Труд - один из основных элементов в воспитательной работе
Труд - один из основных элементов в воспитательной работе
Многие, окончившие школу в советское время обязательно вспомнят такие слова «Пятая трудовая четверть», «Кто сегодня дежурный в классе?» Дежурство в школе и летняя «отработка» были составной частью системы образования СССР.
3
В советское время труду отводилась важная роль. Труд был правом и обязанностью советского человека. Трудовые профессии были почетны. И такое отношение труду закладывалось в семье и в школе.
4
Во время своего внеклассного мероприятия я ученикам рассказала о том, что Саратову было присвоено звание Город трудовой доблести. Будучи важным промышленным центром, Саратов очень многое сделал для достижения Победы.
Многие, окончившие школу в советское время обязательно вспомнят такие слова «Пятая трудовая четверть», «Кто сегодня дежурный в классе?» Дежурство в школе и летняя «отработка» были составной частью системы образования СССР.
3
В советское время труду отводилась важная роль. Труд был правом и обязанностью советского человека. Трудовые профессии были почетны. И такое отношение труду закладывалось в семье и в школе.
4
Во время своего внеклассного мероприятия я ученикам рассказала о том, что Саратову было присвоено звание Город трудовой доблести. Будучи важным промышленным центром, Саратов очень многое сделал для достижения Победы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Труд - один из основных элементов в воспитательной работе»
1
ДОЛЖНЫ ЛИ ШКОЛЬНИКИ ТРУДИТЬСЯ?
2
Многие, окончившие школу в советское время обязательно вспомнят такие слова «Пятая трудовая четверть», «Кто сегодня дежурный в классе?» Дежурство в школе и летняя «отработка» были составной частью системы образования СССР.
3
В советское время труду отводилась важная роль. Труд был правом и обязанностью советского человека. Трудовые профессии были почетны. И такое отношение труду закладывалось в семье и в школе.
4
Во время своего внеклассного мероприятия я ученикам рассказала о том, что Саратову было присвоено звание Город трудовой доблести. Будучи важным промышленным центром, Саратов очень многое сделал для достижения Победы.
5
На заводах, в колхозах и совхозах наравне со взрослыми трудились дети разных возрастов. И сами дети были убеждены, что это правильно!
Сегодня разговаривая с родителями обучающихся о воспитании детей, приводя эти примеры из военного прошлого Саратова, нередко наблюдаю недоумение и даже непонимание со стороны родителей (многие из которых даже старше меня).
А некоторые раздраженно говорят: «Но сейчас же не Великая Отечественная война? Зачем сравнивать, что было тогда и сейчас?»
6
Да, сейчас не ВОВ, но мы говорим об отношении к труду, как к таковому. На протяжении многих лет в школе преподавался не учебный предмет «Труд», а учебный предмет «Технология».
«Труд» и «Технология», на первый взгляд, имеют сходство. Но «Труд» более широкое понятие, которое включает в себя не только знание приемов и способов (что, собственно, и есть «технология»), но и практические навыки, а главное формирует то необходимое и правильное отношение к труду как форме деятельности воспитывающей человека и способствующей формированию его личности.
7
Выросло поколение родителей, которое не считает труд чем-то важным и значимым. «Зачем я буду шить сам, если есть ателье?» «Зачем я буду готовить сам, если есть сервисы доставки?» Элементарные простейшие навыки обслуживания себя и своего дома утрачиваются.
8
Участие в таких мероприятиях как субботники, экологические акции по очистке пляжей, парков и скверов, высадки деревьев или проект «Хранители истории» многие подростки воспринимают как время, потраченное в пустую, бесполезное, никому не нужное занятие и даже унижение.
В современной России мы сталкиваемся с неоднозначным отношением к трудовым обязанностям школьников. В 2023 году в закон об образовании были внесены поправки, устанавливающие, что к компетенциям образовательной организации относится в том числе содействие добровольческой деятельности обучающихся, их участию в общественно полезном труде.
Данная поправка вызвала шквал гневных публикаций и комментариев на просторах интернета. Негодующие писали, что школы нашли бесплатную рабочую силу, что не имеют права заставлять, а особо возмущенные говорили о возращении крепостного права и рабовладения в России.
Сегодня представляется важным переломить такое негативное отношение родителей обучающихся к труду, воспитать в детях отношение труду как неотъемлемой части их жизни, сформировать привычку трудиться каждый.
Каким образом это можно достичь?
9
«Большое начинается с малого» (уровень семьи и школы).
Это значит, что всё важное закладывается еще в детстве. Родители и учителя играют ключевую роль в том, чтобы ребенок понял, что труд — это не наказание, а важная часть жизни. Начинать нужно с простого: помочь маме на кухне, убрать свою комнату или полить цветы. Постепенно это формирует привычку работать и заботиться о делах вокруг себя.
10
Системность. Система трудового воспитания как часть общей системы образования
Трудовое воспитание должно стать неотъемлемой частью образовательной программы, начиная с детского сада и заканчивая вузами. Системный подход подразумевает создание единой концепции, где каждая ступень образования дополняет предыдущую. Например, в начальной школе детей учат основам ручного труда, а в средней школе акцент смещается на профессиональные навыки и профориентацию. Такой подход позволяет постепенно развивать у учащихся осознанное отношение к труду и профессии.
11
Формирование имиджа «человека труда».
Создание положительного образа трудящегося человека помогает воспитывать уважение к любой работе. Через медиа, образовательные проекты и общественные мероприятия важно показывать, что труд — это основа благополучия общества. Молодежь должна видеть примеры успешных людей, добившихся успеха благодаря упорному труду. Важно формировать представление, что работа — это не только способ заработка, но и возможность самореализации и личного роста.
12
Труд – обязанность гражданина РФ
Законодательная база и общественное мнение должны поддерживать идею, что труд является не только правом, но и обязанностью каждого гражданина.
13
Привлечение детей к труду – это не только способ формирования их личности, но и важный вклад в развитие нашего общества. Как показала история, труд объединяет людей и формирует сильный дух.
14
Давайте вместе работать над тем, чтобы привлекать детей к труду, помогать им развиваться и воспитывать в них любовь к своему делу и своей стране!