Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра как метод обучения в современной начальной школе»
Дидактическая игра как метод обучения в современной начальной школе
Ключом к успешному развитию современного общества является формирование самостоятельного, думающего человека. Образование способно решить эту задачу, если оно опирается на принципы гуманизма, индивидуализации и социокультурной открытости, а так же на принцип самоценности каждого возраста.
Меняется традиционная система обучения, в ее рамках появляются вариативные курсы, новые учебные предметы, программы и т.п., авторы которых пытаются расширить представления о целях современного начального образования. Вместе с тем приоритетность целей начальной школы сохранялась многие годы без изменений. Главной, а порой и единственно осознаваемой целью являлось обучение конкретному предмету, вооружение учащихся суммой знаний – умений. При этом предполагалось, что реализация такой цели сама собой обеспечит решение задачи развития ребенка. Но это не так.
Обучение, в котором специально не планируютсязадачи развития,далеко не всегда дает развивающий эффект. «Развитие есть результат, не совпадающий с его содержанием».
Это означает, что нельзя измерять результаты обучения только по содержанию изучаемых программ, необходимо оценивать те изменения, которые произошли в психическом развитии школьника, в его умении учиться. Что же такое развитие?
Развитие – это не количество знаний, которые получил школьник, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности (в том числе в нестандартных ситуациях). Например: Ученик может не только рассказать о свойствах воды, пересказав текст учебника, но и провести определение свойств снега, льда, заполнить соответствующую таблицу.
2. Развитие – это не наличие знания, а умение его добывать.
Всем хорошо известен следующий факт: школьники умеют, но не любят читать. Начиная со 2 класса чтение становится общеучебным умением, но оно, к сожалению, не часто используется школьниками для самообразования, для «добывания» новых знаний. Причин тому много, но одна из важнейших заключается в том, что школа чаще всего предлагает ученику знания в готовом виде, не учит школьников навыкам самостоятельной познавательной деятельности.
3. Развитие – не наличие знания, а умение определять свое незнание.
Учебная деятельность невозможна, если у учащегося не развита контролирующая и оценивающая деятельность.
Пересмотр взгляда на предметные знания и умения ни в коей мере не уменьшает их роль в учебной деятельности школьника. Речь идет лишь о том, что из целей образования они становятся средством и результатом педагогического процесса.
Мы должны понимать, что наиболее важными и целесообразными являются задачи, связанные с обеспечением развития школьника с учетом его возрастных возможностей. Взрослые участники образовательного процесса нередко упускают из вида, что ребенок, пришедший в школу, по своему развитию еще не стал настоящим учеником. Он находится как бы на переходной ступеньке от дошкольного возраста, где все новые личностные качества формируются легче и лучше всего в игровой деятельности, к младшему школьному, где ведущей деятельностью становится учебная.
Под учебной деятельностью понимается, прежде всего, деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий. Результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие.
При этом игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной. Речь идет, прежде всего, о дидактической игре.
Структура такой игры предполагает наличие дидактической цели, игрового правила и действия. Игры с правилами имеют учебную задачу, которую необходимо решить. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия, который использует школьник, например: классификацию, сравнение, анализ и др. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. Таким образом, компоненты учебной деятельности во многом совпадают с компонентами дидактической игры с правилами.
Однако, для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий.
- Учебная задача должна совпадать с игровой.
- Учебная задача не должна «задавить» игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию.
- Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постоянно усложняющейся учебной задачей.
Таким образом, дидактическая игра становится методом обучения, обеспечивающим полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста и формирование у младшего школьника учебной деятельности.
object(ArrayObject)#865 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(254) "Научно-методическая статья на тему:"Дидактическая игра как одно из средств привития интереса к математике в начальном общем образовании." "
["seo_title"] => string(156) "nauchno-mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-didaktichieskaia-ighra-kak-odno-iz-sriedstv-privitiia-intieriesa-k-matiematikie-v-nachal-nom-obshchiem-obrazovanii"
["file_id"] => string(6) "166860"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1422996831"
}
}