Просмотр содержимого документа
«Урок в системе ФГОС»
Урок в системе ФГОС
Трудности введения ФГОС
Психологические : неприятие идеологии ФГОС и ФГТ; неготовность учителя, к смене парадигмы поведения.
Дидактические: неготовность педагогов организовать урок с использованием типовых задач формирования УУД.
Организационно-методические: отсутствие опыта проектирования и реализации ООП; сопротивление новым требованиям к созданию рабочих программ.
Материально-технические и кадровые : недостаточное материально-техническое обеспечение; неготовность учителей использовать имеющиеся программно-аппаратные средства, электронные ресурсы.
ФГОС ООО – ориентация на результаты освоения основных образовательных программ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: *работать с информацией; *анализировать свои действия; *самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; * отличаться мобильностью; * быть способными к сотрудничеству; * обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
10% того, что читаем
20% того, что слышим
60% того, что говорим сами
90% того, что делаем сами
Система требований к современному уроку … * Кто не видит цели – очень удивляется, придя не туда.М.Твен
Требования к современному уроку
Хорошее начало и хорошее окончание
Чётко сформулированные учениками тема, цель, задачи урока
Урок должен быть проблемным и развивающим
Учитель активизирует деятельность учащихся
Выводы делают сами обучающиеся
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
Современный урок - это
Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
Урок , содержащий разные виды деятельности;
Урок , на котором ученику должно быть комфортно;
Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
Урок, который развивает у детей креативное мышление;
Урок, на котором присутствует сотрудничество, взаимопонимание, атмосфера радости и увлеченности.
Современный урок , с научной точки зрения, должен включать в себя:
Коллективное целеполагание
Формы учебного диалога (диспут, дискуссия, обсуждение)
Фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (работа в паре до опроса)
Работу в парах, в малых группах сменного и постоянного состава
Продуктивные задания
Поиск знаний
Возможно, подготовку докладов, минипроектов, презентаций образовательного продукта
Рефлексию
Стратегия современного урока Удивление Интерес Познавательная деятельность Открытие Рефлексивная деятельность
«Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность»
(Б.Шоу)
Основные компоненты урока
ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть учитель побуждает учащихся к мыслительной деятельности, к планированию действий.
интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
Основные компоненты урока
коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
«Требования» к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию из учебника, не повторять ответ ученика.
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
«Требования» к учителю
4. Чётко и точно формулировать задание.
5. Способность к импровизации.
6. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
УЧИТЕЛЬ НЕ АКТЁР, А РЕЖИССЁР!
ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебн ые задач и ,
проектировать пути их реализации,
контролировать и
оценивать свои
достижения.
Критерии современного урока
самореализация ученика;
открытие нового;
создание образовательного продукта;
развитие компетенций;
развитие коммуникаций;
метапредметный характер обучения.
Чему учить детей на современном уроке?
1. Определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные задачи.
2. Осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.
3. Организовывать учебное сотрудничество детей, совместную деятельность при решении учебных задач.
Чему учить детей на современном уроке?
4.Формировать умение самостоятельно добывать знания, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С УЧИТЕЛЕМ И СВЕРСТНИКАМИ;
ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ;
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ;
УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПАРТНЁРА;
УМЕНИЕ С ПОЛНОТОЙ И ТОЧНОСТЬЮ ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ
Системно-деятельностный подход
Цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников
Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Системно-деятельностный подход
развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных учебныхдействий
(регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих деятельность учащихся
Чему учить?
обновление
содержания
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Ради чего
учить?
Ценности
образования
Разработка системы нормативов и выбор объектов нормрования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий , посредством которых дети осваивают данный учебный материал.
Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “ Чему мне нужно научиться? ” и “Как мне этому научиться?”.(Слайд 6)
Системно-деятельностный подход , в основе которого
Ход познания – «от учеников».
Преобразующий характер деятельности обучающихся.
Интенсивная самостоятельная работа учащихся на уроке
Коллективный поиск.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке.
Гибкая структура.
В основе системно-деятельностный подход
Работа в «зоне ближайшего развития ребенка»
Ученик – субъект и продукт собственной учебной деятельности
Усвоение не столько знаний, сколько способов познания
Обращение учителя к ученикам не с информацией, а с вопросом (проблемой)
Типология уроков
Новая формулировка (ФГОС)
«Старая» формулировка
Урок открытия нового знания
Урок объяснения нового материала
Урок рефлексии
Урок закрепления и совершенствования знаний
Урок методологической направленности
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок развивающего контроля
Урок контроля и коррекции ЗУН
Цель урока – обучить самостоятельному решению проблем. Средство – открытие знаний вместе с детьми.
Традиционный урок
1. Проверка д/з учеников учителем.
2. Объявление темы учителем.
3. Объяснение темы учителем.
4. Закрепление знаний учеников.
Урок открытия нового знания
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
2. Актуализация учениками своих знаний.
3. Обдумывание вариантов решения.
4. Решение проблемы.
5. Применение знаний на практике. Сравнение результата с целью.
Структура урока ОНЗ
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Структура урока ОНЗ
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
II тип урока – урок отработки умений и рефлексии
Отличительная особенность – фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях
II тип урока – урок отработки умений и рефлексии
Обучающиеся осваивают метод коррекции собственных действий:
возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить;
убедиться в правильности своих действий.
II Структура урока отработки умений и рефлексии
Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.
Актуализация и пробное учебное действие.
Локализация индивидуальных затруднений.
Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
IIСтруктура урока отработки умений и рефлексии
5. Реализация построенного проекта.
6. Обобщение затруднений во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
III тип урока – урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности)
Деятельностная цель : формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации;
Формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
III тип урока – урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности)
Содержательная цель : построение обобщённых деятельностных норм и выявление теоретических основ развития и построения содержательно-методических линий.
III тип урока – урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности)
Цели уроков :
Формирование представления у учащихся о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему.
Формирование представления у учащихся о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
IV тип урока – урок развивающего контроля. Структура
1. Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
IV тип урока – урок развивающего контроля. Структура
5. Реализация построенного проекта.
6. Обобщение затруднений во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Решение заданий творческого уровня.
9. Рефлексия учебной деятельности.
IV тип урока – урок развивающего контроля
2 этапа:
Написание учащимися контрольной работы и её критериальное оценивание;
Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
IV тип урока – урок развивающего контроля
Формы организации:
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Педагогический контроль
V тип урока – урок – исследование (урок творчества)
Структура:
Актуализация знаний.
Операционно – исполнительский этап.
Оценочно – рефлексивный этап.
Домашнее задание (элемент выбора, творчества).
Совместная работа
Критерии результативности урока по ФГОС
Передача функций от учителя к ученику.
Осуществление рефлексивного действия.
Разнообразие форм, методов, приёмов обучения.
Технология диалога.
Критерии результативности урока по ФГОС
5. Сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения.
6. Формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся.
7.Оценивание продвижения каждого ученика.
8. Планирование учителем коммуникативных задач урока.
Критерии результативности урока по ФГОС
9. Атмосфера сотрудничества, сотворчества на уроке, создание психологического комфорта.
10. Осуществление личностного воздействия «учитель – ученик» через совместную деятельность.
Изменение роли участников образовательного процесса
Ученик
Учитель
В традиционной
системе
образовательного
процесса
Транслирует
информацию
Получает готовую
информацию
Организует
деятельность
ученика в
инновационной
образовательной
среде
Осуществляет:
поиск
выбор
анализ
систематизацию и
презентацию
информации
Новое качество
образования
Новый образовательный
результат
«Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация
к обучению на разных этапах развития личности обучающихся