kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чудеса из соли

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это интересный материал для детского творчества. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чудеса из соли»










Чудеса из соли





Матвеева Олеся Геннадьевна,

учитель физики и математики.



















2016 г.



Введение


И в десять лет, и шесть, и в пять

Все дети любят рисовать

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует:

Цветы, рисунки, лес и сказки

Все нарисуют, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

И мир в семье и на земле!

Я люблю рисовать. Я рисую разными красками: акварелью, гуашью. Люблю рисовать фломастерами. Отдыхая летом на море, я впервые попробовала нарисовать картину из песка. Дома на кухне, рассматривая кристаллики соли, мне стало интересно узнать, а можно ли нарисовать картину из соли? В результате возникла тема моего исследования: «Чудеса из соли».

Цель моего исследования: изучить свойства соли и узнать, можно ли сделать картину из соли, провести опыты с солью.

Объект исследования: поваренная соль.

Предмет исследования: свойства и применение поваренной соли.

Задачи исследования:

1)  изучить исторические сведения о соли;

2)  узнать о значении соли в жизни человека;

3) познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении опытов;

4)  провести опыты с солью;

5)  проанализировать полученные результаты.

Гипотеза: Мы предположили, что соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

Актуальность нашей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Мы выбрали соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Для наших наблюдений и опытов потребовался один пакет поваренной соли стоимостью 10 рублей.

Практическое значение: Опыты и исследования, которые мы провели, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка. Они интересны и познавательны.



Что за чудо – поваренная солью.

История появления соли.

В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге - виа Солариа, что означало «Соляной путь». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль, драгоценное сокровище, не стала добычей разбойников. В древности соль ценили буквально на вес золота. Нехватка соли вызывала и народные волнения. В истории известны соляные бунты. Соль была очень дорога. Из-за нее велись кровопролитные войны между соседними народами. В некоторых странах соль выполняла функцию денежной единицы. В Китае использовали монеты из кристаллов соли. В некоторых странах Африки еще в XIX веке в качестве денежной единицы использовали бруски каменной соли. Римским войскам нередко жалованье выплачивали солью. Ученые считают, что именно с этим связано происхождение итальянского слова «сольдо» и французского слова «салер» Некоторые ученые считают, что и слово «солдат» произошло от итальянского «сольдо».



Результаты исследования потребления поваренной соли моей семьей

В моей семье 4 человека. Я решила узнать, сколько соли съедает в день наша семья. Одну пачку соли (1 пачка соли = 1кг = 1000г) мы в зимнее время используем в течение 75 дней. Значит, в день на каждого члена семьи приходится:

1000 г : 4 (членов семьи) : 75 дня = 3,3г (соли из пачки)

Вывод: каждый член нашей семьи в сутки получает приблизительно 3,3 грамма соли в виде добавки к пище, что соответствует норме (норма: не более 3-5г). Однако нам все-таки стоит задуматься над количеством потребляемой соли. Тем более что при гипертонии и болезни почек (а именно эти болезни есть у членов моей семьи!) количество соли следует снизить!

Свойства соли

Прежде чем приступить к работе, я исследовала свойства соли.

Соль имеет кристаллическую решетку. Сами соляные «крупинки», похожие на маленькие кубики

Опыты с солью. Выращивание кристаллов

Первый свой опыт с солью мы сделали летом. Было очень жарко. Так хотелось, чтобы выпал снег, но такого не бывает. Тогда мы решили сделать снег сами. Мы взяли чашку, налили в нее тёплой кипячёной воды, потом мы насыпали в воду много соли, размешала. На улице мы нашли обыкновенную палочку, помыли ее и опустили в чашку с солью. Поставили на окно, на котором было жарко и днём, и ночью. На следующий день на палочке появился первый налёт. Две недели мы наблюдали за чудом, которое происходило на наших глазах. На палочке становилось всё больше и больше «солёного снега», а по краям чашки и на дне появились крупные квадратные кристаллы.

В школе мы обнаружили стаканчик, но в нем было что-то необычное. Как оказалось, когда-то в этом стаканчике была солёная вода, но вода испарилась, а соль образовала на стенках узоры похожие на те, которые рисует мороз на окнах.

Узор на окне нарисовал мороз (Приложение 1).

Узор из соли

«Какая волшебная соль», - удивились мы тогда.

А в ноябре, когда ждёшь, ждёшь снег, а его всё нет да нет, мы решили продолжить свои опыты. Чтобы вырастить кристаллы соли, мы опять налили в стакан тёплой воды, засыпали соли, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавляла соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом солёную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берут затравку - маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл. Но мы сделали разные опыты. Опустили в воду ниточку с гаечкой, с бисером. Привязали нитки к карандашу так, чтобы он погрузился в раствор, но не касался дна. Мы взяли ещё две баночки, нитку, блюдце. В обе баночки налили солёной воды. Поставили их на некотором расстоянии друг от друга, соединили ниткой так, чтобы между банками она провисала, а в баночках касалась дна.

Но на этом мы не остановились, налили солёную воду в чашку и покрасили ее красной гуашью, опустили в воду середину нитки, а края опустили на блюдечко. Утром побежали посмотреть, что же произошло. Оказалось, что середина нитки просто мокрая, зато её концы стали твёрдыми, упругими.

В банках на поверхности образовалась белая плёнка, мы хотели ее размешать. Но у нас ничего не получилось. Оказалось, что это корочка из соли. Она похожа на первый лед на лужах: тонкий и хрупкий.

Через четыре дня кристаллик, который мы привязали к нитке и опустили в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли. Гаечка покрылась кубиками соли, а над гаечкой образовался зонтик из солёных кристаллов. Со временем кристаллы увеличивались, у гаечки зонтик стал совсем большим.

Когда кристалл принял красивый вид, вынули его из раствора, дали подсохнуть, покрыли бесцветным лаком. Но через некоторое время кристалл стал терять свой красивый вид, пришлось побрызгать его лаком для волос.

Соль – чистящее средство

Соль продолжала нас удивлять. Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.

Соль как и снег, состоит из кристаллов. Когда мы идём по снегу, то он скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее сухой ложечкой, то слышен хруст (Приложение 2).

Незамерзающая соль

Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешали соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставила воду в морозильной камере. Через два дня проверили. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу (Приложение 3).


Нетающий иней

На дворе конец ноября и так хочется, чтобы скорее наступил Новый год, а вместе с ним и мой день рождения. И соль опять помогла нам. Для создания новогоднего настроения в доме мы взяли веточки лиственницы с шишками, еловую ветку и сосновую (с дерева не срезали, нашли на земле). Для «заснеживания» веток мы приготовили крепкий солевой раствор. Дальше опыт проводила Олеся Геннадьевна, а мы наблюдали. Она вскипятила солёную воду в кастрюле, опустила в нее ветки примерно на 5 - 6 часов. Когда время прошло, мы посмотрели на ветки и немного разочаровались. На ветках ничего не было, они просто намокли. Мы их осторожно вытащили и положили сушиться. После полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы. Но мой иней не растает (Приложение 4).


Создание картины из соли

Я решила покрасить соль.

  1. Взяла мелкую соль, которую купили в магазине и разложили на тарелки.

  2. Затем смочила чайной ложкой соль.

  3. В каждую тарелку я добавила краску и перемешала.

  4. У меня получилась разная по цвету соль.

  5. Когда соль высохла, я приступила к рисованию картины.

  6. Я нарисовала рисунок карандашом.

  7. Покрасила фон красками.

  8. Прорисовала клеем ПВА контур рисунка.

  9. Засыпала клеевой контур солью.

Выполняя работу, я заметила, что засыпать контур солью надо начинать от светлого к тёмному (Приложение 5).


Заключение

Изучив литературу по данному вопросу, я смогла изучить свойства соли и сделать из соли картину. Я предложила советы по использованию поваренной соли. Поваренная соль - единственный минерал, который человек употребляет в пищу. Она не только улучшает вкус многих блюд, но и полезна и даже необходима для здоровья. Любому пищевому продукту можно найти замену даже хлебу, без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли нет. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна. Но соль ещё можно использовать и для выполнения различных картин и работ. Это интересный материал для детского творчества. Каждый в детстве, наверное, делал поделки из солёного теста. Я тоже попробовала выполнить несколько работ. Рецепт приготовления солёного теста я на шла в книге «Поделки из солёного теста». Я хотела бы продолжить свое исследование.

Литература

1. Атлас мира справочный. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА – 2008 – 280 с.

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 – 2-е изд. – М.: - Просвещение – 2006 – (Зеленый дом).

3. Серия «Эрудит». Строение Земли. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

4. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. – М.: Изд – во Эксмо, 2002. – 128 с.

5. Тера – Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА – 2004 – 672 С.

6. Универсальный энциклопедический словарь. – М.: У 59 Большая Российская энциклопедия – 2005 – 1551 С.

7. Уорд Б. Иллюстрированная энциклопедия для любознательных / Пер. с англ. И. Я. Дихтер. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС» - 2008 – 96 с.

8. Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. – Л.: Детская литература – 1975 – 240 с.

9. Шалеева Г. П. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 9. – М.: Филологическое общество «СЛОВО» - 2001 – 248 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Чудеса из соли

Автор: Матвеева Олеся Геннадьевна

Дата: 02.10.2017

Номер свидетельства: 430588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация Мастер класс для воспитателей «Чудеса солёного теста»"
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia_mastier_klass_dlia_vospitatieliei_chudiesa_solionogho_tiesta"
    ["file_id"] => string(6) "436019"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509543467"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Воспитательный час "Поле чудес по сказкам Х.К. Андерсена""
    ["seo_title"] => string(53) "vospitatielnyichaspoliechudiesposkazkamkhkandiersiena"
    ["file_id"] => string(6) "310285"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458991262"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока игры - КВН "Музыка Чудес""
    ["seo_title"] => string(41) "razrabotka-uroka-ighry-kvn-muzyka-chudies"
    ["file_id"] => string(6) "313219"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459442075"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Сценарий мероприятия "Маленькие чудеса большой природы" "
    ["seo_title"] => string(63) "stsienarii-mieropriiatiia-malien-kiie-chudiesa-bol-shoi-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "111449"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407492598"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Программа внеурочной деятельности "чудеса Античного мира" Направление -общеинтеллектуальное. Вид деятельности -познавательная. "
    ["seo_title"] => string(144) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-chudiesa-antichnogho-mira-napravlieniie-obshchieintielliektual-noie-vid-dieiatiel-nosti-poznavatiel-naia"
    ["file_id"] => string(6) "190383"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427141964"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства