Пути формирования и развития общеучебных умений, навыков на уроках, факультативных занятиях по физике.
Пути формирования и развития общеучебных умений, навыков на уроках, факультативных занятиях по физике.
Пути формирования и развития общеучебных умений, навыков на уроках, факультативных занятиях по физике.
Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.
Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.
Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Переступив однажды порог школы, мы все понимаем, что класс – это сцена и нам на ней действовать: учить детей старым и мудрым истинам, вместе с ними творить и созидать. А как стать хорошим актером этой сцены? Если у художника есть краски, у музыканта – звуки, у писателя – слова, у актера – жест, взгляд, мимика, голос, то у учителя есть все эти средства. Нужно только уметь ими пользоваться.
Прежде чем переходить к непосредственной работе на уроке необходимо вызвать у учащихся желание заниматься предстоящей работой на уроке. Это можно сделать на организационном этапе, внося в урок некую таинственность, что настораживает класс и заставляет учащихся пристально следить за дальнейшим ходом урока. Формы могут быть различны: музыкальное оформление, элементы аутотренинга, эпиграф, антиэпиграф и т.д.
Пример
Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
(Из Микеланджело)
И если кто-то из вас сегодня желает «камнем быть» он может «отрадно спать».
А остальным, я предлагаю зафиксировать свое эмоциональное состояние через метод «Прогноз погоды», который способствует созданию благоприятной атмосферы, организации коммуникации участников педагогического процесса.
Охарактеризуйте ваше эмоциональное состояние погодным признаком - температурой. Чем выше температура, тем комфортнее ваше состояние.
(У меня – 25…, у вас … Опрашиваем всех, фиксируем маркером на графике)
График у нас получился в виде ломаной кривой, это естественно, ведь все мы являемся индивидуальностью, каждый имеет право на свое состояние, свое мироощущение.
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникаций.
Метод «Прогноз погоды» (время реализации 5-7 минут)
Назначение метода - развитие положительной мотивации в деятельности учащихся, взаимодействие, создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации участников педагогического процесса.
Порядок реализации метода:
Педагог предлагает ученикам зафиксировать свое эмоциональное состояние через «прогноз погоды», т.е. сказать о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать душевное состояние: пасмурно или ясно? ветрено или тихо? какая температура?(при определении температуры задается жесткое условие – определить температуру в интервале от 0° до 30°)
После того, как высказались все участники, педагог соединяет все отметки температуры в график (график «температуры» душевного, эмоционального состояния участников).
Подводя итог, педагог отмечает, что каждый из участников взаимодействия является индивидуальностью, каждый имеет право на свое состояние, свое мироощущение.
«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»
Бердард Шоу
В руках педагога множество форм, приемов и методов.
Мы можем использовать различные подходы к обучению, интегрировать и дифференцировать методы и стратегии обучения. Однако, самое главное передать содержание таким способом, что бы нашим ученикам было с нами интересно, урок был результативным.
Учитель не является транслятором готовой информации, а организует самостоятельную познавательную деятельность ученика, побуждает к поиску, исследованию, самостоятельному решению проблем.
Предлагаю вам методы организации мыследеятельности.
Метод «Морфологический ящик»
Он позволяет проверить и закрепить знания по пройденной теме и плавно прейти к изучению новой темы. А также развивает память и внимание.
Предлагаю вам расшифровать слово, спрятанное в ящике. Ваша задача правильно совместить понятие и его характеристику. На пересечении получаем буквы, из которых составляем термин. Термин из новой темы.
Подводя итог, педагог определяет вместе с учениками, на основании расшифрованного слова, тему и цели урока.
Метод «Морфологический ящик» (время реализации до 10 минут)
Назначение метода: проверка и закрепление знания по пройденной теме, развитие памяти и внимания. Позволяет плавно перейти к изучению новой темы.
Порядок реализации метода:
Педагог предлагает расшифровать слово, спрятанное в ящике. Задача играющего найти его, для чего необходимо правильно совместить понятия по вертикали и горизонтали.
Подводя итог, педагог определяет вместе с учениками, на основании расшифрованного слова, тему и цели урока.
Данный метод также можно применить для первичного закрепления знаний в сочетании с методом «Чье это?».
Предлагаю вам оперативно определить из предложенных вариантов, что является педагогическим методом, а что приемом. Группы, которые расшифровали термин метод, выбирают методы, а группы, расшифровавшие термин прием – приемы и быть готовыми объяснить свой выбор.
Метод «Чье это?» (время реализации до 10 минут)
Назначение метода – развитие индивидуального сознания, творческого мышления через организацию взаимодействия, свободы выбора, мыследеятельности.
Порядок реализации метода:
Педагог предлагает из предложенных вопросов, признаков оперативно определить, чей это признак, какого явления (предмета), располагаясь под определенной табличкой, и быть готовым объяснить свой выбор.
С помощью скотча в нескольких местах аудитории закрепляются таблички.
Участникам предлагается система вопросов – признаков, по каждому из вопросов участники определяют, чей это признак, и перемещаясь по аудитории, размещаются под соответствующей табличкой.
Если признак относится сразу к нескольким явлениям (предметам), то участники располагаются в центре аудитории.
Снова озвучу высказывание
Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
Георг Зиммель
Для формирования учебно-информационных умений и навыков целесообразно использовать Метод «1 х 2 х 4»
Суть его в следующем. Педагог называет проблему и предлагает найти ответ на вопрос «Каковы основные характеристики "интерактива"?»
По две пары объединяются в творческие группы по 4 человека. Творческим группам предлагается в течение 3-5 минут сравнить варианты текстов, созданных в парах, расширить и углубить содержание.
Каждая группа представляет свой вариант текста по решению проблемы.
Метод «1 х 2 х 4»
Назначение метода – развитие у учащихся коммуникативных навыков, мышления, индивидуальной работы, работы в парах, в творческих группах, через организацию мыследеятельности, смыслотворения.
Порядок реализации метода:
Педагог называет проблему, предлагает всем ученикам индивидуально в течение 3-5 минут предложить решение этой проблемы.
Создаются пары участников (по желанию). Парам предлагается в течение 3-5 минут сравнить тексты по решению проблемы и создать общий текст.
По две пары объединяются в творческие группы по 4 человека. Творческим группам предлагается в течение 3-5 минут сравнить варианты текстов, созданных в парах, расширить и углубить содержание.
Каждая группа представляет свой вариант текста по решению проблемы.
И опять высказывание:
Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
И. Лафатер
Предлагаю метод «Логическая цепочка». Данный метод развивает логическое мышление, умение взаимодействовать и сотрудничать, через организацию лексической коммуникации.
Предлагаю тему «Современный урок. Какой он?»
Каждая группа записывает по 4 буквы, характеризующие современный урок. Затем передает по часовой стрелке листы следующей группе, которая должна записать (расшифровать) слова. И снова передает их уже 3 группе, которая должна составить небольшой рассказ по теме, используя данные термины.
Метод «Логическая цепочка»
Назначение метода – развитие сознания учащихся, логического мышления, умений взаимодействия, сотрудничества, содеятельности через организацию лексической коммуникации.
Порядок реализации метода:
Педагог знакомит с темой задания.
Первая группа записывает первую букву слова из данной темы, передает лист второй группе.
Вторая группа расшифровывает эти слова, передает в третью группу.
Третья группа составляет рассказ по теме, используя написанные слова.
Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пути формирования и развития общеучебных умений, навыков на уроках, факультативных занятиях по физике.»
Пути формирования и развития общеучебных умений, навыков на уроках, факультативных занятиях по физике.
Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.
Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.
Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Переступив однажды порог школы, мы все понимаем, что класс – это сцена и нам на ней действовать: учить детей старым и мудрым истинам, вместе с ними творить и созидать. А как стать хорошим актером этой сцены? Если у художника есть краски, у музыканта – звуки, у писателя – слова, у актера – жест, взгляд, мимика, голос, то у учителя есть все эти средства. Нужно только уметь ими пользоваться.
Прежде чем переходить к непосредственной работе на уроке необходимо вызвать у учащихся желание заниматься предстоящей работой на уроке. Это можно сделать на организационном этапе, внося в урок некую таинственность, что настораживает класс и заставляет учащихся пристально следить за дальнейшим ходом урока. Формы могут быть различны: музыкальное оформление, элементы аутотренинга, эпиграф, антиэпиграф и т.д.
Пример
Антиэпиграф
Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный...
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
(Из Микеланджело)
И если кто-то из вас сегодня желает «камнем быть» он может «отрадно спать».
А остальным, я предлагаю зафиксировать свое эмоциональное состояние через метод «Прогноз погоды», который способствует созданию благоприятной атмосферы, организации коммуникации участников педагогического процесса.
Охарактеризуйте ваше эмоциональное состояние погодным признаком - температурой. Чем выше температура, тем комфортнее ваше состояние.
(У меня – 25…, у вас … Опрашиваем всех, фиксируем маркером на графике)
График у нас получился в виде ломаной кривой, это естественно, ведь все мы являемся индивидуальностью, каждый имеет право на свое состояние, свое мироощущение.
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникаций.
Метод «Прогноз погоды» (время реализации 5-7 минут)
Назначение метода - развитие положительной мотивации в деятельности учащихся, взаимодействие, создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации участников педагогического процесса.
Порядок реализации метода:
Педагог предлагает ученикам зафиксировать свое эмоциональное состояние через «прогноз погоды», т.е. сказать о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать душевное состояние: пасмурно или ясно? ветрено или тихо? какая температура?(при определении температуры задается жесткое условие – определить температуру в интервале от 0° до 30°)
После того, как высказались все участники, педагог соединяет все отметки температуры в график (график «температуры» душевного, эмоционального состояния участников).
Подводя итог, педагог отмечает, что каждый из участников взаимодействия является индивидуальностью, каждый имеет право на свое состояние, свое мироощущение.
«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»
Бердард Шоу
В руках педагога множество форм, приемов и методов.
Мы можем использовать различные подходы к обучению, интегрировать и дифференцировать методы и стратегии обучения. Однако, самое главное передать содержание таким способом, что бы нашим ученикам было с нами интересно, урок был результативным.
Учитель не является транслятором готовой информации, а организует самостоятельную познавательную деятельность ученика, побуждает к поиску, исследованию, самостоятельному решению проблем.
Предлагаю вам методы организации мыследеятельности.
Метод «Морфологический ящик»
Он позволяет проверить и закрепить знания по пройденной теме и плавно прейти к изучению новой темы. А также развивает память и внимание.
Предлагаю вам расшифровать слово, спрятанное в ящике. Ваша задача правильно совместить понятие и его характеристику. На пересечении получаем буквы, из которых составляем термин. Термин из новой темы.
Подводя итог, педагог определяет вместе с учениками, на основании расшифрованного слова, тему и цели урока.
Метод «Морфологический ящик» (время реализации до 10 минут)
Назначение метода: проверка и закрепление знания по пройденной теме, развитие памяти и внимания. Позволяет плавно перейти к изучению новой темы.
Порядок реализации метода:
Педагог предлагает расшифровать слово, спрятанное в ящике. Задача играющего найти его, для чего необходимо правильно совместить понятия по вертикали и горизонтали.
Подводя итог, педагог определяет вместе с учениками, на основании расшифрованного слова, тему и цели урока.
Данный метод также можно применить для первичного закрепления знаний в сочетании с методом «Чье это?».
Предлагаю вам оперативно определить из предложенных вариантов, что является педагогическим методом, а что приемом. Группы, которые расшифровали термин метод, выбирают методы, а группы, расшифровавшие термин прием – приемы и быть готовыми объяснить свой выбор.
Метод «Чье это?» (время реализации до 10 минут)
Назначение метода – развитие индивидуального сознания, творческого мышления через организацию взаимодействия, свободы выбора, мыследеятельности.
Порядок реализации метода:
Педагог предлагает из предложенных вопросов, признаков оперативно определить, чей это признак, какого явления (предмета), располагаясь под определенной табличкой, и быть готовым объяснить свой выбор.
С помощью скотча в нескольких местах аудитории закрепляются таблички.
Участникам предлагается система вопросов – признаков, по каждому из вопросов участники определяют, чей это признак, и перемещаясь по аудитории, размещаются под соответствующей табличкой.
Если признак относится сразу к нескольким явлениям (предметам), то участники располагаются в центре аудитории.
Снова озвучу высказывание
Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
Георг Зиммель
Для формирования учебно-информационных умений и навыков целесообразно использовать Метод «1 х 2 х 4»
Суть его в следующем. Педагог называет проблему и предлагает найти ответ на вопрос «Каковы основные характеристики "интерактива"?»
Сначала участникам индивидуально в течение 3-5 минут предлагается решить эту проблему. Затем создаются пары участников. Парам предлагается в течение 3-5 минут сравнить тексты по решению проблемы и создать общий текст.
По две пары объединяются в творческие группы по 4 человека. Творческим группам предлагается в течение 3-5 минут сравнить варианты текстов, созданных в парах, расширить и углубить содержание.
Каждая группа представляет свой вариант текста по решению проблемы.
Метод «1 х 2 х 4»
Назначение метода – развитие у учащихся коммуникативных навыков, мышления, индивидуальной работы, работы в парах, в творческих группах, через организацию мыследеятельности, смыслотворения.
Порядок реализации метода:
Педагог называет проблему, предлагает всем ученикам индивидуально в течение 3-5 минут предложить решение этой проблемы.
Создаются пары участников (по желанию). Парам предлагается в течение 3-5 минут сравнить тексты по решению проблемы и создать общий текст.
По две пары объединяются в творческие группы по 4 человека. Творческим группам предлагается в течение 3-5 минут сравнить варианты текстов, созданных в парах, расширить и углубить содержание.
Каждая группа представляет свой вариант текста по решению проблемы.
И опять высказывание:
Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
И. Лафатер
Предлагаю метод «Логическая цепочка». Данный метод развивает логическое мышление, умение взаимодействовать и сотрудничать, через организацию лексической коммуникации.
Предлагаю тему «Современный урок. Какой он?»
Каждая группа записывает по 4 буквы, характеризующие современный урок. Затем передает по часовой стрелке листы следующей группе, которая должна записать (расшифровать) слова. И снова передает их уже 3 группе, которая должна составить небольшой рассказ по теме, используя данные термины.
Метод «Логическая цепочка»
Назначение метода – развитие сознания учащихся, логического мышления, умений взаимодействия, сотрудничества, содеятельности через организацию лексической коммуникации.
Порядок реализации метода:
Педагог знакомит с темой задания.
Первая группа записывает первую букву слова из данной темы, передает лист второй группе.
Вторая группа расшифровывает эти слова, передает в третью группу.
Третья группа составляет рассказ по теме, используя написанные слова.
Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.