Просмотр содержимого документа
«Беседа на тему "Конфликт и пути его решения"»
Беседа на тему
"Конфликт и пути его решения"
Цели:
Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.
Формирование благоприятной психологической и нравственной атмосферы.
Задачи:
Образовательные:
-знакомить учащихся с основами общения без конфликтов, с понятиями «компромисс», «конфликт».
–формировать представление о разных вариантах человеческого общения.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, личностные качества – рефлексия, толерантность.
Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
Оборудование:
Карточки с описанием конфликтных ситуаций.
Рисунок солнца, тучи, молнии.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы сегодня проведем беседу
II. Определение темы беседы. Постановка задачи занятия.
Стихотворение «Два козла»
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
(Спор, ссора, драка, конфликт).
- Правильно, произошел конфликт.
- Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашей беседы? (Ответы детей)
(На доске выставляется тема «Конфликты»).
- Как вы думаете, почему мы взяли эту тему?
- Что обозначает слово «конфликт»?
Выставляется запись: «Конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон».
-Что мы узнаем в ходе беседы?
- Правильно, мы узнаем, почему происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет задачей нашей беседы.
III. Содержательный компонент . Поисковая деятельность.
1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.
- Для этого вернемся к стихотворению и ответим на вопросы:
1) С чего начался конфликт?
2) Что не смогли сделать животные?
3) Какая причина конфликта?
Причины конфликта 1.Неумение понять друг друга и договориться.
Ситуация №2
– Кирилл, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Ваня.
Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Ваня и убежал.
А Кирилл даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.
1) Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?
2) Из-за чего в данной ситуации возник конфликт?
Неумение слушать
Ситуация №3
На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина?
3. Несдержанность
Вывод: Какие мы узнали причины конфликтов?
2. Беседа. Работа в группах.
-Как вы думаете, что может предвещать эта туча? (Ответы детей).
Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. (Выставляется рисунок молнии в виде стрелы и солнышка).
- Что символизируют данные рисунки?
- Как могут разрешаться конфликты?
Положительно и отрицательно.
У вас на столах лежат слова – подсказки. Выберите из них слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и прикрепите их к лучикам солнышка, а на тучку - отрицательные. Затем представитель каждой группы должен прокомментировать свой выбор. (даются подсказки со словами
Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.
-Попробуем на примерах разобрать причины конфликтных ситуаций и найти пути выхода из них.
Анализ ситуаций. Поиск способов разрешения конфликтов Групповая работа по карточкам.
Детям предлагаются карточки. Нужно прочитать задания на карточках, проанализировать конфликтные ситуации, определить причины их возникновения. После этого, представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить результаты своей работы.
А) Карточка № 1 для 1 группы. Инсценировка рассказа Н.Артюховой «Саша-дразнилка».
Саша очень любил дразнить свою сестренку.
Ляля обижалась и плакала.
- О чем ты плачешь, Лялечка? – спрашивает папа.
- Меня Саша дразнит!
- Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что
из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу к люстре за ноги подвешу.
- Ну, что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!
Саша поперхнулся от удивления.
- У тебя насморк, - сказал он, подумав. - Тебя завтра в кино не возьмут.
- А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
-Все вы, девчонки,- дрожащим голосом проговорил Саша, - все вы ужасные трусихи и плаксы.
- Мне самой мальчики больше нравятся, - спокойно ответила Ляля.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
- У меня апельсин больше, чем у тебя!
- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.
Тут Саша уже не нашел что сказать, встал и убежал.
- Какой совет дал папа Ляле?
- Помог ли папин совет девочке?
- Как вышла Ляля из конфликтной ситуации?
(С помощью юмора)
Б) Карточка № 2 для 2 группы.
Стихотворение Николая Красильникова «Ссора»
Семенов прислал мне записку: "Корова", А я написала: "Семенов — козел!" Он — новое слово, я — новое слово. Но тут к нам учитель как раз подошел. Пал Палыч ругал нас не очень сурово, Но только сказал, выводя за порог: — Как только в людей превратитесь вы снова, Тогда приходите опять на урок!
Какая проблема послужила "толчком" к возникновению конфликта?
Участники конфликта: действия одной стороны конфликта, действия другой стороны конфликта.
В чем суть конфликта?
Можно ли было остановить перерастание проблемы в конфликт? В какой момент?
5. Что помешало остановить перерастание проблемы в конфликт?
6. Какой способ разрешения конфликта вы считаете наиболее эффективным в данной ситуации и почему?
Уход от конфликтных ситуаций
В) Карточка № 3 для 3 группы.
1-й вариант разговора.
— Ой, привет, ты где это так подстриглась?
— А что, тебе не нравится?
— Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка.
— Ты на себя в зеркало посмотри!..
Учитель отмечает, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.
2-й вариант разговора.
— Тебе просто не идет эта стрижка.
— Ты на самом деле так считаешь?
— Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?
— А что мне делать?
— Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.
— Пойдем.
Искренность и готовность пойти навстречу
Игра «Улыбнёмся друг другу»
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, и каждый из нас скажет о том, что надо делать, чтобы избежать конфликтов.
Пожелания
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
11. Будь обаятелен и добр.
12. Извинись, если ты не прав.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
Правила бесконфликтного поведения, которые у нас получились.
Правила бесконфликтного поведения. 1. В споре будь сдержан и тактичен. 2. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. 3. Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс. 4. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков. 5. Главное - относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Итог: - Мне сегодня очень приятно было работать с вами на занятии. Спасибо!