Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в качестве программы дополнительного образования для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений.
Срок реализации 2 года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в качестве программы дополнительного образования для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений.
Срок реализации 2 года.
Разработала
учитель музыки
Шевцова Татьяна Петровна.
г. Кропоткин 2015г.
Пояснительная записка.
Во второй половине XX века, наряду с гигантскими успехами науки и промышленности, общество столкнулось с некоторой «механизацией» мышления, с его формализацией. В современном обществе возобладала «исполнительская», а не творческая тенденция по отношению к человеку. Он воспринимается как субъект, действующий по инструкции и умеющий выполнять ограниченный набор операций, но этот набор он выполняет очень хорошо, поскольку «натаскан» на его выполнение. Значительная часть людей утратила вкус к творчеству и творческому самовыражению, предпочитая усваивать положенные инструкции, не тратить себя на творческое напряжение и расширять насколько возможно свой досуг. Подобная философия может привести к вырождению и утрате человеческим родом своего творческого потенциала, так как человек перестает продуцировать идеи, перестает быть двигателем культурного и цивилизационного роста.
Поэтому перед современной школой поставлена задача – создать условия, в которых все позитивные ценности общества стали бы достоянием личности учащегося, способствовали эффективному развитию интеллекта и творческих способностей школьников. Эта задача решается на государственном уровне. Введение новых образовательных стандартов – это веяние времени.
Современное общество осознает, что вокально-хоровая музыка является непременной составляющей духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. В решении задач развития творческих способностей подрастающего поколения хоровому пению отводится заметное место.
Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение – природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.
Программа «Мир песни» представляет собой двухгодичный цикл организации внеурочной деятельности. Предусмотренные ею занятия проводятся 2 раза в неделю в группах, состоящих:
1-й год – из учащихся 5 класса;
2-й год – из учащихся 6 класса.
Цель программы: через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице мирового вокально-песенного искусства.
Задачи программы.
Обучающие:
расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
обучить певческим навыкам, выразительному пению;
овладение навыками бережного отношения к своему голосовому аппарату;
Развивающие:
формирование певческих умений и навыков (развивать слух и голоса детей, формировать голосовой аппарат);
развить музыкальные способности: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;
сохранять и укреплять психическое здоровье детей;
развитие психологических способностей: памяти, внимания, мышления;
формирование положительной эмоциональной реакции ребенка на музыку.
Воспитательные:
воспитание культуры поведения в детском хоровом коллективе;
формирование отношений между ребятами на основе дружбы, товарищества;
формирование вокальной культуры как неотъемлемой часть духовной культуры и здоровьесбережения;
воспитание творчески развитой личности;
воспитание эмоционально положительного отношения к пению как одному из видов музыкального искусства;
воспитание уважения и признания певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке.В условиях общеобразовательной школы кружок хорового пения – самый доступный вид исполнительской деятельности. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на школьников как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе. А поскольку хоровое пение – это искусство массовое, оно предусматривает коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание ребенком того, что когда все поют вместе и дружно, то получается хорошо и красиво. Именно он участвует в этом исполнении и песня, исполненная хором, звучит выразительней и ярче. Это оказывает на юных певцов позитивное и воспитательное воздействие. Коллективная форма творчества выступает важной стороной и в духовном, и в нравственном воспитании школьников. Пение в хоре не только развивает музыкальный слух, мышление, память, фантазию, воображение, не только формирует чувство времени, ритма, формы, но и наиболее благотворно влияет на становление эмоционального мира ребенка. Именно в хоре учащиеся скорее начинают чувствовать себя «музыкантами-исполнителями». Пение пробуждает и укрепляет у детей творческие силы. Подлинное приобщение к миру хоровой музыки – непременное условие гармонического развития личности ребенка во все времена.
Направленность программы «Мир песни»:
по содержанию является художественно-эстетической;
по функциональному предназначению– специальной, общекультурной;
по форме организации – групповой;
по времени реализации – длительной подготовки.
Новизна программа:
разработана собственная структура последовательного, систематического обучения;
занятия выстроены с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей;
расширены возможности образовательной области «Искусство» (на каждом занятии школьники имеют возможность увидеть в записи лучших исполнителей в различных жанрах вокального искусства);
составлен собственный репертуар.
Педагогическая целесообразность.
Методики, которые используются при реализации программы («Школа пения» М.И.Глинки, «Полная школа пения» А.В. Варламова, система музыкального воспитания Карла Орфа, авторская методика постановки и развития диапазона певческого голоса Н. Юреневой-Княжинской, методика Д.Е.Огородного и др.), позволяют научить школьников слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы. А потому программа «Мир песни» обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков. Данная программа способствует сохранению здоровья ребенка, так как в занятия включены упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н.Стрельниковой и используются упражнения фонопедической методики В. В. Емельянова.
Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
В результате обучения по этой программе пение станет для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
В основе музыкальной деятельности – следующие принципы:
принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
принцип увлекательности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
А также:
принцип единства художественного и технического развития пения;
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности ребенка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
В основу разработки программы «Мир песни» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностно-ориентированная технология;
компетентностного и деятельностного подхода.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Основные содержательные линии:
I.Вокально-хоровая работа.
II. Здоровьесбережение.
III. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры(на каждом занятии школьники имеют возможность увидеть в записи лучших исполнителей в различных жанрах вокального искусства).
IV.Концертно-исполнительская деятельность (придаёт прикладной смысл занятиям).
Формы проведения занятий:
Практические занятия, где разучивается музыкальный репертуар, согласно содержанию программы.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
–видеопросмотр записей фрагментов концертов лучших исполнителей в различных жанрах вокального искусства;
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– работа над песней.
На занятиях используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный.
Программа «Мир песни» ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия.
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
- выражение чувств и проявление воображения;
- оперирование собственными идеями.
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия.
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий.
- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия.
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.
- умение следить за развитием чужой мысли;
- умение рассуждать;
- любознательность.
-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- готовность к общению;
- умение работать в сотрудничестве со сверстниками;
- способность положительно влиять на товарищей.
-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Знания, умения и навыки в конце первого года обучения:
Иметь представление о вокальном пении как виде искусства, его особенностях, разновидностях.
Иметь навыки музыкального восприятия.
Уметь передать свои впечатления в словесной форме.
Иметь представление об устройстве речевого аппарата.
Иметь представление о средствах музыкальной выразительности.
Иметь навыки правильного дыхания, звукообразования, интонирования.
Иметь навыки хорового пения.
Иметь представление о сценической культуре.
Иметь навыки выступления на концертах.
Знания, умения и навыки в конце второго года обучения:
Улучшение интонации;
Развитие чувства ритма, музыкальной памяти;
Появление чувства ансамбля;
Формирование чувства лада;
Овладение певческим дыханием, активной артикуляцией, четкой дикцией;
Умение петь по фразам;
Повышение остроты восприятия и развитие внутреннего слуха;
Иметь представление об основных вокальных жанрах.
Иметь навыки восприятия музыки, уметь анализировать ее по средствам выразительности.
Иметь навыки работы над выразительностью исполнения.
Иметь навыки сольного и хорового пения.
Уметь применять полученные знания в практической деятельности.
Формы оценки результатов программы:
Открытые занятия для педагогов.
Открытые занятия для родителей.
Концерты, творческие встречи.
Участие детей в хоровых конкурсах и фестивалях.
Критерии оценки освоения программы обучающимся.
Обученность по программе:
Наличие навыка правильной певческой постановки.
Умение петь, ориентируясь на дирижёрский жест.
Знание элементов музыкальной грамоты.
Владение навыком пения без сопровождения.
Умение исполнять свою партию в двухголосном произведении.
Знание изученных музыкальных произведений.
Воспитанность и социальное становление обучающегося:
Умение вести себя.
Умение проявлять уважение к окружающим.
Умение отвечать за свои поступки.
Обладание уверенностью в своих силах.
Готовность к общению.
Умение работать в сотрудничестве со сверстниками.
Способность положительно влиять на товарищей.
Трудолюбие.
Участие в общественной жизни детского объединения.
Развитие общеучебных умений и навыков:
Умение слушать.
Умение следить за развитием чужой мысли.
Умение рассуждать.
Любознательность.
Умение доводить дело до конца.
Умение задавать вопросы.
Проявление уверенности в своих способностях.
Самоконтроль в деятельности.
Усидчивость.
Независимость во взглядах и суждениях.
Выражение чувств и проявление воображения.
Оперирование собственными идеями.
Мотивация к занятиям данным видом деятельности:
(Оценивается методом анкетирования по параметрам):
Негативное отношение к занятиям.
Неучебная мотивация.
Средний уровень мотивации.
Хорошая познавательная мотивация.
Высокая учебная мотивация.
Творческая активность (оценивается методом наблюдения и субъективной оценки по шкале от 0 до 5 баллов по показателям уровневого развития).
Виды контроля:
входной, текущий, итоговый
фронтальный, устный.
Формы (приемы) контроля:
наблюдение педагога в ходе занятий.
тестирование (прослушивание) детей.
выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса.
предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения.
анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в мероприятиях образовательного учреждения.
концертное исполнение песен.
оценка зрителей.
анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
творческий отчёт.
Педагогическая диагностика результатов освоения программы
и мониторинг индивидуального развития детей.
Методы педагогической диагностики:
Беседа с целью получения информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребёнка.
Наблюдение за процессом вокального развития школьников, отслеживание его хода с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами и предупреждения нежелательных отклонений.
Анализ продуктов детской деятельности для обеспечения развития каждого ребенка, сохранения его уникальности, самобытности, создания возможностей раскрытия его способностей и склонностей.
Диагностическая ситуация для оценки индивидуальной динамики детей и коррекции педагогических действий.
Диагностическое задание. 1)Для определения уровня овладения способами действий. 2) Для определения уровня овладения ЗУНами, необходимыми для освоения программы. 3) Для определения опыта реализации знаний в новых условиях.
Формы оценки (фиксации результатов):
Дневник достижений ребенка.
Мониторинговая карта результатов освоения программы.
Содержание заданий для проверки уровня развития музыкальных способностей учащихся вокальной группы________ класса за _______ полугодие________уч. года.
№
п/п
Задания для проверки ладового чувства
Задания для проверки музыкально-слухового представления
Задания для проверки музыкально-ритмического чувства
Репертуар, на котором осуществляется проверка
1.
Узнать знакомую песню, фортепианную пьесу (по мелодии, вступлению)
Спеть правильно знакомую песню без инструмента
Спеть и отхлопать ритмический рисунок знакомой песни
2.
Определить правильность мелодии знакомой песни.
Спеть песню в другой тональности с инструментом и без него.
Согласовать движения с характером музыки.
3.
Закончить мелодию песни в тонике.
Показать игровой образ в соответствии с музыкой.
Выполнение учащимися заданий и их оценка.
№
п/
п
Фамилия
Имя
учащегося
Проверка ладового чувства
Проверка слухового представления
Проверка музыкально-ритмического слуха
Репертуар, на котором осуществля
ется проверка
Последователь
ность задания
Оценка
Последо
ватель
ность задания
Оценка
Последо
ватель
ность задания
Оценка
Примечание: Выполнение задания оценивается по 3-х бальной системе:
3- высокий уровень
2-средний уровень
1-низкий уровень
В заключении делается вывод, по окончании годовой работы проводится сравнительный анализ данных всего количества проверок по каждому ученику.
Результаты диагностирования учащихся.
Фамилия, имя учащихся 1 и 2 годов обучения.
Ладовый компонент мелодического слуха
Слуховой компонент мелодического слуха
Чувство
ритма
1.
Высокий
Высокий
Высокий
2.
Низкий
Средний
Средний
Участие обучающихся в вокальной группе___________ класса по программе__________________ в классах и школьных мероприятиях за ______уч.год.
№
п/п
Название мероприятия
Дата и место проведения
Кто проводил
Ф. И. учащихся, участвующих в мероприятие
Оценка деятельности учащегося
Примечание: Деятельность и активность учащихся в классных и школьных мероприятиях оценивается по 3-х бальной системе:
1.3.Музыкальная грамота (нотное обозначение музыкальных звуков, мелодия, ритм, лад, регистр, темп, музыкальная фраза, пауза, динамические оттенки).
II. Здоровьесбережение:
2.1.Строение голосового аппарата. Гигиена певческого голоса. Влияние пения на здоровье человека. Влияние звука на человеческий организм. Влияние дыхания на здоровье человека. Дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой. Фонопедическая система В.Емельянова.
III. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Раздел «Мир песни». (Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей).
3.1.Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете и т.д.), хоровом пении (виды хоров). Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении. Народная и академическая манера пения. Эстрадное пение. Акапельное пение. Духовное пение. Хормейстер. Аккомпанемент.
3.2. Народная песня. Виды народных песен. (Календарные обрядовые песни. Лирические песни. Хороводно-игровые песни. Колыбельные. Прибаутки. Потешки. Частушки. Казачьи песни.) Народные исполнители.
3.3. Композиторская песня. Композиторы-песенники.
3.4. Авторская песня. Барды России.
3.5. Джазовое пение. Знаменитые джазовые певцы.
3.6. Рок-вокал. Шансон.
3.7. Опера. Великие оперные певцы России и мира.
3.8. Оперетта. Великие певцы оперетты.
3.9. Мюзикл. Мир мюзикла. Отечественные мюзиклы.
3.10. Романсы.
3.11. Знаменитые исполнители романсов.
3.12. Международные вокальные конкурсы (детские и взрослые).
3.13. Песни гражданской войны.
3.14. Популярные советские песни (детские и взрослые). Пионерские песни.
3.15.Патриотические песни. (Песни о Родине. Песни предвоенного и военного времени. Песни Победы).
3.16. Великие вокалисты прошлого и нашего времени.
3.17. Кубанский казачий хор.
IV. Концертно-исполнительская деятельность:
4.1. Концертно-исполнительская деятельность. (Сценическая культура. Сценический образ. Собственная манера исполнения. Движения вокалистов под музыку. Театрализация).
4.2 Школьники исполняют произведения в рамках школьных и городских праздников, посвящённых разным памятным датам. Участие в конкурсах.
(В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться).
Тематическое планирование.
Первый год обучения.
№ п/п
Название разделов и тем.
теория
практика
индивид.
работа
Общее кол-во
часов
I.
Раздел «Мир песни».
45
1
Что такое песня?
0,5 часа
0,5 часа
1
2
Сольное и хоровое пение.
0,5 часа
0,5 часа
1
3
Ансамбль (динамический ансамбль, ритмический ансамбль).
0,5 часа
0,5 часа
1
4
Ансамбль (ансамбль между солистом и хором; хором и музыкальным сопровождением).
0,5 часа
0,5 часа
1
5-6
Одноголосие и многоголосие.
0,5 часа
0,5 часа
1
2
7
Тембр.
0,5 часа
0,5 часа
1
8
Разделение певческих голосов.
1
1
9
Народная песня.
0,5 часа
0,5 часа
1
10
Народная песня. Народные исполнители.
0,5 часа
0,5 часа
1
11
Композиторская песня.
0,5 часа
0,5 часа
1
12
Композиторы-песенники.
0,5 часа
0,5 часа
1
13
Здравствуй, Зимушка-зима.
0,5 часа
0,5 часа
1
14
Любим, Зимушка, тебя.
0,5 часа
0,5 часа
1
15
Рождество.
0,5 часа
0,5 часа
1
16
Рождество на Кубани.
0,5 часа
0,5 часа
1
17
Добрый праздник среди зимы.
0,5 часа
0,5 часа
1
18
Календарные обрядовые песни. Зимний цикл.
0,5 часа
0,5 часа
1
19
Календарные обрядовые песни. Колядки.
0,5 часа
0,5 часа
1
20
Патриотические песни.
0,5 часа
0,5 часа
1
21
Наша слава – русская держава.
0,5 часа
0,5 часа
1
22
С чего начинается Родина.
0,5 часа
0,5 часа
1
23-24
Обрядовые песни масленичной недели.
0,5 часа
0,5 часа
1
2
25-26
Виды народных песен. Частушки.
0,5 часа
0,5 часа
1
2
27
Календарные обрядовые песни. Весенний цикл.
0,5 часа
0,5 часа
1
28
Весенние заклички.
1
1
29-30
Лирические песни.
0,5 часа
0,5 часа
1
2
31-32
Хороводные песни.
0,5 часа
0,5 часа
1
2
33-34
Колыбельные.
0,5 часа
0,5 часа
1
2
35
Прибаутки. Потешки.
0,5 часа
0,5 часа
1
36
Народные игры с пением.
0,5 часа
0,5 часа
1
37
Песни ВОВ.
0,5 часа
0,5 часа
1
38
Песни Победы.
0,5 часа
0,5 часа
1
39
Академическое пение.
0,5 часа
0,5 часа
1
40
Великие оперные певцы России.
0,5 часа
0,5 часа
1
41
Великие зарубежные оперные певцы.
0,5 часа
0,5 часа
1
42
Оперетта.
0,5 часа
0,5 часа
1
43
Великие певцы оперетты.
0,5 часа
0,5 часа
1
44
Мюзикл.
0,5 часа
0,5 часа
1
45
Самый известный советский мюзикл.
0,5 часа
0,5 часа
1
46
Мир песни. Занятие-концерт.
0,5 часа
0,5 часа
1
II.
Раздел «Вокально-хоровая работа».
13
1
Певческая установка.
0,5 часа
0,5 часа
1
2
Певческое дыхание.
0,5 часа
0,5 часа
1
3
Звукообразование.
0,5 часа
0,5 часа
1
4
Артикуляция. Дикция.
0,5 часа
0,5 часа
1
5
Дирижерский жест.
0,5 часа
0,5 часа
1
6
Унисон.
0,5 часа
0,5 часа
1
7
Слух – основной регулятор голоса.
0,5 часа
0,5 часа
1
8
Выразительность.
0,5 часа
0,5 часа
1
9
Экспрессия.
0,5 часа
0,5 часа
1
10
Музыкальная грамота. Нотное обозначение музыкальных звуков (названия нот, октав, расположение нот 1-й октавы на нотном стане и обозначение длительности звуков).
Итальянская народная песня «Четыре таракана и сверчок».
Для 2 года обучения.
Русская народная песня «Пойду ль я выйду ль я».
Русская народная песня «Заинька».
Русская народная песня «Не летай, соловей».
« Молодёжь Кубани».
Н.Тананко «Урок музыкальный», «Что же значит для нас учитель».
Ю.Верижников «Музыка во всём», «Рождество», «Всё ещё впереди».
«Ёжик». Рол-р-ролл из репертуара группы «Дельфин».
А.Ермолов «Мы вернёмся».
Рождественские песнопения.
Е.Зарицкая «Мир волшебных цветов».
Шмаковы «Восьмое чудо света».
«Безымянный солдат» О.Поляковой.
С.Никитина» Маленький трубач».
Дидактический материал включает в себя:
Нотный материал, подборку репертуара.
Комплекты хоровых партитур для каждого класса.
Видео и аудио записи для демонстрации материалов по темам занятий.
Презентации (в том числе и авторские) для демонстрации материалов по темам занятий.
Методические рекомендации
Особенности работы с вокальной группой обусловлены возрастными особенностями, их уровнем восприятия и воспроизведения музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе. Оно помогает руководителю выбрать нужный материал, вызвать и сохранить интерес, желание детей заниматься вокалом.
Сохранить интерес на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений. Это пение в сопровождении фортепиано и без него, использование плюсовых и минусовых фонограмм. Одной из важнейших задач обучения является пение без сопровождения. При этом обостряются слуховые ощущения, быстрее достигается, ровность вокального звучания, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков. Исполняя песню в сопровождении, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать вступление, замечать в сопровождении изобразительные моменты.
Вслушиваясь в пение профессиональных певцов (плюсовые фонограммы), развивают умение анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы, а также индивидуальное собственное исполнение.
I. Вокально-хоровая работа:
1.1. Певческая установка. Певческое дыхание.
Необходимо объяснить и затем закрепить понятие о певческой установке:правильное положение корпуса, шеи и головы, пение в положении «стоя» и «сидя», мимика лица при пении, положение рук и ног в процессе пения.
Познакомить с основными типами дыхания (ключичный, брюшной, грудной, смешанный) и правилами дыхания (вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок»). Развивать координацию дыхания и звукообразования. Воспитывать чувство «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами. Необходимо подобрать специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием взят
из авторской программы Прокопенко Н.К. "Планета детства"
(находится в свободном доступе в интернете). Рекомендуется выполнять 2–3 минуты.
Короткий вдох. Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществиться органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.
Упражнение 1. Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д. С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
Упражнение 2 (выполнение упражнения активным шепотом). Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимании хористов. Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом. Ряд цифр также постепенно увеличивается.
Упражнение 3 (выполнение упражнения активным шепотом). Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.
Упражнение 4 (выполнение упражнения активным шепотом). Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2–3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.
Звукообразование.Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная).Целесообразно использовать энергичную подачу звука – твёрдую атаку – при инертности голосового аппарата. Механизм работы голосовых связок при твёрдой атаке – смыкание голосовых связок до начала звука и быстрое размыкание давлением воздуха. Характер звука при твёрдой атаке яркий, энергичный, даже жёсткий, но не форсированный. Пример видов атак и стилей исполнения: колыбельная поётся мягкой атакой, маршевые песни твёрдой. Движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Артикуляция. Дикция.Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
Комплекс упражнений взят из авторской программы Прокопенко Н.К.
Подготовка вокального аппарата
Физические упражнения.
1. Положите язык на переднюю, верхнюю часть зубов и сделайте им несколько вращательных движений по внешней стороне верхних и нижних зубов. Язык должен плотно прилегать к зубам. Сделайте это упражнение по 10 раз в каждую сторону.
2. Слегка сомкните губы и вытяните их вперед. На высоком тоне голоса попробуйте повибрировать губами, имитируя звук поющей лягушки. Выдувание звука должно быть очень мягким и близким к губам. При правильном выполнении упражнения вы должны будете почувствовать легкое щекотание на губах. Повторите упражнение несколько раз, затем усложните упражнение. Тем же приемом, не меняя положения губ, провибрируйте гамму вверх и вниз.
3. Сложите руки в кулаки и потрите ими грудную клетку. Сначала вращающими движениями, а затем движениями, имитирующими утюг, гладящий белье. Вы почувствуете тепло и прилив энергии.
Упражнения на формирование ощущений резонаторов.
(Упражнения даются в начале занятия.)
Эти упражнения основаны на «мычании», то есть выполняется интонирование на звуке «м». Если при распевании ребенок не сразу попадает в нужное место формирования звука «м», то следует распевать на звуке «н». Затем чередовать эти два звука, чтобы приблизить звучание одного звука к другому. Важно при этом не напрягать челюсть и язык.
Следует следить за тем, чтобы звук был мягким, легким, а не сдавленным и не форсированным. В качестве помощи можно дать совет: «не выдувать» звук вместе с набранным воздухом. Наоборот, при пении должно быть ощущение продолжающегося вдоха; певцу надо представить, что звук как будто идет не от него, а в «него», причем это ощущение должно присутствовать не только при «мычании», но и при пении.
Дирижерский жест. Чтобы учащиеся поняли, чего хочет от них добиться руководитель, нужно научить детей понимать язык жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения» и т.д.Необходимо не только сформировать навыки следования дирижерским указаниям, но и развивать умение отобразить в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в речи и в музыке. А также отработать в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в музыке двух- и трёхдольного размера.
Унисон. Воспитание унисона – очень важная часть хорового дела. Необходимо развивать координацию деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса; навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания. Достижение достойного пения во многом зависит от умения хористов сознательно интонировать на основе накопленных вокальных навыков и музыкальных знаний, а так же – от степени развитости слуха. Специальная тренировка мелодического и гармонического слуха детей создаёт нужные предпосылки для достижения стройного пения.
1.2. Распевание хора. Комплекс упражнений взят из авторской программы Прокопенко Н.К.
Упражнения для начинающих вокалистов.
Упражнение 1.
Возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки. Нажатия должны быть очень мягкими и быстрыми. Упражнение делается 20 раз, прерываемся, затем повторяем снова.
Упражнение 2. Вокальное упражнение.
Это упражнение лучше выполнять на ударные слоги «да», «до»: «до-о-о-о-о», «да-а-а-а-а». Если в первом упражнении на слоге «ма» задействованы мышцы губ, то на «да» «до» «ду» требуется активная работа языка. При каждом произношении слога кончик языка активно прилегает к верхним зубам. Упражнение также можно начать постепенно (двигаясь по полутонам и по трезвучиям вверх, вниз, расширяя при этом диапазон внизу и вверху на 2–3 ноты).
Упражнение 3.
После того как вы попрыгали, поиграли голосом, почувствовали дыхание, пора «поласкать» связки. Для этого и рекомендуется это упражнение. Споем широкое октавное упражнение. Оно успокоит ваш организм. Упражнение в октаву требует очень мягкого и эластичного дыхания. Спокойно набираем воздух через нос и рот и на выдохе, чуть-чуть отпустив дыхание, чтобы не было запёртости, начинаем петь.
Упражнение 4.
Выполняем упражнение на слог «на». Слог «на» как будто немного ленивый. Сделаем простое речевое упражнение. Для этого глаза опущены вниз, нёбо и маленький язычок расслаблены, крылышки носа чуть поджаты. Делаем упражнение на слог «на» нараспев, очень лениво. Повторяем слог «на» несколько раз. Упражнение делаем сначала на одной ноте, затем по полутонам и по трезвучиям в октаву.
Упражнение 5.
Следующее упражнение на беглость. То же положение гортани, нёба, мягких глаз, что и в предыдущем упражнении. Произносим слог «на» на первой ноте, затем переходим на звук «а» и «покатились» поступенно до конца октавы – туда и обратно. Чем ближе к верхней ноте, тем активнее поднимаем нёбо. Поем упражнение до ми-фа 2-й октавы.
Упражнение 6.
Поем то же, что и в предыдущем упражнении, только расширяем рамки диапазона ещё на 2–3 ноты (октава + 2–3 ноты). Упражнение выполняется в быстром темпе, но с большей внутренней энергией. Очень важна первая нота, от которой вы отталкиваетесь. Энергетически вы должны стремиться к верхней ноте. Поём как бы одним мазком кисти, без толчков.
Перечень народных потешек и несложных песен для распеваний, мелодии которых построены в диапозонах на разных певческих интервалах:
Кроме того, в практике музыкантов существует ряд популярных распеваний, таких как «Родина моя» (нисходящий мажорный звукоряд в объеме квинты), «Утром я встаю, песенку пою» (мажорный звукоряд в объеме квинты сначала вверх, затем вниз) и др.
Каждое занятие можно начинать с этого комплекса упражнений, рассчитанного на 10-12 минут. После этого идёт работа над произведениями, в которых выполняются те же задачи, формируются те же ощущения, знания, умения и навыки.
1.3.Музыкальная грамота (нотное обозначение музыкальных звуков, мелодия, ритм, лад, регистр, темп, музыкальная фраза, пауза, динамические оттенки). Несмотря на то, что в первые два года работа с произведениями идёт с голоса, школьники должны знать музыкальную терминологию и иметь представление о музыкальной грамоте. Это способствует пониманию и значению той или иной работы над песней. Школьники поймут, что разучивание песни происходит по мотивам, затем по фразам, предложениям и т.д. Сумеют разобраться в характере фразировки, вытекающей из музыкального и текстового содержания и в различной динамике. И т.д.
II. Здоровьесбережение:
2.1.Строение голосового аппарата.Познакомить сосновными компонентами системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса).
Гигиена певческого голоса (Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения – использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста – большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях).
Влияние пения на здоровье человека (см. Приложение).
Влияние звука на человеческий организм (см. Приложение).
Влияние дыхания на здоровье человека (см. Приложение).
Фонопедическая система В.Емельянова. (Система называется фонопедической, поскольку родилась в условиях логопедической практики, связанной с обучением управлением голосом, воспитанием навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарта гортани при минимальной нагрузке.) Ниже приведены упражнения из системы В.Емельянова:
Упр. 1. Ощутить на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, недостаточно интенсивным и равномерным.
Упр. 2. Перевести бесшумный равномерный выдох в шипение горлом, не прерывая потока дыхания, осознавая при этом механизм торможения выдоха сближением голосовых складок.
Упр. 3. Исходное положение: максимально открытый круговым движением (вперед-вниз) рот, оттопыренные губы, форма рта – прямоугольник, поставленный на меньшую сторону.
Четыре коротких шипящих звука в форме гласного «А» (Произнесение гласного «А» шепотом) без движений артикуляционной мускулатуры в паузах и с бесшумным вдохом.
Одновременно с произнесением «А» шепотом резкие соударения большого и среднего пальцев правой руки.
Упр. 5. «Крик-вой!». Исходное положение – максимально открытый рот. После бесшумного вдоха надо перевести крик «А» восходящей интонацией через регистровый порог в фальцетный регистр на гласную «У» с широко открытым ртом (почти «О»). Звук на «У» должен иметь характер громкого воя.
Упр. 6. «Крик-вой-визг (или свист гортани)». Упражнение имеет целью осознание экстремальных энергетических затрат на верхнем участке диапазона фальцетного регистра (или с переходом на свистковый регистр). При переходе с «воя на визг» возможно срабатывание еще одного регистрового порога, переводящего гортань из фальцетного в свистковый регистр.
III. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Раздел «Мир песни». (Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей).
3.1. Что такое песня. (Цитата из беседы: «Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты. В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине. Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди…).Сформировать понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете и т.д.), хоровом пении (виды хоров) необходимо не только в процессе сообщений, но и обязательно с видеопросмотром фрагментов концертов. Все ниже обозначенные понятия (понятие об ансамблевом пении; разновидности ансамбля как музыкальной категории (динамический, тембровый, дикционный); ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении; народная и академическая манера пения; эстрадное пение; акапельное пение; духовное пение; хормейстер; аккомпанемент) также закрепляются в процессе видеопросмотров (см. «Методическое обеспечение программы»).
3.2. Народная песня. Необходимо освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. А также знакомство с видами народных песен. (Календарные обрядовые песни. Лирические песни. Хороводно-игровые песни. Колыбельные. Прибаутки. Потешки. Частушки.Казачьи песни). Помимо этого надо познакомить школьников с народными исполнителями, которые стали «достоянием республики»: Л.Руслановой, Л.Зыкина и др.
Знакомство с материалом, составляющим содержание программы (Композиторская песня.Композиторы-песенники. Авторская песня.Барды России.
Джазовое пение.Знаменитые джазовые певцы. Рок-вокал. Шансон. Опера. Великие оперные певцы России и мира. Оперетта. Великие певцы оперетты. Мюзикл. Мир мюзикла. Отечественные мюзиклы. Романсы. Знаменитые исполнители романсов.
Международные вокальные конкурсы (детские и взрослые). Песни гражданской войны.
Популярные советские песни (детские и взрослые). Пионерские песни. Патриотические песни – песни о Родине.Песни предвоенного и военного времени. Песни Победы. Великие вокалисты прошлого и нашего времени. Кубанский казачий хор), идёт одинаково: беседа, видеопросмотр или аудиопрослушивание, обсуждение увиденного или услышанного. Такая работа приносит хорошие результаты: развивается эмоциональная отзывчивость, внимание и память, расширяется кругозор, формируется культура.
IV. Концертно-исполнительская деятельность:
4.1. Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения. В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, городских мероприятий. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей школьников, уровнем их музыкального развития и собственной манерой исполнения. Обязательно учитываем, будут ли в песне движения под музыку или театрализация. Потому что песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Сценический образ создаём, исходя из характера и содержания песни. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Для подготовки школьников к выступлениям необходимо работать над
сценической культурой и сценическим образом. Результативность этой работы повышается, если ребята видят и анализируют выступления других певцов во время «живых» концертов или в записи.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей. Школьники исполняют произведения в рамках школьных и городских праздников, посвящённых разным памятным датам, участвуют в вокальных конкурсах.
Список используемой литературы:
Элькин В. М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и музыки в терапии болезней. – СПб., 2000.
«Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика «Постановка и развитие диапазона певческого голоса»./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г.
Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006г.
Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991г.