому или иному разделу контрольного урока учащемуся дается дополнительный срок для повторной сдачи.
Академический концерт
1.12.5.Критерии оценивания
Критерий оценивания обучающегося на академическом концерте основывается на объективной оценке исполненной программы без ссылок на текущую классную работу, такой подход способствует выявлению действительных успехов учащегося. В первую очередь следует отмечать раскрытие художественного образа, искренность и непосредственность детского исполнения, эмоциональную насыщенность, наличие собственного отношения к музыке и ее понимания.
Оценка
Критерии оценивания выступления
5
Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4
Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими погрешностями (как в техническом плане, так и в художественном)
3
Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2
Комплекс серьезных недостатков – невыученный текст, отсутствие домашней работ, а так же плохая посещаемость занятий в течение учебной четверти
В зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой « + » или « - ». Это даёт возможность более конкретно оценить выступление учащегося.
1.13. Ожидаемые результаты обучения
К концу курса обучения выпускник должен уметь:
1. Владеть игрой на инструменте.
2. Грамотно и выразительно исполнять произведения различных жанров и направлений.
3.Грамотно читать с листа музыкальные произведения, иметь навык индивидуальной и ансамблевой игры.
4.Определять стиль, манеру, характер исполнения, понимать музыкальные образы.
5.Применять различные выразительные средства исполнения (динамику, агогику, артикуляцию, разнообразные приёмы владения мехом).
Должен проявить себя как:
6. Личность с развитым эстетическим вкусом.
7. Творческая личность, стремящаяся к самообразованию и саморазвитию.
8. Коммуникабельная личность, строящая отношения с людьми, опираясь на правила культурного поведения.
9. Здоровый член общества.
Учебный (индивидуальный) план учащегося
Преподаватель составляет на каждого учащегося индивидуальный план. При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ученика: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности.
Занимаясь подбором музыкальных произведений, необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможности учащегося. Составляя репертуар, преподаватель должен, принимая во внимание постепенное повышение сложности пьес, руководствоваться принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Основу учебно-педагогического и концертного репертуара аккордеониста должна составлять народная музыка. Особое значение в подборе репертуара имеет его жанровое разнообразие. Репертуар учащегося должен быть разнообразен по содержанию, форме, стилю, фактуре.
Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучающихся в классе, в план включаются произведения, которые изучаются с различной степенью завершенности работы, в том числе в порядке ознакомления.
Рекомендуется изучать одновременно не более трех – четырех произведений.
Индивидуальный (репертуарный) план составляется на каждое полугодие, один экземпляр находится в личном деле учащегося (в УЧЕТНОМ ЛИСТЕ учащегося), другой (рабочий) – в кабинете у преподавателя
(см. таблица № 2).
Таблица № 2
№
композитор
Название произведения
начало
работы
окончание
работы
оценка
примечание
(этюд)
(этюд)
(полифония)
(крупная форма) с 3 класса
(пьеса)
(пьеса)
(пьеса)
(пьеса)
(ансамбль)
(ансамбль)
Гаммы:
I УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Таблица№ 1
№
Раздел
Теория
Практика
Общее количество часов
1
Нотная грамота
1
-
1
2
Длительности и паузы
1
-
1
3
4
Знаки альтерации
Динамические оттенки
1
1
-
-
1
1
5
Упражнения на правильное ведение меха
0.5
1.5
2
6
Освоение правой клавиатуры
1
2
3
7
Освоение левой клавиатуры
1
4
5
8
Штрих non-legato
0,5
3,5
4
9
Штрих legato (Пьесы)
1
4
5
10
Штрих staccato.
( Пьесы)
1
3
4
11
Игра двумя руками
( Пьесы, Этюды)
2
12
14
12
2 мажорные гаммы
1
7
8
13
Чтение нот с листа
1
4
5
14
Игра в ансамбле
1
7
8
15
Подбор по слуху
1
4
5
16
Концертное выступление
1
2
3
Итого:
16
54
70
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Таблица № 3
№
Раздел
Теория
Практика
Общее количество часов
1
Гаммы (2 - 3)
1
8
9
2
Полифония (1-2)
1
8
9
3
Обработка народной песни или танца (1-2)
1
8
9
4
Пьесы (3-4)
1
8
9
5
Этюды (4-5)
1
8
9
6
Подбор по слуху
1
7
8
7
Чтение с листа
1
7
8
8
Игра в ансамбле (3-4)
1
3
4
9
Контрольный урок
1
1
2
10
Концертные выступления
1
2
3
11
Итого
10
60
70
3 ГОД ОБУЧЕНИЯТаблица № 4
№
Раздел
Теория
Практика
Общее количество часов
1
Гаммы (3 - 4)
1
8
9
2
Полифония (2)
1
8
9
3
Крупная форма (1)
1
8
9
4
Пьесы (4 - 5),в том числе обработка народной песни
1
10
11
5
Этюды (4)
1
8
9
6
Подбор по слуху
1
5
6
7
Чтение с листа
1
7
8
8
Игра в ансамбле (4)
1
3
4
9
Технический зачет
0,5
0,5
1
10
Контрольный урок
0,5
0,5
1
11
Концертные выступления
1
2
3
Итого
10
60
70
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Таблица № 5
№
Раздел
Теория
Практика
Общее количество часов
1
Гаммы (4 - 5)
1
8
9
2
Полифония (2)
1
8
9
3
Крупная форма (1)
1
7
8
4
Пьесы (3-5), в том числе обработка народной мелодии
1
9
10
5
Этюды (4)
1
8
9
6
Подбор по слуху
1
7
8
7
Чтение с листа
1
7
8
8
Игра в ансамбле (2-3)
0,5
3,5
4
9
Технический зачет
0,5
0,5
1
10
Контрольный урок
0,5
0,5
1
11
Концертные выступления
0,5
2,5
3
Итого
9
61
70
5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Таблица №6
№
Раздел
Теория
Практика
Общее количество часов
1
Гаммы (5 – 6)
0,5
7,5
8
2
Полифония (1-2)
1
10
11
3
Крупная форма (1)
1
6
7
4
Пьесы (4), в том числе обработка или переложение народной мелодии
1
11
12
5
Этюды (4)
1
10
11
6
Подбор по слуху
0,5
6,5
7
7
Чтение с листа
1
7
8
8
Игра в ансамбле (1)
0,5
2,5
3
9
Прослушивания (2)
выпускной программы
-
1
1
10
Концертные выступления
-
1
1
11
Выпускной экзамен
-
1
1
Итого
6.5
63.5
70
6 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Таблица № 7
№
Раздел
Теория
Практика
Общее количество часов
1
Гаммы (5 – 6)
0,5
7,5
8
2
Полифония (1-2)
1
9
10
3
Крупная форма (1-2)
1
7
8
4
Пьесы (4), в том числе обработка или переложение народной мелодии
1
13
14
5
Этюды (2-3)
1
8
9
6
Подбор по слуху
0,5
6,5
7
7
Чтение с листа
1
7
8
8
Игра в ансамбле (1)
0,5
2,5
3
9
Прослушивания (2)
выпускной программы
-
1
1
10
Концертные выступления
-
1
1
11
Выпускной экзамен
-
1
1
Итого
6.5
63.5
70
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание учебного курса 1 года обучения
В течение года педагог должен проработать с учеником 15–20 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли.
Формирование начальных игровых навыков следует начинать с гимнастики, чтобы привести игровой аппарат и весь организм ребенка в рабочее состояние:
упражнение на раскрепощение корпуса, рук, предплечья;
упражнение на развитие гибкости рук;
упражнение на расслабление кисти;
упражнение для ощущения цепкости кончиков пальцев;
Аккордеон – сложный в изучении инструмент. Играть приходится на двух принципиально разных клавиатурах, причём левая клавиатура находится в движении и вне обзора учащегося. Формирование первых навыков звукоизвлечения целесообразно начинать с упражнений, которые помогут правильно вести мех.
Навыки звукоизвлечения осваиваются учеником в упражнениях за инструментом:
упражнения на ведение меха с применением воздушного клапана;
упражнение на ведение меха с извлечением звуков
упражнение в виде различных последований пальцев в пределах позиции руки от разных звуков на non legato;
упражнение на legato на последовательностях из 2-3-4 звуков;
начальные навыки исполнения гаммы.
Подбор по слуху и пение от разных звуков попевок и песен;
Простейшие упражнения для чтения нот с листа:
чтение ритмических рисунков на одном звуке;
чтение мелодии на одном звуке;
чтение мелодии в пределах одной аппликатурной позиции;
чтение мелодий с различным направлением движения звуков;
С первых уроков педагог должен приобщать ученика к ансамблевому музицированию – исполнению с педагогом простейших пьес.
В течение первого года обучения ребенок должен освоить нотную грамоту и терминологию в объеме: метр, ритм, темп. Выучить ноты в басовом ключе, в скрипичном ключе в пределах 1-2 октав, ноты на добавочных линейках. Знать длительности нот, размер, динамические оттенки, штрихи. Знать, что такое аппликатура, реприза, акколада, знаки альтерации, фразировка, мажор-минор, понятия «интервал, аккорд, гамма». Освоить основные приёмы ведения меха: разжим, сжим.
К концу учебного года ученик должен освоить 2 мажорные гаммы(C,G) каждой рукой отдельно, тонические трезвучия аккордами в тех же тональностях; минорную гамму( a-moll) 3 вида правой рукой в одну октаву;
Желательно, чтобы ребенок с первого года обучения принимал участие в концертах – классных, общешкольных, концертах для родителей, в детских садах, в зависимости от исполнительского уровня, от исполняемого репертуара. Чем раньше ребенок приобщается к публичному выступлению, тем легче адаптируется к сцене, воспитываются его самостоятельность и воля.
В конце учебного года (апрель) проводится переводной академический
концерт, на котором учащийся должен исполнить два произведения, отличающиеся по характеру.
Содержание учебного курса 2 года обучения
В течение года педагог должен проработать с учеником по нормативному курсу – 14, по интенсивному курсу - 16 различных музыкальных произведений, в том числе несколько (2-3) в порядке ознакомления.
Таблица № 8
Форма
норматив (кол-во)
интенсив. (кол-во)
Полифония (ознакомление)
1-2
2
Обработка народной песни или танца
1
1-2
Пьеса
4 -5
5-6
Этюд
4
4
Ансамбль
В рамках специальности 2 самостоятельный предмет 4
В рамках специальности 2 самостоятельный предмет 4
Продолжение развития первоначальных навыков игры на инструменте в упражнениях и этюдах на позиционные последовательности, на подкладывание и перекладывание пальцев, на закрепление штрихов, двойные ноты, аккорды. Знакомство с полифонией. Освоение динамических оттенков за счёт умения владением меха, овладение основными принципами аппликатурной дисциплины.
Чтение нот с листа и транспонирование мелодий песенного характера:
мелодии со случайными знаками альтерации;
мелодии со знаками альтерации при ключе;
мелодии в диапазоне одной октавы;
Подбор по слуху песенных мелодий с простейшим сопровождением.
Предмет «Ансамбль» становится самостоятельным уроком. Ученик играет как с преподавателем, так и с другим учеником. Для дальнейшего освоения навыков игры в ансамбле, используются легкие переложения народных мелодий, а так же переложения музыки для детей, современной и популярной музыки. (Требования по предмету «Ансамбль» читайте в образовательной программе «Ансамбль в классе аккордеона»)
В течение учебного года ученик должен изучить 2 - 3 мажорные гаммы:
(C, G) – в одну - две октавы двумя руками;(F – каждой рукой отдельно), минорные гаммы (a, e) – каждой рукой отдельно в одну октаву;
короткие арпеджио правой рукой в этих тональностях;
тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука правой рукой в пройденных гаммах.
Учащийся в течение учебного года должен принимать участие в различных концертах – классных, общешкольных, концертах отдела, концертах для родителей, концертах в детских садах,- в зависимости от исполнительского уровня, от исполняемого репертуара. Участие в концертах повышает у детей ответственность, вызывает больший интерес к занятиям, дети увереннее чувствуют себя на сцене.
Академические концерты проводятся два раза в год, учащийся исполняет по два разнохарактерных произведения – за год учащийся должен исполнить на сцене 4 музыкальных формы (полифония, народная обработка, пьеса, этюд).
Содержание учебного курса 3 года обучения
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником по нормативному курсу – 12, по интенсивному курсу - 16 музыкальных произведений, в том числе несколько (2-3) в порядке ознакомления. Кроме того - пьесу для самостоятельной работы, по трудности на два класса ниже.
Таблица № 9
Форма
норматив (кол-во)
интенсив. (кол-во)
Полифония
1-2
1-2
Крупная форма
1
1-2
Пьеса
3-4
5
Этюд
4
4
Ансамбль
В рамках специальности 2 самостоятельный предмет 4
В рамках специальности 2 самостоятельный предмет 4
Пьеса для самостоятельной
работы
1
2
Развитие технических навыков в упражнениях и этюдах на позиционные построения, с более сложным ритмическим рисунком, на репетиции, интервалами. В программу включаются пьесы кантиленного характера, произведения крупной формы. Работа над различными способами ведения меха, используя динамические и агогические нюансы.
Чтение с листа пьес различного характера, уровня 1 класса:
мелодии с паузами;
мелодии с различным построением фраз и случайными знаками альтерации; Транспонирование легких пьес репертуара 1 класса в одну – две тональности.
Подбор по слуху знакомых мелодий с простейшим сопровождением.
Мажорные гаммы: C, G, F – двумя руками в две октавы; D-dur, B-dur – каждой рукой отдельно на две октавы.
Минорные гаммы (натуральный, гармонический, мелодический виды): a, e– двумя руками вместе в две октавы.
Короткие и длинные арпеджио правой рукой в этих тональностях. Тонические трезвучия с обращениями по три звука в тех же тональностях.
Контрольные уроки по проверке технической подготовки учащихся и знания терминологии проводятся с 2-го класса. Технические зачеты проводятся два раза в году – в октябре (мажорная гамма со всеми изучаемыми в данном классе техническими формулами) и феврале (минорная гамма со всеми изучаемыми в данном классе техническими формулами + знание терминологии). В рамках технического зачета проводится конкурс на лучшее исполнение обязательного этюда (I четверть). В конце учебного года проводится контрольный урок, на котором проверяется самостоятельно изученная пьеса, умение транспонировать, подбирать на слух, знание репертуара за пройденный учебный год.
В течение учебного года учащийся принимает участие в концертах различного уровня и масштаба – классных, общешкольных, городских, концертах для родителей, концертах для учащихся общеобразовательных школ, в детских садах и других тематических концертах, в зависимости от плана учебного заведения и класса. Наиболее способные учащиеся могут принимать участие в школьных и городских конкурсах и фестивалях.
Академические концерты проводятся два раза в год, учащийся исполняет по два разнохарактерных произведения – за год учащийся должен исполнить на сцене 4 музыкальных формы (полифония, обработка народной песни или танца, пьеса, этюд).
Содержание учебного курса 4 года обучения
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником по нормативному курсу – 12, по интенсивному курсу - 16 музыкальных произведений, в том числе несколько (2 – 3) в порядке ознакомления, кроме того пьесу для самостоятельной работы, по трудности на два класса ниже.
Таблица № 10
Форма
норматив (кол-во)
интенсив(кол-во)
Полифония
2
2
Крупная форма
1
1-2
Пьеса
3-4
5
Этюд
3-4
4-5
Ансамбль
в рамках специальности 2
самостоятельный предмет 4
в рамках специальности 2
самостоятельный предмет 4
Пьеса для самостоятельной работы
1
1-2
Развитие технических навыков в упражнениях и этюдах на различные типы гаммообразного изложения, на репетиционные приемы, на мелкую и аккордовую технику, скачки, октавы. Освоение на правой клавиатуре аккордеона приёма glissando.
Чтение с листа произведений из репертуара 2 класса. Подбор по слуху знакомых произведений, мелодий из кинофильмов, мелодий эстрадных песен с гармоническим оформлением.
Транспонирование в различных тональностях легких пьес (на два – три класса ниже).
Минорные гаммы (натуральный, гармонический, мелодический виды) a, e,h, d, g– двумя руками в две октавы.
Тонические трезвучия с обращениями по три звука двумя руками вместе.
Арпеджио короткие и длинные двумя руками в пройденных тональностях
Технические зачеты проводятся два раза в году – в октябре (мажорная гамма со всеми изучаемыми в данном классе техническими формулами) и феврале (минорная гамма со всеми изучаемыми в данном классе техническими формулами + знание терминологии). В рамках технического зачета проводится конкурс на лучшее исполнение обязательного этюда (I четверть). В конце учебного года проводится контрольный урок, на котором проверяется самостоятельно изученная пьеса, умение транспонировать, подбирать на слух, знание репертуара за пройденный учебный год.
В течение учебного года учащийся принимает участие в концертах различного уровня и масштаба – классных, общешкольных, городских, концертах для родителей, концертах для учащихся общеобразовательных школ, в детских садах и других тематических концертах, в зависимости от плана учебного заведения и класса. Наиболее способные учащиеся могут принимать участие в школьных и городских конкурсах и фестивалях, такие учащиеся могут освобождаться от академических концертов
Академические концерты проводятся два раза в год, учащийся исполняет по два разнохарактерных произведения – за год учащийся должен исполнить на сцене 4 музыкальных формы (полифония, обработка народной песни или танца, пьеса, этюд).
Содержание учебного курса 5 года обучения
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником по нормативному курсу – 8, по интенсивному курсу - 12 музыкальных произведений, в том числе 2 - в порядке ознакомления, пьесу для самостоятельной работы, по трудности на два класса ниже.
Таблица № 13
Форма
норматив (кол-во)
интенсив (кол-во)
Полифония
1
2
Крупная форма
1
1-2
Пьеса
2
2-3
Этюд
2
3
Ансамбль
в рамках специальности 2
самостоятельный предмет 4
в рамках специальности 2
самостоятельный предмет 4
Пьеса для самостоятельной работы
1
1-2
Закрепление и развитие всех навыков, полученных в предыдущий период. Учащийся должен знать исполнительские и технические приёмы работы над произведениями; строение музыкальной формы, фразировки, закономерности динамического развития.
Чтение с листа и транспонирование постепенно усложняющегося материала.
Подбор на слух популярных мелодий с сопровождением. Уверенное знание терминологии.
Все мажорные и минорные гаммы со всеми техническими формулами и видами, изучаемыми в 4 – ом классе, - в более подвижном темпе.
Учащиеся, готовящиеся к поступлению в профессиональные учебные музыкальные заведения, должны совершенствовать технику звукоизвлечения, повышать уровень пальцевой беглости.
В течение учебного года учащийся принимает участие в концертах различного уровня и масштаба – классных, общешкольных, городских, концертах для родителей, концертах для учащихся общеобразовательных школ, других тематических концертах, конкурсах и фестивалях, в зависимости от плана учебного заведения и класса.
Прослушивания готовности выпускной программы проводятся два раза в году (в декабре и апреле).
На первом прослушивании учащийся исполняет полифонию и обработку народной мелодии наизусть. На втором прослушивании – всю экзаменационную программу наизусть.
Выпускной экзамен проводится в мае. На выпускном экзамене учащийся исполняет четыре произведения – полифонию, народную песню или танец в обработке, пьесу, этюд.
Программа должна быть разнообразной по стилю, характеру, при этом, преподаватель должен грамотно подобрать учащемуся произведения, чтобы он смог показать себя на выпускном экзамене с лучшей стороны.
Учащиеся, собирающиеся поступать в музыкальный колледж, должны исполнить на выпускном экзамене пять произведений – полифонию, крупную форму, пьесу, этюд, обработку народной песни или танца.
Содержание учебного курса 6 года обучения
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-12 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления, пьесу для самостоятельной работы, по трудности на два класса ниже.
Таблица № 14
Форма
интенсив (кол-во)
Полифония
2
Крупная форма
1
Пьеса
2-4
Этюд
3
Ансамбль
в рамках специальности 1
самостоятельный предмет 4
Пьеса для самостоятельной
работы
1-2
Учащиеся, готовящиеся к поступлению в профессиональное учебное заведение, должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм, арпеджио и других технических формул более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения, исполнять дополнительные технические формулы, исполнять больше этюдов на различные виды техники.
Чтение с листа и транспонирование постепенно усложняющегося материала.
Подбор на слух популярных мелодий с сопровождением.
В течение учебного года учащийся принимает участие в концертах различного уровня и масштаба – классных, общешкольных, городских, концертах для родителей, концертах для учащихся общеобразовательных школ, в других тематических концертах.
Прослушивания готовности выпускной программы проводятся два раза в году (в декабре и апреле).
На первом прослушивании учащийся исполняет полифонию и народную песню или танец в обработке. На втором прослушивании – всю экзаменационную программу.
Выпускной экзамен проводится в мае. На выпускном экзамене учащийся исполняет четыре произведения (пять произведений для учащихся, поступающих в профессиональное учебное заведение) – полифонию, крупную форму, пьесу, этюд народную песню или танец в обработке. Программа должна быть разнообразной по стилю, характеру, техническим задачам.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах
нормативный курс
класс
интенсивный курс
А
В
II полугодие
1.А. Филиппенко «Весёлый музыкант»
2. укр. нар. песня «На горе, горе»
1.М.Барм «Лягушонок»
2. рус. нар. песня «Я на горку шла»
1
II полугодие
1.Д.Самойлов «Кадриль»
2.рус.нар. песня «Светит месяц»
1.В.Лушников «Вальс»
2..укр.нар.песня «Метелица»
А
В
А
В
I полугодие
1.чеш.нар.песня «Вышивание»
2.Д.Тюрк «Баюшки – баю»
1.рус.нар.песня «Летом», обр. И. Сперанского
2.В.Иванов «Песня»
II полугодие
1.Н, Горлов Этюд C dur
2.Б.Будницкий «Утренняя песенка»
1. Н.Дмитриева «До свиданья дружок»
2.А.Талакин Этюд C dur
2
I полугодие
1. руск. Нар. песня «Заинька» обр. В.Грачёва.
2.А.Кранц «Кукушка влесу»
1.В.Бухвостов «Маленькая кадриль»
2.рус. нар. песня «Во саду ли в огороде» обр. Аз. Иванова
Методика организации учебно-воспитательного процесса строится с учетом психо - физических способностей обучающихся. Индивидуальный подход к воспитанию, обучению и развитию каждого ребенка позволяет педагогу заложить правильную основу, определить оптимальные пути для максимально высокого развития, соответствующие возрастным особенностям. Индивидуальный подход создает условия, при которых каждый ребенок имеет право на собственное мнение, может ощутить атмосферу творчества, радости.
Для полной реализации способностей обучающихся допускается вариативность в процессе обучения, которая выражается в изменении объема изучаемого материала. Количество изучаемых музыкальных произведений записывается в индивидуальный репертуарный план учащегося.
Для успешного обучения и воспитания необходимо широко применять важнейшие принципы дидактики:
- принцип систематического и последовательного обучения: этот дидактический принцип включают в себя такие требования, как связывание незнакомого материала со знакомым, изложение от простого к сложному, от легкого к трудному, с раскрытием между ними причинно-следственных связей и с подведением необходимого обобщения. Этот принцип означает также правильное планирование работы с учениками и точный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью ребенка, а также верно сбалансированного соотношения учебно-педагогического и художественного материала.
-принцип сознательного усвоения знаний: это антипод авторитарных методик преподавания, подражания игре педагога и бездумного тренинга по формуле «чем больше, тем лучше». Сознательная работа помогает выработать целесообразные приемы игры, учит управлять свободными движениями, и постепенно у обучающихся формируется собственный подход к изучаемому произведению, индивидуальный метод организации работы, а в итоге – самостоятельность мышления.
- принцип прочного усвоения знаний: это последовательное накопление музыкальных знаний и умений.
- принцип доступности обучения: связан с необходимостью учитывать возрастные особенности обучающихся.
- принцип наглядности обучения: служит «внешней стороной внутренних действий совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями» (А.М.Леонтьев) В музыкальной педагогике используются в основном два вида наглядности: показ (иллюстрация) и объяснение.
- принцип индивидуального подхода: подразумевает развитие присущих каждому обучающемуся черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность.
- принцип активности: выдвигается как необходимость активной деятельности обучающихся на всех стадиях учебного процесса.
Необходимо отметить тесную связь вышеперечисленных принципов между собой и взаимное проникновение друг в друга. Нельзя говорить об одном из них вне связи с другим, а получить наиболее оптимальный результат можно только при творческом применении дидактических принципов и разнообразных методов обучения.
- словесные: беседа, рассказ, объяснение, лекция.
- наглядно-демонстрационные: педагогический показ, показ другим учеником, посещение концертов, изучение видеозаписей.
- метод сравнения: анализ вариантов игры обучающегося, записанного на кассету.
Условия реализации программы
Основным условием реализации данной образовательной программы является материально-техническая и методическая база.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Каждый музыкант-исполнитель в концертном зале оказывается в воспитательном пространстве. Необходимым условием в формировании и развитии личности являются умеренные трудности в сфере жизнедеятельности. Занятия музыкой при правильной организации учебно-воспитательного процесса способны развить у ребенка чувство долга и ответственности, волевую устремленность, уважение к своим товарищам по классу. Систематическое закрепление этих качеств формирует черты личности ребенка.
Воспитательная работа с учащимися проводится в процессе индивидуальных занятий по специальности, на концертах, на родительских собраниях с концертом или лекцией, на отчетном концерте творческого объединения, во время участия в конкурсах и фестивалях, при посещении выставок, концертов и выступлений. Воспитательная работа дает мотивацию обучающихся в потребности пополнения своих знаний, умений и навыков и творческому применению их в практической деятельности, так как нельзя однобоко привить любовь к искусству только через игру на инструменте.
Решающим условием успешного осуществления воспитания ребенка является единство семьи, школы и педагога. Без контроля родителей данная программа не реализуема. Задача этого сотрудничества – воспитать личность способную принимать решения, умеющую вести диалог и адаптированную к современным условиям жизни.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Аккордеон в музыкальной школе», вып.50, сост. А.Талакин, М. «Советский композитор» 1985г.
«Аккордеон в музыкальной школе», вып.51, сост. А.Крючков, М. «Советский композитор,1986г.
«Аккордеон в музыкальной школе», вып.58, М. «Композитор», 1989г.
«Аккордеон в музыкальной школе», вып.60, сост. М.Двилянский, М. «Композитор» 1990г.
«Аккордеон в музыкальной школе», вып.64, сост. М.Двилянский, М. «Композитор», 1992г
«Репертуар аккордеониста», вып.46, сост.А.Черных, М. «Сов. композитор»1980г.
«Репертуараккордеониста»,вып.51,сост. А.Черных, М. «Сов. композитор»1982г.
«Репертуар аккордеониста», вып.57, сост. С.Павин, М. «Сов. композитор»1985г.
«Репертуар аккордеониста», вып.58, М. «Сов. композитор», 1985г.
«Альбом начинающего аккордеониста», вып.11,сост. А.Талакин, М. «Сов. композитор»1979 г.
«Альбом начинающего аккордеониста», вып.18, сост.А.Талакин, М. «Сов. композитор» 1983г.
«Альбом начинающего аккордеониста», вып.22, сост. М.Цыбулин, М. «Сов. композитор»
48. Беляев Г. «Краски музыки», Сборник пьес для баяна (аккордеона) для начальных классов ДМШ. Р - на Дону, «Феникс» 2012г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Сборник материалов об организации учебного процесса в современной музыкальной школе. С-Пб. «Композитор» 2005г.
«Ребёнок за роялем» Сборник статей. М. 1981г.
Голубничий В. «Некоторые вопросы исполнения полифонии И.С.Баха на баяне. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах. М. 1985г.
Баян и баянисты. Сборник методических статей. Выпуски 1 – 6. М.; 1970 -1978г.
Паньков О. «О работе баяниста над ритмом»
Шахов Г. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон) М.; 2004г.
Мотов В., Шахов Г. «Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху» М.; 2002г.
Шахов Г. «Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста»
Коннова Е. «Играю на баяне» Учебное пособие. РУМИ МК НП РБ, Уфа, 2008г.