Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через овладение очень древним видом искусства – аппликацией. Дети, поступающие в Центр, часто не умеют видеть и понимать красоту окружающего мира, у них слабо развита трудовая и творческая активность. Многие дети не могут выразить свои мысли и эмоции. Они чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Занятия аппликацией развивают у них художественно-эстетический вкус, воображение, фантазию, снимают нервное напряжение. Дети радуются созданным ими аппликациям, у них возникают новые идеи, стремление экспериментировать, творить.
I раздел
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка.
Направленность программы – художественная, направлена на развитие творческих способностей и воспитание личности ребенка.
Новизна программы: Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность. Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как обладают большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость.
Актуальность программы: занятия в объединении позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе аппликации.
Педагогическая целесообразность программы - одно из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами.
Особенности организации образовательного процесса - Возможна реализация программы с применением дистанционных технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.
Онлайн-обучение:
• Видеоконференция на платформе Сферум;
• Чат (онлайн-консультация);
• Видео-консультирование.
Офлайн-обучение:
• Мессенджер Телеграмм;
• Электронная почта;
• Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
• Мастер-классы, презентации.
• Видео-уроки
• Дистанционные конкурсы
• Выставки
-адресат программы – дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста (4-7 лет). Этот возраст период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Очень развито воображение и ребенок пользуется им постоянно. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия.
- уровень программы– базовый.
- объём программы –144 часа.
- форма обучения – очная, дистанционная.
- режим занятий – занятия проводятся 2 раз в неделю, по 2 часа
( академический час продолжительностью 30 минут.), с перерывами между занятиями 10 минут.
В дистанционном режиме: 2 часа по 15 минут, с перерывом 15 минут.
- срок освоения программы– 1 год.
1.2 Цели и задачи программы.
Цель программы: всестороннее развитие внутреннего потенциала обучающихся, развитие мелкой моторики рук, создание условий для самореализации ребенка в творчестве.
Задачи:
Предметные:
- Сформировать устойчивый интерес к аппликации.
- Научить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать).
- Познакомить детей, с разными свойствами бумаги и качествами бумаги.
- Дать знания по основам композиции, цветоведения.
Личностные:
- Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.
- Воспитать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, бережливости, содержать в порядке рабочее место.
Метапредметные:
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.
- Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.
- Развивать у детей способность работать ножницами, карандашом, клеем, развивать глазомер, образное мышление.
Содержание программы.
Учебный план
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие.
2
2
-
-
2.
Обрывная аппликация
44
4
40
Наблюдение, беседа
3.
Накладная аппликация
44
4
40
Наблюдение, беседа
4.
Мозаичная аппликация
42
4
38
Наблюдение, беседа
5.
Воспитательная работа
10
2
8
Беседа
6.
Итоговая аттестация.
2
-
2
Выставка
ИТОГО:
144
16
128
Содержание учебно-тематического плана
Раздел № 1 «Вводное занятие» - 2 часа
Теория. Знакомство с программой объединения. Цели и задачи курса. Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка учреждения.
Раздел № 2 «Обрывная аппликация» - 44 часа.
Теория. Что такое обрывная аппликация? Техника исполнения.
Практика.
1. Практическое занятие: «Осень в гости к нам пришла»
Наблюдение за осенними деревьями. Рассматривание листьев. Беседа на тему «Осень». Физкультминутка «Мы листики осенние». Чтение художественной литературы. Дидактическая игра «Какое время года».
Раздел № 6 «Итоговая аттестация» - 2 часа. Выставка работ по завершению реализации программы.
Планируемые результаты.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является раскрытия и развитие потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка в аппликации.
Обучающиеся будут знать:
Об основных видах аппликации.
Техники и приёмы работы.
Как ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.
Понимать, что такое мозаичная, обрывная, накладная аппликация.
Правила техники безопасности.
Обучающиеся будут уметь:
Создавать изображения по инструкции педагога.
Использовать для создания изображений в аппликации разнообразные приемы и техники.
Делать эскиз в карандаше.
Располагать сюжет на всём листе бумаги.
Работать коллективно, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.
Содержать своё рабочее место в порядке.
II раздел
Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
№ п/п
Дата
Тема
Кол-во часов
Время проведения занятий
Форма занятия
Место проведения
Форма контроля
план
факт
1.
16.09
Вводное занятие:
- знакомство с программой;
- техника безопасности.
1
30 минут
групповая
ЦТ,
кб. № 17
-
16.09
Воспитательная работа
1
Обрывная аппликация
44
17.09
Техника исполнения
2
23.09
24.09
осень в гости к нам пришла
3
24.09
Воспитательная работа
1
30.09
01.10
Дерево
4
07.10
08.10
Природа осени
4
14.10
15.10
Кудрявое облачко
4
21.10
22.10
Птичка-синичка
3
22.10
Воспитательная работа
1
28.10
29.10
Цветы
4
05.11
11.11
Открытка
4
12.11
18.11
Календарь
3
18.11
Воспитательная работа
1
19.11
25.11
Кошка
4
26.11
02.12
звери
4
03.12
09.12
10.12
улитка
5
10.12
Воспитательная работа
1
Накладная аппликация
42
16.12
17.12
Техника исполнения
4
23.12
24.12
Зимушка зима
4
30.12
31.12
Новогодняя елка
4
Композиция на тему зимы
Совушка
Лев
Животные Африки
Животные леса
Природа
Мозаичная аппликация
Техника исполнения
Яблоко
Листок
Бабочка
Ягода
Грибок
Гусеница
Солнышко
06.01
Итоговая аттестация
2
2 часа по 30 минут
групповая
ЦТ,
кб. № 17
Выставка
ИТОГО:
144
2.2 Условия реализации программы.
Помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина.
Мебель.
Оборудование: ноутбук, проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.
Ножницы.
Карандаши.
Кисточки.
Гуашь
Краски акварельные.
Бумага формата А4 и ватман.
Бумага цветная.
Бумажные салфетки разных цветов.
Влажные салфетки.
2.3 Формы аттестации.
Для полноценной реализации данной программы используется вид контроля - итоговая аттестация.
Форма аттестации - выставка детских работ в учреждении по истечении срока реализации программы.
2.4 Оценочные материалы.
Наблюдение, опрос детей в устной форме, беседа, практическое задание, творческая работа.
2.5 Методические материалы.
Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как обладают большими возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость.
Составляя, конструируя из квадратов, прямоугольников, треугольников и кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами творческой деятельности.
В творческой группе разновозрастной состав, что имеет много преимуществ. Старшие воспитанники оказывают помощь младшим воспитанникам и являются для них примером для совершенствования своей работы. Отсутствие оценок, свобода выбора практической деятельности привлекает на занятия всех детей.
Ранее усвоенные изобразительные приемы трансформируются в средства выражения субъективно-оценочного отношения ребенка к содержанию занятия. Выполнение работы протекает на фоне яркого эмоционального переживания, активности умственных и практических умений.
Методы и приёмы организации образовательного процесса: наглядный, словесный, практический, репродуктивный, диалогический, поисковый и др. Формы проведения занятий: типовое занятие, занятие-игра и т. д.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
- условия для свободного выбора деятельности;
- условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
-не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
- создание разных пространств предъявления детских продуктов:
(легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу), «круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети (по желанию) делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности.
Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.
Праздники, или иные события, как демонстрация детских продуктов.
Детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей:
-творческие,
-исследовательские проекты, направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
-самостоятельная деятельность детей.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий
По обеспечению развития и обучения ребенка, использование следующих форм работы с родителями:
-консультации,
-беседы,
-участие в проектной деятельности,
-дни открытых дверей,
-тематические встречи и др.,
а так же интернет технологии:
-электронная почта,
- сайт ЦТ,
- сетевые сообщества.
Список литературы
1. Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий / Д. Н. Колдина. - М. : Мозаика-Синтез,2016. -410c
2. Гусакова, М. А. Аппликация / М. А. Гусакова. - М. : Просвещение, 2011. - 176 c.2.
3. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2009г. - 192с.
4. Янушко Е. А. «Аппликация без ножниц. Маленький художник». Мозаика-синтез 2009г.
5. Зайцев В. Б. – М. «Модели для аппликации: Рипол классик, 2012. – 16 с. : ил. - (Детское творчество).
6. Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 4-5 лет / Д. Н. Колдина. - М. : Мозаика-Синтез, 2010г. - 64с.
7. Земцова, Мария Аппликация из бумаги. Орнаменты, фигурки и сю-жеты. Творческое, логическое и речевое развитие / Мария Земцова. - М. : Фе-никс, 2014. - 443c.
Нормативно-правовые основания реализации дополнительной общеобразовательной программы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» - учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования и к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.
6. Устав МБОУ ДО Центр творчества.
Приложение 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр творчества
ПЛАН
воспитательной работы
в объединении «Наклейка»
на 2023-24 учебный год
№
месяц
Наименование мероприятия
Направление
1.
сентябрь
Родительское собрание
Работа с родителями
2.
сентябрь
День именинника
праздник
3.
октябрь
Золотая осень
Поход в парк
4.
ноябрь
«Веселые старты» - соревнования
ЗОЖ
5.
декабрь
Мастер-класс «Вторая жизнь вещей»
Экологическое воспитание
6.
январь
«Рождество Христово» - беседа (во время зимних каникул)