Презентация для школьных библиотекарей "Проектная деятельность в школьной библиотеке"
Просмотр содержимого презентации
«Проектная деятельность в шк. библиотеке от идеи до реализации.»
Проектная деятельность в школьной библиотеки
От идеи до реализации
МБОУ ДПО МЦ г. Саров, Ст. методист Пилясова Г.И.
А сколько проектов разработано в вашей школьной библиотеке?
- 1. Никогда в проектах не участвовали ;
- 2. сами не разрабатывали, участвовали в общешкольных, муниципальных, региональных ( и других) проектах;
- 3. Самостоятельно разработали и реализовали 1 проект ШБ;
- 4. Самостоятельно за последние 3 года разработали и реализовали 2 – 4 проекта ШБ;
- 5. Систематически занимаемся проектной деятельностью последние 5 лет, ежегодно реализуем несколько проектов ШБ;
- 6. Систематически разрабатываем проекты , реализуем и делимся опытом проектной деятельности с коллегами, размещаем опыт в сети Интернет
ПРОЕКТ
- Проект – комплекс действий, направленных на решение какой-либо проблемы, имеющей истоки и конечное решение, это комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата.
- Конечный результат – это продукт, услуга или концепция, завершенные по составу своих свойств и характеристик, предусмотренных в проекте.
Библиотечный проект
- Библиотечные проекты – это социальные некоммерческие проекты, которые предназначены для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации целевых читательских групп
- Одним из условий эффективности библиотечных проектов принято считать стремление библиотеки к сотрудничеству и взаимодействию с другими библиотеками, информационными и культурными учреждениями, местными властями, некоммерческими организациями.
У проекта есть свои свойства:
- - Временные ограничения
- - Момент начала и окончания работ (решения проблемы)
- - Завершенность результата
- - Решение крупной, хорошо структурированной проблемы
- - Реализация определенного объема ресурсов
- - Явно выраженная цель.
Библиотечный проект можно разделить на следующие фазы :
- Концепция
- Разработка
- Реализация
- Завершение
Идея проекта
Необходимо определить :
- - Для каких групп пользователей необходимо осуществление проекта
- - Отвечает ли проектная идея современной ситуации, требованиям или потребностям целевой аудитории
- - Как и почему возникла проблема (или потребность) целевой аудитории и почему именно данная ШКОЛЬНАЯ библиотека сможет ее решить.
Идея необходимости проекта должна быть подтверждена конкретными данными
Цель проекта
- Цель – конечный (отдаленный) результат или продукт, то, во имя чего предпринимается проект (общие утверждения, которые не могут быть оценены количественно).
- Это сформулированный желаемый результат с точки зрения пользователей или библиотеки, который имеет долгосрочный характер. Отвечает на вопрос – «зачем?».
Задачи проекта
- Задачи проекта всегда связаны с поставленной проблемой и указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта. Они отражают количественные и (или) качественные изменения ситуации.
- Задачи всегда предусматривают совершение определенного действия .
Как сформулировать задачи
оптимально формулировать задачи глаголами :
- создать…
- объединить…
- изменить..
- Подготовить…
Разработка проекта
Следующей фазой является фаза разработки :
- Назначение руководителя и формирование команды
- Разработка основного содержания проекта (структуры проекта, основных работ и ресурсов, определение конечных результатов)
- Структурное планирование (составление календарных планов, графиков работ и обеспечения, сметы и бюджета проекта, определение технологии управления и контроля, учет возможных рисков)
- Заключение договора на получение финансирования (возможно и без материальных затрат)
- определить, какие мероприятия необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. что будет сделано, кто будет осуществлять эти действия, как именно, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
Реализация проекта
- На фазе реализации проекта выполняются основные работы проекта для достижения поставленной цели.
- руководитель постоянно контролирует ход работ.
- Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми.
Завершение проекта
достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и закрытие проекта:
- Организация PR-кампании;
- проведение презентаций;
- Введение объекта в действие;
- Разработка методических материалов;
- публикации в СМИ;
- Оценка результатов проекта и подведение итогов;
- Подготовка финансовых и содержательных отчетов для финансирующих организаций
- Закрытие проекта.
Идеальный проект - польза от него не заканчивается вместе с ним, - результаты устойчивы, - опыт используется другими людьми и организациями.
Алгоритм оформления проектной документации
(название проекта, авторы, организация - заявитель)
(краткое описание проекта. Постановка проблемы)
- 3. Цель проекта.
- 4. Задачи проекта.
- 5. Участники проекта.
- 6. Содержание проекта.
- 7. Бюджет проекта – смета расходов.
- 8. Ожидаемые результаты.
- 9. Перспективы развития.
Результаты работы проекта:
- проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив; - это взаимопонимание единых целей и задач, взаимопомощь при реализации; - это видимые результаты труда коллектива единомышленников; - в творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки и ШКОЛЫ, но и сами учащиеся, их семьи, жители города;
- работа приносит радость, слова благодарности, привлечению внимания органов власти, предпринимательских структур, общественности города к проблемам чтения; - проектная деятельность способствует личностному развитию.
Виды проектов:
- 1. Пилотный проект
- 2 . Информационный проект .
- 3 . Инновационный проект
- 4 . Маркетинговый проект
- 5 . Стратегический проект .
- 6. Организационный проект
- 7. Партнёрский проект
- 8. Экономический проект
- 9. Образовательный проект
- 10.Социальный проект
- 11. Культурно-досуговый проект
- 12. Проект повышения квалификации
- 13. Исследовательский проект
- 14. Творческий проект
По количеству исполнителей проект может быть:
- - индивидуальным
- - групповым
- - общешкольным
По временным рамкам проект может быть:
- - долгосрочным (1 год и свыше 1 года)
- - среднесрочным (полугодие)
- - краткосрочным (1-2 месяца).
Роль учеников в проекте :
- - принимают решения (выбирают)
- - выстраивают систему взаимоотношений с людьми
- - учатся самостоятельности
- - работают (воплощают свои решения в действительность)
- - оценивают.
Роль библиотекаря :
- - поставить перед участниками проблему
- - организовывать и направлять поиск
- - помогать в выборе решений
- - рекомендовать, наблюдать, поддерживать
- - консультировать, знакомить с неизвестными приёмами работы
- - обеспечивать материальную базу
- - организовать презентацию проекта
Совместные действия учеников и взрослых :
- - определение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
- - поиск путей их решения;
- - осуществление и аргументирование выбора;
- - сравнение полученного с требуемым;
- - корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
- - оценка процесса и результатов проектирования;
- -работа над библиотечным проектом выстраивается по определённому алгоритму.
Ценность проектной деятельности для учащихся
Способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности:
- умственной активности
- быстрой обучаемости
- смекалки и изобретательности
- стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы
- самостоятельности в выборе и решении поставленной задачи
- воспитанию терпения и трудолюбия
- помогает в решении главной цели – пробуждает у школьников интерес к самостоятельному чтению.
деятельность в ходе работы над проектами:
- чтение
- поиск литературы
- отбор необходимого текстового и иллюстративного материала
- сочинительство
- набор текста на компьютере
- рисование
- создание презентаций
- выступление на сцене
- публичное выступление с защитой работ
Проект способствует формированию компетентностей
Например:
- В сфере самостоятельной деятельности по созданию продукта, ведущей к творческому развитию личности каждого участника.
- В информационной – усвоение способов приобретения знаний из различных источников.
- В социально-трудовой деятельности – по формированию умений жить и работать вместе с другими детьми в одной команде, оказывая друг другу помощь и создавая какой-либо полезный «продукт».
- В сфере культурно -досуговой – формирование уважительного отношения к чужому труду и творчеству своих товарищей, развитие самоуважения.
А какие идеи проектов появились у вас?
СПАСИБО За внимание !