Дидактические игры на уроках в начальной школе. Игра и учеба - две разные деятельности,между ними имеются значительные качественные различия. Тут нужны переходные формы. Игровые задания развивают у детей смекалку, сообразительность, находчивость. К игре надо готовить различные игровые атрибуты или игровое оборудование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках в начальной школе»
Дидактические игры на уроках в начальной школе.
Стрижова И.А. учитель начальных классов МОУ «СОШ №24»
Игра и учеба — это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.
Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий -организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
По мере усвоения программного материала игру можно усложнять. Учитель увеличивает количество предметов для ее проведения, ускорив темп, заменив наглядный материал игры на словесный, введя соревнование по рядам и т.д.
К игре надо готовить различные игровые атрибуты или игровое оборудование. Игровыми атрибутами могут служить буквы, наборное полотно, карточки, наборы картинок, игрушки, плоды, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры, песочные часы, колокольчик, флажок для выделения коллективного победителя.
Успех игры во многом зависит от четкого объяснения правил. Вначале целесообразно разъяснить детям игровое задание, а потом способ его выполнения. Тогда ребята поймут, почему надо выполнять правила.
После того как все дети усвоят правила, можно передать руководство игрой одному из ребят. Это приучает детей к самостоятельности, умению слушать товарища.
Учителя должен интересовать результат игры, который является показателем уровня усвоения детьми знаний, степени сформированности навыков, способности применять знания. Кроме того, результат игры показывает, установились ли положительные взаимоотношения в коллективе.
По окончании игры педагог подводит итог, определяет вместе с детьми победителя, указывает на допущенные ошибки, высказывает уверенность в том, что потерпевшие неудачу смогут в следующий раз выиграть, если будутболее внимательными, ловкими, находчивыми, своевременно придут на помощь товарищу.
В своей работе используем следующие дидактические игры:
«Ромашка»
Цель: проверка усвоения детьми видов бумаги и ткани. Учитель рассказывает о том, что царица полевых цветов Ромашка сшила себе платье, лепестки которого сделаны из самых различных материалов, а каких, сама Ромашка не знает. «Мы с вами можем назвать эти материалы? А если закрыть глаза и взять лепесток в руки, то можно ли определить материал, из которого он сделан?» — спрашивает учитель. Детям демонстрируется ромашка, лепестки которой изготовлены из бумаги, ткани, картона, полиэтилена и других материалов. Учащиеся с закрытыми глазами определяют материал, из которого изготовлен лепесток, рассказывают об основных свойствах названного материала.
«Лепим фигуры»
Цель: передать форму выбранного животного, соблюдая пропорции; вылепить фигурку животного (зайчика, собаки, котенка).
Загадываются загадки:
На дворе сидит,
Дом сторожит,
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
Дети отгадывают, учитель выставляет игрушку-собачку и спрашивает: «Акак вы догадались?» Дети объясняют (словами загадки).
Мохнатенький, усатенький,
Есть начнет — песни поет. (Котенок)
Проводится аналогичная работа.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку — тык, тык! (Зайчик)
Выясняется, как ученики узнали, что это зайчик.
«Выбери инструменты»
Цель: отгадав загадку, узнаешь, какие инструменты нужны будут на уроке. Заранее подобранные загадки ученики читают по карточкам. Водящий угадывает и находит на столе инструмент. Ведущий контролирует ход игры и правильность отгадки.
Данные игры мы проводим на уроках трудового обучения.
Все дидактические игры, применяемые на уроках естествознания можно разделить на три основные группы:
1) игры с предметами;
2) настольные (настольно-печатные) игры;
3) словесные игры.
Игры с предметами предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян, полезных ископаемых).Например «Волшебный мешо-чек», «Овощи - фрукты, «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом».
Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. Приведу примеры некоторых настольных игр:
«Парные картинки». Учащиеся среди различных картинок должны найти картинки с изображением растении, животных, относящихся к одному семейству, отряду, классу. Это игры типа «Где чей детеныш?», «С какого дерева лист?», «Где чей хвост?», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде?», «Найди родственников».
«Узнай силуэт». Учащиеся должны определить по контуру животное (овощ, цветок, орган человека). Если игра покрыта пленкой, то можно и подписать. Удобно для этих целей использовать силуэты, вырезанные из пластиковых папок.
Словесные игры учат самостоятельному решению разнообразных мыслительных задач: описывать предметы и объекты природы; отгадывать по описанию, не видя описываемого предмета; искать сходства и различия.Разновидностями словесных игр являются загадки, шарады, мегаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и др. На уроках русского языка и литературного чтения мы используем следующие дидактические игры:
Детям предлагаются буквы, вырезанные из плотного картона. Одномуребенку завязываются глаза. Он должен ощупать букву и назвать ее. После называния всех букв дети составляют из них (р, с, а, у, к, л) слова (рука,сук, мак, рак, лук).
«Вкусные слова»
Буратино шел в гости к детям. Он нёс «вкусные слова», но по дороге рассыпал буквы, слоги и все перепутал. Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова (яблоко, слива, груша...). После чтения слов по цепочке или хором дети приходят к выводу, что Буратино нёс фрукты.
«Помоги карандашу»
цель: формирование умения составлять рассказ по опорным словам, развитие речи и творческого мышления.
Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу, они составляют рассказ, используя слова: Коля, собачка, утка, речка, удочка, цыплята.
«Скалолазы»
Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберется до вершины, вставивпропущенные буквы:
ФЛА...
СНЕ... СУГРО...
КРАСИ... БЕРЁ...
МОРО... ДУ...
ЛЕ... ЛЕ...
Ставятся дополнительные очки за правильные и полные ответы на вопросы.
На уроках математики используем«Танграм»
цель: Развитие воображения детей, их конструкторских способностей. Танграм — это старинная игра. Для подготовки к игре учитель предлагает детям вырезать квадрат и разрезать его по линиям так, как показано на рисунке. Все линии разреза можно построить перегибанием листа бумаги. Каждая часть нумеруется и вырезается. Учитель прикрепляет к магнитной доске расчерченный квадрат и один из многочисленных рисунков, который можно из него составить. Он предлагает ученикам составить такой же рисунок из геометрических фигур. До проведения игры он объясняет ее правила:
1. Детали игры не должны даже частично прикрывать друг друга.
2. В состав каждого рисунка должны входить все семь частей квадрата. Некоторые рисунки (по одному на уроке) ученики составляют по образцу, другие — по представлению. С целью контроля учитель вывешивает составляемый детьми рисунок на магнитной доске.
«Что изменилось?»
цель: Закрепление сочетательного свойства сложения. Учитель рисует на магнитной доске лесенку и прикрепляет на левой стороне рисунки трех матрешек и двух зайцев, с правой стороны (на нижних ступеньках) - 4 медвежат. Под руководством учителя дети составляют по рисунку выражение: (3 + 2) + 4.
Потом учитель предлагает ученикам закрыть глаза и переносит два рисунка на правую сторону лесенки (на верхние ступеньки). Дети, открыв глаза, замечают, что зайцы перешли на правую сторону лесенки, объединились с медвежатами. По этому рисунку дети составляют другое выражение: 3 + (2+4). Оба выражения ученики сравнивают и выясняют, что их значения равны. Под моим руководством они приходят к выводу: при сложении чисел любые два слагаемых можно заменить их суммой.
«Угадай место игрушки»
цель: Закрепление приема образования каждого числа в ряду чисел от 1 до 10 путем прибавления (вычитания) единицы, формирование и закрепление умения читать простейшие математические выражения вида: 1+1, 3+2 и т.п.
Учитель записывает на обратной стороне демонстрируемых рисунков примеры вида 7+1 и рисует на магнитной доске лесенку. Он говорит: «Чебурашка предлагает нам интересное задание - расставить игрушки на лесенке по своим местам. Порядковый номер каждого рисунка записан на его обратной стороне в виде примера. Кто правильно решит пример, тот узнает место игрушки на лесенке». Дети поочередно выходят к доске, решают примеры и расставляют рисунки на свои места.
Для закрепления пройденного полезны задания на определение положения игрушек относительно друг друга, на сравнение их по цвету и размеру.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В.А. Сухомлинский писал:
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».