Доклад "Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса"
Доклад "Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса"
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Урок подчиняется выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому материалу. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники.
В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме достижений учащихся. Первый, традиционный, трактует достижения учащихся как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.
Второй подход к проблеме достижений учащихся в образовательном процессе исходит из признания необходимости учета динамики личностного развития учащихся. Показателями достижений учащихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований.
Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, к новой антропометрической модели образования, педагогическое сообщество осознает, что образование должно ориентироваться не только на потребности общества и государства, но и на возможности и потребности самой личности в социокультурной адаптации и развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса"»
Зареченская основная школа
Выступление на педагогическом совете
на тему:
Подготовила: Шамякина О.Н.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Урок подчиняется выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому материалу. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники.
В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме достижений учащихся. Первый, традиционный, трактует достижения учащихся как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.
Второй подход к проблеме достижений учащихся в образовательном процессе исходит из признания необходимости учета динамики личностного развития учащихся. Показателями достижений учащихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований.
Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, к новой антропометрической модели образования, педагогическое сообщество осознает, что образование должно ориентироваться не только на потребности общества и государства, но и на возможности и потребности самой личности в социокультурной адаптации и развитии.
Гуманистическая модель образования ориентируется не столько на результат, соотносимый с определенным государственным образовательным стандартом, сколько на личностные достижения учащихся, под которыми понимаются:
Степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности.
Личное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств.
Подчеркивая важность контроля и оценивания всех сфер, характеризующих развитие учащегося, ученые тем не менее по-разному подходят к определению структуры достижений учащихся. Так О.Е.Лебедев считает, что достижения учащихся складываются из четырех основных компонентов:
Уровня академической успеваемости с учетом государственного стандарта образования и профиля конкретного образовательного учреждения;
Фонда коммуникативных умений;
Творческой познавательной активности ребенка;
Личных социальных достижений внутри школы и вне ее;
Е.В.Бондаревская, занимающаяся проблемой личностно-ориентированного образования, выделяет следующие компоненты достижений учащихся:
- ценностный, мировоззренческий компонент, т.е. систему ценностей или жизненных смыслов;
- культурологический компонент, т.е. освоение культуры;
- компонент социализации, накопления общественного опыта, опыта гражданского поведения личности;
- личностный компонент, связанный с развитием способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации;
- природосообразный компонент, связанный со здоровьем, физическим развитием;
М.С. Каган, исследуя структуру личности с позиций деятельностного подхода выделяет 5 потенциалов личности: гносеологический(познавательный), аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный. Как подчеркивает автор, «личность определяется… тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает; с кем и как она общается; каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.»
ЮНЕСКО заявляет о том, что главной ценностью новой культуры должна стать ценность устойчивого, стабильного развития человека и общества, а главной целью образования- формирование жизнеспособной личности. Жизнеспособная личность- это личность, которая обладает следующей системой качеств:
Владение минимально необходимым или максимально возможным объемом знаний, обеспечивающим адаптацию к среде и успешную реализацию личностных целей;
Сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора; готовность осваивать и использовать наиболее эффективные интеллектуальные стратегии;
Владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнения гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;
Социально необходимый для обозримого будущего уровень общей, в том числе информационной, технологической и валеологической культуры;
Интеллектуальную, эмоциональную, нравственную причастность к лучшим проявлениям человеческой, общероссийской и национальной культуры;
Личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества;
Жизненные ресурсы (физические, психофизиологические, духовные, интеллектуальные и т.д.), обеспечивающие жизнеспособность человека через готовность к саморазвитию, умению действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, используя социально приемлемые способы поведения;
Данная идея жизнеспособности общества и личности и исходящая из нее модель личностных качеств человека будет определять и основные черты современного типа образования, и основополагающие цели образовательного процесса, а именно:
Формирование проектно-ориентированного мышления, позволяющего личности эффективно использовать знания для решения своих жизненных проблем;
Формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межличностном, межкультурном, межгосударственном уровне;
Формирование социальной ответственности перед собой, ближайшем окружением, обществом, государством, человечеством, природой;
Такое понимание целей современного образования
Соответствует базовым ценностям современной культуры и потребностям потребителей образовательных услуг;
Соответствует требованиям операционализации и диагностируемости целей образования;
Позволяет гармонизировать личные, социально-групповые и общественные интересы;
Снимает искусственное разделение на учебный и воспитательный процесс.
Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.
В современной педагогической литературе общепризнанной является идея взаимосвязи усвоения материала и отношения к нему учащихся, то есть интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности. Конкретные мотивы, побуждающие ребенка учиться, определяют то, чем становятся для него полученные знания и как они усваиваются.
Большинство детей будут учить английский, только если им интересно им заниматься. В ином случае не помогут никакие доводы об особой значимости английского в настоящее время. Зато при увлекательности и нестандартности занятий языком ученики преодолеют все: и зазубривание слов фразами, и понимание сложного грамматического материала, и разговорные фразы с английской интонацией.
У детей младшего и среднего школьного возраста развита потребность во впечатлениях и любознательность. Данные факторы, определяющие эмоционально-мотивационную сферу, должны приниматься во внимание учителем при организации уроков, отборе содержания обучения, выборе УМК. Именно впечатления и любознательность должны стать основой для формирования устойчивой учебной мотивации у школьников в процессе обучения иностранному языку. Залог успешной учебной деятельности- личная значимость тех или иных явлений, сообщений, действий, их отношение к интересам, потребностям, жизненному контексту каждого конкретного учащегося.
Высшей оценкой результативности того или иного урока считаю, когда по окончании его слышишь от учеников: «Уже конец? Так быстро!». Для любого творчески работающего учителя не секрет, что, когда обращаешься к личностным резервам обучаемых, активизируешь их память, фантазию, творчество, положительно воздействуешь на их эмоциональное состояние, эффективность обучения значительно возрастает.
Принцип коллективного взаимодействия;
Принцип личностно-ориентированного подхода;
Принцип ролевой организации учебного процесса;
Принцип полифункциональности упражнений;
Принцип концентрированности в организации учебного материала;
Комфортность взаимодействия учащихся во время общения во многом зависит от организационных форм обучения. Важно, чтобы обучаемый был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя комфортно, принимал активное участие в обсуждении темы урока, выстраивал его сюжет.
В последнее время все больше сторонников приобретает метод проектов. Использование проектной технологии позволяет:
Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознает, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения;
Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;
Предусматривает все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию. Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.
Проектная работа- один из современных методов, используемый при обучении иностранному языку; ее рекомендуют и авторы интенсивных курсов.
Традиционно наше среднее образование основывается в большей степени на запоминании, чем на поисковой деятельности обучаемых, что имеет и положительные и отрицательные стороны. Часто наши лучшие ученики имеют глубокие теоретические знания, но не всегда они готовы применить эти знания на практике. Процесс восприятия и усвоения иноязычной речи происходит через два основных анализатора, не «включаются» другие каналы усвоения иноязычной речи: запоминание через тактильный контакт, движения тела, цвет или форму. Для преодоления этих недостатков современная методология обучения английскому языку развивается, успешно используя различные подходы, включая и проектную работу.
Ученые подтверждают: человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, но 90% того, что делает сам. Проектная работа главным образом основывается на поисковой творческой деятельности учеников для повышения их мотивации, а также на использовании ножниц и клея. Проектная работа позволяет учащимся применить знания, полученные от учителя и из учебника без списывания готовых ответов, потому что задания проектов всегда требуют фантазии и их творческого решения.