kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры на уроках  в начальной школе. Игра и учеба - две разные деятельности,между ними имеются значительные качественные различия. Тут нужны переходные формы. Игровые задания развивают у детей смекалку, сообразительность, находчивость. К игре надо готовить различные игровые атрибуты или игровое оборудование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках в начальной школе»

Дидактические игры на уроках в начальной школе.

Стрижова И.А. учитель начальных классов МОУ «СОШ №24»

Игра и учеба — это две разные деятельности, между ними имеются зна­чительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Круп­ской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооцени­вает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.

Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообрази­тельность. Многие из них требуют умения построить высказывание, сужде­ние, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий -организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

По мере усвоения программного материала игру можно усложнять. Учи­тель увеличивает количество предметов для ее проведения, ускорив темп, заменив наглядный материал игры на словесный, введя соревнование по ря­дам и т.д.

К игре надо готовить различные игровые атрибуты или игровое обору­дование. Игровыми атрибутами могут служить буквы, наборное полотно, карточки, наборы картинок, игрушки, плоды, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры, песочные часы, колокольчик, флажок для выделе­ния коллективного победителя.

Успех игры во многом зависит от четкого объяснения правил. Вначале целесообразно разъяснить детям игровое задание, а потом способ его выпол­нения. Тогда ребята поймут, почему надо выполнять правила.

После того как все дети усвоят правила, можно передать руководство игрой одному из ребят. Это приучает детей к самостоятельности, умению слушать товарища.

Учителя должен интересовать результат игры, который является показа­телем уровня усвоения детьми знаний, степени сформированности навыков, способности применять знания. Кроме того, результат игры показывает, ус­тановились ли положительные взаимоотношения в коллективе.

По окончании игры педагог подводит итог, определяет вместе с детьми победителя, указывает на допущенные ошибки, высказывает уверенность в том, что потерпевшие неудачу смогут в следующий раз выиграть, если будутболее внимательными, ловкими, находчивыми, своевременно придут на по­мощь товарищу.

В своей работе используем следующие дидактические игры:

«Ромашка»

Цель: проверка усвоения детьми видов бумаги и ткани. Учитель рассказывает о том, что царица полевых цветов Ромашка сшила себе платье, лепестки которого сделаны из самых различных материалов, а каких, сама Ромашка не знает. «Мы с вами можем назвать эти материалы? А если закрыть глаза и взять лепесток в руки, то можно ли определить материал, из которого он сделан?» — спрашивает учитель. Детям демонстрируется ро­машка, лепестки которой изготовлены из бумаги, ткани, картона, полиэтиле­на и других материалов. Учащиеся с закрытыми глазами определяют матери­ал, из которого изготовлен лепесток, рассказывают об основных свойствах названного материала.

«Лепим фигуры»

Цель: передать форму выбранного животного, соблюдая пропорции; выле­пить фигурку животного (зайчика, собаки, котенка).

Загадываются загадки:

На дворе сидит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

Дети отгадывают, учитель выставляет игрушку-собачку и спрашивает: «Акак вы догадались?» Дети объясняют (словами загадки).

Мохнатенький, усатенький,

Есть начнет — песни поет. (Котенок)

Проводится аналогичная работа.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку — тык, тык! (Зайчик)

Выясняется, как ученики узнали, что это зайчик.

«Выбери инструменты»

Цель: отгадав загадку, узнаешь, какие инструменты нужны будут на уроке. Заранее подобранные загадки ученики читают по карточкам. Водящий уга­дывает и находит на столе инструмент. Ведущий контролирует ход игры и правильность отгадки.

Данные игры мы проводим на уроках трудового обучения.

Все дидактические игры, применяемые на уроках естествознания можно разделить на три основные группы:

1) игры с предметами;

2) настольные (настольно-печатные) игры;

3) словесные игры.

Игры с предметами предполагают использование муляжей, различных натуральных объектов природы, природного материала (цветов, плодов, ли­стьев, корней, семян, полезных ископаемых).Например «Волшебный мешо-чек», «Овощи - фрукты, «С какой ветки детки?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом».

Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для инди­видуальной, так и для групповой и коллективной работы. Приведу примеры некоторых настольных игр:

«Парные картинки». Учащиеся среди различных картинок должны найти картинки с изображением растении, животных, относящихся к одному се­мейству, отряду, классу. Это игры типа «Где чей детеныш?», «С какого дере­ва лист?», «Где чей хвост?», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде?», «Найди родственников».

«Узнай силуэт». Учащиеся должны определить по контуру животное (овощ, цветок, орган человека). Если игра покрыта пленкой, то можно и подписать. Удобно для этих целей использовать силуэты, вырезанные из пластиковых папок.

Словесные игры учат самостоятельному решению разнообразных мыс­лительных задач: описывать предметы и объекты природы; отгадывать по описанию, не видя описываемого предмета; искать сходства и различия.Разновидностями словесных игр являются загадки, шарады, мегаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и др. На уроках русского языка и литературного чтения мы используем следующие дидактические игры:

«Узнай букву»

цель: усвоить начертание печатных букв, развить умение составлять слова.

Детям предлагаются буквы, вырезанные из плотного картона. Одномуребенку завязываются глаза. Он должен ощупать букву и назвать ее. После называния всех букв дети составляют из них (р, с, а, у, к, л) слова (рука,сук, мак, рак, лук).

«Вкусные слова»

Буратино шел в гости к детям. Он нёс «вкусные слова», но по дороге рассыпал буквы, слоги и все перепутал. Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова (яблоко, слива, груша...). После чтения слов по цепоч­ке или хором дети приходят к выводу, что Буратино нёс фрукты.

«Помоги карандашу»

цель: формирование умения составлять рассказ по опорным словам, развитие речи и творческого мышления.

Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Ка­рандашу, они составляют рассказ, используя слова: Коля, собачка, утка, реч­ка, удочка, цыплята.

«Скалолазы»

Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберется до вершины, вставивпропущенные буквы:

ФЛА...

СНЕ... СУГРО...

КРАСИ... БЕРЁ...

МОРО... ДУ...

ЛЕ... ЛЕ...

Ставятся дополнительные очки за правильные и полные ответы на вопросы.

На уроках математики используем«Танграм»

цель: Развитие воображения детей, их конструкторских способностей. Танграм — это старинная игра. Для подготовки к игре учитель предлагает детям вырезать квадрат и разрезать его по линиям так, как показано на ри­сунке. Все линии разреза можно построить перегибанием листа бумаги. Каж­дая часть нумеруется и вырезается. Учитель прикрепляет к магнитной доске расчерченный квадрат и один из многочисленных рисунков, который можно из него составить. Он предлагает ученикам составить такой же рисунок из геометрических фигур. До проведения игры он объясняет ее правила:

1. Детали игры не должны даже частично прикрывать друг друга.

2. В состав каждого рисунка должны входить все семь частей квадрата. Некоторые рисунки (по одному на уроке) ученики составляют по образцу, другие — по представлению. С целью контроля учитель вывешивает состав­ляемый детьми рисунок на магнитной доске.

«Что изменилось?»

цель: Закрепление сочетательного свойства сложения. Учитель рисует на магнитной доске лесенку и прикрепляет на левой стороне рисунки трех матрешек и двух зайцев, с правой стороны (на нижних сту­пеньках) - 4 медвежат. Под руководством учителя дети составляют по ри­сунку выражение: (3 + 2) + 4.

Потом учитель предлагает ученикам закрыть глаза и переносит два рисунка на правую сторону лесенки (на верхние ступеньки). Дети, открыв глаза, за­мечают, что зайцы перешли на правую сторону лесенки, объединились с мед­вежатами. По этому рисунку дети составляют другое выражение: 3 + (2+4). Оба выражения ученики сравнивают и выясняют, что их значения равны. Под моим руководством они приходят к выводу: при сложении чисел любые два слагаемых можно заменить их суммой.

«Угадай место игрушки»

цель: Закрепление приема образования каждого числа в ряду чисел от 1 до 10 путем прибавления (вычитания) единицы, формирование и закрепление умения читать простейшие математические выражения вида: 1+1, 3+2 и т.п.

Учитель записывает на обратной стороне демонстрируемых рисунков при­меры вида 7+1 и рисует на магнитной доске лесенку. Он говорит: «Чебураш­ка предлагает нам интересное задание - расставить игрушки на лесенке по своим местам. Порядковый номер каждого рисунка записан на его обратной стороне в виде примера. Кто правильно решит пример, тот узнает место игрушки на лесенке». Дети поочередно выходят к доске, решают примеры и расставляют рисунки на свои места.

Для закрепления пройденного полезны задания на определение положения игрушек относительно друг друга, на сравнение их по цвету и размеру.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умствен­ной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодоле­вают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В.А. Сухомлинский писал:

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного разви­тия. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребен­ка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательно­сти».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Дидактические игры на уроках в начальной школе

Автор: Стрижова Ирина Анатольевна

Дата: 14.07.2015

Номер свидетельства: 222859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Роль дидактической игры на уроках английского языка в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(72) "rol_didakticheskoi_igry_na_urokakh_angliiskogo_iazyka_v_nachalnoi_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "514675"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560443672"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Брошюра "Дидактические игры на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(64) "broshiura_didaktichieskiie_ighry_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "406153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491223737"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Дидактические игры как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья"
    ["seo_title"] => string(80) "didakticheskie_igry_kak_sredstvo_razvitiia_rechi_detei_s_ogranichennymi_vozmozhn"
    ["file_id"] => string(6) "559707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1602435033"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "
    ["seo_title"] => string(68) "primienieniie-didaktichieskikh-igr-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira"
    ["file_id"] => string(6) "134150"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416673663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства