Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» »
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной
школы
«Здоровый ребёнок - успешный ребёнок»
Спортивно-оздоровительное
направление
Содержание
Введение
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Направления реализации программы
Планируемый результат
Литература
Приложения
Тематическое планирование
Введение
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад , соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
ФГОС предлагает следующие направления внеучебной деятельности
Внеучебная деятельность
Направления
Классы
I
II
III
IV
Всего
Спортивно-оздоровительное
3
3
3
3
12
Художественно-эстетическое
2
2
2
2
8
Научно-познавательное
2
2
2
2
8
Военно-патриотическое
2
2
2
2
8
Общественно-полезная деятельность
2
2
2
2
8
Проектная деятельность
1
1
1
1
4
Итого
10
10
10
10
40
Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.
Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Формы организации внеучебной деятельности по спортивнооздоровительному направлению.
Место проведения
Время проведения
Форма организации.
Школа
Первая половина учебного дня
Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры.
Школа
Вторая половина учебного дня
Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.
Семья
Вторая половина учебного дня. Выходные.
Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.
Школьные
оздоровительные
лагеря.
Каникулы.
Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.
Методы
Формы
Методы
формирования
сознания.
Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы;
Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции;
Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 - 15 мин.;
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков;
Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях;
Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом;
Круглый стол - данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных/ суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.
Методы стимулирования поведения и деятельности.
Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение;
Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.
Метод проектов.
Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);
Творческие проекты - санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные - значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы
проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация питания учащихся;
проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с медицинскими работниками;
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Результатом практической деятельности по программе «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» можно считать следующее:
Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
Тематический план.
№
Вид программы
Количество часов
п/п
1 класс
2 класс
3 класс
1
Подвижные игры
33
34
34
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Приложения
к проекту программы по внеурочной деятельности в начальных классах «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок».
Представляем календарно - тематическое планирование по данной программе. Планирование составлялось из расчета 2 часа в неделю в 1 классе и по 1 часу во 2 классе. На каждый месяц мы рассчитывали 8 занятий по спортивно-оздоровительному направлению. 80% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни.
Мы предлагаем свои темы, но каждый учитель их может координировать в соответствии с тем методическим материалом, который имеется в копилке учителя.
При подготовке к внеклассным мероприятиям, часам здоровья и пр. в 3-4 классах можно приобщать учащихся с проектными работами (проектная деятельность) на разнообразные темы. Это могут быть буклеты, листы здоровья, презентации. Всё зависит от того, какими компьютерными программами будут владеть обучающиеся к тому времени.
Для успешной реализации программы можно использовать Интерет-ресурсы: разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы в режиме on4ine и т.п. Мы предлагаем несколько тематических разработок по теме программы с образовательного портала «Rus edu.ru» из личной копилки автора проекта программы, (см. таблицу ) Но возможности Интернета безграничны и подобный материал можно подобрать на других сайтах.
Тематическое планирование 1 класс
№
Тема
Элементы содержания
Место проведения
1 четверть - 8 часов
1
Подвижные игры с общеразвивающим характером
«Ловля обезьян» , «Два мороза»
Спортивная площадка
2
Подвижные игры со скакалкой
«Зеркало», «Забегалы»
Спортивная площадка
3
Подвижные игры с прыжками
«Прыжки по кочкам», «Прыгающие воробушки»
Спортивная площадка
4
Подвижные игры с лазанием и перелазанием
«Поезд», «Альпинисты»
Спортивная площадка
5
Подвижные игры с бросками и ловлей мячей
«Метко в цель», «Догони мяч»
Спортивная площадка
6
Подвижные игры для развития внимания
«Правильнонеправильно», «Копна- тропинка-кочка»
Спортивная площадка
7
Общеразвивающие игры
«Два мороза», «Пустое место»
Спортивный зал
8
Подвижные игры со скакалкой
«Алфавит», «Зеркало»
Спортивный зал
2 четверть - 8 часов
1
Подвижные игры с прыжками
«Прыгающие воробушки», «Прыжок под микроскопом»
Спортивный зал
2
Подвижные игры с лазанием и перелазанием
«Поезд», «Альпинисты»
Спортивный зал
3
Подвижные игры с бросками и ловлей мячей
«Кого назвали, тот и ловит», «Догони мяч»
Спортивный зал
4
Подвижные игры для развития внимания
«Копна-тропинка-кочка», «Быстро шагаЙ!»
Спортивный зал
5
Подвижные игры на коньках
Учимся кататься на
Хоккейный корт
коньках
6
Подвижные игры на коньках
Учимся кататься на коньках
Хоккейный корт
7
Подвижные игры на коньках
Учимся кататься на коньках
Хоккейный корт
8
Подвижные игры на коньках
Учимся кататься на коньках
Хоккейный корт
3 четверть - 9 часов
1
Подвижные игры на коньках
Учимся кататься на коньках
Хоккейный корт
2
Подвижные игры на коньках
Учимся кататься на коньках
Хоккейный корт
3
Подвижные игры на лыжах
«Быстрый лыжник», «Не задень»
Стадион
4
Подвижные игры на лыжах
«Не задень», «Солнышко»
Стадион
5
Подвижные игры на лыжах
«Солнышко», «Встречная эстафета»
Стадион
6
Подвижные игры на лыжах
«Встречная эстафета», «Быстрый лыжник»
Стадион
7
Подвижные игры на лыжах
«Быстрый лыжник», «Не задень»
Стадион
8
Подвижные игры на лыжах
«Не задень», «Солнышко»
Стадион
9
Подвижные игры на лыжах
«Солнышко», «Встречная эстафета»
Стадион
4 четверть - 8часов
1
Подвижные игры с общеразвивающим характером
«Медведи и пчелы», «Бег сороконожек»
Спортивный зал
2
Подвижные игры с лазанием и перелазанием
«Поезд», «Альпинисты»
Г имнастический зал
3
Подвижные игры для развития внимания
«Запрещенное движение», «12 палочек»
Спортивный зал
4
Подвижные игры с общеразвивающим характером
«Белые медведи», «Дед мороз»
Спортивная площадка
5
Подвижные игры с бросками и ловлей мяча
«Метко в цель», «Кого назвали, тот и ловит»
Спортивная площадка
6
Подвижные игры с прыжками
«Прыжок под микроскопом», «Прыжки по кочкам»
Спортивная площадка
7
Подвижные игры с общеразвивающим характером
«У медведя во бору», «вызов номеров»
Спортивная площадка
8
Подвижные игры соскакалкой
«Алфавит», «Зеркало»
Спортивная площадка
Тематическое планирование 2 класс
№
Тема
Элементы содержания
Место проведения
1 четверть - 8 часов
1
Подвижные игры с общеразвивающим характером
«Охотники и утки» , «Третий лишний»
Спортивная площадка
2
Подвижные игры со скакалкой
«Зеркало», «Люлька»
Спортивная площадка
3
Подвижные игры с прыжками
«Волк во рву», «Лягушата и цапля»
Спортивная площадка
4
Подвижные игры с лазанием и перелазанием
«Через обруч», «Охотники за обезьянами»
Спортивная площадка
5
Подвижные игры с бросками и ловлей мячей
«Мяч водящему», « Гонка мячей»
Спортивная площадка
6
Подвижные игры для развития внимания
«Правильнонеправильно», «Быстро шагай»
Спортивная площадка
7
Общеразвивающие игры
«Колдунчик», «Зайцы в огороде»
Спортивный зал
8
Подвижные игры со скакалкой
«Удочка», «Зеркало»
Спортивный зал
2 четверть - 8 часов
1
Подвижные игры с прыжками
«Парашутисты», «Прыжки по полоскам»
Спортивный зал
2
Подвижные игры с лазанием и перелазанием
«Через обруч», «Охотники за обезьянами»
Спортивный зал
3
Подвижные игры с бросками и ловлей мячей
«Кто дальше бросит?», «мяч водящему»
Спортивный зал
4
Подвижные игры для развития внимания
«Класс, смирно!», «Запрещенное движение!»
Спортивный зал
5
Подвижные игры на коньках
«Пятнашки», «Попробуй, догони!»
Хоккейный корт
6
Подвижные игры на коньках
«Паравозик», Эстафеты
Хоккейный корт
7
Подвижные игры на коньках
«Белые медведи», эстафеты
Хоккейный корт
8
Подвижные игры на коньках
«Охотники и дичь», эстафеты
Хоккейный корт
3 четверть - 10 часов
1
Подвижные игры на коньках
«Рыбак и рыбки», эстафеты.
Хоккейный корт
2
Подвижные игры на коньках
«Пятнашки», эстафеты
Хоккейный корт
3
Подвижные игры на лыжах
«Змейка», катание с горы
Стадион
4
Подвижные игры на лыжах
«Сороконожка на лыжах», эстафеты
Стадион
5
Подвижные игры на лыжах
«Лучшие стрелки», катание с горы
Стадион
6
Подвижные игры на лыжах
«Снегурочка», эстафеты
Стадион
7
Подвижные игры на лыжах
«Кто дальше?», катание с
Стадион
горы
8
Подвижные игры на лыжах
«Г орная эстафета», эстафеты
Стадион
9
Подвижные игры на лыжах
«Слалом», катание с горки
Стадион
10
Подвижные игры на лыжах
«Кто быстрее?», эстафеты
4 четверть - 8часов
1
Подвижные игры с общеразвивающим характером
«Караси и щука», «Тише едешь, дальше будешь», мини-баскетбол
Спортивный зал
2
Подвижные игры с лазанием и перелазанием
«Через обруч», эстафеты,
Гимнастический зал
3
Подвижные игры для развития внимания
«Запрещенное движение», минибаскетбол
Спортивный зал
4
Подвижные игры с общеразвивающим характером
«Совушка», «Слушай сигнал», пионербол
Спортивная площадка
5
Подвижные игры с бросками и ловлей мяча
«Мяч водящему», эстафеты
Спортивная площадка
6
Спортивные игры
футбол
Спортивная площадка
7
Спортивные игры
футбол
Спортивная площадка
8
Спортивные игры
футбол
Спортивная площадка
Тематическое планирование 3 класс
№
Тема
Элементы содержания
Место проведения
1 четверть - 8 часов
1
Подвижные игры с общеразвивающим характером
«Пятнашки маршем», «Лапта»
Спортивная площадка
2
Подвижные игры с прыжками
«Веревочка под ногами», «Прыжок за прыжком»
Спортивная площадка
3
Подвижные игры с мячом
«Перестрелка»,
«Снайперы»
Спортивная площадка
4
Подвижные игры с лазанием и перелазанием
«Второй лишний», «Запомни номер»
Спортивная площадка
5
Спортивные игры
футбол
Спортивная площадка
6
Спортивные игры
футбол
Спортивная площадка
7
Спортивные игры
футбол
Спортивный зал
8
Спортивные игры
футбол
Спортивный зал
2 четверть - 8 часов
1
Подвижные игры с прыжками
«Прыгуньи и пятнашки», «Прыжок за прыжком»
Спортивный зал
2
Подвижные игры с лазанием и перелазанием, акрабатикой, равновесием
«Стрелки», «Кто точнее?»
Гимнастический зал
3
Подвижные игры с бросками и ловлей мячей
«Два капитана», «Сильный бросок»
Спортивный зал
4
Подвижные игры для развития внимания
«Воробьи и вороны», «Два мороза»
Спортивный зал
5
Подвижные игры на коньках
«Пятнашки», «Попробуй, догони!»
Хоккейный корт
6
Подвижные игры на коньках
«Воробьи и вороны», Эстафеты
Хоккейный корт
7
Подвижные игры на коньках
«Белые медведи», эстафеты
Хоккейный корт
8
Подвижные игры на коньках
«Охотники и олени», эстафеты
Хоккейный корт
3 четверть - 10 часов
1
Подвижные игры на коньках
«Рыбак и рыбки», эстафеты.
Хоккейный корт
2
Подвижные игры на коньках
«Кто дальше?», эстафеты
Хоккейный корт
3
Подвижные игры на лыжах
«Биатлон», катание с горы
Стадион
4
Подвижные игры на лыжах
«Снайпер», эстафеты
Стадион
5
Подвижные игры на лыжах
«Снежком по мячу», катание с горы
Стадион
6
Подвижные игры на лыжах
«Снегурочка», эстафеты
Стадион
7
Подвижные игры на лыжах
«Крепость», катание с горы
Стадион
8
Подвижные игры на лыжах
«Г орная эстафета», эстафеты
Стадион
9
Подвижные игры на лыжах
«Слалом», катание с горки
Стадион
10
Подвижные игры на лыжах
«Кто быстрее?», эстафеты
4 четверть - 8часов
1
Подвижные игры с общеразвивающим характером
«Гуси-лебеди», минибаскетбол
Спортивный зал
2
Спортивные игры
Мини-баскетбол
Г имнастический зал
3
Спортивные игры
Мини-баскетбол,
пионербол
Спортивный зал
4
Спортивные игры
Флорбол, пионербол
Спортивная площадка
5
Спортивные игры
Флорбол, пионербол
Спортивная площадка
6
Спортивные игры
футбол
Спортивная площадка
7
Спортивные игры
футбол
Спортивная площадка
8
Спортивные игры
футбол
Спортивная площадка
Литература
1. ФГОС Примерные программы начального образования. - ---«Просвещение», Москва, 2009.
2. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. - «Просвещение», Москва. 2009.
3. DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
4. DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
5. «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П.
6. «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.
7. «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры - Мир Книги, Москва. 2007.
8. «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2008.