Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля.
Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.
Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. В основу работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея Сухомлинского В.А. о том, что, ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
Необходимые теоретические предпосылки для благоприятного формирования нравственных качеств создают психологические особенности дошкольного возраста, на что указывают Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.И. Кочетов, В.А. Крутецкий, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Одной из актуальнейших проблем современного образования является экологическое воспитание. Педагоги детского сада отдают себе отчет в том, что дети должны воспитываться так, чтобы быть способными приумножать природные богатства Земли.
Цель исследования: педагогические условия воспитания аспектов нравственности через экологическое воспитание
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и методические основы проблемы нравственности дошкольников.
2. Разработать практические рекомендации для воспитателей по проблеме исследования.
Объект исследования: процесс воспитания основ нравственности
Предмет исследования: формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
-теоретические: анализ теоретической и методической литературы, сравнение программ по экологическому воспитанию, обобщение результатов исследования.
База исследования: МДОУ №41 г. Салават, дети старшей группы в составе 15 человек, родители воспитанников 10 человек, воспитатели старшей группы.
Глава 1. Теоретические аспектыпроблемы нравственностивэкологическом воспитании дошкольников
1.1 Нравственное формирование личности дошкольника
Нравственное поведение - это поведение глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных принципов, на его мировоззрении. Привычка нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами вырабатывается у ребёнка только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье будут предъявляться ребёнку постоянно.
Таким образом, в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего гражданина. Поскольку нравственное воспитание ведётся с расчётом на будущее, с расчётом на того человека, которым ребёнок станет, повзрослев, надо уметь видеть за малым большое, уметь различать перспективу.
Авдулова Т.П. выделяет в сфере нравственного развития в дошкольном возрасте 3 составляющие:
1. нравственное сознание (оценка, суждение);
2. нравственное поведение (добровольное следование нормам в отсутствии внешнего контроля);
3. нравственное переживание (стыд, сопереживание) В дошкольном возрасте развитие нравственных оценок по-прежнему неразрывно связано с оценками взрослого.
1 Решающее значение для формирования нравственного сознания в дошкольном возрасте играет появление произвольного поведения, соподчинение мотивов. Способность действовать по социально-принятому намерению, является основополагающей для нравственного поступка.
2. Так как дошкольный возраст, это возраст существенного изменения человека во всех отношениях, то в связи с этим, многие авторы по-разному относятся к этому периоду, как к периоду становления нравственной основы личности. В этом периоде они выделяют несколько этапов, которые характеризуются каждый по-своему. Лебедев в этом периоде выделяет несколько стадий, по которым осуществляется становление нравственной основы личности. Во-первых, это вненравственный период, т.к. в 3-4 года дитя не есть нравственное существо. Здесь ребёнок только приобретает разные привычки, приучается к исполнению приказаний. Во-вторых, это донравственный период, который характеризуется развитием у детей симпатических чувствований.
Именно в этом возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Однако нравственное развитие нельзя свести к последовательному и однозначному воспроизведению заданных образцов поведения; моральные нормы не могут предусмотреть всего многообразия жизненных ситуаций, с которыми сталкивается ребенок уже в дошкольном возрасте. Значительно более ценной является способность к моральному поведению в широком спектре жизненных ситуаций, не предусмотренных конкретными правилами поведения.