Внеурочная деятельность "Художественная аппликация"
Внеурочная деятельность "Художественная аппликация"
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы, а так же на ознакомление с приёмами краеведения. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Художественная аппликация" »
Муниципальное образование «Курумканский район»
Курумканское районное Управление образования
_____________МБОУ «Гаргинская средняя общеобразовательная школа им Н.Г. Дамдинова»____________
671635, с. Арзгун, ул. Комсомольская,1 тел(факс) 8(301)49-92-115, тел.92-1-97
«Утверждено»
директор МОУ «СОШ №5
г. Буинска РТ»
____________ /М.В.Батин/
Приказ №________от
«___»________________2011 г.
Рассмотрено:
на заседании МО
протокол №__
от «__»_____2014 г.
Руководитель МО
Бадлуева С.Б.
подпись:______
Согласовано: «__»_____2014 г.
Заместитель
Директора по УР
Шарланова Н.Ц.
подпись:______
Утвержджено: «__»_____2014 г.
Директор МБОУ
«ГСОШ им Н.Г. Дамдинова»
Бадмаева Н.Ц..
подпись:______
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Художественная аппликация»
1 класс
Составитель: Бадлуева С.Б.,
учитель начальных классов
с. Арзгун, 2014 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности для учащихся 1-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
с законом «Об образовании» в действующей редакции;
с типовым положением об общеобразовательном учреждении;
с уставом школы;
с образовательной программой школы;
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы, а так же на ознакомление с приёмами краеведения. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет.
Цель: Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного. Развитие кругозора.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач: развивать сенсорику, мелкую моторику рук, пространственное воображение, техническое и логическое мышление, глазомере; способности ориентироваться в информации разного вида; осваивать знания о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальные представления о мире профессий; овладевать начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к людям и результатам их труда, интерес к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Знакомить с приёмами работы по краеведению: поиск информации, анализ жизненных ситуаций относительно родного края.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны для разметки, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у детей способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
Результатом реализации данной рабочей программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.
Предполагаемая результативность курса
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать систему универсальных учебных действий; сформировать навыки работы с информацией. Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах выставки, конференции, фестивали и пр.
К концу 2 года обучения обучающиеся должны знать: название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой; правила безопасности труда при работе ручным инструментом; правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику; способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу 2 года обучения обуучающиеся должны уметь: правильно пользоваться ручными инструментами; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда; организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы; бережно относиться к инструментам и материалам; экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника; самостоятельно изготовлять изделия по образцу; правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
Учебно-тематический план
Содержание курса
Количество часов
Перечень универсальных действий обучающихся
Аппликация и моделирование.
24 часа
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.
Работа с пластическими материалами на бумаге.
8 часов.
Личностные универсальные учебные действия
обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся научится: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов.
Секреты бумажного творчества.
20 часов.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы: устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: анализировать объекты, выделять главное.
Оригами.
17 часов
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся научится: преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: владеть монологической и диалогической формой речи. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии.
Календарно-тематическое планирование
Дата
Название темы
Кол час
Описание примерного содержания занятий
план
факт
Раздел 1. Аппликация и моделирование. 24 часа.
3,4/09
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги «Деревья Сибири. Кедр и сосна»
2
Журнальная бумага, картон. Знакомство с видами аппликаций, беседа о деревьях Сибири (Кедре и сосне)
10/09
Аппликация из птичьих перьев на картоне «Птицы Бурятии»
1
Перья, картон. Знакомство с приёмами работы с мелкими деталями на бумаге. Знакомство с птицами Бурятии.
11,17/09
Аппликация из ткани на картоне «Мой любимый край - моя Бурятия»
2
Накрахмаленная ткань, картон. Знакомство с приёмами работы с плотными видами картона и тканью. Экскурсия и наблюдения за осенними пейзажами родного края.
18,24/09
Аппликация по шаблону «Осенние цветы»
2
Бумага, картон. Работа с шаблоном. Наблюдение и демонстрация слайдов и рассмотрение различных видов осенних цветов, произрастающих в Сибири.
25,1/10
Мозаика из ватных комочков на бумаге «Первый снег»
2
Вата, бумага, картон. Экскурсия и наблюдение за изменением в природе. Рассмотрение фотографий первого снега. Отработка приёмов скручивания ваты и бумаги.
2,8/10
Прорезная аппликация «Овощи с нашей грядки»
2
Картон, различные материалы. Знакомство с приёмами прорезания различных видов бумаги и картона. Наблюдение и рассмотрение форм и цветовой гаммы овощей и фруктов с наших огородов.
9,15/10
Гофрированные цепочки «Деревья в снегу»
2
Гофрированная бумага, картон, белые салфетки. Отработка приёмов работы с гофрированной бумагой. Наблюдение за пейзажем заснеженных деревьев.
Журнальная бумага. Знакомство с приёмами скручивания и складывания журнальной бумаги. Рассмотрение элементов женского бурятского костюма с орнаментами бурятских народов.
22,23/10
Выпуклая мозаика из плотной бумаги «Рыбки наших водоёмов»
2
Цветная бумага, картон. Формирование навыка работы с приёмами складывания и склеивания картона. Беседа с демонстрацией слайдов «Рыбки наших водоёмов»
29/10
Моделирование из картона. Рамочка для пейзажей.
1
Картон, цветная бумага. Знакомство с приёмами декорирования способом фигурного вырезания деталей. Беседа и демонстрация фотографий «Пейзажи моего края».
30,12/11
Конструирование «Звери из спичечных коробков» Бурый медведь, заяц-русак, мышь-полёвка.
2
Цв.бумага, спич. Коробки. Формирование приёмов складывания и сгибания по линейке. Беседа и демонстрация фотографий «Звери лесов Кузбасса»
13,19/11
Моделирование из гофрированной бумаги «Роза. Почему она не растёт в сибирском лесу»
Бумага цветная. Отработка приёмов моделирования из плоских полос бумаги, складывания и сметания в определённую форму. Беседа с демонстрацией слайдов «Наши пернатые друзья»
5/02
Плетение из бумаги. Аппликация.
«Грибы в нашем лесу»
1
Бумага цветная. Формирование приёмов плетения полосок бумаги. Беседа и демонстрация слайдов «Грибы нашего леса»
11,12/02
Мозаика из объёмных деталей. Коллективная работа
«Почётная профессия»
2
Бумага белая и цветная. Формирование навыка работы в коллективе. Беседа и демонстрация слайдов и фильмов о профессиях.
18,19/02
Мозаика из плоских деталей оригами. «Почётные профессии моих родителей»
2
Фантики, цветная бумага. Отработка приёмов работы с плоскими модулями оригами, складывания их в композицию. Рассказ детей о профессиях своих родителей.
25,26/02
Сюжетная композиция из объёмных деталей на плоскости. «Наш красивый город Улан-Удэ»
2
Картон, цветная бумага. Формирование работы с объёмными деталями из бумаги, складывание их в композицию по замыслу. Демонстрация фильма и беседа.
4,5,11/03
Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа «Праздник 9 мая»
3
Бумага различная. Формирование приёмов работы в коллективе. Демонстрация слайдов «9 мая – День Победы»
12/03
Объёмная композиция из кругов. «Праздник Победы в родном селе»
1
Бумага различная. Отработка приёмов работы с объёмными деталями. Беседа и демонстрация слайдов «Наши ветераны».
18/03
Соединение различных техник в одной работе. «В хвойном лесу»
1
Бумага цветная. Отработка разных приёмов работы с бумагой. Демонстрация слайдов и рассказы детей о наблюдениях в хвойном лесу.
19/03
Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции по своему замыслу.
1
Бумага белая, цветная, журнальная. Знакомство с Приёмами складывания и сгибания бумаги в определённую форму. Составление композиций по воображению.
1,2/04
Объёмные цветы из модуля «Трилистник»
«Сибирские подснежники»
2
Бумага белая, цветная, гофрированная. Отработка навыка складывания бумаги в треугольный модуль. Беседа о подснежниках.
8,9/04
Треугольный модуль оригами.
2
Бумага цветная. Отработка навыка сгибания бумаги в треугольный модуль. Рассказы и легенды. Чтение легенд и стихов.
15,16,22,23/04
Аппликация из модулей оригами.
4
Бумага цветная. Отработка приёмов складывания модулей в композицию.
29,30/04
Художественные образы объёмной формы «Русские народные сказки»
2
Бумага белая и цветная. Отработка навыка объёмной аппликации из модулей оригами. Чтение русских народных сказок.
6,7/05
Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. «Лето в деревне».
2
Бумага цветная, проволока. Формирование работы с модулями оригами, установка на каркасе из проволоки. Демонстрация слайдов «Наше лето». Экскурсия в школьный парк.
13,14,20,21/05
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров.
4
Бумага различная. Изготовление поделок по собственному замыслу. Выставка детских работ.
68 часов
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
Фотографии пейзажей Кемеровской области
Фотографии животных Кемеровской области
Открытки с видом года Прокопьевска
Видео-, аудиоматериалы:
Подборка звуковых файлов «Звуки природы»
Подборка голосов животных, птиц.
Цифровые ресурсы:
http://stranamasterov.ru/
http://www.solnet.ee/
Оборудование:
Ноутбук
Цифровой проектор.
Дополнительная литература:
Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997г.
М.А.Гусакова “Аппликация”
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
“Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)
Л.А.Лось Справочное пособие по краеведению «Люби и познавай свой край родной» г. Прокопьевск, 2011