Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Волшебный пластилин"
Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Волшебный пластилин"
Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Волшебный пластилин" »
Куйбышевский район, с. Куйбышево Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
Приказ от_______.08.2014 №_____ОД
Подпись ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
По художественно-эстетическому направлению»
«Волшебный пластилин»
Уровень общего образования (класс) начальное общее образование 1 класс Количество часов 33 Учитель Штенский Анатолий Владимирович Программа разработана на основе методического конструктора Д.В.Григорьева
«Внеурочная деятельность школьников»
М.: «Просвещение»2007г.
Пояснительная записка
Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Программное содержание по лепке включает в себя несколько разделов:
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с основными видами лепки;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Формировать эстетический и художественный вкус.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Учащиеся должны знать:
*правила организации рабочего места;
*правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
*названия и назначение инструментов;
*названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
*исходные формы изделий;
*приемы доработки исходных форм;
*последовательность технологических операций.
*культуру поведения и труда.
Учащиеся должны уметь:
*правильно организовать рабочее место;
*пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
* соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
*выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
*правильно использовать приемы доработки исходных форм;
*использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
*пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
*самостоятельно выполнять несложное изделие;
*оформлять готовое изделие;
*правильно вести себя в общественных местах;
*оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
*организовывать свое рабочее место и досуг;
* заботиться о своем здоровье.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
*Учитель для ученика, а не ученик для учителя.
*Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
*Нет предела совершенствованию.
*Учет психофизических особенностей детей.
*Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:
*индивидуальная
*групповая
*выставка
*экскурсия
*творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество часов за год составляет 33 часа.
Педагогические приёмы:
*формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
* организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
*стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
* сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
*свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
-инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
-практическая работа
-физкультминутки
-подведение итогов, анализ, оценка работ
-приведение в порядок рабочего места)
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.
Условия реализации программы
Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.
Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.
Основное оборудование:
*одежда, (лучший вариант рабочей одежды – старая папина футболка. В ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий);
*нож (стёк);
*материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением
Дополнительное оборудование:
заостренные спички или зубочистки, картон самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колёсики для придания поверхности определённой структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.
Демонстрационные пособия:
*предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); катушки для ниток разных пропорций и размеров; желуди, плоды каштана и т.п.;
* основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы – вы показываете объемную форму при анализе нового изделия, совмещаете ее с рисунком этой же формы на плакате, предъявляете при определении пропорций. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия;
*большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя.
Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации.
Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.
4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.) или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.
5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Учебно-тематический план «Волшебный пластилин»
№
Тема
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Всего
Уровень
Ожидаемый воспитательный результат
Вводный блок
1
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
03.09.14
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Выполнение изделий самых простых объёмных форм
2
«Магазин игрушек»
10.09.14
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Исходная форма-шар.
Изделие «Неваляшка».
3
Исходная форма-цилиндр.
Изделие -дерево.
17.09.14
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
4
Исходная форма-конус.
Изделие-пирамидка.
24.09.14
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм.
5
«Урожай»
01.10.14
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Изделия «Апельсин» и «Лимон»
6
Изделия «Вишня» и «Виноград»
08.10.14
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
7
Изделие «Корзина».
Коллективная работа. Композиция по теме.
15.10.14
1
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом
8
«Большой праздник»
22.10.14
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Изделие «Торт»
9
Изделие «Пирог»
29.10.14
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
10
«Дары леса»
12.11.14
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Изделия «Подосиновик» и «Травка»
11
Изделия «Мухомор» и «Лисичка».
Коллективная работа. Композиция по теме.
19.11.14
1
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом
12
«Подарок маме»
26.11.14
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Изделия «Ваза» и « Нарцисс»
13
Изделия «Тюльпан» и «Кувшинка». Коллективная работа. Композиция по теме.
03.12.14
1
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом
14
«С Новым годом!»
10.12.14
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Изделие «Снеговик»
15
Изделие «Ёлочка пушистая»
17.12.14
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
16
Изделие «Снегурочка»
24.12.15
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
17
Изделие Дед Мороз».
Коллективная работа. Композиция по теме.
14.01.15
1
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом
18
«Кто на листике живёт?»
21.01.15
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Изделия «Гусеница» и Сороконожка»
19
Изделия «Улитка» и «Бабочка»
28.01.15
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Выполнение сложных изделий
20
«Озеро»
04.02.15
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Изделия «Утка»и «Гусь».
21
Изделие «Лебедь» и «Улитки».
Коллективная работа. Композиция по теме.
18.02.15
1
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом
22
«Пасха»
25.02.15
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Изделие «Кулич»
23
Изделие «Яйцо»
04.03.15
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
24
«Птичий двор»
11.03.14
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Изделие «Курица с цыплятами»
25
Изделия «Петушок» и «Индюк».
Коллективная работа. Композиция по теме.
18.03.15
1
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом
26
«Море»
01.04.15
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Изделия «Морская звезда» и «Осьминог».
27
Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Коллективная работа. Композиция по теме.
08.04.15
1
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом
28
«Джунгли»
15.04.15
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Изделие «Слон»
29
Изделие «Черепаха»
22.04.15
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
30
Изделие «Пальма».
Коллективная работа. Композиция по теме.
29.04.15
1
II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом
31
Создание картин
06.05.15
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Картина «Ночное небо»
32
Картина «Портрет»
13.05.15
1
I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
33
Посещение выставок прикладного творчества.
20.05.15
1
III уровень
Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.
Итого
33ч
Содержание программы
№
п/п
Тема
Развиваемые способности
Планируемые результаты
Характеристика деятельности
( Личностные и метапредметные)
Личностные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные
УУД
1
2
3
4
5
6
7
1
Вводный блок.
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — пластилин.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Умение слушать и вступать в диалог.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструкциями.
2
Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструментом и материалом.
3
Тема: « Урожай»
5. Изделия «Апельсин», и «Лимон»
6. Изделия «Вишня» и «Виноград»
Тренировка внимания. Развитие мышления, пространственного воображения
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
4
7. Изделие «Корзина». Композиция.
Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
5
Тема: «Большой праздник»
8. Изделия «Торт»
9. Изделия « Пирог»
Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
6
Тема: « Дары леса»
10. Изделия «Подосиновик» и «Травка»
Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции.
Формирование умения выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом
7
11. Изделия «Мухомор» и «Лисичка». Композиция по теме.
Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми
Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
8
Тема: «Подарок маме»
12. Изделия «Ваза» и
« Нарцисс»
Совершенствование воображения.
Действие по образцу.
Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)
Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
9
13. Изделия «Тюльпан» и «Кувшинка». Композиция по теме.
Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми
Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию.
10
Тема: «С новым годом!»
14. Изделие «Снеговик»
15. Изделие «Ёлочка пушистая»
16. Изделие «Снегурочка»
Совершенствование воображения.
Действие по образцу.
Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)
Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
11
17. Изделие Дед Мороз». Композиция по теме.
Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
12
Тема: «Кто на листике живёт?»
18. Изделия «Гусеница» и Сороконожка»
19. Изделия «Улитка» и «Бабочка»
Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей.
Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений).
Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.
13
Тема: «Озеро»
20. Изделия «Утка»и «Гусь».
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления.
Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)
Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
14
21. Изделие «Лебедь» и «Улитки».
Композиция по теме.
Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил
Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно.
Развитие саморегуляциир как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
15
Тема: « Пасха»
22. Изделие «Кулич»
23. Изделие «Яйцо»
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления
Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)
Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
16
Тема: « Птичий двор»
24. Изделие «Курица с цыплятами»
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления
Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)
Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
17
25. Изделия «Петушок» и «Индюк».
Композиция по теме.
Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»
Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил
Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению.
Формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно
Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
18
Тема: « Море»
26. Изделия «Морская звезда» и «Осьминог».
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»
Уметь анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков
Формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
19
27. Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Композиция по теме.
Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил
Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению
Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.
Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
20
Тема: « Джунгли»
28. Изделие «Слон»
29. Изделие «Черепаха»
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления
Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)
Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом.
Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
21
30. Изделие «Пальма». Композиция по теме
Развитие мышления
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил
Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению
Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.
Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
22
Тема «Картина из пластилина»
31. «Ночное небо»
32. «Портрет»
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил
Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению
Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии.
Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
23
33. Посещение выставок прикладного творчества.
Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей.
Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
Структурирование знаний при выработке умения читать задание, работать с учебной литературой
Умение понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору
Умение адекватно принимать задачу, данную в
определённом условии,
формировать умение самопроверки по образцу
Диагностика результативности.
Методика Н. И. Гуткиной "Домик".
Задания А. Л. Венгера "Дорисуй мышкам хвосты" и "Нарисуй ручки для зонтиков".
Методика Д. Б. Эльконина - А. Л. Венгера: графический диктант и "образец и правило".
Методика А. Л. Венгера "Лабиринт"
Литература.
1. Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры»
2. Глазова М. «Я леплю из пластилина»
3. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах»
4. "Лепим из пластилина" от из-ва "Русич"
5. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке»