kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Русские народные загадки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к внеклассному занятию "Русские народные загадки"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Русские народные загадки"»

ВсЁ о загадках    Подготовила:  воспитатель  Бакаева Л.Ю.

ВсЁ о загадках

Подготовила:

воспитатель

Бакаева Л.Ю.

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, - они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.  Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.  Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе.  Земля и небо, явления природы, мир  животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, - они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.

Предметом своих загадок русский народ

делал вещи и явления, с которыми он

постоянно сталкивался в быту и в работе.

Земля и небо, явления природы, мир

животных, домашних и диких, внутреннее

убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

Для загадок характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки.  «Не огонь, а жжётся»  (Крапива)   «Не лает, не кусает, а в дом не пускает»  (Замок)

Для загадок характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки.

  • «Не огонь, а жжётся»

(Крапива)

  • «Не лает, не кусает, а в дом не пускает»

(Замок)

Какими бывают загадки Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:   Он и сочен, и душист, а снаружи золотист. Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.    (Апельсин) Растет у окошка в глиняной плошке Зеленый ежик без головы и без ножек .  (Кактус) Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.  (Арбуз)

Какими бывают загадки

  • Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

 

Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.  

(Апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке

Зеленый ежик без головы и без ножек .

(Кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.

(Арбуз)

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. Например: Голубая простыня весь свет одевает.  (Небо) В поле сережки на одной ножке.  (Овес) Один костер весь мир согревает.  (Солнце)   Между веток новый дом, нету двери в доме том. Только круглое окошко – не пролезет даже кошка. (Скворечник)

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления.

Например:

Голубая простыня весь свет одевает.

(Небо)

В поле сережки на одной ножке.

(Овес)

Один костер весь мир согревает.

(Солнце)

  Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.

(Скворечник)

3. В загадку включено отрицательное сравнение. Например: Не зверь, не птица, а нос, как синица .     (Комар) Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.  (Ветер) Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.   (Орех) Не конь, а бежит, не лес, а шумит.  (Река)

3. В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Не зверь, не птица, а нос, как синица .   

(Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.

(Орех)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

(Река)

4. Загадки, в описании которых использованы метафоры. Например: На пяти проводах отдыхает стая птах.  (Ноты) Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился.    (Рукавица) На четыре ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, стали обувь надувать. (Колеса)

4. Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

На пяти проводах отдыхает стая птах.

(Ноты)

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился. 

  (Рукавица)

На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем как надевать, стали обувь надувать.

(Колеса)

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.    Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.   Корень мой находится в цене; В очерке найди приставку мне; Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале.   (О-цен-к-а) В списке вы мой обнаружите корень; Суффикс – в собрании встретите вскоре; В слове рассказ вы приставку найдете; В целом – по мне на уроки пойдете.  (Рас-пис-ание)

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

   Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

  Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(О-цен-к-а)

В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;

В целом – по мне на уроки пойдете.

(Рас-пис-ание)

6. «Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик, Дружно капли заплясали. Это значит…  (Дождик) На дворе в кадушке заквакали подружки, Потом прыг из ушата…Кто же это?    (Лягушата)   Лесной барабанщик, длинноухий трусишка, Обожает морковку... Кто это?  (Зайчишка)

6. «Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму.

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит…

(Дождик)

На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это? 

  (Лягушата)

  Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку... Кто это?

(Зайчишка)

Загадки-вопросы: «Без чего человеку жить нельзя?»  (Такие загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек?  И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка – «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, без еды и без воздуха не может жить не только человек…  Но только люди (все!) получают имена.)  

Загадки-вопросы:

«Без чего человеку жить нельзя?»

(Такие загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления.

Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один,

но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек?

И без воды, и без воздуха, и без еды.

Но все-таки неожиданная отгадка – «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех.

Действительно, без воды, без еды и без воздуха не может жить не только человек…

Но только люди (все!) получают имена.)

 

8. Загадки-задачи: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось?»  (Разумный ответ – чисто арифметический - осталось две вороны. Ан нет! Одну то он убил, а остальные – улетели.)

8. Загадки-задачи:

«Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось?»

(Разумный ответ – чисто арифметический - осталось две вороны. Ан нет! Одну то он убил, а остальные – улетели.)

Исторические корни загадок    Слово « загадка » - древнего происхождения. В древнерусском языке слово « гадать » означало « думать », « размышлять ».  Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – трудно определить.

Исторические корни загадок

   Слово « загадка » - древнего происхождения. В древнерусском языке слово « гадать » означало « думать », « размышлять ».

Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – трудно определить.

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

Подведение итогов:

Подведение итогов:

  • Сегодня я узнал о…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я научился (научилась)…
  • У меня получилось …
  • Мне захотелось…
  • Мне не понравилось…
Оцени свою работу: Доволен ли я сегодняшней работой?

Оцени свою работу:

Доволен ли я сегодняшней работой?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Русские народные загадки"

Автор: Бакаева Людмила Юрьевна

Дата: 19.10.2022

Номер свидетельства: 615391

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "«Путешествие по русским народным сказкам»"
    ["seo_title"] => string(42) "puteshestvie_po_russkim_narodnym_skazkam_2"
    ["file_id"] => string(6) "611841"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1660827810"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка учебного занятия "Деревянные ложки - русский народный инструмент""
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-dierieviannyie-lozhki-russkii-narodnyi-instrumient"
    ["file_id"] => string(6) "315481"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459881583"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Развлечение для детей 2-ой младшей группы "Путешествие по русским народным сказкам""
    ["seo_title"] => string(95) "razvliechieniie-dlia-dietiei-2-oi-mladshiei-ghruppy-putieshiestviie-po-russkim-narodnym-skazkam"
    ["file_id"] => string(6) "317251"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460306319"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект непосредственно-образовательной деятельности   «Путешествие по русским народным сказкам» "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-putieshiestviie-po-russkim-narodnym-skazkam"
    ["file_id"] => string(6) "166859"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422996493"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Русские народные музыкальные инструменты: балалайка и домра. Сходство и различие " "
    ["seo_title"] => string(85) "russkiie-narodnyie-muzykal-nyie-instrumienty-balalaika-i-domra-skhodstvo-i-razlichiie"
    ["file_id"] => string(6) "178182"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424786960"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства