ФГОС требует от учителей начальной школы нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы.Так учитель, основывается на результатах работы воспитателя детского сада поэтому необходимо обратить внимание на присутствие портфолио у дошкольника при поступлении в школу. Технология портфолио помогает учителю, оценить метапредметные результаты деятельности дошкольника и обучающегося.
Цель данной статьи рассказать читателям как можно построить работу создания портфолио ученика с 1-го класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология создания портфолио в начальной школе»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Л. А. Венгер
Технология создания портфолио
в начальной школе.
Современные взгляды на воспитание, обучение и развитие детей сегодня требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, это позволит наладить организовать непрерывность всего образовательного процесса. Данный процесс преемственности будем рассматривать с двух сторон: дошкольное образование и школьное.
На дошкольной ступени формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения.
Школа же как приемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
ФГОС требует от учителей начальной школы нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы .Так как учитель, основывается на результатах работы воспитателя детского сада мы, как учителя, рекомендуем обратить внимание на присутствие в портфолио дошкольника материалов, демонстрирующих его:
творческие способности
навыки самостоятельности в быту
уважительное отношение к окружающей среде
физическое развитие
общий уровень развития мышления
навыки использования современных технологий
навыки общения, использования возможностей языка и общей грамотности соответственно возрасту
общественное (социальное) и эмоциональное развитие
Портфолио выпускника начальной школы- это конечный результат, к которому учитель и дети будут двигаться в течение четырех лет активной работы, это прежде всего возможность для ведения диалога ученика (членов его семьи) и учителя по поводу планируемых и достигнутых результатов обучения.
Технология портфолио помогает нам, оценить метапредметные результаты деятельности обучающегося.
Ведь основная цель Портфолио собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Мы работаем по УМК «Школа России» и в своей работе опираемся на брошюру - организатор А.В.Иванова «Мой портфолио»,в которую включён раздел «Портфолио дошкольника». Предполагается, что перед поступлением в школу ребенок работает с этим разделом, а к созданию портфолио первоклассника приступает, лишь поступив в школу. Проанализировав презентацию дошкольника учитель может познакомиться с достижениями ,интересами и умениями своего будущего ученика.
В своей работе мы пользуемся методическим пособием
А. В. Иванов «Портфолио в начальной школе» в которой есть 5 рекомендаций: Рекомендация первая: Начинать всегда лучше с простого и понятного Рекомендация вторая: Это должно быть интересно детям Рекомендация третья: Простые и ясные цели в работе с портфолио Рекомендация четвертая: Следуйте простым правилам: • Учитель ПОМОГАЕТ создавать портфолио. • Родители ПОМОГАЮТ детям. Рекомендация пятая: Улучшайте и изменяйте
Важную роль в выполнении всех этих рекомендаций играет сотрудничество педагога и родителей.
В центре процесса – ребенок.
На первом родительском собрании мы даём родителям рекомендации, проводим лектории для родителей, на которых предлагаем свою помощь в виде памяток по работе с портфолио. На классных часах идёт работа с обучающимися в группах и индивидуально. Итогом работы за полугодие и за год предполагается защита своего портфолио. Защиту можно проводить на родительском собрании, классном празднике. Можно организовать выставку портфолио. Основная часть портфолио может включать
раздел «Мой мир»( данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребенка, занесенные им в портфолио самостоятельно; диагностические работы (стартовая, промежуточная, итоговая);информация, помогающая обучающемуся узнать свой характер, способности, узнать способы самосовершенствования и самопознания (тесты, анкеты психологического характера);
раздел «Мои достижения» (удачно написанные контрольные работы; интересные проекты по предметам; отзывы о прочитанных книгах; график роста техники чтения; грамоты, сертификаты, благодарственные письма, похвальные листы; здесь можно отразить мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности);
раздел «Моё творчество»( творческие работы обучающегося (сочинения, рисунки, сказки, сказки, стихи); проектные работы (указывается тема, описание работы, фотографии, тексты; фотографии поделок (объемных работ); отражается участие в олимпиадах и конкурсах; участие в спортивных мероприятиях;
раздел «Отзывы и пожелания»( включает в себя положительные оценки педагогами, родителями, возможно одноклассниками, стараний обучающегося.)
Следует помнить, что работая над брошюрой-организатором ребёнок совместно с родителями может проявить своё творчество и дополнить портфолио другими разделами, которые могут быть представлены отдельной папкой, которая хранится дома.