Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Курс практической математики"»
Структурное подразделение «Центр внешкольной работы»
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №9 «Центр образования» городского округа Октябрьск Самарской области
_______________ Мельдер А.А. «_______» августа 2020 г.
«_______» августа 2020г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Курс практической математики» (Профиль)
Естественнонаучная направленность
Возраст детей 14-16 лет
Срок обучения – 1 год
Разработчик:
Пухова Е.В.
педагог дополнительного образования
Программа принята на методическом совете
протокол №_________
от «_____» ________________2020г.
г. Октябрьск
2020г.
Аннотация
Рабочая программа разработана для занятий с учащимися в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, уважительного отношения к труду. Программа предназначена для внеурочной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков пространственного мышления, представление объективности и рациональности, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у школьников зрительные представления.
Дополнительная общеразвивающая модульная программа «Курс практической математики» имеет естественно-научную направленность.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая модульная программа «Курс практической математики» (профиль) имеет естественно-научную направленность.
Актуальность. Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил, вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. Математическое образование не будет абстрактным, и у обучающихся все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно.
Опыт показывает, что в последнее время задачи с практическим содержанием включены в общую базу заданий открытого банка заданий по математике и составляет целый раздел называемый «Реальная математика». Эти задачи важны и в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения.
По данной программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья, проявляющие интерес к данному виду деятельности.
Новизна программа состоит в том, что она разработана с учётом современных тенденций в образовании по принципу блочно-модульного освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Актуальность:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность:
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность:
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность:
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач.
Обеспечение мотивации:
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на разных конкурсах.
Практическая направленность
Курс осуществляет учебно-практическое знакомство со многими темами математики , удовлетворяет познавательный интерес, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине, а также содержание занятий направлено на освоение различных способов деятельности, которые пригодится в дальнейшей работе при подготовке и сдаче экзамена.
Педагогическая целесообразность заключается в применяемом на занятияхконвергентном подходе, который позволяет максимально продуктивно усваивать материалпутём смены способов организации работы. Тем самым педагог стимулирует познавательныеинтересы учащихся и развивает их практические навыки. Практические занятия помогают развивать у детей воображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроения, работать в коллективе.
Цель программы: создание условий для развития математического образа мышления учащихся посредством использования прикладных задач.
Задачи:
Воспитательные:
содействовать сплочению коллектива и умению взаимодействовать;
формирование культуры труда и быта, совершенствование трудовых навыков.
убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической деятельности;
Развивающие:
способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
способствовать развитию устойчивого интереса к новым видам деятельности;
способствовать развития рационального подхода к ситуациям.
Обучающие:
научить детей умению формулировать жизненные проблемы в виде математических задач и решать эти задачи;
учить применять математическую терминологию;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.
Данная программа предназначена для обучения детей применять математику на практике. По данной программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья, проявляющие интерес к данному виду деятельности.
Организация образовательного процесса.
Учебный процесс данной образовательной программы ориентирован на
детей 14-16 лет. Главным критерием отбора в объединение является желание ребёнка заниматься этими видами деятельности. Ребёнок сам, возможно при содействии друзей или родителей, принимает решение о вхождении в коллектив, но также может принять решение и о выходе из объединения. Численность групп – от 15 человек.
По программе допустимы занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки воспитанников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объёму задания.
Формы и режим занятий.
В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:
- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);
- дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);
- работа в парах;
- фронтальные (фронтально-репродуктивные и фронтально-поисковые).
В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:
Продуктивный (частично-поисковый и исследовательский): упражнения с использованием технологических карт поэтапного выполнения работы, игровые методы, с помощью которых обучающиеся сами находят решения отдельных вопросов и учатся самостоятельно ставить задачи
Репродуктивный (информационно-рецептивный и репродуктивный): рассказ, беседы, чтение художественных произведений, драматизация, объяснение; наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Программа включает в себя 108 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю, длительность занятия – 45 минут (с динамической паузой – физкультминутка или пальчиковая гимнастика, - 2-3 мин).
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, исторического, показом презентаций и видеофильмов
Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, инструкциями, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; проведение лабораторных и практических работ, разработку и защиту творческих проектов.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);
« творческий день» (самостоятельное выполнение работ);
практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков.
В процессе обучения используются следующие методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- проявление инициативы, находчивости и активности;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- понимание значения математической науки для развития цивилизации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
- анализировать правила выполнения лабораторных работ, действовать в соответствии с заданными правилами;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Познавательные:
- уметь видеть в окружающей среде математическую задачу;
уметь понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,
выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-уметь осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет
Коммуникативные:
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
Предметные результаты:
- создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- умение применять теоретические знания по геометрии в практической деятельности;
- умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, исторических событий;
Учебный план ДОП «Курс практической математики»
№№
Название тем
Количество часов
Всего
Теорет.
Практ.
1
Модуль №1 «Математика в быту»
30
10,5
19,5
2
Модуль №2 «Геометрия для ремонта и строительства»
42
11,5
30,5
3
Модуль №3 «Математические проекты»
36
7,5
28,5
Итого:
108
29
79
Критерии оценки знаний, умений и навыков
при освоении программы
Для того чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных творческих заданий, тестирование, участие в конкурсах, викторинах.
По завершению учебного плана каждого модуля оценивание знаний проводится посредством викторины, интеллектуальной игры или интерактивного занятия.
Применяется 3-х балльная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся (выделяется три уровня: ниже среднего, средний, выше среднего). Итоговая оценка результативности освоения программы проводится путём вычисления среднего показателя, основываясь на суммарной составляющей по итогам освоения 3-х модулей.
Уровень освоения программы ниже среднего – ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных знаний, умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с учебным материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Средний уровень освоения программы – объём усвоенных знаний, приобретённых умений и навыков составляет 50-70%; работает с учебным материалом с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительно владеет теоретической информацией по темам курса, умеет пользоваться литературой.
Уровень освоения программы выше среднего – учащийся овладел на 70-100% предусмотренным программой учебным планом; работает с учебными материалами самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; свободно владеет теоретической информацией по курсу, умеет анализировать источники, применять полученную информацию на практике.
Формы контроля качества образовательного процесса:
собеседование,
наблюдение,
анкетирование,
выполнение творческих заданий,
тестирование,
участие в конкурсах, викторинах в течение года;
проведение лабораторных работ.
Модуль №1 «Математика в быту»
Цель программы: создание условий для развития математического образа мышления учащихся посредством использования математики в быту.
Задачи:
Воспитательные:
содействовать сплочению коллектива и умению взаимодействовать;
формирование культуры труда и быта, совершенствование трудовых навыков.
убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований, для применения в практической деятельности в быту;
Развивающие:
способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
способствовать развитию устойчивого интереса к применению математики: в кулинарии; расчете физических нагрузок, режима дня, здорового питания; планировании семейного бюджета;
способствовать развития рационального подхода к ситуациям в быту.
Обучающие:
научить детей умению формулировать жизненные проблемы в виде математических задач и решать эти задачи;
учить применять математическую терминологию;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.
Примерный ожидаемые результаты:
Учащиеся должны иметь навык видеть в мире математическую задачу и решать ее.
Учащиеся должны уметь:
Рассчитать коммунальные платежи;
Пользоваться кулинарными таблицами объема и массы;
Рассчитать количество калорий, витаминов, минералов и т.д. Расчет режима дня;
Рассчитать проценты по кредиту, вкладу;
Распределить бюджет семьи;
Решать задачи на смекалку.
Учащиеся должны знать:
Свойства пропорции;
Связь математики с бытом;
Правила вычислений процентов.
Учебно–тематический план
№
Название тем
Количество часов
Форма контроля/ аттестации
Всего
Теорет.
Практ.
Модуль №1 «Математика в быту» (36 часов)
1
Вводный урок. ПТБ.
1
0,5
0,5
Беседа, наблюдение
2
Коммунальные платежи
5
1
4
Творческое задание
3
Математика и кулинария
6
1
5
Творческое задание
4
Здоровый образ жизни
6
1
5
Творческое задание
5
Процентные расчеты на каждый день
3
1
2
Анкетирование
6
Кредиты
3
1
2
Наблюдение
7
Банковские вклады
3
1
2
Наблюдение
8
Бюджет семьи
3
1
2
Собеседование
9
Задачи на смекалку
5
1
4
Тестирование
10
Аттестационное занятие
1
0,5
0,5
Тестирование
Итого:
36
9
27
Содержание программы модуля
Тема 1. Вводный урок. ПТБ.
Теория: Знакомство с содержанием программы, со структурой, формами и методами занятий. Правила техники безопасности, ПДД, пожарной безопасности и личной гигиены при работе.
Теория: Нахождение числа по его проценту. Правила нахождения процентов. Инфляция.
Практика: Расчет банковского вклада
Тема 8. Бюджет семьи
Теория: Типология систем управления семейными финансами. Классификация бюджетов семьи. Сетевой ресурс.
Практика: Расчет бюджета семьи
Тема 9. Задачи на смекалку
Теория: Виды логических операций и их свойства. Сюжетные задачи. Решение старинных задач.
Практика: Решение задач на внимание, память, сравнение, комбинации.
Тема 10. Аттестационное занятие
Теория: Обобщение и закрепление навыков, умений и знаний, полученных при изучении модуля
Практика: Решение задач
Модуль №2 «Геометрия для ремонта и строительства»
Цель программы: создание условий для развития математического образа мышления учащихся посредством использования геометрии для ремонта и строительства.
Задачи:
Воспитательные:
содействовать сплочению коллектива и умению взаимодействовать;
формирование культуры труда, совершенствование трудовых навыков.
убедить в необходимости владения конкретными геометрическими знаниями и способами выполнения геометрических преобразований для применения в ремонте и стороительстве;
Развивающие:
способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
способствовать развитию устойчивого интереса к геометрии;
способствовать развития рационального подхода к ситуациям.
Обучающие:
научить детей умению формулировать жизненные проблемы в виде математических задач и решать эти задачи;
учить применять математическую терминологию;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.
Примерный ожидаемые результаты:
Учащиеся должны иметь навык видеть в мире математическую задачу и решать ее.
Определять по уровню вертикаль и горизонталь в пространстве;
Пользоваться строительными таблицами;
Рассчитывать необходимое количество строительного материала.
Учащиеся должны знать:
Строительный шаг;
Понятие угол;
Понятия окружность, дуга, радиус и деаметр.
Учебно–тематический план
№
Название тем
Количество часов
Форма контроля/ аттестации
Всего
Теорет.
Практ.
Модуль №2 «Геометрия для ремонта и строительства» (36 часов)
1
Измерительные приборы в строительстве
3
1
2
Лабораторная работа
2
Вертикаль и горизонталь
3
1
2
Творческое задание
3
Строительный шаг
3
1
2
Лабораторная работа
4
Углы наклона крыши дома
3
1
2
Творческое задание
5
Расчет цемента, песка и щебня
3
1
2
Творческое задание
6
Коэффициент кладки кирпича
3
1
2
Творческое задание
7
Расчет пиломатериала
3
1
2
Творческое задание
8
Геометрия сортового проката
3
1
2
Творческое задание
9
Расчет кафельной плитки
3
1
2
Творческое задание
10
Число π в архитектуре
4
1
3
Наблюдение
11
Арки
4
1
3
Творческое задание
12
Аттестационное занятие
1
0,5
0,5
Тестирование
Итого:
36
11,5
24,5
Содержание программы модуля
Тема 1. Измерительные приборы в строительстве
Теория: Знакомство с тахеометром, уровнем, штангенциркулем, рулеткой и т.д.
Практика: Измерение приборами пространства вокруг себя.
Тема 2. Вертикаль и горизонталь
Теория: Виды строительных уровней. Параллельные прямые. Прямой угол.
Практика: Задачи на построение.
Тема 3. Строительный шаг
Теория: Знакомство с технической документацией. ЕСКД и СПДС. Почему доска, брус, бетонные плиты по 6 метров, а ГКЛ 1,2м. Почему нельзя проектировать дом как вздумается. Строительный шаг.
Практика: Поиск закономерностей размеров строительных материалов. Расчет строительного шага в комнате, классе.
Тема 4. Углы наклона крыши дома
Теория: Определение угла. Определение смежных и вертикальных углов. Сравнение углов. Измерение углов. Обозначение углов на чертеже
Практика: Построение и расчет углов наклона крыши дома
Тема 5. Расчет цемента, песка и щебня
Теория: Знакомство с таблицей «Марки бетона». Применение свойства пропорции для получения разных марок бетона из песка, цемента и щебня.
Практика: Определение количества цемента, песка, щебня для получения нужной марки бетона и заливки определенных размеров фундамента.
Тема 6. Коэффициент кладки кирпича
Теория: Размеры кирпичей одинарных и полуторных. Применение формул для вычисления объема стен. Коэффициент кладки кирпича.
Практика: Расчет количества кирпича и смеси для строительства стен.
Тема 7. Расчет пиломатериала
Теория: Формула вычисления кубатуры досок. Определение количества досок в кубе.
Практика: Расчет пиломатериала
Тема 8. Геометрия сортового проката
Теория: Геометрия сортового проката. Формула и таблица расчета веса металлопроката.
Практика: Калькулятор металлопроката.
Тема 9. Расчет кафельной плитки
Теория: Формулы площади, периметра. Ровная укладка, укладка со смещением и диагональная укладка. Погрешность вычислений.
Практика: Расчет количества керамической плитки на ванную комнату.
Тема 10. Число φ в архитектуре
Теория: Число φ в архитектуре. Золотое сечение. Пропорция и подобие геометрических фигур.
Практика: Поиск числа φ в архитектурных памятниках искусства.
Тема 11. Арки
Теория: Арочные системы с точки зрения геометрии. Классификация арок: основные разновидности. Понятия окружность, радиус, диаметр, дуга для вычисления арок.
Практика: Расчет арки.
Тема 12. Аттестационное занятие
Теория: Обобщение и закрепление навыков, умений и знаний, полученных при изучении модуля
Практика: Решение задач
Модуль №3 «Математические проекты»
Цель программы: создание условий для развития математического образа мышления учащихся посредством использования математики в проектной деятельности.
Задачи:
Воспитательные:
содействовать сплочению коллектива и умению взаимодействовать;
формирование культуры труда и быта, совершенствование трудовых навыков.
убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в проектной деятельности;
Развивающие:
способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
способствовать развитию устойчивого интереса к новым видам деятельности;
способствовать развития рационального подхода к ситуациям.
Обучающие:
научить детей умению формулировать жизненные проблемы в виде математических задач и решать эти задачи;
учить применять математическую терминологию;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.
Примерный ожидаемые результаты:
Учащиеся должны иметь навык видеть в мире математическую задачу и решать ее.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять математические творческие проекты;
Проводить простые математические исследования;
Анализировать и оценивать полученный результат.
Учащиеся должны знать:
Этапы выполнения проекта.
Учебно–тематический план
№
Название тем
Количество часов
Форма контроля/ аттестации
Всего
Теорет.
Практ.
Модуль №3 «Математические проекты» (36 часов)
1
Творческий проект и его этапы
1
0,5
0,5
Беседа
2
Требование к творческому проекту
2
1
1
наблюдение
3
Творческий проект «Экология глазами математика»
3
1
2
Творческое задание
4
Математические исследования
4
1
3
Творческое задание
5
Решение задач
3
1
2
Творческое задание
6
Анализ вычислений, выводы
3
1
2
Творческое задание
7
Презентация и самооценка
2
1
1
Творческое задание
8
Творческий проект «ВОВ в математических задачах»
3
1
2
Беседа
9
Математические исследования
4
1
3
Творческое задание
10
Решение задач, сравнение чисел.
3
1
2
Творческое задание
11
Анализ вычислений, выводы
3
1
2
Творческое задание
12
Презентация и самооценка
2
1
1
Творческое задание
13
Аттестационное занятие
1
0,5
0,5
Тестирование
14
Итоговая аттестация
2
0,5
1,5
Тестирование
Итого:
36
12,5
23,5
Содержание программы модуля
Тема 1. Творческий проект и его этапы
Теория: Виды и типы творческих проектов. Этапы выполнения проекта.
Практика: Составление плана проекта по его этапам
Тема 2. Требование к творческому проекту
Теория: Требование к творческому проекту.
Практика: Изучение требований к творческому проекту.
Тема 3. Творческий проект «Экология глазами математика»
Теория: Изучение ранее написанных проектов на тему «Экология глазами математика».
Практика: Решение задач
Тема 4. Математические исследования
Теория: Количественная оценка состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека.
Практика: Изучение статистики. Опыты.
Тема 5. Решение задач
Теория: Изучение методик расчетов экологических задач. Приближенные вычисления.
Практика: Решение экологических задач
Тема 6. Анализ вычислений, выводы
Теория: Анализ решенных экологических задач.
Практика: Выводы
Тема 7. Презентация и самооценка
Теория: Виды презентаций. Самоанализ.
Практика: Составление презентации
Тема 8. Творческий проект «ВОВ в математических задачах»
Теория: Изучение ранее написанных проектов на тему «ВОВ в математических задачах»
Практика: Решение задач
Тема 9. Математические исследования
Теория: Количественная оценка состояния вооружения и армии участников ВОВ
Практика: Изучение статистики фактов ВОВ
Тема 10. Решение задач, сравнение чисел.
Теория: Изучение методик расчетов военных задач. Приближенные вычисления.
Практика: Решение задач
Тема 11. Анализ вычислений, выводы
Теория: Анализ решенных задач.
Практика: Выводы. Оценка вклада участников ВОВ в победу.
Тема 12. Презентация и самооценка
Теория: Виды презентаций. Самоанализ.
Практика: Составление презентации
Тема 13. Аттестационное занятие
Теория: Обобщение и закрепление навыков, умений и знаний, полученных при изучении модуля
Практика: Решение задач
Тема 14. Итоговая аттестация
Теория: Обобщение и закрепление навыков, умений и знаний, полученных при изучении программы «Курс практической математики»
Практика: Тестирование
Обеспечение программы
Методическое обеспечение
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого;
ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и
обучающегося;
принцип системности и последовательности – знание в программе даются в
определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на
практике.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
наглядные методы: презентации, демонстрации измерительных приборов, макетов, рисунков, плакатов, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
практические методы: решение задач, выполнение чертежей и эскизов, измерения. Данные методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
Сочетание словесного и наглядного методов учебно-воспитательной деятельности, воплощённых в форме рассказа, беседы, творческого задания, позволяют психологически адаптировать ребёнка к восприятию материала, направить его потенциал на познание математики, расширению кругозора.
Занятие состоит из следующих структурных компонентов:
1 Организационный момент, характеризующийся подготовкой учащихся к занятию;
2 Повторение материала, изученного на предыдущем занятии;
3 Постановка цели занятия перед учащимися;
4 Изложение нового материала;
5 Практическая работа;
6 Обобщение материала, изученного в ходе занятия;
7 Подведение итогов;
8 Уборка рабочего места.
Материально-техническое оснащение программы
Для проведения теоретических занятий необходимы:
учебный кабинет;
компьютер;
проектор.
Для практических занятий необходимы:
тетрадь в клетку;
карандаш, ручка, ластик, линейки, транспортир;
простейшие строительные измерительные приборы;
Список литературы
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2016.
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. - СПб.:Москва, 2019.
В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 2017.
Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2017
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 2016. – 336 с
Перельман Я.И. «Живая математика». М. «Наука», 2018 г.
ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2017.
В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике» Глобус, Москва,2018 .
М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа.2016.
Интернет ресурсы.
http://ru.wikipedia/org/wiki
http:/images.google.ru/
http://www.encyclopedia.ru/
http://mega.km.ru/
Календарно-тематический план
№
Название тем
Количество часов
Группа
Дата проведения занятия
Модуль №1 «Алгебра в практике» (30 часов)
1
Различные приемы быстрого счета
3
2
Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа и акции)
3
3
Сложные проценты и годовые ставки банков
3
4
Процентные вычисления в жизненных ситуациях (голосование)
3
5
Теория графов
3
6
Различные способы решения квадратных уравнений
3
7
Приближенные методы извлечения квадратного корня
3
8
Логика и жизнь
3
9
Арифметическая и геометрическая прогрессия
3
10
Методы решения неравенств
2
11
Аттестационное занятие
1
Модуль №2 «Геометрия вокруг нас» (42 часа)
1
Многоугольники.
3
2
Этот удивительный прямоугольный треугольник
3
3
Решение логических задач на использование теоремы Пифагора
3
4
Определения высоты объекта по длине его тени
3
5
Определение высоты объекта при помощи булавок
3
6
Определение высоты объекта при помощи шеста
3
7
Подобие в литературных произведениях.. Определение высоты объекта способом Жюля Верна.