Программа «Жизненные навыки» направлена на формирование психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Главный акцент в программе ставится на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души. Программа формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения. В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших школьников.
Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства. На основе теории жизненных задач детей строится содержание кружка, постепенно дети знакомятся с необходимой информацией, которая им поможет в последствие в решении жизненных реальных ситуаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Жизненные навыки. »
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является под программой клуба «Лидер» под названием «Жизненные навыки», предназначена для детей в возрасте 8 – 10 лет. Составлена на основании учебного пособия: Жизненные навыки. Уроки психологии в первом (втором, третьем) классе / Под ред. С. В. Кривцовой, 2002 г., Генезис, Москва.
Жизненные навыки. Уроки психологии в первом (втором, третьем) классе / Под ред. С. В. Кривцовой, 2002 г., Генезис, Москва.
Цель программы – развитие эмоционального интеллекта детей. Программа «Жизненные навыки» задумана как поддерживающая и обучающая программа по психологии. Под руководством педагога дети 8 – 10 лет в течение всего года, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам.
Задачи:
дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Описание места кружка в учебном плане
Кружок «Жизненные навыки» проводится в 3-4 классах в рамках клуба «Лидер». Программа рассчитана на 2 часа в неделю – в 3-4 классах всего 68 часов.
Характеристика программы
Программа «Жизненные навыки» направлена на формирование психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Главный акцент в программе ставится на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души. Программа формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения. В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших школьников.
Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства. На основе теории жизненных задач детей строится содержание кружка, постепенно дети знакомятся с необходимой информацией, которая им поможет в последствие в решении жизненных реальных ситуаций.
Содержание
Содержимое занятий распределено по следующим разделам:
«Дом моей души: забота о теле – забота о себе» - дети учатся уважать свое тело и заботиться о нем, формируется философское отношение к телу.
«Праздники. Ценности и радости» - формирование ценностного отношения к культурным традициям, обрядам и обычаям.
«Отношения с другими» - рассмотрение многочисленных конфликтов и проблем в отношениях с друзьями: справедливость и дружелюбие как способ хорошо жить вместе.
«Отношение с собой. Мое достояние» - звучит тема индивидуальности: мое собственное, не похожее на других Я, мои ценности и то, что для меня важно.
Последовательность тем основана на понимании построении жизненных навыков, которые опираются на логику чувств. Они состоят из 4 уровней, которые связаны друг с другом. Создавая условия для переживаний 1, 2, 3, и 4 уровней, психолог подводит детей к переживанию полноценного, осмысленного действия.
На первом уровне речь идет о создании базы для отношений доверия, для этого мы рассматриваем тревогу, неуверенность и противопоставляем им чувство безопасности. На втором уровне мы говорим о полноценном проживании жизни – о том, как радоваться и горевать, печалиться и любить. На третьем уровне мы знакомим ребят с тем, что не все, что нам нужно делать, обязательно будет нравиться, и говорим в связи с этим о чувстве долга. Наконец, на четвертом уровне мы рассматриваем, что нам понадобиться, для того чтобы правильно принимать решения и воплощать их в жизнь. Здесь говориться о мужестве и решимости.
Тематическое планирование
Тема «Дом моей души: забота о теле – забота о себе»
Вводное. Какой я? Помочь детям вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия; дать возможность вновь почувствовать себя в атмосфере принятия и понимания, поделиться впечатлениями и быть услышанными.
Строим тело. Дать детям возможность выразить свое видение тела, создав тело фантастического существа, спокойно обсудить тревоги, связанные с телом.
Как я воспринимаю мир. Изучаем руки. Обратить внимание детей на то, что воспринимать мир можно разными способами; дать детям возможность изучить свою руку, руку другого человека; помочь осознать, что прикосновения бывают разными; показать в безопасной обстановке, как можно обходиться с разными прикосновениями; создать условия для развития децентрации через «примеривание» на себя роли слепого человека; способствовать развитию милосердия и толерантности.
Я умею двигаться. Дать детям возможность почувствовать разные движения своего тела, получить удовольствие от движений, сравнить разные движения.
Забота о теле – это забота о себе. Уточнить жизненную важность заботы о здоровье, обратить внимание детей на связь между здоровьем тела и здоровьем духа; помочь детям более серьезно и заинтересованно отнестись к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия.
Портрет в полный рост. Дать детям возможность самим пережить чувство боли и задуматься о том, как по-разному чувствительны к боли другие дети, тем самым способствовать развитию децентрации; организовать ребят на поддержку друг другу с помощью создания большого портрета; познакомить детей со схемой человеческого тела. Тема «Праздники: ценности и радости»
Любимый праздник. Помочь детям увидеть, что ощущение праздника, представления о празднике могут различаться у детей и взрослых, а также у разных детей между собой. Научить детей отличать праздничное настроение от любого другого.
Как просто делать подарки! Показать детям, что праздник можно создавать самому, а делать подарки – искусство, требующее прежде всего фантазии, а не денег.
Дорога к празднику. Дать детям понять и почувствовать на собственном опыте, что праздник, праздничное настроение может возникнуть и при совсем не праздничных обстоятельствах, что можно самому создать себе праздник.
Праздник ожидания праздника. Научить детей проявлять терпение в ожидании радостного события.
Бесконечный праздник. Показать детям ценность праздника, его отличие от будней.
Радости и ценности. Обратить внимание детей на разнообразие ценностей, развивать в детях толерантность к ценностям других.
Я готовлюсь к празднику. Показать детям, что ритуалы празднования – это уважение к ценностям других.
Тема «Отношения с другими»
Карта отношений. Дать возможность ребенку почувствовать, что он, как и каждый человек, включен в систему отношений, что он может активно действовать внутри нее и исследовать ее.
Отношения, которые мне нравятся. Показать детям, что отношения могут нравиться или не нравиться; прояснить ценности в отношениях для каждого. (2 часа)
Что я знаю о другом. Дать детям возможность встать на позицию другого человека, проявить эмпатию.
Планеты и орбиты. Дать понять, что отношения бывают разными, помочь детям научиться распознавать эти отношения, увидеть реальные отношения в классе в этот момент времени.
Взаимодействие. Дать детям возможность получить разный опыт взаимодействия, понять, как важно знать, что у другого человека есть свои интересы, желания, потребности.
Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету. Отработать умение договариваться, учитывая интересы других людей.
Полет на космическом корабле. Дать детям возможность получить опыт проживания конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве; потренировать децентрацию, выход в метапозицию в конфликтной ситуации; помочь научиться распознавать интересы других сторон конфликта.
Такие разные отношения. Подвести итоги размышлений о взаимоотношениях, поговорить об ответственности каждого за то, что происходит в отношениях.
Тема «Отношения с собой. Мое достояние»
Мое достояние. Ввести понятие «достояние», помочь детям осознать, что важно для каждого из них, чего они хотят.
Кто я? Дать возможность почувствовать, что в разных ситуациях человек выступает в разных ролях.
Мой стиль. Дать представление об индивидуальном стиле, о том, что входит в это понятие.
Я глазами других. Дать детям возможность посмотреть на себя глазами других.
Уважение к чужому достоянию. Научить детей видеть и уважать чужое достояние.
Самое ценное. Обобщить полученный опыт по данной теме; закрепить и уточнить это понятие, прояснить то, что осталось непонятным.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность чувств – признание ценности своих и чужих чувств и эмоций, что реализуется в общении с людьми.
Ценность безопасности – основывается на осознании принятия людей такими, какие они есть, с их проблемами, чувствами и эмоциями.
Ценность дружбы. Дружба одна из основных сфер человеческой жизни, без которой невозможно решить свои жизненные задачи.
Ценность толеранстности проявляется в способности принять другого человека, понять его и наладить контакт.
Ценность ответственности – проявление одного из важных человеческих качеств, которое помогает осуществить свои жизненные задачи.
Результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные умения и навыки:
Предложить кому-либо помощь.
Выразить свои теплые чувства другому.
Осознать свои чувства.
Наградить себя.
Определять, что мне нравится.
Извиняться.
Справляться со своими эмоциями.
Благодарить.
Занять свое свободное время.
Проявить заботу о другом.
Метапредметные умения и навыки:
Слушать.
Задавать вопросы.
Следовать инструкциям.
Доводить задание до конца.
Дискутировать.
Строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные умения и навыки:
Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя.
Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
Учиться наблюдать.
Моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные умения и навыки:
Говорить и принимать комплименты.
Не отвлекаться.
Закончить и начать разговор.
Делиться.
Доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
Учиться работать в паре и в группе.
Выполнять различные роли.
Слушать и понимать речь других ребят.
Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Проектный выход программы
На основе изучения каждой темы детьми создаются специальные предметы, которые будут напоминать о проведенном времени и формировать чувство безопасности.
Фантастическое тело
Портрет в полный рост
Календарь ожидания праздника
Методы и средства работы
Тренинговая форма
Просмотр мультипликационных отрывков
Техника коллажа
Работа с текстами с элементами критического мышления
Рисование, лепка из пластилина
Ролевые игры
Дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия
Моделирование образцов поведения
Рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов
Учебно - тематический план
№
Название занятия
Количество часов
всего
теория
практика
I
«Дом моей души: забота о теле – забота о себе»
14
6
8
1
Вводное. Какой я?
2
1
1
2
Строим тело.
2
1
1
3
Как я воспринимаю мир.
2
1
1
4
Я умею двигаться.
2
1
1
5
Забота о теле – это забота о себе.
2
1
1
6
Портрет в полный рост.
4
1
3
II
«Праздники: ценности и радости»
16
7
9
1
Любимый праздник.
2
1
1
2
Как просто делать подарки!
2
1
1
3
Дорога к празднику.
2
1
1
4
Праздник ожидания праздника.
2
1
1
5
Бесконечный праздник.
2
1
1
6
Радости и ценности.
4
1
3
7
Я готовлюсь к празднику.
2
1
1
III
«Отношения с другими»
18
7
11
1
Карта отношений.
2
1
1
2
Отношения, которые мне нравятся.
2
1
1
3
Что я знаю о другом.
2
1
1
4
Планеты и орбиты.
2
1
1
5
Взаимодействие.
2
1
1
6
Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету.
4
1
3
7
Полет на космическом корабле.
2
2
8
Такие разные отношения.
2
1
1
IV
«Отношения с собой. Мое достояние»
20
6
14
1
Мое достояние.
4
1
3
2
Кто я?
4
1
3
3
Мой стиль.
4
1
3
4
Я глазами других.
2
1
1
5
Уважение к чужому достоянию.
2
1
1
6
Самое ценное.
4
1
3
всего:68
26
42
Календарно-тематический план
№
Название занятия
Количество часов
теория
практика
дата
I
«Дом моей души: забота о теле – забота о себе»
14
6
8
1
Вводное. Какой я?
2
1
1
1.10
2
Строим тело.
2
1
1
8.10
3
Как я воспринимаю мир.
2
1
1
15.10
4
Я умею двигаться.
2
1
1
22.10
5
Забота о теле – это забота о себе.
2
1
1
29.10
6
Портрет в полный рост.
4
1
3
5.11
12.11
II
«Праздники: ценности и радости»
16
7
9
1
Любимый праздник.
2
1
1
19.11
2
Как просто делать подарки!
2
1
1
26.11
3
Дорога к празднику.
2
1
1
3.12
4
Праздник ожидания праздника.
2
1
1
10.12
5
Бесконечный праздник.
2
1
1
17.12
6
Радости и ценности.
4
1
3
24.12
31.12
7
Я готовлюсь к празднику.
2
1
1
14.01
III
«Отношения с другими»
18
7
11
1
Карта отношений.
2
1
1
21.01
2
Отношения, которые мне нравятся.
2
1
1
28.01
3
Что я знаю о другом.
2
1
1
4.02
4
Планеты и орбиты.
2
1
1
11.02
5
Взаимодействие.
2
1
1
18.02
6
Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету.
4
1
3
25.02
3.03
7
Полет на космическом корабле.
2
2
10.03
8
Такие разные отношения.
2
1
1
17.03
IV
«Отношения с собой. Мое достояние»
20
6
14
1
Мое достояние.
4
1
3
24.03
31.03
2
Кто я?
4
1
3
7.04
14.04
3
Мой стиль.
4
1
3
21.04
28.04
4
Я глазами других.
2
1
1
5.05
5
Уважение к чужому достоянию.
2
1
1
12.05
6
Самое ценное.
4
1
3
19.05
26.05
всего:68
26
42
Список литературы для педагога:
Жизненные навыки. Уроки психологии в первом (втором, третьем) классе / Под ред. С. В. Кривцовой. 2002 г., Генезис, Москва.
С. В. Кривцова. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 (2, 3) классе. Рабочая тетрадь школьника. 2009 г., Генезис, Москва.
Форсайт П. Делу – время: Как правильно распоряжаться своим временем/Пер. с англ. З.Я. Красневской. – Мн.: Амалфея, 1998;
Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кианова. – М.: ИНФРА – М, 2007-12-21;
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991;
Потапов С.В. Как принимать решения/С.В. Потапов. – М.: Эксмо, 2007;
Журнал «Классный руководитель». - № 4, 2006, с.108-127;
Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006
Тимченко Н.М. Искусство делового общения. Ч.1. – Х. – РИП «Оригинал», 1992.
Список литературы для родителей:
Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000.
Безопасные игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
Битянова М.Р. Школьная психологическая служба. – М., 1999.
Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002.
Вачков И.В., Дербко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.
Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.
Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. СПб., 2003.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003.
Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002.
Список литературы для воспитанников:
Лидерские игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.