kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Авиация и космонавтика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:

  • формирование и развитие интереса обучающихся к авиационной, ракетной и космической технике,
  • создание необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения обучающихся,
  • обучение  технически грамотному строительству моделей самолетов,  ракет.

Ценность работы обучающихся в объединении определяется исходя из того, какие навыки, умения (приобретенные при обучении) будут ими использованы в будущей практической деятельности.

Теоретические сведения из курса физики, математики, геометрии, черчения надо сообщать в объеме, необходимом для осмысленного выполнения намеченной практической работы и понимания физических основ полета.

Основная цель теоретических занятий – объяснить в главных чертах конструкцию и принцип действия летательного аппарата, не вникая во второстепенные детали.

Ожидаемые результаты :

  • приобретение знаний, умений, навыков при работе на станках, приборах и различными инструментами,
  • применение полученных знаний при конструировании и изготовлении моделей самолетов, ракет,
  • участие в соревнованиях, выставках, конкурсах, показательных выступлениях,
  • присвоение спортивных разрядов,
  • приобретение знаний об авиации, космонавтике и ракетной технике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Авиация и космонавтика»»



Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Станция юных техников»

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры









Дополнительная общеобразовательная

программа технической направленности

«Авиация и космонавтика»

(первого года обучения)

Возраст учащихся 10-14 лет

Срок реализации 1 год






подготовил

педагог дополнительного образования

Божедомов Геннадий Алексеевич



























г.Ханты-Мансийск

2018



Пояснительная записка


  Программа дополнительного образования «Авиация и космонавтика» составлена на основе Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки РФ № 504 от 26.06.2012 г.), в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом МБУДО СЮТ, письмом Министерства образования от 11.12.2006 г. РФ№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Международной Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г.

Программа модифицированная, технической направленности. Объединение «Авиация и космонавтика» занимает среднее и старшее звено в единой цепи творческого развития школьников на СЮТ. Программа носит вариативный характер и рассчитана на учащихся от 10 до 14 лет. Всего часов за год 216 часа, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Число детей в группе: минимальное – 7 чел., максимальное – 10 чел.

Высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, внедрение достижений технического процесса во все отрасли, непрерывно возрастающий объем научной и технической информации - все это требует значительного улучшения подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению техническими знаниями, развития у школьников творческого мышления. В профессиональной ориентации школьников, в выборе каждым учащимся жизненного пути немалую роль может сыграть техническое творчество.

Авиаракетомоделирование является массовым и увлекательным средством широкого распространения среди обучающихся начальных знаний по авиации, космонавтике, средством способствующим воспитанию патриотизма, любви к Родине.

Актуальность программы:

- аэрокосмическое образование учащихся;

- воспитание спортсменов – разрядников;

- повышение статуса спортивно – технических видов спорта.

Цель программы:

  • формирование и развитие интереса обучающихся к авиационной, ракетной и космической технике,

  • создание необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения обучающихся,

  • обучение технически грамотному строительству моделей самолетов, ракет.

Ценность работы обучающихся в объединении определяется исходя из того, какие навыки, умения (приобретенные при обучении) будут ими использованы в будущей практической деятельности.

Теоретические сведения из курса физики, математики, геометрии, черчения надо сообщать в объеме, необходимом для осмысленного выполнения намеченной практической работы и понимания физических основ полета.

Основная цель теоретических занятий – объяснить в главных чертах конструкцию и принцип действия летательного аппарата, не вникая во второстепенные детали.

Основные задачи программы:

  • обучающие

  • познакомить учащихся с историей развития авиационной, ракетно-космической техники, с новейшими достижениями авиации, космонавтики,

  • научить учащихся основными приемами работы с различными материалами,

  • закреплять и расширять знания, полученные на занятиях,

  • обучать приемами черчения и технологии изготовления деталей модели.

  • развивающие

  • развивать самостоятельность, творческое мышление в работе,

  • пробуждать любознательность и интерес к авиационной, космической технике,

  • развивать изобретательность и интерес к поисковой творческой деятельности через игровые технологии.

  • проводить диагностику итоговых знаний и умений, делать анализ результатов.

  • воспитывающие

  • учить проявлять чувство товарищества и коллективизма,

  • сформировать уважительное отношение к различным видам ручного труда,

  • воспитывать эстетическую культуру личности средствами изготовления моделей авиационной, космической техники.

Для них программой предусмотрено знакомство с историей развития авиационной, ракетно-космической техники, с элементарными понятиями теории реактивного движения и др. Основная часть времени отводится на практические занятия.

Эти ребята также решают несложные технические задачи по конструированию моделей самолетов, ракет, выполняют посильные расчеты. При этом обучающиеся учатся формулировать поставленные задачи, определяя их физическую и техническую суть, намечая возможные варианты решения, изготавливают несложные модели самолетов, ракет. Деятельность объединения была бы неполной без экспериментальной работы. К ней можно отнести и улучшение летных качеств моделей, конструирование приспособлений и отработку технологии изготовления, постройку моделей-копий самолетов, ракет и ракетоносителей. Также спроектированных моделей ракет по условиям конкурса «Космос». (Тема «Проектирование и изготовление макетов и моделей по условиям конкурса «Космос»). Программой предусмотрены классификационные соревнования по ракетомодельному спорту.

В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:

- наблюдение,

- анкетирование

проводиться с целью выявления отношений учащихся к занятиям техническим творчеством с различными материалами,

- тестирование

проводиться с целью выявления склонностей учащихся к занятиям техническим творчеством в лаборатории, самооценки, мотивации, познавательных интересов.


Ожидаемые результаты :

  • приобретение знаний, умений, навыков при работе на станках, приборах и различными инструментами,

  • применение полученных знаний при конструировании и изготовлении моделей самолетов, ракет,

  • участие в соревнованиях, выставках, конкурсах, показательных выступлениях,

  • присвоение спортивных разрядов,

  • приобретение знаний об авиации, космонавтике и ракетной технике.


После завершения обучения по данной программе

обучающиеся будут знать:

- правила техники безопасности и охраны труда при работе на станках и различными инструментами,


  • основы теории полета, конструкцию ракетных двигателей,

  • историю авиации, космонавтики и ракетной техники, историю развития ракетомодельного спорта,

  • правила проведения соревнований, оформление технической документации.

  • правила ФАИ,

  • основные понятия о баллистике ракет,

  • основы аэродинамики,

  • организацию и проведение соревнований.

  • элементарные понятия о реактивном движении,

  • основы метеорологии,

  • основы проектирования и изготовления моделей,

  • основы подготовки, проведения тренировок и соревнований.

обучающиеся будут уметь:

  • применять на практике навыки столярного и слесарного дела,

  • применять знания школьных предметов – геометрии, математики, химии, физики, черчения и других в практической деятельности,

  • работать на станочном оборудовании,

  • читать чертежи и в масштабе вычерчивать рабочие чертежи,

  • самостоятельно конструировать и изготавливать детали моделей и производить их сборку,

  • применять знания метеорологии на практических занятиях, соревнованиях.

Кроме получения типовых знаний и умений, обучающиеся приобретают и познавательный интерес к авиаракетомоделированию. С вводом в программу таких тем как: «Проектирование и изготовление макетов и моделей по условиям конкурса «Космос», обучающиеся развивают воображение, мышление, конструкторские решения, стремление к творчеству.

Анализ существующих типовых программ с учетом местных условий, материально-технической базы, возрастных особенностей учащихся и учебно-воспитательного процесса на Станции юных техников позволяет сделать вывод, что все предлагаемые программы морально устарели (Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Москва.Просвещение.1988., В.С.Рожков.Авиамодельный кружок.Москва.Просвещение.1978.) Новизна этой программы в том, что с изменением требования к спортивным моделям ракет, обновились технологические процессы по изготовлению моделей с учетом внедрения новейших материалов и запросы учащихся о более глубоких знаниях в области аэрокосмического образования, развития и моделирования авиаракетно-космической техники. С этой целью была разработана данная программа и апробирована в объединении «Авиация и космонавтика».

По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ.


























Учебно-тематический план

№ №

Название темы

Всего

Теория

Практика

Изготовление макетов, моделей планеров и самолетов из пенопласта. Изготовление моделей ракетно-космической техники.

Вводное занятие – цель и задачи работы объединения. Вопросы техники безопасности. Организационные вопросы.

2

2

-

Планеры и их модели

18

1

17

Самолеты и их модели

20

1

19

Проектирование и изготовление макетов и моделей авиационной техники.

20

1

19

Одноступенчатая модель ракеты. Технология изготовления, материалы, оборудование.

20

2

18

Парашют модели ракеты. Склейка, сборка, крепление к модели, укладка парашюта.

10

1

9

Ракетные двигатели. Установка двигателей на модель. Способы крепления и размещения.

8

2

6

Основы теории полета. Понятие о центре тяжести и центре давления. Расчет высоты и скорости полета модели ракеты.

2

1

1

Искусственные спутники земли, орбитальные станции, луноходы, марсоходы и др. Чертеж, постройка. Технологическая оснастка. Материалы, инструмент, оборудование.

22

4

18

Модели ракет класса S3,6. Чертеж, постройка.

22

3

19

Проектирование и изготовление макетов и моделей по условиям конкурса «Космос».

20

2

18

Проектирование и изготовление макетов и моделей космической техники.

24

6

18

Стартовое устройство. Конструирование и изготовление. Космодром «Байконур». Прошлое и настоящее.

14

3

11

Подготовка моделей к соревнованиям. Оформление технической документации. Работа стартов. Определение результатов.

12

2

10

Заключительное занятие. Оценка результатов работы кружка за учебный год. Итоговая выставка моделей.

2

2

-


ИТОГО:

216

33

183














Календарно-тематический план


Раздел

Теоретическая часть

Кол-во

часов

Практическая часть

Кол-во

часов

Всего

часов

Дата

Изготовление макетов, моделей планеров и самолетов из пенопласта. Изготовление моделей ракетно-космической техники. - 294 часа.


1.Вводное

занятие

Цель и задачи объединения.

Основы техники безопасности труда.

1

Изготовление бумажной летающей модели «Планер».



1


  1. Планеры и их модели




1.Беседа «Планирующий полет».

2.Правила обработки материалов.


3.Конструкции современных планеров.


4.Планеризм.



5.Дельтаплан, разновидность планера


6.Правила безопасной работы: с клеем, с колющими инструментами.




7.Способы запуска планеров.



8.Правила запуска модели.

1


Изготовление схематических моделей планеров.

1.Чертёж модели планера.


2.Подготовка материалов.



3. Изготовление фюзеляжа.



4.Изготовление киля.



5.Изготовление стабилизатора



6. Изготовление крыла:
- изготовление центроплана крыла;
- изготовление " Ушек " крыла;
- изготовление пилона крыла.

7.Регулировка и запуск моделей планеров.



17




18








  1. Самолеты и их модели





1.Первые испытания и способы изготовления самолетов.



2.Гражданские и военные самолеты.



3.Основные элементы конструкции самолетов.



4.Работа воздушного винта.



5.Реактивные самолеты.

6. Правила безопасной работы.








7. Ведущие авиаконструкторы страны.

1


Изготовление схематической резиномоторной модели самолета.


1.Выполнение чертежей основных деталей модели в натуральную величину.


2.Изготовление крыла.



3.Изготовление кромок стабилизатора, крючка для резиномотора.


4.Изготовление шасси, винта.


5. Сборка модели:

-крепление к силовой рейке хвостового оперения, винта с подшипником, шасси, подвешивание резиномотора;

- нахождение ЦТ модели;

-установка крыла и его закрепление.

19






20






















  1. Проектирование и изготовление макетов и моделей

авиационной техники.




1.Беседа «Проектирование моделей».

2.Правила обработки материалов.


3.Конструкции современных самолетов.


4.Модели военной техники.



5.Биплан, площадь крыла.


6.Правила безопасной работы: с клеем, с колющими инструментами.




7.Способы запуска моделей.



8.Правила запуска модели.

1


Изготовление схематических моделей планеров.

1.Чертёж модели планера.


2.Подготовка материалов.



3. Изготовление фюзеляжа.



4.Изготовление киля.



5.Изготовление стабилизатора



6. Изготовление крыла:
- изготовление центроплана крыла;
- изготовление " Ушек " крыла;
- изготовление пилона крыла.

7.Регулировка и запуск моделей планеров.



8.



19




20








5.Одноступенчатая модель ракеты







1.Основные части ракеты и модели.


2..Компоновка модели, ее основные параметры.


3.Материалы и инструменты, применяемые при изготовлении моделей ракет.


4.Понятие о технической эстетике.

2


Изготовление бумажной летающей модели:


1.Изготовление корпуса модели.


2. Изготовление стабилизаторов.


3.Изготовление обтекателя.


4.Склейка деталей ракеты.


5 Изготовление двигательного отсека.


6.Сборка, оснастка и покраска модели.

18










20

















6. Парашют модели ракеты.


1.Изобретатель парашюта Г.Е. Котельников.



2.Виды парашютов, основные элементы.



3.Простейшие расчеты скорости и времени снижения модели на парашюте.



4. Материалы для изготовления парашютов.



5.Правила безопасной работы.






1






Изготовление парашюта

1.Изготовление шаблонов купола парашюта.

Вырезание купола парашюта.


2. Изготовление стапеля для укладки строп парашюта.

Намотка нитей строп соответствующей длины и количества.

  1. 3.Разметка мест крепления строп парашюта.

  2. Отметить места пересечения линий шаблона купола и мест крепления строп.. Закрепить в местах пересечения нитку стропы скотчем.

  3. 4.Укладка парашюта.

  4. Проверить надежность крепления строп, обсыпать купол и стропы парашюта тальком.

  5. 5.Крепление парашюта к системе спасения модели ракеты.


6. Изготовление амортизатора.



9



10

































7. Ракетные двигатели




1.Понятие о реактивной силе.

2.Виды реактивных двигателей.


3.Техника безопасности при работе с двигателями.


4.Труды отечественных изобретателей и ученых – Ф.А.Цандера, К.И. Константинова, А.Д.Засядько.


2


Установка двигателей на модели ракет.

1.Способы крепления.


2.Подготовка двигателя.



3.Изготовление пыжей.


4.Конструкции двигательных отсеков.






6




8















8. Основы теории полета.



1.Элементарные сведения о теории полета моделей ракет.




2.Понятие о центре тяжести и центре давления. Устойчивый полет.




3.Влияние внешних сил на полет модели.




4.Скорость и высота полета модели ракеты.


1



1. Расчет высоты и скорости полета моделей ракет.

2.Определение центра тяжести модели


1



2








9.Ракетоносители, искусственные

спутники земли.





1.Технологическая оснастка (чертежи, шаблоны, оправки)



2.Материалы для постройки моделей.



3. Правила безопасной работы.

4


Изготовление моделей ракетоносителей, искусственных спутников земли.


1.Выполнение чертежей основных деталей модели в натуральную величину.


2.Изготовление деталей моделей.



3.Сборка и окраска моделей.

18






22














10. Модели ракет класса S3,6.



1.Технологическая оснастка (чертежи, шаблоны, оправки)



2.Материалы для постройки моделей.



3. Правила безопасной работы.


3


.Изготовление моделей ракет на продолжительность полета.



1.Выполнение чертежей основных деталей модели в натуральную величину.


2.Изготовление деталей моделей.



3.Сборка моделей.



19






22



11. Проектирование и изготовление макетов и моделей по условиям конкурса «Космос»


1.Технологическая оснастка (чертежи, шаблоны, оправки)



2.Материалы для постройки моделей.



3. Правила безопасной работы.


2


Изготовление моделей ракет на продолжительность полета.



1.Выполнение чертежей основных деталей модели в натуральную величину.


2.Изготовление деталей моделей.



3.Сборка моделей.



18






20



12.Проектирование и изготовление макетов и моделей космической техники.


1.Технологическая оснастка (чертежи, шаблоны, оправки)



2.Материалы для постройки моделей.



3. Правила безопасной работы.


6


Изготовление моделей ракет на продолжительность полета.



1.Выполнение чертежей основных деталей модели в натуральную величину.


2.Изготовление деталей моделей.



3.Сборка моделей.



18






24


.

13. Стартовое устройство.




1.Ракетно-космический комплекс Байконур.


2.Сооружения для запуска ракет.


3.Стартовая установка для запуска моделей ракет.



3


Конструирование стартовой установки:

1.Изготовление стартовой установки.



2.Изготовление пульта запуска.


3.Испытание.




11




14











14. Подготовка моделей к соревнованиям.




1.Оформление технической документации.


2.Работа стартов.


3.Определение результатов.














2


Подготовка моделей к соревнованиям.


1.Подготовка стартового ящика для транспортировки моделей.



2.Подготовка стартовой установки.


3.Предстартовая подготовка.


4.Определение результатов.





10





12













15.Заключительное занятие


  1. Оценка результатов работы объединения за учебный год.


2


Итоговая выставка моделей.



2




ИТОГО:

33


183

216






















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Изготовление макетов, моделей планеров и самолетов из пенопласта. Изготовление моделей ракетно-космической техники - 216 часов.


Тема 1: Вводное занятие – 2 часа

Теоретическая часть

Цель и задачи объединения.

Основы техники безопасности труда.

Изготовление бумажной летающей модели «Планер».



Тема 2: Планеры и из модели – 18 часов

Теоретическая часть – 1 час

1.Беседа «Планирующий полет».

2.Правила обработки материалов.
3.Конструкции современных планеров.
4.Планеризм.
5.Дельтаплан, разновидность планера

6.Правила безопасной работы: с клеем, с колющими инструментами.
7.Способы запуска планеров.

8.Правила запуска модели.

Практическая работа – 17 часов

Изготовление схематических моделей планеров.

1.Чертёж модели планера.

2.Подготовка материалов.

3. Изготовление фюзеляжа.

4.Изготовление киля.

5.Изготовление стабилизатора

6. Изготовление крыла:
- изготовление центроплана крыла;
- изготовление " Ушек " крыла;
- изготовление пилона крыла.

7.Регулировка и запуск моделей планеров.

8.Соревнования с изготовленными моделями.



Тема 3: Самолёты и их модели – 20 часов

Теоретическая часть – 1 час

1.Первые испытания и способы изготовления самолетов.

2.Гражданские и военные самолеты.

3.Основные элементы конструкции самолетов.

4.Работа воздушного винта.

5.Реактивные самолеты.

6. Правила безопасной работы.

7. Ведущие авиаконструкторы страны.

Практическая работа – 19 часов

Изготовление схематической резиномоторной модели самолета.

1.Выполнение чертежей основных деталей модели в натуральную величину.

2.Изготовление крыла и нервюр.

3.Изготовление кромок стабилизатора, крючка для резиномотора.

4.Изготовление шасси, винта.

5. Сборка модели:

-крепление к силовой рейке хвостового оперения, винта с подшипником, шасси, подвешивание резиномотора;

- нахождение ЦТ модели;

-установка крыла и его закрепление.

6.Регулировочные запуски, соревнования.


Тема 4. Проектирование и изготовление макетов и моделей авиационной техники –

20 часов.

Теоретическая часть – 1 час

Технологическая оснастка (чертеж, шаблоны, оправки). Материалы для постройки моделей.


Практическая часть – 19 часов

Изготовление деталей модели. Склейка и крепление парашюта к модели. Сборка и окраска моделей авиационной техники.



Тема 5. Одноступенчатая модель ракеты – 20 часов.

Теоретическая часть – 2 часа

Основные части ракеты и модели. Компоновка модели, ее основные параметры. Материалы и инструменты, применяемые при изготовлении моделей ракет. Понятие о технической эстетике.



Практическая часть – 18 часов

Изготовление одноступенчатой модели ракеты – выпиливание стабилизаторов, склейка корпуса и направляющих колец, вытачивание головного обтекателя. Сборка и окраска модели.



Тема 6. Парашют модели ракеты – 10 часов.

Теоретическая часть – 1 час

Изобретатель парашюта Г.Е.Котельников. Виды парашютов, основные элементы. Простейшие расчеты скорости и времени снижения модели на парашюте. Материалы для изготовления парашютов.


Практическая часть – 9 часов

Изготовление парашюта. Склейка, сборка, крепление к модели ракеты и укладка парашюта.


Тема 7. Ракетные двигатели – 8 часов.

Теоретическая часть – 2 часа

Понятие о реактивной силе. Виды реактивных двигателей. Техника безопасности при работе с двигателями. Труды отечественных изобретателей и ученых – Ф.А.Цандера, К.И.Константинова, А.Д.Засядько.


Практическая часть – 6 часов

Установка двигателей на модели ракет. Способы крепления. Запуск двигателей на стенде.


Тема 8. Основы теории полета – 2 часа.

Теоретическая часть – 1 час

Элементарные сведения о теории полета моделей ракет. Понятие о центре тяжести и центре давления. Устойчивый полет. Влияние внешних сил на полет модели. Скорость и высота полета моделей ракет. Работы К.Э.Циолковского.


Практическая часть – 1 час


Работа на аэродинамической трубе. Расчет высоты и скорости полета моделей ракет.


Тема 9. Искусственные спутники земли, орбитальные станции, луноходы,

марсоходы – 22 часа.

Теоретическая часть – 4 часа

Технологическая оснастка (чертежи, шаблоны, оправки). Материалы для постройки моделей.


Практическая часть – 18 часов

Изготовление деталей моделей спутников, орбитальных станций, сборка и окраска моделей.


Тема 10. Модели ракет класса S3,S6 – 22 часа.

Теоретическая часть – 3 часа

Модели на продолжительность полета S 6. Разработка и изготовление моделей названных классов. Технологическая оснастка.

Практическая часть – 19 часов

Изготовление моделей на высоту и продолжительность полета. Чертеж, изготовление шаблонов, оправок. Окраска и отделка моделей.


Тема 11. Проектирование и изготовление макетов и моделей по условиям конкурса «Космос» – 20 часов.

Теоретическая часть – 2 часа

Выбор схемы модели. Вычерчивание чертежа. Постройка, оснастка моделей ракетопланов.

Практическая часть – 18 часов

Изготовление моделей ракетопланов самолетной схемы. Запуск моделей.

Тема 12. Проектирование и изготовление макетов и моделей космической техники –

24 часа.

Теоретическая часть – 6 часов

Технологическая оснастка (чертеж, шаблоны, оправки). Материалы для постройки моделей.


Практическая часть – 18 часов

Изготовление деталей модели. Склейка и крепление парашюта к модели. Сборка и окраска двухступенчатой модели ракеты.


Тема 13. Стартовое устройство – 14 часов.

Теоретическая часть – 3 часа

Ракетно-космический комплекс Байконур. Сооружения для запуска ракет. Стартовая установка для запуска моделей ракет.

Практическая часть – 11 часов

Конструирование и изготовление стартовой установки для запуска моделей ракет. Испытания.





Тема 14. Подготовка моделей к соревнованиям, показательным выступлениям – 12 часов.

Теоретическая часть – 2 часа

Подготовка моделей к соревнованиям. Оформление технической документации. Техника безопасности на старте.


Практическая часть – 10 часов


Подготовка стартового ящика для транспортировки моделей. Подготовка стартовой установки. Работа стартов. Определение результатов.


Тема 15. Заключительное занятие – 2 часа.

Теоретическая часть – 2 часа

Оценка результатов работы кружка за учебный год. Итоговая выставка моделей.










МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Педагогические условия реализации программы: для успешной реализации программы педагогу самому надо иметь знания и умения по авиа и ракетоконструированию. Педагог должен иметь навыки работы на компьютере.

Одно из условий освоения программы – стиль общения педагога с учащимися на основе личностно-ориентированной модели. Однако место педагога в обучении учащихся конструированию меняется по мере овладения ими знаниями, умениями, навыками.. Его задача на этом этапе – содействовать развитию инициативы, выдумки, творчества. Поэтому педагогу необходимы и общепедагогические знания и умения – учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащихся, умение общаться с учащимися и т.д.


Психологические условия реализации программы: реализация программы предполагает создание ситуации успеха для каждого учащегося через формирование способности интегрировать ранее полученные знания, опыт; через усвоение общезначимых ценностей и норм; владение навыками самообразования; через умение сформировать личную позицию творца. Педагог ориентирует учащегося на высокое качество, помогает определиться с выбором своего увлечения, приобрести первоначальные навыки в мастерстве и открывает для него мир в творчество.


В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов обучения:

  • словесные;

  • наглядные;

  • игровые;

  • практические;

  • репродуктивные;

  • проблемно-поисковые;

  • эвристические;

  • проектный метод.


Формы учебной работы:

  • занятия ознакомительно-информационного характера;

  • практические занятия, на которых полученные знания закрепляются выполнением конкретных заданий;

  • подведение итогов по теме с последующим проведением контрольного задания;

  • разбор и объяснение ошибок, допущенных при выполнении задания.


Приёмы педагогического воздействия:

  • Общеразвивающие упражнения, задания;

  • Игровые упражнения, задания;

  • Повторные упражнения, задания;

  • Соревновательные упражнения, задания;

  • Контрольные задания.

  • Методика контроля: оценивание степени выраженности показателей и критериев успешности освоения образовательной программы, личностного развития обучающихся.


Формы контроля:

1.По признаку последовательности: текущий, промежуточный, итоговый;

2.По периодичности: эпизодический, периодический;

3.По объекту контроля: обобщающий, фронтальный, тематический, персональный, обзорный.


Методы контроля: наблюдение, собеседование, опрос устный, тестирование, зачётные и контрольные упражнения, творческие задания по выполнению моделей, защита проекта.

Результативность обучения по программе «Авиация и Космонавтика» проводится в виде входного, текущего и итогового контроля, что помогает не только скоординировать последующие темы занятий, но и выявить разноуровневые категории учащихся.

Входной контроль осуществляется в начале учебного года в виде беседы, конкурса, вводного тестирования и др., и наблюдения за выполнением простейшей практической работы. Это позволяет выявить обученность учащихся и готовность их к занятиям в объединении.

Текущий контроль проводится в середине учебного года в виде наблюдения за выполнением практического задания и знанием теоретического материала. Это помогает оценить успешность выбранных форм и методов обучения и при необходимости скорректировать их.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года и позволяет определить качество усвоения учащимися образовательной программы, реальную результативность учебного процесса.

Для проведения итогового мониторинга разработана диагностическая карта, в которые внесены показатели уровня знаний, умений и навыков учащихся объединения. Результативность обучения по программе оценивается по пятибалльной системе: высокий уровень – 5баллов, средний уровень – 3 балла, низкий уровень – 1 балл.

В объединении принято различать три уровня освоения образовательной программы:

I уровень – высокий (оптимальный)

II уровень – средний (достаточный)

III уровень – низкий (минимальный)


Высокий уровень освоения программы – это тот оптимальный результат, который закладывается в ожидаемые результаты. Высокий уровень освоения программы означает, что учащиеся освоили материал в полном объеме, могут применять полученные знания, умения, навыки в разных ситуациях, занимают призовые места в соревнованиях.

Средний уровень – предполагает освоение программы в достаточном объеме, т.е. самое главное, основное учащийся освоил и может применять полученные знания, умения, навыки в привычной ситуации, в основном самостоятельно или с небольшой помощью педагога. Учащийся стабильно занимается, проявляет устойчивый интерес к занятиям, принимает участие в конкурсах, выставках и соревнованиях.

Низкий уровень освоения программы предполагает, что учащийся освоил тот минимум, который позволяет ему применять полученные знания, умения, навыки в привычной ситуации, но в основном с помощью педагога.

Проведение мониторинга качества образования помогает педагогу отслеживать результаты качества обучения через систему мониторинговых наблюдений по образовательной программе, позволяет объективно оценить состояние педагогического мастерства педагога, его потенциальные возможности, определить пути и средства совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом.

Главные требования при выборе формы

– она должна быть понятна учащимся; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у учащегося позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха.

Итоги реализации дополнительной общеобразовательной программы «Авиация и Космонавтика» могут проводится в форме участия в выставках, в соревнованиях.










Условия реализации программы

Для реализации программы «Авиация и космонавтика» необходимы следующие условия:

Материально – техническое оснащение.

  1. Станки –

    • комбинированный по дереву,

    • сверлильный,

    • заточной,

    • токарно-винторезный,

    • электролобзик,

    • шлифмашинка,

    • воздушный компрессор.


  1. Инструмент-

- плоскогубцы, - напильники,

- пассатижи, - стальная щетка,

- круглогубцы, - сверла,

- отвертки, - резьбонарезной инструмент,

- молоток, - рубанок,

- ножовка по металлу, - ручная дрель,

- киянка, - линейки,

- ножовка по дереву, - штангенциркуль,

- стамески, - микрометр,

- весы с разновесами, - угольник,

- тестер, - эл. паяльник,

- ножи

  1. Материалы –

- древесина, - фанера,

- стеклоткань, - микалентная бумага,

- лавсан, - резина,

- картон, - листовые металлы,

- нитки, - проволока,

- клей, - олово,

- нитрокраска, - крепеж,

- нитролак, - углеволокно.


  1. Дополнительное оборудование –

    • ракетные двигатели,

    • зарядное устройство,

    • аккумуляторы.


Обеспечение программного материала.

  1. Технические средства обучения

    • компьютер,

    • магнитофон.



  1. Учебно- наглядные пособия

    • учебные плакаты,

    • информационный стенд,

    • наглядные пособия,

    • схемы, чертежи.





Список используемой литературы


  1. Антонов А.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов Москва, Просвещение, 1982

  2. Гоевский О.К. Авиамоделирование. М.:ДОСААФ, 1990

  3. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России -М.: Машиностроение, 1989

  4. Ермаков А.М. простейшие авиамодели -М.: Просвещение, 1984

  5. Рожков В.С. Авиамодельный кружок -Просвещение, 1986; Спортивные модели ракет, 1984.

  6. Лагутин О.В. Самолёт на столе -М.:ДОСААФ, 1988

  7. Вилле Р.И. Постройка летающих моделей-копий -М.:ДСААФ, 1986

  8. Павлов А.П. Твоя первая модель -М.:ДОСААФ, 1979

  9. В.А. Заворотов. От идеи до модели - М.: «Просвещение», 1988

  10. Столяров Ю.С. Космос в ладонях. М. ДОСААФ, 1984.

  11. Кротов И.В., Модели ракет, М. Просвещение, 1979.


Журналы

    • «Авиация и космонавтика»,

    • «Авиационно-космический курьер»,

    • «Моделист- конструктор»,

    • «Ключ на старт»,

    • «Крылья Родины»,

    • «Юный техник».

    • «Новости космонавтики».

































5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Божедомов Геннадий Алексеевич

Дата: 04.10.2018

Номер свидетельства: 479624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Космическая техника»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_programma_tekhnicheskoi_napravlennosti_kos"
    ["file_id"] => string(6) "479622"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1538625586"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства