kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мир фантазий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мир фантазий» имеет художественную направленность и ориентирована на развитие творческих способностей детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мир фантазий»»












Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Мир фантазий»

художественной направленности



























Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мир фантазий» имеет  художественную направленность и ориентирована на развитие творческих способностей детей.


Актуальность

Все дети любят рисовать и делать поделки. Работа с разнообразными материалами развивает у ребенка художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение. Лист бумаги, краски, цветная бумага, ножницы и пластилин помогают детям познавать мир и рассказывать о нем, передавать свои эмоции, впечатления. Художественная деятельность предоставляет возможность детям почувствовать себя творцом, укрепить уверенность в себе, пробудить творческий потенциал, научиться моделировать коммуникативный процесс в общении.

Рисунок, лепка и аппликация являются одной из доступных форм творчества. В своих работах ребенок передает не только то, что он видит в окружающей жизни, но и свои фантазии, дает волю воображению, что помогает ему осознать и изменить свое отношение к тем или иным явлениям или событиям.


Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся через овладение видами и техниками изобразительного и декоративно-прикладного искусства.




Задачи:

обучающие:

  • сформировать понятие о декоративно-прикладном искусстве, базовые знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;

  • познакомить с видами декоративно – прикладного искусства, с технологией изготовления изделий из пластилина, бумаги и соленого теста;

развивающие:

  • развить мелкую моторику руки, память, глазомер, внимание, воображение, фантазию, чувство формы и цвета, образное и пространственное мышление, художественный вкус, навыки общения;

воспитательные:

  • воспитать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, к кабинетному оборудованию;

  • умение доводить начатое дело до конца;

  • сформировать толерантность;

  • воспитать чувство уважения к Родине, национальной культуре, родному городу;

здоровьесберегающие:

  • сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;

  • научить здоровьесберегающим технологиям (сохранения зрения, правильной посадке во время работы, правилам техники безопасности труда и т.д.).

Принципы:

  • учета возрастных особенностей;

  • учета интереса и возможностей обучающихся (уровня подготовки);

  • системности, доступности, последовательности;

  • эмоционально-познавательной насыщенности деятельности, добровольности.


Организация обучения.

  • Программа рассчитана на 1 год обучения для детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 144 часа в год.

  • Формы организации обучения: групповая, наполняемость групп 10-15 человек

  • Правила приема. Принимаются все желающие, без базовой подготовки.

  • Методы обучения: репродуктивный, продуктивный, игровой, наблюдение, практический, словесный, наглядный, анализ и самоанализ.

  • Формы занятий: беседа, учебный диалог, игра, практическая работа, участие в конкурсах, выставках, экскурсии.

  • Виды контроля: текущий контроль знаний и умений, выставки. Диагностика личностного роста.


Прогнозируемые результаты обучения

По итогам освоения программы будут сформированы основные компетенции:

  • языковые;

  • владение терминологией;

  • умение четко формулировать, излагать свои мысли;

социально-правовые компетенции:

  • представления о безопасности жизнедеятельности;

  • мотивация на личное и физическое здоровье (ЗОЖ);

  • правила поведения в общественных местах;

  • умение эффективно общаться со сверстниками и взрослыми;

информационно-технические компетенции:

  • умение творчески подойти к своим изделиям;

  • мотивация на получение новых знаний;

  • умение анализировать качество выполнения учебных заданий.


Ожидаемый результат

По окончанию обучения обучающиеся будут

знать:

  • технику безопасности при работе с инструментами;

  • правила поведения в кружке;

  • правила организации рабочего места;

  • термины и понятия: акварель, гуашь, шаблон, пропорция, композиция, аппликация, узор;

  • способы лепки и наклеивания;

  • цветовой круг, основные цвета, теплые и холодные цвета;

  • виды декоративно-прикладного искусства;

  • графические и живописные материалы (акварель, гуашь, пастель и др.);

  • основы композиции (формирование умения полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно);

  • пластичные материалы и особенности работы с соленым тестом и пластилином;

  • технологию изготовления рельефов;

  • основные правила оформления выставочной работы;

  • представления о ЗОЖ, упражнения для сохранения зрения и правильной осанки.

будут уметь:

  • пользоваться графическими и живописными материалами (акварель, карандаши и др.);

  • применять основные законы композиции;

  • выполнять зарисовки птиц, животных, по представлению с соблюдением основных пропорций;

  • выполнять панно и объемные фигурки из соленого теста, пластилина;

  • создавать различными способами выразительный образ при помощи бумаги (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры);

  • оформлять выставочную работу;

  • выполнять упражнения для сохранения зрения и правильной осанки.



Учебно-тематический план занятий


темы

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2


Декоративное рисование

40

7

33

Аппликация из бумажных

салфеток

40

7

33

Аппликация из бумаги

24

5

19

Поделки из пластилина и природного материала

14


2

12

Панно из соленого теста

12

2

10

Объемные фигурки из соленого теста

10


2

8

Итоговое занятие

2

2




Итого


144

29

115



Содержание программы

  1. Вводное занятие

Ознакомление обучающихся с правилами внутреннего распорядка. Техника безопасности при работе с инструментами.

  1. Декоративное рисование

Теория. Любимый сувенир – матрешка. Отличительные особенности матрешек. Ознакомление с произведениями народных промыслов в России мастеров Городецкой росписи. Сюжетные композиции. Золотая хохлома. Основные цвета и элементы росписи. Особенности составления растительного орнамента в Хохломе. История возникновения Жостовской росписи, особенности работы. Основные ее виды. Формы подносов. Последовательность выполнения.

Практика. Обводка контура шаблона. Составление эскиза по мотивам декоративной росписи по дереву. Цветовое решение. Подведение итогов и оценка.

Примерный перечень работ: матрешка, деревянная ложка, ладья, жостовский поднос, панно с изображением птицы.

  1. Аппликация из бумажных салфеток

Теория. История возникновения бумаги. Способы создания аппликации. Способы сминания салфеток. Предметная, декоративная, сюжетная аппликация. Понятие о симметрии, стилизации, силуэтном характере изображений. ТБ при работе. Знакомство со свойствами бумажных салфеток.

Практика. Выполнение из бумажных салфеток заготовок разных по цветовому сочетанию. Создание композиции из вырезанных по шаблону форм. Подготовка комочков для выкладывания контура, наклеивание комочков. Цветовое решение. Подведение итогов и оценка.

Примерный перечень работ: рябинка, белый медведь, барашек, колокольчики, кораблик, слоник, сердечко.

  1. Аппликация из бумаги

Теория. Роль аппликации в жизни ребенка. Сорта бумаги, их отличительные особенности. Разновидности  картона. Терминология «линия сгиба», «сложить пополам». Правила использования клея. Плоское и объемное моделирование на плоскости из цветной бумаги (картона). Последовательное выполнение композиции. Эстетическое оформление работы.

Практика. Просмотр сортов и  разновидностей бумаги и картона.

Моделирование из бумажных полосок на плоскости. Работа по технологическим картам. Изготовление творческих работ. Аккуратное и эстетичное оформление  выполненных работ. Подведение итогов и оценка.

Примерный перечень работ: лебедь, рыбка, пчелка, ромашки, подснежники, колокольчик.

  1. Поделки из пластилина и природного материала

Теория. Сказки природы. Деревья волшебники. Цветочная страна. Мир

косточек. Сбор и подготовка природного материала. Технология лепки из пластилина. Свойства пластилина. Инструменты и приспособления. Правила работы с пластилином. Подготовка материала к работе. Техника безопасности при работе со стеками и пластилином. Смешивание пластилина различных цветов. Последовательное выполнение композиции. Использование дополнительных материалов для работы.

Практика. Изготовление заготовки пластилина путем смешивания кусочков двух или более цветов. Изготовление базовых элементов: шара, валика, конуса, лепешки. Лепка составных деталей. Соединение деталей из пластилина с природным материалом. Оформление композиции.

Примерный перечень работ: ежик, крокодил, черепашка, сова, ромашки, панно из косточек.

  1. Панно из соленого теста

Теория. История возникновения тестопластики. Технология приготовления теста. «Не только для пирожков» - маленькие секреты приготовления соленого теста. Необходимые инструменты и материалы. Лепка мелких орнаментальных деталей. Роль воды для лепки из соленого теста. Поэтапное выполнение. Сушка готового изделия.

Практика. Выкатывание пластин при помощи скалки, и придание им нужной формы. Лепка составных частей изделия. Их сборка. Составление и декорирование композиции.

Примерный перечень работ: зимняя сказка, рождественский сувенир, гроздь винограда, сердечко, звезда, цветочек, листик, рябинка, бабочка, розы, корзина с яблоками.

  1. Объемные фигурки из соленого теста

Теория. Игрушки-зверюшки. Соотношение отдельных частей изделия.

Пропорции. Выделение основных частей композиции. Характерные черты изделия, его отличительные особенности от других видов игрушки.

Путешествие в город «Вкуснятин». Разнообразие мира животных. По любимым сюжетам мультфильмов.

Практика. Лепка составляющих частей поделки (круглой, овальной формы).

Сборка деталей при помощи воды. Оформление композиции.

Примерный перечень работ: мышка на сыре, гусеница, грибок-лесовичок, колобок, смешарики, зайчик.

  1. Итоговое занятие. Подведение итогов объединения. Выставка

работ обучающихся. Награждение.


Методическое обеспечение программы

В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.

Руководитель кружка в зависимости от местных условий и интересов учащихся может вносить в программу изменения: сокращать или увеличивать объем материала по отдельным темам, включать дополнительные сведения и практические работы. Последовательность прохождения тем необходимо сохранять.




Условия реализации программы.

Для реализации данной программы необходим кабинет (помещение), отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям (сухой, теплый, просторный), с достаточно хорошим освещением (естественным и искусственным).

Вдоль одной из стен расположить стенды с постоянно действующей выставкой, которая будет служить «наглядным пособием». В кабинете желательно иметь шкафы – витрины. Нижнюю часть (закрытую) можно использовать для хранения наглядных пособий, незаконченных работ, а верхнюю (застекленную) – для постоянно действующей выставки работ учащихся.

Обучающиеся должны иметь определенные места. Столы необходимо поставить так, чтобы педагог мог свободно подходить к каждому ученику.

Правильная организация рабочего места позволяет ускорить процесс работы, улучшить ее качество, длительное время избежать усталости обучающихся.

Условиями успешной реализации программы является оснащенность объединения необходимыми для работы инструментами, приспособлениями и материалами.


Оборудование и материалы


Акварель, альбом, бумажные салфетки, гуашь, карандаши, картон, кисточки, клей ПВА, мука, ножницы, пластилин, цветная бумага.

Список источников


Для педагога:

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 класса. – М.: Просвещение. 2002 – 120с.

  2. Бараулин В.А. Основы художественного ремесла. – М.: Просвещение. 1999 – 219с.

  3. Беда Г.В. Живопись и её изобразительные средства. – М.: Просвещение. 1997 – 208с.

  4. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. – М.: Просвещение.1999 – 148с.

  5. Богданова А.В. “Основы изобразительного и декоративно-прикладного искусства”. ЦДТ. – М.: Просвещение. 2005 – 164с.

  6. Вакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение. 2002 – 215с.

  7. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение.1995 – 168с.

  8. Гусакова М.А. Аппликация. Уч.-изд.л. М.: Просвещение, 1977 – 148с.

  9. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Т.Н.Доронова.- 5-е изд.-М.: Просвещение, 2004.-160с.: ил.

  10. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: Просвещение.2006 – 127с.

  11. Кискальд И. Соленое тесто. – М.: Просвещение.1998 – 139с.

  12. Конышева И.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение.1995 – 158с.

  13. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение.1980 – 201с.

  14. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Вологда. 2004 – 179с.

  15. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М.: Просвещение. 2000 – 186с.

  16. Никологорская О. Волшебные краски. – М.: Просвещение.1997 – 188с.

  17. Островская О.В. “Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл.” – М.: Просвещение. 2010 – 214с.

  18. Полунин В.Н. Искусство и дети. – М.: Просвещение.1982 – 188с.

  19. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Просвещение.1983 – 247с.

  20. Рутковская А. Рисование в начальной школе. – Нева. 2001 – 197с.

  21. Смирнова Р. Уроки рисования. – М.: Просвещение.2000 – 205с.

  22. Трофимова М.В. Учёба и игра. Изобразительное искусство. Ярославль.1997 – 209с.




Для обучающихся:

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 класса. – М.: Просвещение.2002 – 120с.

  2. Бараулин В.А. Основы художественного ремесла. – М.: Просвещение.1999 – 219с.

  3. Беда Г.В. Живопись и её изобразительные средства. – М.: Просвещение.1997 – 208с.

  4. Евдокимова Р.Н. Учимся рисовать красками. – Дрофа. 2006 – 209с.

  5. Жигалова С.К. Русская народная живопись. – М.: Просвещение.1994 – 169с.

  6. Казанова Г.Г. Я учусь рисовать. – М.: Просвещение. 1996 – 201с.

  7. Кискальд И. Соленое тесто. – М.: Просвещение.1998 – 245с.

  8. Лебедева Е. Г. « Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва,

« Айрис- Пресс», 2005.

  1. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М.: Просвещение.2000 – 205с.

  2. Лыкова И.А. Цветы для Дюймовочки. – М.: Просвещение. 2006 – 198с.

  3. Мосин И. Рисуем животных. – М.: Просвещение.1998 – 189с.

  4. Смирнова Р. Уроки рисования. – М.: Просвещение.2000 – 205с.

  5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль. 2006 – 198с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мир фантазий»

Автор: Тетеря Светлана Ивановна

Дата: 12.05.2020

Номер свидетельства: 549376

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мягкая игрушка»"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_miaghkaia_ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "444592"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513362048"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мягкая игрушка своими руками»"
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia_programma_miaghkaia_ighrushka_svoimi_rukami"
    ["file_id"] => string(6) "444597"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513365713"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) ""Школа ремесел" дополнительная общеразвивающая программа "
    ["seo_title"] => string(70) "shkola-riemiesiel-dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "111248"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407297603"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства