kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются дидактические игры, которые могут способствовать развитию речи детей с ОВЗ на уроках начальной школы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

Дидактические игры как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Швагрукова Светлана Викторовна, учитель начальных классов

Широкова Анна Михайловна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 45 г. Томска

В статье авторы рассказывают о дидактических играх, использованных в разных классах начальной школы. Дидактическая игра рассматривается как один из способов развития речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: нарушение речи, младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья, формирование речи, комплекс работы.

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Поэтому необходимо выбрать ту форму обучения, через которую детям младшего школьного возраста будут понятны и интересны задания. Особенно это важно для детей с ОВЗ. Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей, преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на обучающихся. Чем содержательнее игровое действие и правила игры, тем активнее действует ребёнок. Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья игра имеет, пожалуй, большее значение, так как она не только способствует его умственному, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии речи и словесного общения.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой–либо другой деятельности быть самостоятельным. Опыт работы с учащимися показывает, что нарушение речи продолжает оставаться для детей с ОВЗ трудностью, которое преодолевается очень медленно. Впоследствии это отрицательным образом сказывается на изучении всех предметов. К началу обучения у детей с ОВЗ, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение. Они не умеют планировать свою деятельность. У детей с ОВЗ отсутствует целостное восприятие об окружающем мире, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, не могут установить связь между эпизодами. Воображение развито слабо, нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков.

Работая с такими детьми, мы должны учитывать их индивидуальные особенности и интересы, искать особые подходы, создавать определённые условия для развития и формирования речи. Естественным образом передо мной встал вопрос: каковы особенности применения дидактических игр для развития речи обучающихся? В качестве примера формирование умений и навыков практического характера используем дидактические игры, направленные на развитие речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка, чтения, окружающего мира.

1. Дидактическая игра «Поющие стаканчики» - для данной игры мне потребовались на каждого ребенка два стаканчика (красный и синий), к которым на веревочке прикреплены войлочные шары диаметром 2-2,5 см, соответственно к синему стаканчику – красный шар, к красному стаканчику – синий. Ученикам объяснены правила игры: если красный стаканчик и синий шарик, то это обозначает, что шарик согласный звук, стакан - гласный звук (и наоборот). Для того, чтобы соединить правильно звуки (гласный+согласный), нужно взять красный шарик в левую руку (закрепляем правила чтения слева направо), правая рука на расстоянии 20 см держит стаканчик. Держа левой рукой красный шарик, плавно вести рукой в сторону синего стаканчика. До тех пор, пока шарик движется к стаканчику, ребёнок произносит гласный звук, как только шарик попадает в стаканчик, коротко произносит согласный. Такая игра наглядно помогает отработать навык правильно сливать звуки для образования слога. На уроках чтения мы упражнялись в способах слияния звуков в слог. Например, ЖО, ОШ, ЖИ, УЖ, АШ, ИШ. Для положительного результата игру «Поющие стаканчики» повторяем за урок несколько раз.

2. Дидактическая игра «Истории в картинках» Цель данной игры: развивать у детей связную монологическую речь, воображение, память. «Истории в картинках» можно использовать на многих уроках. Главная задача учителя заключается в том, что необходимо подобрать сюжетные картинки на определенную тему (можно по теме урока). Как показала практика, чтобы дети вникли в суть игры, сначала школьникам нужно показать сюжет «что было», затем «что произошло» и «чем закончилось». На первых этапах применения игры учитель помогает составлять рассказ по картинкам наводящими вопросами. Обучающихся заинтересовывает эта игра. Дети активно принимают в ней участие. Со временем видно, как дети четче формулируют мысли, описывая сюжет. Когда у детей отработан навык рассказа по картинке, учитель меняет местами происходящее сюжета, и тогда появляется новое правило игры, где необходимо школьникам восстановить последовательность истории.

3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель – фонетическая зарядка. Наглядный материал: мешочек, игрушки. Эту игру мы использовали на уроках окружающего мира, изучая темы «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Как ухаживать за комнатными растениями». Обычно игра «Чудесный мешочек» у нас проходит на этапах «Закрепление пройденного материала» или «Актуализации знаний». Суть игры заключается в том, что ученик, который подходит к мешочку, протягивает руку, выбирает предмет и начинает описывать. Например, предмет круглой формы, маленький. Ребёнок, описывающий предмет, может заглянуть и подсказать одноклассникам его цвет. Когда сказан правильный ответ, я закрепляю знания детей эффективным методом, который так же развивает речь – «Хоровой ответ». Детям с нарушением речи нужна опора для выражения мысли, желания. Предлагается использовать общий, хоровой ответ, в котором участвуют учитель и другие дети. После того как сказан ответ, необходимо использовать четкую команду « Повторим все вместе!», которая дает понять младшим школьникам, когда им стоит отвечать. Если дети ответили верно, то необходимо сразу предоставить социальное подкрепление: «Молодцы», «Отлично». Как правило, есть дети, которые не участвуют в хоровых ответах, а предпочитают молчать. В таких случаях учитель задаёт вопрос и называет имя конкретного ребенка, который будет отвечать, следующим образом: «Скажем вместе с Петей!» Когда правильные ответы детей составляют 80%, педагог может перейти к усложнению хоровых ответов. Например, создавать ситуацию, где в ответ потребуется словосочетание или короткое предложение: «Это фрукт мандарин, который растет в саду», «Это вода, чтобы растение питалось и росло», «Это овощ редька, в котором много витаминов». Мы привели самые эффективные игры в нашей практике, в которые детям нравится играть. Следует отметить, что игры были использованы на уроках второго и четвертого классах. Ребята активно участвуют, просят провести, ждут. На свой вопрос: «Каковы особенности применения дидактических игр для развития речи обучающихся?» смело можно ответить: через игры дети лучше усваивают учебный материал, а мы, как учитель, выполняю педагогическую задачу – развиваю речь учеников.

В.А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Список использованной литературы

1. Булдович О.О. Что такое общее недоразвитие речи?[Текст] / О.О.Булдович// Коррекционная работа в ДОУ. – 2017. - №4. - С.2-8.

2. Гавриш Т.А., Мазурова Н.В. Хоровой ответ как один из методов формирования речевых навыков[Текст] / Т.А.Гавриш, Н.В. Мазурова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. - №1. -N 1. С.39-42.

3. Гусева М.В. Многофункциональное дидактическое пособие «речецветик» [Текст] / М.В. Гусева // Коррекционная работа в ДОУ. – 2017. – №2. - С.20-24.

4. Разенкова Ю.А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. - №2. - С.35.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Широкова Анна Михайловна Швагрукова Светлана Викторовна

Дата: 11.10.2020

Номер свидетельства: 559707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий ИЗО деятельности "
    ["seo_title"] => string(110) "sotsializatsiia-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-posriedstvom-zaniatii-izo-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "128013"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415401560"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Формирование познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории"
    ["seo_title"] => string(116) "formirovaniie-poznavatiel-nogho-intieriesa-u-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "249284"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446879677"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Формирование познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории в 5 классе."
    ["seo_title"] => string(128) "formirovaniie-poznavatiel-nogho-intieriesa-u-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-na-urokakh-istorii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "249289"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446879951"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая адаптированная  программа  по «Письму и развитию речи» для  5  класса "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-adaptirovannaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "133874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства