Презентация к уроку помогает учителю и обучающимся воспроизвести новый матерал по теме "Общие понятия о вербальном и невербальном общении". Опробировано на 5-ти группах педагогического колледжа. Рекомендуется использовать во внеурочной работе психологами в школах при работе с учащимися старших классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по дисциплине "Психология общения"»
ГБПОУ КК ТСПК Урок по дисциплине «Психология общения» группа 3Д 2016г. февраль
Преподаватель – Сабурова Т.Е.
Тема урока Вербальные и невербальные средства общения.
Цели изучения темы :
теоритически рассмотреть вербальные и невербальные средства общения;
дать характеристики вербальных и невербальных средств общения;
развивать компетентностные навыки общения.
Цель урока - формирование у обучающихся новых понятий в психологии общения
ЗАДАЧИ
Образовательная – формирование знаний о новых понятиях психологии общения
Развивающая – развитие познавательности и самостоятельности, компетентности в области общения
Воспитательная – формировать мотивацию обеспечивающую интерес к будущей профессии, формирование внимания к окружающим.
Ход урока1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Первичное усвоение новых знаний.5) Первичная проверка понимания.6) Первичное закрепление.7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
ПРОБЛЕМА Какими современными средствами общения пользуются люди?Польза и вред от этих средств…
«Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» (Д. Леббок)
Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют общаться. Воспитание, обучение, работа, отношения с друзьями и семьей – все это осуществляется посредством общения. Кто-то может получать удовольствие от общения, кто-то – нет, но наличия такого позитивного во всех смыслах процесса коммуникации мы отрицать не можем. Общение считается одной из главных форм социальной активности человека. В процессе общения то, что раньше знал и умел один человек, становится достоянием множества людей. Общение в научном понимании представляет собой взаимодействие людей (воздействие людей друг на друга и их ответные реакции на это воздействие) и обмен информацией при этом взаимодействии.
Два основных вида коммуникации: вербальная коммуникация и невербальная коммуникация
Коммуникации общения
Невербальная коммуникация происходит за счет осуществления оптикокинетической системы знаков.
Вербальная коммуникация
предполагает словесную передачу информации;
в этом процессе кто-то говорит, а кто-то слушает;
кто-то спрашивает, а кто-то отвечает.
происходит за счет осуществления оптико-кинетической системы знаков ( Оптикокинетическая система представляет собой экспрессивно-выразительные движения лица и тела (мимика и пантомимика) и движения глаз (визуальный контакт);
здесь уместны жесты, мимика, пантомимика, особое внимание уделяется тону и интонации, происходит контакт глазами.
Вербальное общение осуществляетсяс помощью слов.
Вербальным средством общения считается речь(язык) . Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи.
Язык выступает в качестве орудия выражения мыслей и чувств людей, выражается в следующих его функциях:
Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение.
Аккумулятивная .
Выражается письменная и устная речь посредством языка – специальной системы знаков.
С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности.
Функции языка
Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов является умение разговаривать еще и в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.
Познавательная .
С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей.
Этническая .
Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей.
Виды речи
Внешняя – общение между людьми при помощи разговора
Внутренняя – направлена на себя, носит свёрнутый, сокращённый характер
Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения.
Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела».
Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем:
Дополнение произнесенного сообщения.
Повторение сказанного . Это усиливает устное сообщение и его эмоциональную составляющую.
Выражение противоречия между словом и делом.
Акцент на чем-то . Вместо слов «внимание», «заметьте» и т.д. можно показать жест, привлекающий внимание.
Замена слов . Иногда некоторые жесты или проявления мимики могут полностью заменять собой некий текст.
В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:
Мимика , взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза так вообще называют зеркалом души. Не зря многие занятия на развитие понимания эмоции у детей начинаются с распознавания основных чувств (гнев, страх, радость, удивление, печаль, тоска и т.д.) по лицам на фотографиях.
Жесты и поза . Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции, но нужно помнить, что, например, в деловом общении их не должно быть слишком много. Так же важно то, что разные народы могут иметь одни и те же жесты, которые означают совсем разные вещи.
Элементы невербального общения
Дистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника.
Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный.
Польза и вред от современных средств общения
Плюсы общения в Сети
Минусы общения в Сети
Получение много новой информации
Открытость и доступность
Экономия времени для сбора нужной информации
Анимации, смайлики выручают когда нечего сказать или нет возможности выйти в скайп
неумение работать с большим объемом информации
человек, вроде бы не боится в онлайне, прячась за аватар, общаться, а вот в офлайне остается таким же неуверенным
Более того, может избегать общения вообще.
Поэтому все же рекомендуется «выйти из тени»
Есть, конечно, в Интернетизации населения и определенные минусы.
Например, если не приучить себя работать с информацией, можно запросто утонуть в её изобилии или от её переизбытка — сон потерять.
Или очень часто общение в Сети может создать иллюзию относительно собеседника. Ведь мы воспринимаем человека лишь по тексту, аватару, и по смайликам. А как человек ведет себя в других, реальных жизненных ситуациях, через экран монитора не видно.
Хорошо, когда есть открытость, например, на том же блоге. А ведь есть ряд интернет-сетей, где люди общаются инкогнито. Поэтому, исход, как на картинке ниже, вполне вероятен.