Цель: расширить представление о ценности дружбы. Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Беседа "Дружба - великое чудо"»
Ақмола облысы білім басқармасының «Ақкөл ауданы Урюпин ауылы, жетім балалар мен ата-анасының камкорлығынсыз қалған балаларға арналған №1 құрамдастырылған балалар үйі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.
Коммунальное учреждение «Комбинированный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1 село Урюпинка Аккольского района» управления образования Акмолинской области.
Воспитатель:
Стреблянская Н.П
Беседа «Дружба великое чудо»
Цель: расширить представление о ценности дружбы. Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.
Задачи:
1) Показать важность истинных друзей в жизни человека. Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; создать условия для разрешения проблемы; формировать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других; приобщить учащихся к правилам хорошего тона; закрепить правила поведения культурного человека на практике.
2). Развивать умение эффективно взаимодействовать в группе сверстников; развить основы мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать стремление дружить и понимать друг друга, раскрыть значения понятий друг, дружба, развивать речевое общение.
3). Воспитывать доброе, чуткое отношение к друзьям ; культуру поведения детей; воспитывать в детях стремление быть полезными обществу; желания общаться, умения дружить друг с другом,
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Работа в группах.
Слайд №1
Ведущий:
Дружба – великое чудо всегда, Сто открытий для всех нас таящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие!
1.Приветствие.( Звучит песня о дружбе)
Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Хочу еще раз сказать вам это чудесное слово. Ведь говоря его мы не только приветствуем кого – то, но и желаем здоровья. Так будьте же здоровы.
Наше мероприятие проходит накануне Нового года, красиво украшен зал, у всех предновогоднее настроение, атмосфера тепла и уюта, ведь Новый год это семейный праздник, и я думаю, что наша беседа пройдет замечательно.
2. Сообщение темы занятия
Ведущий Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба, узнать, кто такой настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будет учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях и в конце мероприятия мы должны будем вывести правила дружбы.
Давайте на протяжении всего мероприятия попробуем почувствовать, что дружба – это сила, потому, что мы вместе.
3. Психологический настрой.
(раздать каждой группе детей по два фломастера красный и черный и предложить детям нарисовать две маски, затем сравнить их, чем они отличаются)
Маска черного цвета – вид больного человека, уставшего, грустного.
Маска красного цвета - это вид здорового, красивого человека, глаза сияют, щеки горят, а главное он улыбается.
Улыбка – это признак здоровья, признак добра, дружбы. Ведь даже в песне поется ,что дружба начинается с улыбки.
Давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: я желаю тебе счастья, успехов, радости, благополучия. Удачного тебе дня.
А теперь обратите внимание на фразу “Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам!”. Запомните ее и применяйте в тех случаях, когда это необходимо.
4. Беседа о значении слова «дружба»
- Итак, что же такое дружба?
– Что такое дружба?– спросила я у птицы. – Это когда коршун летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: – Что такое дружба? – Это когда зайцу лисы бояться не нужно. А после спросила у девочки: – Дружба – что такое? – Это что-то огромное, радостное, большое. Это когда ребята все сразу, все вместе играют. Это когда мальчишки девчонок не обижают. Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
5. Что такое дружба?
Слайд №2
Ведущий: дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова.
О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. «Дружба – это бесценное богатство никакое общение между людьми невозможно без дружбы так говорил о дружбе великий казахский поэт, писатель, мыслитель, основоположник казахской литературы Абай Кунанбаев.
Слайд №3
А известный педагог и писатель Макаренко Антон Семенович вот как сказал о дружбе: «Никакая дружба невозможна без взаимного уважения».
Вопрос детям: Как вы понимаете, что такое дружба?
Ведущий: Дружба, это радость от общения. Радость от того, что рядом человек каторый поможет советом, всегда выслушает и поддержит во всем
6. Основная часть.
Ведущий: Как же возникло само слово друг, дружба?
История возникновения слов дружба, друг.
Давным – давно, когда люди жили маленькими селениями. во главе стоял князь . Чтобы защитить свое селение от врагов набирал он себе верных ,храбрых и мужественных людей в свое войско которая называлась дружина. Прошли века но и теперь самого верного и надежного человека который разделит с тобой и горе и радость прийдет тебе на помощь называют другом.
Дружба – это прекрасное чувство. Способность к дружбе, умение дружить, выбор друга , сохранение дружбы – важнейшие черты человека. Самое главное в дружбе уметь радоваться за товарища. Тот, кто хочет дружить должен научиться этому. И начать надо с самого себя. Недаром говорится» Когда научишься дружить, тогда и друзья появятся». Каждый человек ценит в другом хорошие качества. Иметь друга великое благо. А жизнь так устроена, что ее блага так просто не сваливаются на нас с неба. Для этого нужно потрудиться душой для рядом находившегося человека. Воспринимать его горести и радости как свои, подумать как сделать его жизнь счастливее не жалея своего времени, своих чувств.
Вопросы к детям.
_ Скажите, какими нужно быть, чтобы у вас появились друзья?
Этими же качествами должны обладать и ваши друзья. Я хочу ,чтобы вы все были честными, надежными, добрыми и тогда в классе, группе будут царить дружба, доброта, хорошее настроение.
Вопрос детям: А есть ли, у вас друзья? Какие они?
Слайд №4
Ведущий: Как же понять, кто является тебе другом?
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать. Знакомый
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильма, какие – то события, вы скажите… Приятель
Об однокласснике, с которым за 10 лет съеден пуд соли, скажете… Товарищ.
И только о человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете … Друг
Стих: (чтец)
Кто рядом чувствует плечо
Тот никогда не упадет
А если и споткнется вдруг
То встать ему поможет друг
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Слайд №5
Ведущий: Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
«Один за всех, все за одного» М. Водопьянов
Выдающийся математик Лев Семёнович Понтрягин ослеп, когда был ещё учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.
Удручённый внезапно настигшей его катастрофой, мальчик с тоской бродил по комнате, учась ходить в темноте. Родители, задумываясь над будущим сына, решили было учить его музыке. Но у мальчика не было никаких склонностей к музыке.
Однажды домой пришли Лёвины товарищи.
- Почему Лёва не ходит в школу? – спросили они мать слепого мальчика.
- Как же он будет ходить? – удивилась та.
- А мы его первое время будем провожать. Пока не привыкнет!
- Хорошо, но как же он будет учиться, ведь он ничего не видит?
- А мы поможем, Всем классом поможем! – твёрдо заявили ребята.
И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь из товарищей по классу приходил к Понтрягину учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает преподаватель. Учителя с большой чуткостью отнеслись к слепому, но очень старательному ученику. И не было случая, чтобы Лёв Понтрягин не выучил заданного.не легко ему было учиться, но у мальчика были выдающиеся способности и великолепная память, которая с годами развивалась ещё больше. Он научился писать, пользуясь трафаретом, и уверенно водил карандашом по бумаге сквозь узкую, длинную щель в картоне, чтобы не очень прыгали строчки. Потом ему купили пишущую машинку, и он стал отстукивать свои школьные сочинения со скоростью, которой могла позавидовать любая машинистка. А для чтения вместо одной пары глаз у него было двадцать пять пар – глаза всего класса. Товарищи ходили с Лёвой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.
С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил среднюю школу и поступил в университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно и во всём помогали юноше, который ничего не видел. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором. Молодого учёного избрали членом-корреспондентом Академии наук.
Вот такая грустная история, но с хорошим концом благодаря дружеским отношениям, чуткости и внимания товарища.
Вопросы:
Как вы помогаете друг другу?
2.Вспомните случаи, когда о вашем классе можно было сказать: « Один за всех, все за одного».
Вывод:
- умей сопереживать другу, поддерживать его в трудные для него жизненные моменты;
- умей принять помощь и оказать её;
- проявляй чуткость, внимание к людям в больших делах, мелочах, в повседневных отношениях.
Слайд №6
Стих. (Чтец)
Настоящий друг везде верный
В счастье и в беде
Грусть твоя его тревожит
Ты не спишь он спать не может
И всегда без всяких слов
Он помочь тебе готов
Вопрос детям.
Как вы понимаете выражение «настоящий»
Ответы детей.
1. От настоящего друга ждут верности
2. у настоящего друга ищут поддержку в трудную минуту
3. К настоящему другу идут с радостью, он разделит ее словами
Ведущий: Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Причем испытание мелочами пожалуй, проходит труднее.
Почему то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность. Сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения.
А сейчас я предлагаю вам, просмотреть видеоролики о дружбе детей.
Вопрос детям: Можно ли считать этого мальчика другом?
Вывод:Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
Вопрос детям: Являются ли эти девочки лучшими подругами?
Ответ детей: Нет. Показали свою зависть и сплетни за спиной подруги.
Ведущий: Друзья должны быть верными, терпеливыми, добрыми именно такие друзья пройдут проверку и временем и обстоятельствами. Дружба не может быть односторонней иначе это не дружба.
Стих. (Ведущий)
Люди я прошу вас, ради Бога
Не стесняйтесь доброты своей
На Земле друзей не так уж много
Опасайтесь потерять друзей.
4. Настоящий друг сохранит ваши тайны.
Ведущий: Во все времена и увсех народов высоко ценилась дружба, верность, преданность.
Работа с пословицами и поговорками
– Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.
– Я предлагаю вам несколько пословиц и поговорок.
Слайд№7 (пословицы)
Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).
Старый друг … (лучше новых двух).
Один в поле … (не воин).
Друг познается в беде.
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Куда иголка, туда и нитка.
Все за одного, а один за всех.
Дружба – как стекло: сломаешь – не починишь.
Дружбу помни, а злобу забывай.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
А сейчас я предлагаю вам зачитать поговорки и объяснить их смысл.
Неверный друг, что дырявая шуба.
( в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведет в сложной ситуации.)
Кто себе друзей не ищет, самому себе враг
(без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надёжным другом)
Дерево крепко корнями, а чем друзьями.
( Чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся удары судьбы.)
Дружба, что стекло – расколешь – не соберешь.
( разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можно потерять его на всегда. )
Дружба дружбе рознь – иною хоть брось.
( Если друзья ссорятся)
Трусливый друг опаснее врага
( в трудную минуту друг может испугаться и подвести.)
И не умеют дружить или плохо влияют друг на друга, то такая дружба идет только во вред.
«Нет друга – ищи, а нашёл – береги»
Слайд № 8
Упражнение «Закончи предложение».
Участникам предлагается закончить предложение, текст которого написан на слайде:
- “Настоящий друг – это тот…”
С кем ты можешь поделиться самым сокровенным, посоветоваться и просто поговорить.
Кто протянет руку в трудную минуту, поделится последним куском хлеба и всегда поймет.
Кто поможет везде, самый преданный человек, кто дарит подарки, помогает с домашним заданием, гордится тобой, вдохновляет тебя.
- “Друзья всегда…”
Смогут поддержать в трудной ситуации, дать полезный совет. Это человек, которому можно доверить тайну. С ним легко общаться, он никогда не предаст.
Поставит свое плечо в трудную минуту.
Им можно доверять
- “Я могу дружить с такими людьми, которые…”
Поможет в горе, посмеется вместе с тобой над анекдотами. Он думает не только о себе, но и о своем друге.
С кем можно по долгу гулять и во что- нибудь играть.
С кем я хожу в спортзал, это самый «крутой чувак», дружит с тем, с кем дружу я.
- “Со мной дружат потому, что…”
Я всегда готов прийти на помощь в трудные мгновения жизни, пусть даже для этого придется пожертвовать некоторыми своими ценностями.
Но в жизни существует не только дружба между людьми, есть дружба человека с животными, с природой, со всем окружающим миром.
Вопрос детям: Встречались ли, вам в жизни случаи дружбы человека с животными?
Слайд № 9 слонёнок
Ведущий: Человек и животные – это дети одной матери природы. Они часто помогают друг другу. Животные чувствуют заботу, ласку хозяина и отвечают тем же. Собака охраняет дом, хозяйство. Есть, обученные собаки. Во время Великой Отечественной войны собаки помогали санитарам выносить с поля боя раненных солдат, разминировали целые поля, тем самым спасая сотни жизней солдат. А сейчас в Сирии с помощью обученных собак солдаты находили мины и разминировали их в древнейшем городе Пальмиро. Животные наши друзья. О них нужно заботиться и они отблагодарят человека своей верностью.
Вопрос детям: Какие можно привести примеры дружбы человека с природой.
Слайд №10 белка
Человек находятся в тесной взаимосвязи с природой. Ведь он дышит ее воздухом, и ест плоды, пьёт воду. Природа может излечить многие болезни. У нас улучшится самочувствие, прилив сил, после прогулки в лесу, на берегу реки.
Слайд №11 земля
Ребята, очень важно, что бы вы любили природу и бережно относились к ней, не ломайте деревья, не рвите без надобности цветы, жалейте бездомных животных мы и природа одно не делимое целое.
Дружить могут не только люди, но и целые страны. Наш президент Н.А. Назарбаев предложил переговорную площадку в Астане о перемирии в Сирии при участии Ирана, Турции, России. Наша страна не стоит в стороне от мировых проблем.
Самостоятельная работа: Построить дом дружбы .Ребята, выберите, слова которые относятся к понятию дружба: верность, вежливость, отзывчивость, лож, предательство, помощь, трусость, сплетни, справедливость, надежность, жадность, доброта, внимание, откровенность.
Негромко звучит песня о дружбе
Ведущий: Пока дети работают, я предлагаю зрителям послушать анкеты, которые недавно ребята заполняли в группе. Анкета называется «Есть ли у тебя друг? Знаю ли я его?»
Анкета: «Есть ли у тебя друг? Знаю ли я его?»
Какие черты характера, качества своего друга ты больше всего ценишь?
Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?
Чего не смог бы ты простить ему?
Всегда ли ты говоришь другу правду?
Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты выступить против друга, если тот не прав?
Помогает ли дружба тебе в жизни, в учебе?
Какой урок у него любимый?
Какое время года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Кем хочет стать, когда вырастет?
Какие книги любит читать
Ведущий. Из слов, которые мы отнесли к понятию дружба, получился дом крепкий и надежный. Теперь мы смело можем ставить на него крышу из слова дружба.
Друг не может быть злобным и самовлюблённым. Не соединяются с понятием дружба жадность, лживость, зазнайство, мелочность и черствость. Друг – это серьезно.
Недавно, наше государство и мы с вами отметили знаменательное событие 25-летие Независимости Казахстана. Казахстан это наш большой дом, в котором проживают люди разных национальностей. Мы можем с уверенностью сказать, что мы живем в дружном доме, так как все люди, живущие в Казахстане, дружат между собой, уважают и чтят традиции и обычаи разных народов.
Вопрос детям: как вы понимаете независимость Казахстана?
Стих. (Чтец)
Так давайте давайте дружить
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся
Если дружбой всегда дорожить
То любое желанье исполнится.
Существует много правил и законов дружбы, которых придерживаются люди, но я предлагаю вам разработать свои законы дружбы, по которым мы будем жить в нашем коллективе.
Слайд № 12
Основные правила дружбы.
Помогай другу в беде.
Умей разделять радость
Не обманывай друга.
Не предавай.
Будь внимательней к другу.
Будь добр.
Дружеские отношения – это отношение взаимопонимания, взаимопомощи, взаимоуважение друг к другу.
Если каждый из вас будет следовать этим правилам, я уверена у вас будет много в жизни друзей настоящих, верных и надежных.
Лишь тот не на год – навсегда богат
Кто дружбу сохранит как бесценный клад
Лишь тот не на год счастлив – на всегда
Кто дружбу пронесет честно сквозь года.
7. Подведение итогов занятия.
- Кого мы называем другом?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
- Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
Ведущий: скажите, ребята считаете ли вы, что наша встреча была не напрасно?
Ответ: важной, нужной
Ведущий: что важного, вы для себя взяли из этой встречи?
Ответ: качества настоящего друга.
Берегите друзей! Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расстаться с ними. И помните, друзья создаются в юности, дальше становится все труднее и труднее подружиться.
Я желаю каждому из вас иметь настоящего друга, уметь дружбой дорожить- ведь дружба это великое чудо.
Давайте возьмемся за руки и почувствуем поддержку друг друга. И пусть девизом нашим станут такие слова. «Вместе мы сила, потаму что – мы Друзья».
Чтец 1
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица- с небом,
Как травы- с лугом,
Как ветер- с морем,
Поля- с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Чтец 2
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Звучит песня «Давайте дружить»
В память о нашей встрече ребята хотят подарить, вам сердечки с пожеланиями добра и дружбы.