kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экскурсия в музей Боевой славы "Поиск"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация рассказывает о деятельности музея Боевой славы

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия в музей Боевой славы "Поиск"»

Экскурсия "Живая память"

Пусть история всех нас рассудит

И оценку пусть каждому даст.

Пусть о павших никто не забудет,

И хоть кто-то расскажет о нас.

Цель:

Воспитать патриотические чувства учащихся

Развить уважительное отношение к участникам Афганистанской и Чеченской войн

Задачи:

Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;

Формирование опыта нравственного поведения личности;

Эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям;

Развитие у учащихся умений аргументировано отстаивать свою точку зрения.



У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти.

Нашу встречу сегодня я назвала “Живая память”. Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других “горячих точках”. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.

15 февраля – особый день. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана.

Прошло уже более 18 лет с окончания той войны. Но и сейчас вспыхивают пожары, где необходимо присутствие российского солдата. И для участников вооруженных конфликтов в Чечне этот день стал днем памяти.

Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах есть добро или зло для российских солдат и их страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?

Именно поэтому сегодня я приглашаю к разговору два поколения: участников войн в Афганистане, Чечне, виртуально они будут говорить своими письмами, вашими голосами, которые писали домой, и вас, учеников 11 класса, МОУ СОШ № 14 Чекундинского сельского поселения.

Афганистан (историческая справка)



Государство в Юго-Западной Азии. На севере граничит с Российской Федерацией.

Территория 647.5 тысяч кв. километров.

Население 15.5 млн.человек.

Более 20 народностей

Официальный язык – пушту и дари

Столица – Кабул

Господствующая религия – ислам

Долгое время – колония Англии

В 1919 году правительство Амануллы-хана провозгласило независимость

Война Англии против Афганистана – победой благодаря помощи Советской России. Это первая страна с которой Россия заключила дипломатические отношения.

В январе 1929 года к власти с помощью англичан пришла династия Надир-шаха (правила до июля 1973 года).

27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция. В этом же году был заключён советско-афганский договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

В течении 1978-1979 годов лидеры Афганистана неоднократно обращались к руководству СССР за военной помощью для “ удержания завоеваний апрельской революции”. СССР, для которого эта революция была неожиданностью, официально поддержал её с первых дней, увидев в этом возможность установить влияние в этом регионе. Советский Союз снабжал Афганистан оружием и боевой техникой, посылал туда военных специалистов. Однако этого для удержания власти было недостаточно. Моджахетам (врагам революции) помогали США.

В марте 1979 года Председатель Революционного Совета и премьер-министр ДРА Н.М.Тараки в связи с угрозой взятия города Герат попросил немедленной помощи. Всего правительство ДРА обращалось к руководству СССР 11 раз. Вскоре власть перешла к Х.Амину, политика которого была направлена на сближение с США. Стало известно о гибели Н.М.Тараки по приказу Х.Амина.

Политбюро ЦК КПСС 4 декабря 1979 года приняло решение а направлении в Афганистан спецотряда ГРУ Генерального штаба численностью 500 человек, а 12 декабря на заседании Политбюро было принято решение о вводе войск в Афганистан.

27 декабря 1979 года “ограниченный контингент” советских войск вошёл в Кабул и захватил дворец Х.Амина. Лидер партии НДПА Б.Кармаль был доставлен в Кабул из Чехословакии, где находился в эмиграции, и принял руководство страной. В шутку его у нас называли Борисом Кармалёвым. Наджибулла в 1989. В 1991 году свергнут талибами.

Девятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза. С материальной точки зрения СССР терял в Афганистане от одного до нескольких миллионов рублей в день. Но самыми невосполнимыми потеряли были люди. В Афганской войне погибло более 15 тысяч человек.



15 февраля 1986 года в результате политики М.С.Горбачёва войска генерала Громова были выведены с территории Афганистана. Сам командующий армией пересёк советско-афганскую границу последним.

Чечня

Это незаживающая рана России. “Восстановление конституционности и правопорядка на территории Чеченской республики”, “ Ликвидация незаконных вооруженных бандформирований”, “Антитеррористическая операция” … так назывались события, проиходящие в республике Чечня.

Но – это война.

Джохар Дудаев – генерал ВС СССР, избранный президентом Чечни, проводил политику выхода республики из состава России.

В декабре 1994 года началась первая чеченская компания. Мы были свидетелями кровавых злодеяний Шамиля Басаева, Аслана Масхадова, Хаттаба.

63 воина из войск Дальневосточного военного округа погибли в Чечне, защищая государственную целостность Российской Федерации, истребляя террористические банды. Мы назовём сегодня имена тех, кто стал Героями России, отдав свою жизнь на земле Чеченской республики.

Это трое друзей, погибших защищая от ваххабитов мост через реку Аргун – Виноградов Николай Николаевич, Бугаев Виталий Анатольевич, Тамгин Владимир Александрович. Их имена навечно зачислены в списки личного состава где они проходили службу.

Это лейтенант Боровиков Владимир Валерьевич (командир взвода десантно-штурмовой роты), майор Васянин Михаил Иванович (боец ОМОН Комсомольска-на-Амуре), подполковник медицинской службы Захарчук Пётр Михайлович (рискуя жизнью организовал эвакуацию раненных из района боевых действий),

В Чечне воевал и сын Буньковой Нины Максимовны – Виталий, который стал инвалидом, подорвавшись на мине-растяжке в районе аэропорта Грозного. В Чечне проходил службу и Якомаскин Валерий.

Просмотр видеофрагмента - Афганистан

Разрешите объявить минуту молчания в память о погибших воинах.

Учащимся предлагаются вопросы, по которым будет вестись обсуждение:

Я не знаю, зачем и кому это нужно.

Нет, в этом не было смысла.

Да, это было необходимо.

Это воинский долг, и это не обсуждается.

Задача участников дискуссии: попытаться доказать именно ту точку зрения которая определена. В конце дискуссии желающим будет предоставлено слово для высказывания своего мнения.



Я не знаю, зачем и кому это нужно.

Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.

Только как беспощадно, так зло и ненужно

Опустили их в вечный покой.

Осторожные зрители молча кутались в шубы,

И какая-то женщина с искаженным лицом

Целовала покойника в посиневшие губы

И швырнула в священника обручальным кольцом.

Закидали их елками, замесили их грязью

И пошли по домам под шумок толковать,

Что пора положить бы конец безобразью,

Что и так уже скоро, мы начнем голодать.

И никто не додумался просто встать на колени

И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране

Даже светлые подвиги – это только ступени,

В бесконечные пропасти к недоступной весне.

Я не знаю, зачем и кому это нужно,

Кто послал их на смерть не дрожащей рукой,

Только так беспощадно, так зло и ненужно

Опустили их в вечный покой.

(муз. и сл. А.Вертинского)

На этот вопрос, зачем и кому это нужно, наверно, не может быть однозначного ответа. Прошу высказаться тех, кто представляет данную точку зрения – “Я не знаю, зачем и кому это нужно”.

Последние строки из дневника Жалимова Бориса:

“Забыть бы людям все войны во все века! Засадить планету цветами. Жить и радоваться. Я вспоминаю, как в Новый год нарядили мы кипарис вместо елки и назвали его деревом мира. Маленькое деревце кипариса. Вечнозеленое, сильное и хрупкое одновременно”.

Перед последним боем он сочинил четверостишие:

Да, если я останусь жить,

То не забуду никогда,

Как надо жизнью дорожить

И помнить эти дни всегда.



Прослужил всего 3 месяца. Мирошниченко Сергей

Из единственного письма из Чечни от Сергея маме, датированного 29 апреля 1995:

“Здравствуй мама! Извини, что так долго не писал. Со мной пока все нормально. Ни на что не жалуюсь. Я хочу сообщить тебе, что пошел служить по контракту в армию, в Чечню. Сейчас нахожусь в Грозном. Ждем распределения по ротам. Высылаю тебе фотокарточку. Там я с однополчанами, а рядом со мной – наш ротный. Уехал из Амурска, как с полюса, а приехал на экватор, разница, небо от земли… Привет моим друзьям. Целуй папу, сестренку, племянницу и Леху. Крепко тебя целую, твой сын Сергей”.

Ученики высказывают свою точку зрения на вопрос “Я не знаю, зачем и кому это нужно”.

Что теперь с нами стало, как Россия устала,

И какая еще ждет Россию война?

Мне не хочется крови и не надо нам славы,

Нас так мало осталось, а Россия одна…

Прошу высказаться тех, кто представляет данную точку зрения – “Нет, в этом не было смысла”

Репитей Виталий

“Здравствуй, мам!

… Наконец-то добрались до места. Впрочем – по порядку. Интересно – утром – Ленинград, потом самолетом до Ташкента. Красивый город. В каждом дворике за глиняной стеной – виноград и красивый дом. На вокзале мы с Петькой (земляк) поели настоящих узбекских пельменей “чучара”. И вообще тут народ ест вкусно. И все прямо с пылу, с жару…

Когда приехали в Чирчик, пересыльный пункт, то все перед нами раздвигались. Как же – голубые береты, десантники. Но в этом нашей заслуги еще нет. Потом аэропорт, ТУ-154 и кабул. Отсюда Ан-12 летим до Джелалабада. Стрелок-радист позвал меня в свою кабину, знаешь, под самым хвостом самолета. Он рассказывал и показывал. Прекрасная страна! Пальмы, цветы, красивое небо с большими звездами…”

“Здравствуй, мамочка!

Со мной вышла небольшая история. Чтобы не морочить тебе голову, скажу прямо – получил в бок душманскую пулю. От долгого лежания устаю. Но ходить пока не разрешают. По какой-нибудь хитрой причине прошу, чтобы утром отводили к умывальнику. Теперь мне выведут кишку в полиэтиленовый мешочек. Буду с ним ходить, говорят до полугода. Задета печень. Очень хочу видеть Ташкент. Его фонтаны, бассейны, базары. Мечтаю выпить стакан голубичного соку, а потом с разбегу в оду, чтобы кто-то смеялся, а я отфыркивался под мощными волнами и струями… а потом мороженное с шоколадом…”

15 июля 1986 года его не стало 21 год.

Жалимов Борис

Строки из дневника:



“Двадцать лет. Много это или мало? Что я могу сказать о парнях, моих сверстниках, выполняющих интернациональный долг в ДРА? Они стоят на страже мира. Наши ребята, мои друзья делают все возможное, а порой невозможное, чтобы стереть войну с лица Земли”

Стихи, ставшие песней в минуты отдыха:

Поднималась зорька

Над хребтом горбатым,

Продиралось солнце

Сквозь туман проклятый.

Не грустите, струны,

По студеным росам,

По девчонке юной,

Золотоволосой.

Не грустите, струны,

Струны, перестаньте…

Где мы служим, струны?

Здесь, в Афганистане.

Ученики высказывают свою точку зрения на вопрос “Нет, в этом не было смысла”

Тишина. Перебор гитарный…

А не за эту ли тишину

Погибают российские парни.

Не по песням узнав про войну.

А теперь предлагаю к обсуждению следующую точку зрения: “Да, это было необходимо”

Ярощук Александр погиб 12 июня 1995 года

“… Сам Шатой был взят малой кровью и почти без разрушений. Зато обильной кровью были политы подступы городку.. Мне довелось проехать по той дороге, где двести сорок пятый попал в засаду. До сих пор стоят здесь обгоревшие остовы боевых машин. На склонах видны проплешины от ударов артиллерии. Война не щадит никого и ничего: ни камня, ни металл, ни людей…”

письмо солдата:

“Говорят, что мы тут на 3 месяца, а может, и меньше. Так что, как уедем отсюда, сразу приеду в отпуск. А может, меня отправят снова в старую часть.



Вы там не убивайтесь сильно. Думайте, что я просто служу в какой-нибудь другой части. Просто уехал в служебную командировку.

А домой я приеду, уверен. И вы еще погуляете на моей свадьбе. Ищите мне заранее красивую невесту. Да глядите, чтобы Аленка (сестра) вперед меня не выскочила замуж.

Ждите домой. Ваш сын Иван.

31.01.95”.

3 июня 1995 года Иван Поддубный был смертельно ранен

Идет дискуссия

“Это воинский долг, и это не обсуждается”

В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать её от врагов своими делами служить её интересам – чувство великое и необходимое, чувство долга. Неслучайно и наш разговор логически подошел к точке зрения, что участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах – это воинский долг и это не обсуждается.

Я хочу зачитать строки выбитые на мраморной доске, слова, вылившиеся из души кого-то из участников Чеченской войны одному солдату, погибшему в Чечне.

Мама, друзья, невеста.

Простите, что здесь себе выбрал место.

В своей стране я вас берег

И честно выполнил свой долг.

Теперь для вас травою стану,

Березкой, ветром и цветами.

Мама, поверь, что это я,

Навек с тобою боль твоя

письмо сослуживцев:

Прибыл в Чечню Николай Абрам 11 января 1995 года.

“Это было 8 февраля 1995г. Гибель Николая для нас очень большая утрата. Тем более что они с Игорем Мельниковым были первой потерей в нашем полку. Мы тогда только поняли, что здесь, на Северном Кавказе, идет война. Жуткая, иезуитская, в которой стреляет каждый камень, на каждой дороге надо ждать фугас… привыкнуть к потере невозможно. Особенно когда рядом погибает весёлый, добрый, отзывчивый друг. И вот его не стало. В районе Пригородного и поджидала засада. Когда они возвращались с задания, боевики открыли по разведчикам огонь. Ребята вели бой, лежа в кювете дороги. Но нападавших было много больше. А мы не успели прийти на выручку товарищам…”

читает письмо заместителя роты:

Непрокин Евгений

“Евгений пришел в нашу роту в январе 1995 года. В конце апреля нашим десантно-штурмовой батальон перебросили в район боевых действий. На время боев было командованием разрешено всем, проходящим срочную службу, подписать контракт. Евгений его без колебаний подписал. Был он в штате роты на должности санинструктора, а на самом деле – радиотелефонистом командира роты.

18 мая рота пошла в первое наступление, закупорив Шалинское ущелье, закрыв боевикам дорогу оттуда. 26 мая рота должна была захватить господствующие высоты. Боевики дали нам возможность втянуться в горы, чтобы потом отрезать нас. Хорошо зная местность, они пытались зайти нам во фланг. Кричали разные мерзости о том, что у нас с ними перемирие, предлагали сдаться, затем один из боевиков, видимо, наркоман, на глазах у всех взорвал себя.

Командир роты умело руководил боем, и вскоре мы разбили этих боевиков. Правда, и сами потеряли трех человек.

Доложив в батальон о бое, командир роты получил приказ на отход, в ущелье. Впереди шли саперы и разведчики. Выходили колонной по одному, след в след, так всюду стояли мины. Вот впереди овраг. Дозор вместе с командиром роты перетаскивали через овраг убитых и раненых. Оторвались от основных сил метров на 30. И вдруг мы услышали взрыв гранаты и автоматные очереди. Боевики из засады, с расстояния в 10-15 метров, расстреляли наших парней. В одно мгновение не стало командира роты, вашего Евгения и еще четырех ребят. Рота и батальон свои задачи выполнили. Освободили ущелье. Но какой ценой! Из 77 человек к концу операции осталось 56…

Заместитель роты

Ученики высказывают свою точку зрения на вопрос “Это воинский долг, и это не обсуждается”


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экскурсия в музей Боевой славы "Поиск"

Автор: Таранушенко Людмила Михайловна

Дата: 17.12.2017

Номер свидетельства: 444727

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) ""мини музей боевой славы""
    ["seo_title"] => string(25) "mini-muziei-boievoi-slavy"
    ["file_id"] => string(6) "250664"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447099859"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) ""музей боевой славы""
    ["seo_title"] => string(20) "muziei-boievoi-slavy"
    ["file_id"] => string(6) "252349"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447356118"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Направления в работе школьного исторического клуба "ПОИСК". "
    ["seo_title"] => string(64) "napravlieniia-v-rabotie-shkol-nogho-istorichieskogho-kluba-poisk"
    ["file_id"] => string(6) "102737"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402548719"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Реализация социально-коммуникативного развития детей в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(61) "realizatsiia_sotsialno_kommunikativnogo_razvitiia_detei_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "555714"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597314270"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Проектно-исследовательская работа "Защитники Родины в моей семье" "
    ["seo_title"] => string(73) "proiektno-issliedovatiel-skaia-rabota-zashchitniki-rodiny-v-moiei-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "115124"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411842029"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства