kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Урок подчиняется выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому материалу. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники.

   В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме достижений учащихся. Первый, традиционный, трактует достижения учащихся как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме достижений учащихся в образовательном процессе исходит из признания необходимости учета динамики личностного развития учащихся.    Показателями достижений учащихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований.

   Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, к новой антропометрической модели образования, педагогическое сообщество осознает, что образование должно ориентироваться не только на потребности общества и государства, но и на возможности и потребности самой личности в социокультурной адаптации и развитии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса"»



Зареченская основная школа






Выступление на педагогическом совете

на тему:













Подготовила: Шамякина О.Н.



Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Урок подчиняется выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому материалу. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники.

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме достижений учащихся. Первый, традиционный, трактует достижения учащихся как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме достижений учащихся в образовательном процессе исходит из признания необходимости учета динамики личностного развития учащихся. Показателями достижений учащихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований.

Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, к новой антропометрической модели образования, педагогическое сообщество осознает, что образование должно ориентироваться не только на потребности общества и государства, но и на возможности и потребности самой личности в социокультурной адаптации и развитии.

Гуманистическая модель образования ориентируется не столько на результат, соотносимый с определенным государственным образовательным стандартом, сколько на личностные достижения учащихся, под которыми понимаются:

  • Степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности.

  • Личное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств.

Подчеркивая важность контроля и оценивания всех сфер, характеризующих развитие учащегося, ученые тем не менее по-разному подходят к определению структуры достижений учащихся. Так О.Е.Лебедев считает, что достижения учащихся складываются из четырех основных компонентов:

  1. Уровня академической успеваемости с учетом государственного стандарта образования и профиля конкретного образовательного учреждения;

  2. Фонда коммуникативных умений;

  3. Творческой познавательной активности ребенка;

  4. Личных социальных достижений внутри школы и вне ее;


Е.В.Бондаревская, занимающаяся проблемой личностно-ориентированного образования, выделяет следующие компоненты достижений учащихся:

- ценностный, мировоззренческий компонент, т.е. систему ценностей или жизненных смыслов;

- культурологический компонент, т.е. освоение культуры;

- компонент социализации, накопления общественного опыта, опыта гражданского поведения личности;

- личностный компонент, связанный с развитием способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации;

- природосообразный компонент, связанный со здоровьем, физическим развитием;

М.С. Каган, исследуя структуру личности с позиций деятельностного подхода выделяет 5 потенциалов личности: гносеологический(познавательный), аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный. Как подчеркивает автор, «личность определяется… тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает; с кем и как она общается; каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.»

ЮНЕСКО заявляет о том, что главной ценностью новой культуры должна стать ценность устойчивого, стабильного развития человека и общества, а главной целью образования- формирование жизнеспособной личности. Жизнеспособная личность- это личность, которая обладает следующей системой качеств:

  • Владение минимально необходимым или максимально возможным объемом знаний, обеспечивающим адаптацию к среде и успешную реализацию личностных целей;

  • Сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора; готовность осваивать и использовать наиболее эффективные интеллектуальные стратегии;

  • Владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнения гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;

  • Социально необходимый для обозримого будущего уровень общей, в том числе информационной, технологической и валеологической культуры;

  • Интеллектуальную, эмоциональную, нравственную причастность к лучшим проявлениям человеческой, общероссийской и национальной культуры;

  • Личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества;

  • Жизненные ресурсы (физические, психофизиологические, духовные, интеллектуальные и т.д.), обеспечивающие жизнеспособность человека через готовность к саморазвитию, умению действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, используя социально приемлемые способы поведения;

Данная идея жизнеспособности общества и личности и исходящая из нее модель личностных качеств человека будет определять и основные черты современного типа образования, и основополагающие цели образовательного процесса, а именно:

  1. Формирование проектно-ориентированного мышления, позволяющего личности эффективно использовать знания для решения своих жизненных проблем;

  2. Формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межличностном, межкультурном, межгосударственном уровне;

  3. Формирование социальной ответственности перед собой, ближайшем окружением, обществом, государством, человечеством, природой;

Такое понимание целей современного образования

  • Соответствует базовым ценностям современной культуры и потребностям потребителей образовательных услуг;

  • Соответствует требованиям операционализации и диагностируемости целей образования;

  • Позволяет гармонизировать личные, социально-групповые и общественные интересы;

  • Снимает искусственное разделение на учебный и воспитательный процесс.


Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.

В современной педагогической литературе общепризнанной является идея взаимосвязи усвоения материала и отношения к нему учащихся, то есть интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности. Конкретные мотивы, побуждающие ребенка учиться, определяют то, чем становятся для него полученные знания и как они усваиваются.

Большинство детей будут учить английский, только если им интересно им заниматься. В ином случае не помогут никакие доводы об особой значимости английского в настоящее время. Зато при увлекательности и нестандартности занятий языком ученики преодолеют все: и зазубривание слов фразами, и понимание сложного грамматического материала, и разговорные фразы с английской интонацией.

У детей младшего и среднего школьного возраста развита потребность во впечатлениях и любознательность. Данные факторы, определяющие эмоционально-мотивационную сферу, должны приниматься во внимание учителем при организации уроков, отборе содержания обучения, выборе УМК. Именно впечатления и любознательность должны стать основой для формирования устойчивой учебной мотивации у школьников в процессе обучения иностранному языку. Залог успешной учебной деятельности- личная значимость тех или иных явлений, сообщений, действий, их отношение к интересам, потребностям, жизненному контексту каждого конкретного учащегося.

Высшей оценкой результативности того или иного урока считаю, когда по окончании его слышишь от учеников: «Уже конец? Так быстро!». Для любого творчески работающего учителя не секрет, что, когда обращаешься к личностным резервам обучаемых, активизируешь их память, фантазию, творчество, положительно воздействуешь на их эмоциональное состояние, эффективность обучения значительно возрастает.

  • Принцип коллективного взаимодействия;

  • Принцип личностно-ориентированного подхода;

  • Принцип ролевой организации учебного процесса;

  • Принцип полифункциональности упражнений;

  • Принцип концентрированности в организации учебного материала;

Комфортность взаимодействия учащихся во время общения во многом зависит от организационных форм обучения. Важно, чтобы обучаемый был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя комфортно, принимал активное участие в обсуждении темы урока, выстраивал его сюжет.

В последнее время все больше сторонников приобретает метод проектов. Использование проектной технологии позволяет:

  • Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;

  • Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознает, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения;

  • Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;

  • Предусматривает все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию. Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.

Проектная работа- один из современных методов, используемый при обучении иностранному языку; ее рекомендуют и авторы интенсивных курсов.

Традиционно наше среднее образование основывается в большей степени на запоминании, чем на поисковой деятельности обучаемых, что имеет и положительные и отрицательные стороны. Часто наши лучшие ученики имеют глубокие теоретические знания, но не всегда они готовы применить эти знания на практике. Процесс восприятия и усвоения иноязычной речи происходит через два основных анализатора, не «включаются» другие каналы усвоения иноязычной речи: запоминание через тактильный контакт, движения тела, цвет или форму. Для преодоления этих недостатков современная методология обучения английскому языку развивается, успешно используя различные подходы, включая и проектную работу.

Ученые подтверждают: человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, но 90% того, что делает сам. Проектная работа главным образом основывается на поисковой творческой деятельности учеников для повышения их мотивации, а также на использовании ножниц и клея. Проектная работа позволяет учащимся применить знания, полученные от учителя и из учебника без списывания готовых ответов, потому что задания проектов всегда требуют фантазии и их творческого решения.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад "Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса"

Автор: Шамякина Ольга Николаевна

Дата: 08.04.2016

Номер свидетельства: 316677

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Новый образовательный стандарт - мой творческий поиск"
    ["seo_title"] => string(54) "novyi_obrazovatiel_nyi_standart_moi_tvorchieskii_poisk"
    ["file_id"] => string(6) "374844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483275461"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Доклад "Факторы и пути повышения качества образования.""
    ["seo_title"] => string(58) "doklad-faktory-i-puti-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "307828"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458459263"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Доклад "Факторы и пути повышения качества образования.""
    ["seo_title"] => string(60) "doklad-faktory-i-puti-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "307829"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458459270"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Презентация к докладу "Результативность урока в современных образовательных условиях "
    ["seo_title"] => string(94) "priezientatsiia-k-dokladu-riezul-tativnost-uroka-v-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-usloviiakh"
    ["file_id"] => string(6) "228006"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441039955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства