Данное занятие разработано для учащихся коррекционных школ VIII вида. Цели:
•Обогащать активный словарный запас учащихся по теме мебель.
•Развивать словообразовательные функции речи на основе упражнения учащихся в образовании слов-признаков от слов-предметов.
•Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
•Дать доступные знания об изготовлении мебели и профессиях,помогающие изготовлять мебель.
Просмотр содержимого документа
«Практический материал по теме «МЕБЕЛЬ».»
учитель-логопед Вялкова Ольга Анатольевна
КГОБУ АРСЕНЬЕВСКАЯ КШ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
. Практический материал по теме «МЕБЕЛЬ».
ЦЕЛЬ:
- Обогащать активный словарный запас учащихся по теме мебель.
- Развивать словообразовательные функции речи на основе упражнения учащихся в образовании слов-признаков от слов-предметов.
- Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Дать доступные знания об изготовлении мебели и профессиях ,помогающие изготовлять мебель.
- Вспомните и назовите предметы, обозначающие мебель
Назовите мебель, которую видите .
Откуда берётся мебель? Кто её делает? Что нужно сделать сначала, что потом?
- Лесник ухаживает за лесом, садит новые деревья, очищает лес от мусора.
- Лесорубы пилят большие, огромные деревья.
- Со ствола дерева ветки обрубают специальные машины. Ствол без веток - это бревно.
- Брёвна из леса вывозят лесовозы.
- Брёвна привозят на лесопильный завод. Их там пилят на доски.
- Из досок делают деревянную мебель.
- Лесник
- Лесоруб
- Лесовоз
- Доски
- Мебель.
- Говорим о значении этих слов
- Мебель сначала рисует дизайнер.
- Дизайнер думает, как сделать мебель красивой, удобной.
- Дизайнер думает, какую обивку сделать на мебель.
- Что такое обивка?
- У какой мебели есть обивка?
- Обивка кресла и дивана из кожи. Это кожаная обивка. Посмотрите.
- Ещё обивка бывает из бархата
- Обивка из габелена (толстая, практичная ткань с очень разными рисунками).
- Такую красивую мебель делает дизайнер и конструктор.
- Конструктор отдельно чертит каждую часть мебели.
- Какие части есть у стола, у стула, кровати?(дети перечисляют, а логопед добавляет)
Мебель бывает разной. Мебель для детей -это ДЕТСКАЯ МЕБЕЛЬ
Мебель, изготовленная из железа – это ЖЕЛЕЗНАЯ МЕБЕЛЬ.
Мебель,изготовленная из дерева – это ДЕРЕВЯННАЯ МЕБЕЛЬ.
Мебель, изготовленная из пластмассы – это ПЛАСТМАССОВАЯ МЕБЕЛЬ.
- Кто ухаживает за мебелью?
- Как ухаживают за мебелью?
(дети расуждают, говорят то, что знают)
(ответы детей, например, в больнице…)
- Подберите слова-признаки к слову КРОВАТЬ.
- Какая бывает кровать?
- Подберите слова признаки к слову ДИВАН.
- Какой бывает диван?
- Подберите слова-признаки к слову КРЕСЛО.
- Какое бывает кресло?
- В какой сказке говорится о размере мебели?
- Правильно, в сказке «Три медведя».
- А какой она была? (рассуждения детей)
РЕЧЕВАЯ ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
- ДИВАН
- КРОВАТЬ
- СТУЛ
- СТОЛ
- ШКАФ
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ,ПАМЯТИ.
- Логопед произносит громко 3 слова, например : кровать, стол, стул. Дети запоминают и в той же последовательности повторяют.
- Логопед произносит 4 слова,дети запоминают и в той же последовательности говорят слова.
- Составьте предложение по этой картинке.
- Составьте предложение по это картинке.
ШКАФ ВЫСОКИЙ, А ТУМБОЧКА…
КОМОД ШИРОКИЙ, А СТУЛ…
ДИВАН МЯГКИЙ, А СТУЛ…
КРОВАТЬ ЖЕЛЕЗНАЯ, А ШКАФ…
Примерные лексико-грамматические задания:
- Кому нужен письменный стол?
- Что хранят на письменном столе?
- Стол – это мебель в виде широкой горизонтальной пластины на ножках.
- Какие бываютстолы?
ПРОВЕРЬТЕ:
- Обеденный стол – обедает семья.
- Письменный стол – пишут, рисуют, лепят..
- Кухонный стол – « Что делают на этом столе?
- Садовый стол. Для чего нужен этот стол?
- Столы бывают с овальными, круглыми, квадратными, многоугольными, треугольными и разными пластинами, т.е. крышками стола.
Прочитайте медленно
ДИВАН, КРОВАТЬ, ТРЕЛЬЯЖ, ШКАФЧИК, ДИВАНЧИК, КРЕСЛИЦЕ.
ПРОЧИТАЙ ГРОМКО, УВЕРЕННО:
- ДЕРЕВЯННЫЙ СТОЛ, ДЕРЕВЯННАЯ ТУМБОЧКА. ВЫСОКИЙ ШКАФ, ЖЕЛЕЗНАЯ КРОВАТЬ, ДЕТСКИЙ СТУЛЬЧИК, ДИЗАЙНЕР, ЛЕСНИК, ЛЕСОРУБ, ЛЕСОВОЗ.