kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа "Курс практической математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа по математике. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Курс практической математики"»

Структурное подразделение «Центр внешкольной работы»

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №9 «Центр образования» городского округа Октябрьск Самарской области



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Руководитель СП ГБОУ СОШ №9 Директор ГБОУ СОШ № 9

г.о. Октябрьск «Центр образования» г.о.Октябрьск

«Центр внешкольной работы» _________________ Л.Г. Белешина

Приказ № ________________ от

_______________ Мельдер А.А. «_______» августа 2020 г.

«_______» августа 2020г.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Курс практической математики» (Профиль)

Естественнонаучная направленность

Возраст детей 14-16 лет

Срок обучения – 1 год



Разработчик:

Пухова Е.В.

педагог дополнительного образования


Программа принята на методическом совете

протокол №_________

от «_____» ________________2020г.



г. Октябрьск

2020г.

Аннотация

Рабочая программа разработана для занятий с учащимися в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, уважительного отношения к труду. Программа предназначена для внеурочной деятельности.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков пространственного мышления, представление объективности и рациональности, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у школьников зрительные представления.

Дополнительная общеразвивающая модульная программа «Курс практической математики» имеет естественно-научную направленность.







Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая модульная программа «Курс практической математики» (профиль) имеет естественно-научную направленность.

Актуальность. Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил, вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. Математическое образование не будет абстрактным, и у обучающихся все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно.

Опыт показывает, что в последнее время задачи с практическим содержанием включены в общую базу заданий открытого банка заданий по математике и составляет целый раздел называемый «Реальная математика». Эти задачи важны и в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения.

По данной программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья, проявляющие интерес к данному виду деятельности.

Новизна программа состоит в том, что она разработана с учётом современных тенденций в образовании по принципу блочно-модульного освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Актуальность:

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность:

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность:

Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность:

Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач.

Обеспечение мотивации:

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на разных конкурсах.

Практическая направленность

Курс осуществляет учебно-практическое знакомство со многими темами математики , удовлетворяет познавательный интерес, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине, а также содержание занятий направлено на освоение различных способов деятельности, которые пригодится в дальнейшей работе при подготовке и сдаче экзамена.

Педагогическая целесообразность заключается в применяемом на занятиях конвергентном подходе, который позволяет максимально продуктивно усваивать материал путём смены способов организации работы. Тем самым педагог стимулирует познавательные интересы учащихся и развивает их практические навыки. Практические занятия помогают развивать у детей воображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроения, работать в коллективе.

Цель программы: создание условий для развития математического образа мышления учащихся посредством использования прикладных задач.

Задачи:

Воспитательные:

  • содействовать сплочению коллектива и умению взаимодействовать;

  • формирование культуры труда и быта, совершенствование трудовых навыков.

  • убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической деятельности;

Развивающие:

  • способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

  • способствовать развитию устойчивого интереса к новым видам деятельности;

  • способствовать развития рационального подхода к ситуациям.

Обучающие:

  • научить детей умению формулировать жизненные проблемы в виде математических задач и решать эти задачи;

  • учить применять математическую терминологию;

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.

Данная программа предназначена для обучения детей применять математику на практике. По данной программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья, проявляющие интерес к данному виду деятельности.

Организация образовательного процесса.

Учебный процесс данной образовательной программы ориентирован на

детей 14-16 лет. Главным критерием отбора в объединение является желание ребёнка заниматься этими видами деятельности. Ребёнок сам, возможно при содействии друзей или родителей, принимает решение о вхождении в коллектив, но также может принять решение и о выходе из объединения. Численность групп – от 15 человек.

По программе допустимы занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки воспитанников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объёму задания.

Формы и режим занятий.

В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:

- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);

- дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);

- работа в парах;

- фронтальные (фронтально-репродуктивные и фронтально-поисковые).

В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:

  • Продуктивный  (частично-поисковый и исследовательский): упражнения с использованием технологических карт поэтапного выполнения работы, игровые методы, с помощью которых обучающиеся сами находят решения отдельных вопросов и учатся самостоятельно ставить задачи

  • Репродуктивный (информационно-рецептивный и репродуктивный): рассказ, беседы, чтение художественных произведений,  драматизация, объяснение; наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Программа включает в себя 108 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю, длительность занятия – 45 минут (с динамической паузой – физкультминутка или пальчиковая гимнастика, - 2-3 мин).


Занятия предполагают теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, исторического, показом презентаций и видеофильмов

Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, инструкциями, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; проведение лабораторных и практических работ, разработку и защиту творческих проектов.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

  • типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);

  • « творческий день» (самостоятельное выполнение работ);

  • практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков.

В процессе обучения используются следующие методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,

наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы в группах;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- проявление инициативы, находчивости и активности;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

- понимание значения математической науки для развития цивилизации.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать

построенную конструкцию с образцом.

- анализировать правила выполнения лабораторных работ, действовать в соответствии с заданными правилами;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательные:

- уметь видеть в окружающей среде математическую задачу;

уметь понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,

выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

-уметь осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

Коммуникативные:

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

высказывать собственное мнение и аргументировать его;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения;


Предметные результаты:

- создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;

- умение применять теоретические знания по геометрии в практической деятельности;

- умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, исторических событий;


Учебный план ДОП «Курс практической математики»

№№

Название тем

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

1

Модуль №1 «Математика в быту»

30

10,5

19,5

2

Модуль №2 «Геометрия для ремонта и строительства»

42

11,5

30,5

3

Модуль №3 «Математические проекты»

36

7,5

28,5


Итого:

108

29

79


Критерии оценки знаний, умений и навыков

при освоении программы

Для того чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных творческих заданий, тестирование, участие в конкурсах, викторинах.

По завершению учебного плана каждого модуля оценивание знаний проводится посредством викторины, интеллектуальной игры или интерактивного занятия.

Применяется 3-х балльная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся (выделяется три уровня: ниже среднего, средний, выше среднего). Итоговая оценка результативности освоения программы проводится путём вычисления среднего показателя, основываясь на суммарной составляющей по итогам освоения 3-х модулей.

Уровень освоения программы ниже среднего – ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных знаний, умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с учебным материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Средний уровень освоения программы – объём усвоенных знаний, приобретённых умений и навыков составляет 50-70%; работает с учебным материалом с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительно владеет теоретической информацией по темам курса, умеет пользоваться литературой.

Уровень освоения программы выше среднего – учащийся овладел на 70-100% предусмотренным программой учебным планом; работает с учебными материалами самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; свободно владеет теоретической информацией по курсу, умеет анализировать источники, применять полученную информацию на практике.


Формы контроля качества образовательного процесса:

 собеседование,

 наблюдение,

 анкетирование,

 выполнение творческих заданий,

 тестирование,

 участие в конкурсах, викторинах в течение года;

 проведение лабораторных работ.




Модуль №1 «Математика в быту»

Цель программы: создание условий для развития математического образа мышления учащихся посредством использования математики в быту.

Задачи:

Воспитательные:

  • содействовать сплочению коллектива и умению взаимодействовать;

  • формирование культуры труда и быта, совершенствование трудовых навыков.

  • убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований, для применения в практической деятельности в быту;

Развивающие:

  • способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

  • способствовать развитию устойчивого интереса к применению математики: в кулинарии; расчете физических нагрузок, режима дня, здорового питания; планировании семейного бюджета;

  • способствовать развития рационального подхода к ситуациям в быту.

Обучающие:

  • научить детей умению формулировать жизненные проблемы в виде математических задач и решать эти задачи;

  • учить применять математическую терминологию;

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.

Примерный ожидаемые результаты:

Учащиеся должны иметь навык видеть в мире математическую задачу и решать ее.

Учащиеся должны уметь:

  • Рассчитать коммунальные платежи;

  • Пользоваться кулинарными таблицами объема и массы;

  • Рассчитать количество калорий, витаминов, минералов и т.д. Расчет режима дня;

  • Рассчитать проценты по кредиту, вкладу;

  • Распределить бюджет семьи;

  • Решать задачи на смекалку.

Учащиеся должны знать:

  • Свойства пропорции;

  • Связь математики с бытом;

  • Правила вычислений процентов.


Учебно–тематический план

Название тем

Количество часов

Форма контроля/ аттестации

Всего

Теорет.

Практ.

Модуль №1 «Математика в быту» (36 часов)

1

Вводный урок. ПТБ.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение

2

Коммунальные платежи

5

1

4

Творческое задание

3

Математика и кулинария

6

1

5

Творческое задание

4

Здоровый образ жизни

6

1

5

Творческое задание

5

Процентные расчеты на каждый день

3

1

2

Анкетирование

6

Кредиты

3

1

2

Наблюдение

7

Банковские вклады

3

1

2

Наблюдение

8

Бюджет семьи

3

1

2

Собеседование

9

Задачи на смекалку

5

1

4

Тестирование

10

Аттестационное занятие

1

0,5

0,5

Тестирование


Итого:

36

9

27



Содержание программы модуля

Тема 1. Вводный урок. ПТБ.

Теория: Знакомство с содержанием программы, со структурой, формами и методами занятий. Правила техники безопасности, ПДД, пожарной безопасности и личной гигиены при работе.

Практика: Решение задач

Тема 2. Коммунальные платежи

Теория: Коммунальные платежи. Тариф. Единицы измерения.

Практика: Изучение квитанций. Расчет коммунальных платежей.

Тема 3. Математика и кулинария

Теория: Мерный стакан. Перевод объёма в массу и наоборот. Математическая пропорция в кулинарии.

Практика: Решение кулинарных задач.

Тема 4. Здоровый образ жизни

Теория: Основы здорового образа жизни с точки зрения математики.

Практика: Расчет калорий, витаминов, минералов и т.д. Расчет режима дня.

Тема 5. Процентные расчеты на каждый день

Теория: Акции и распродажи. Нахождение процента от числа.

Практика: Процентные расчеты на каждый день.

Тема 6. Кредиты

Теория: Два способа нахождения процента. Кредитные графики. Выявление реальной стоимости кредита

Практика: Расчет кредита

Тема 7. Банковские вклады

Теория: Нахождение числа по его проценту. Правила нахождения процентов. Инфляция.

Практика: Расчет банковского вклада

Тема 8. Бюджет семьи

Теория: Типология систем управления семейными финансами. Классификация бюджетов семьи. Сетевой ресурс.

Практика: Расчет бюджета семьи

Тема 9. Задачи на смекалку

Теория: Виды логических операций и их свойства. Сюжетные задачи. Решение старинных задач.

Практика: Решение задач на внимание, память, сравнение, комбинации.

Тема 10. Аттестационное занятие

Теория: Обобщение и закрепление навыков, умений и знаний, полученных при изучении модуля

Практика: Решение задач


Модуль №2 «Геометрия для ремонта и строительства»

Цель программы: создание условий для развития математического образа мышления учащихся посредством использования геометрии для ремонта и строительства.

Задачи:

Воспитательные:

  • содействовать сплочению коллектива и умению взаимодействовать;

  • формирование культуры труда, совершенствование трудовых навыков.

  • убедить в необходимости владения конкретными геометрическими знаниями и способами выполнения геометрических преобразований для применения в ремонте и стороительстве;

Развивающие:

  • способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

  • способствовать развитию устойчивого интереса к геометрии;

  • способствовать развития рационального подхода к ситуациям.

Обучающие:

  • научить детей умению формулировать жизненные проблемы в виде математических задач и решать эти задачи;

  • учить применять математическую терминологию;

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.

Примерный ожидаемые результаты:

Учащиеся должны иметь навык видеть в мире математическую задачу и решать ее.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться простыми строительными измерительными приборами;

  • Определять по уровню вертикаль и горизонталь в пространстве;

  • Пользоваться строительными таблицами;

  • Рассчитывать необходимое количество строительного материала.

Учащиеся должны знать:

  • Строительный шаг;

  • Понятие угол;

  • Понятия окружность, дуга, радиус и деаметр.


Учебно–тематический план

Название тем

Количество часов

Форма контроля/ аттестации

Всего

Теорет.

Практ.

Модуль №2 «Геометрия для ремонта и строительства» (36 часов)

1

Измерительные приборы в строительстве

3

1

2

Лабораторная работа

2

Вертикаль и горизонталь

3

1

2

Творческое задание

3

Строительный шаг

3

1

2

Лабораторная работа

4

Углы наклона крыши дома

3

1

2

Творческое задание

5

Расчет цемента, песка и щебня

3

1

2

Творческое задание

6

Коэффициент кладки кирпича

3

1

2

Творческое задание

7

Расчет пиломатериала

3

1

2

Творческое задание

8

Геометрия сортового проката

3

1

2

Творческое задание

9

Расчет кафельной плитки

3

1

2

Творческое задание

10

Число π в архитектуре

4

1

3

Наблюдение

11

Арки

4

1

3

Творческое задание

12

Аттестационное занятие

1

0,5

0,5

Тестирование


Итого:

36

11,5

24,5


Содержание программы модуля

Тема 1. Измерительные приборы в строительстве

Теория: Знакомство с тахеометром, уровнем, штангенциркулем, рулеткой и т.д.

Практика: Измерение приборами пространства вокруг себя.

Тема 2. Вертикаль и горизонталь

Теория: Виды строительных уровней. Параллельные прямые. Прямой угол.

Практика: Задачи на построение.

Тема 3. Строительный шаг

Теория: Знакомство с технической документацией. ЕСКД и СПДС. Почему доска, брус, бетонные плиты по 6 метров, а ГКЛ 1,2м. Почему нельзя проектировать дом как вздумается. Строительный шаг.

Практика: Поиск закономерностей размеров строительных материалов. Расчет строительного шага в комнате, классе.

Тема 4. Углы наклона крыши дома

Теория: Определение угла. Определение смежных и вертикальных углов. Сравнение углов. Измерение углов. Обозначение углов на чертеже

Практика: Построение и расчет углов наклона крыши дома

Тема 5. Расчет цемента, песка и щебня

Теория: Знакомство с таблицей «Марки бетона». Применение свойства пропорции для получения разных марок бетона из песка, цемента и щебня.

Практика: Определение количества цемента, песка, щебня для получения нужной марки бетона и заливки определенных размеров фундамента.

Тема 6. Коэффициент кладки кирпича

Теория: Размеры кирпичей одинарных и полуторных. Применение формул для вычисления объема стен. Коэффициент кладки кирпича.

Практика: Расчет количества кирпича и смеси для строительства стен.

Тема 7. Расчет пиломатериала

Теория: Формула вычисления кубатуры досок. Определение количества досок в кубе.

Практика: Расчет пиломатериала

Тема 8. Геометрия сортового проката

Теория: Геометрия сортового проката. Формула и таблица расчета веса металлопроката.

Практика: Калькулятор металлопроката.

Тема 9. Расчет кафельной плитки

Теория: Формулы площади, периметра. Ровная укладка, укладка со смещением и диагональная укладка. Погрешность вычислений.

Практика: Расчет количества керамической плитки на ванную комнату.

Тема 10. Число φ в архитектуре

Теория: Число φ в архитектуре. Золотое сечение. Пропорция и подобие геометрических фигур.

Практика: Поиск числа φ в архитектурных памятниках искусства.

Тема 11. Арки

Теория: Арочные системы с точки зрения геометрии. Классификация арок: основные разновидности. Понятия окружность, радиус, диаметр, дуга для вычисления арок.

Практика: Расчет арки.

Тема 12. Аттестационное занятие

Теория: Обобщение и закрепление навыков, умений и знаний, полученных при изучении модуля

Практика: Решение задач



Модуль №3 «Математические проекты»

Цель программы: создание условий для развития математического образа мышления учащихся посредством использования математики в проектной деятельности.

Задачи:

Воспитательные:

  • содействовать сплочению коллектива и умению взаимодействовать;

  • формирование культуры труда и быта, совершенствование трудовых навыков.

  • убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в проектной деятельности;

Развивающие:

  • способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

  • способствовать развитию устойчивого интереса к новым видам деятельности;

  • способствовать развития рационального подхода к ситуациям.

Обучающие:

  • научить детей умению формулировать жизненные проблемы в виде математических задач и решать эти задачи;

  • учить применять математическую терминологию;

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.

Примерный ожидаемые результаты:

Учащиеся должны иметь навык видеть в мире математическую задачу и решать ее.

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять математические творческие проекты;

  • Проводить простые математические исследования;

  • Анализировать и оценивать полученный результат.

Учащиеся должны знать:

  • Этапы выполнения проекта.

Учебно–тематический план

Название тем

Количество часов

Форма контроля/ аттестации

Всего

Теорет.

Практ.

Модуль №3 «Математические проекты» (36 часов)

1

Творческий проект и его этапы

1

0,5

0,5

Беседа

2

Требование к творческому проекту

2

1

1

наблюдение

3

Творческий проект «Экология глазами математика»

3

1

2

Творческое задание

4

Математические исследования

4

1

3

Творческое задание

5

Решение задач

3

1

2

Творческое задание

6

Анализ вычислений, выводы

3

1

2

Творческое задание

7

Презентация и самооценка

2

1

1

Творческое задание

8

Творческий проект «ВОВ в математических задачах»

3

1

2

Беседа

9

Математические исследования

4

1

3

Творческое задание

10

Решение задач, сравнение чисел.

3

1

2

Творческое задание

11

Анализ вычислений, выводы

3

1

2

Творческое задание

12

Презентация и самооценка

2

1

1

Творческое задание

13

Аттестационное занятие

1

0,5

0,5

Тестирование

14

Итоговая аттестация

2

0,5

1,5

Тестирование


Итого:

36

12,5

23,5



Содержание программы модуля

Тема 1. Творческий проект и его этапы

Теория: Виды и типы творческих проектов. Этапы выполнения проекта.

Практика: Составление плана проекта по его этапам

Тема 2. Требование к творческому проекту

Теория: Требование к творческому проекту.

Практика: Изучение требований к творческому проекту.

Тема 3. Творческий проект «Экология глазами математика»

Теория: Изучение ранее написанных проектов на тему «Экология глазами математика».

Практика: Решение задач

Тема 4. Математические исследования

Теория: Количественная оценка состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека.

Практика: Изучение статистики. Опыты.

Тема 5. Решение задач

Теория: Изучение методик расчетов экологических задач. Приближенные вычисления.

Практика: Решение экологических задач

Тема 6. Анализ вычислений, выводы

Теория: Анализ решенных экологических задач.

Практика: Выводы

Тема 7. Презентация и самооценка

Теория: Виды презентаций. Самоанализ.

Практика: Составление презентации

Тема 8. Творческий проект «ВОВ в математических задачах»

Теория: Изучение ранее написанных проектов на тему «ВОВ в математических задачах»

Практика: Решение задач

Тема 9. Математические исследования

Теория: Количественная оценка состояния вооружения и армии участников ВОВ

Практика: Изучение статистики фактов ВОВ

Тема 10. Решение задач, сравнение чисел.

Теория: Изучение методик расчетов военных задач. Приближенные вычисления.

Практика: Решение задач

Тема 11. Анализ вычислений, выводы

Теория: Анализ решенных задач.

Практика: Выводы. Оценка вклада участников ВОВ в победу.

Тема 12. Презентация и самооценка

Теория: Виды презентаций. Самоанализ.

Практика: Составление презентации

Тема 13. Аттестационное занятие

Теория: Обобщение и закрепление навыков, умений и знаний, полученных при изучении модуля

Практика: Решение задач

Тема 14. Итоговая аттестация

Теория: Обобщение и закрепление навыков, умений и знаний, полученных при изучении программы «Курс практической математики»

Практика: Тестирование

Обеспечение программы

Методическое обеспечение

Основные принципы, положенные в основу программы:

 принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого;

 ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

 принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и

обучающегося;

 принцип системности и последовательности – знание в программе даются в

определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на

практике.

Методы работы:

 словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют

обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

 наглядные методы: презентации, демонстрации измерительных приборов, макетов, рисунков, плакатов, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

 практические методы: решение задач, выполнение чертежей и эскизов, измерения. Данные методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Сочетание словесного и наглядного методов учебно-воспитательной деятельности, воплощённых в форме рассказа, беседы, творческого задания, позволяют психологически адаптировать ребёнка к восприятию материала, направить его потенциал на познание математики, расширению кругозора.

Занятие состоит из следующих структурных компонентов:

1 Организационный момент, характеризующийся подготовкой учащихся к занятию;

2 Повторение материала, изученного на предыдущем занятии;

3 Постановка цели занятия перед учащимися;

4 Изложение нового материала;

5 Практическая работа;

6 Обобщение материала, изученного в ходе занятия;

7 Подведение итогов;

8 Уборка рабочего места.

Материально-техническое оснащение программы

Для проведения теоретических занятий необходимы:

 учебный кабинет;

 компьютер;

 проектор.

Для практических занятий необходимы:

 тетрадь в клетку;

 карандаш, ручка, ластик, линейки, транспортир;

 простейшие строительные измерительные приборы;







Список литературы

  1. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2016.

  2. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - СПб.:Москва, 2019.

  3. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 2017.

  4. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2017

  5. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 2016. – 336 с

  6. Перельман Я.И. «Живая математика». М. «Наука», 2018 г.

  7. ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2017.

  8. В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике» Глобус, Москва,2018 .

  9. М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа.2016.


Интернет ресурсы.

  1. http://ru.wikipedia/org/wiki

  2. http:/images.google.ru/

  3. http://www.encyclopedia.ru/

  4. http://mega.km.ru/



Календарно-тематический план

Название тем

Количество часов



Группа

Дата проведения занятия

Модуль №1 «Алгебра в практике» (30 часов)

1

Различные приемы быстрого счета

3



2

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа и акции)

3



3

Сложные проценты и годовые ставки банков

3



4

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (голосование)

3



5

Теория графов

3



6

Различные способы решения квадратных уравнений

3



7

Приближенные методы извлечения квадратного корня

3



8

Логика и жизнь

3



9

Арифметическая и геометрическая прогрессия

3



10

Методы решения неравенств

2



11

Аттестационное занятие

1



Модуль №2 «Геометрия вокруг нас» (42 часа)

1

Многоугольники.

3



2

Этот удивительный прямоугольный треугольник

3



3

Решение логических задач на использование теоремы Пифагора

3



4

Определения высоты объекта по длине его тени

3



5

Определение высоты объекта при помощи булавок

3



6

Определение высоты объекта при помощи шеста

3



7

Подобие в литературных произведениях.. Определение высоты объекта способом Жюля Верна.

6



8

Определение высоты объекта при помощи зеркала

6



9

Определение высоты объекта при помощи фотографии

6



10

Определение расстояния до недоступного объекта

5



11

Аттестационное занятие

1



Модуль №3 «Профессия и математика» (36 часов)

1

Математика в политехническом образовании

6



2

Производительность труда

6



3

Математика в легкой промышленности

6



4

Математика и сфера обслуживания

6



5

Экономика – успех производства

6



6

Математика и искусство

5



7

Аттестационное занятие

1




Итого:

108







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеобразовательная программа "Курс практической математики"

Автор: Пухова Екатерина Владимировна

Дата: 27.01.2021

Номер свидетельства: 571613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Авиация и космонавтика»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_programma_tekhnicheskoi_napravlennosti_avi"
    ["file_id"] => string(6) "479624"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1538625969"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(75) "proghramma-kruzhka-zanimatiel-naia-matiematika-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "195547"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913966"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "дополнительная образовательная программа по математике "
    ["seo_title"] => string(61) "dopolnitiel-naia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "183996"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425984233"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  по математике   «Избранные вопросы математики»   11 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "rabochaia-programma-eliektivnogo-kursa-po-matiematikie-izbrannyie-voprosy-matiematiki-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237777"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444394648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Программа курса " Подготовка к ЕГЭ по математике""
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_kursa_podghotovka_k_iege_po_matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "412347"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1493465009"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства